Копилка опыта

Е. Е. Чевелева

Профессиональная компетентность учителя биологии

Педагогический марафон 2009

Сегодня, в условиях коренной перестройки школьного образования, каждый учитель должен мыслить и работать по-новому, творчески подходить к своей работе, искать новые резервы и возможности для повышения эффективности обучения, экспериментировать, критически анализировать полученные результаты. Среди основных положений концепции модернизации российского образования определена необходимость усиления в содержании биологического образования деятельностного компонента и практической направленности обучения, представляющих собой основные виды и способы учебной деятельности.

По данным психологов, у человека в памяти остается 10% из того, что слышит, 50% из того, что видит и 90% из того, что делает (Н.Н. Боголюбова). Одним из основополагающих подходов, лежащих в основе современной модернизации образования, является компетентностный подход, который не является совершенно новым и ориентирован на освоение умений, способов деятельности ( М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.В. Давыдов). Проектируя образовательную среду школы, учителя биологии и экологии должны мотивировать учеников реализовывать свой творческий потенциал, учить их работать в коллективе, преодолевать трудности на пути к достижению своей цели.

Система экологического воспитания ГОУ СОШ № 2007

«Люди делятся на две категории: одни строят, другие растят. Первые могут годами биться над поставленной задачей, но в один прекрасный день выполняют ее. И после этого останавливаются и замыкаются в четырех стенах своего бытия. Когда эти стены возведены и постройка окончена, жизнь теряет смысл. Но есть другие – те, кто выращивает. Они порой страдают от бурь, от смены времен года и редко могут позволить себе отдохнуть. Но сад в отличие от возведенного здания никогда не прекращает расти. Да, он постоянно требует от садовника рачительного присмотра, но все же дает возможность сделать жизнь непредсказуемо увлекательной. Садовники рано или поздно находят друг друга – ибо знают, что в истории каждого растения, как в капле воды, отражена история всей Земли».
ПАОЛО КОЭЛЬО

Экскурсию проводит ученик 6-го класса

Основным средством формирования экологической культуры у подрастающего поколения является деятельностный подход к качеству окружающей среды. Экологическая грамотность необходима для формирования подлинно человеческого отношения к природе, определения допустимой меры ее преобразования.

В школе полного дня, где дети пребывают более 6–7 ч, наиболее приемлемой формой организации внеклассной работы по биологии и экологии является экологический клуб.

Наш клуб был назван «Ирис», что в переводе с древнегреческого означает «радуга». И как радуга имеет разные цвета, так и работа нашего клуба проходит по разным направлениям. Членами клуба были придуманы девиз, эмблема, были выбраны президент и вице-президенты, был составлен план работы.

В течение 5 лет клуб продолжает успешно существовать, на смену выпускникам, окончившим школу, в него пришли новые ученики, появились традиционные творческие праздники, акции, инициативы, выполняются новые проектные работы.

Пребывание в школе должно быть комфортным, и этому способствуют наши зеленые друзья – растения. Приоритетное направление в деятельности клуба посвящено созданию аэрофитодизайна нашей школы и пришкольной территории.

В школе создан музей комнатных растений «Орхидея», где собраны растения разных климатических зон. Члены клуба проводят экскурсии для всех желающих.

Музей комнатных растений «Орхидея»

Цели и направления работы музея

1. Использование комнатных растений как демонстрационный материал для постановки опытов и наблюдений во всех темах ботаники, общей биологии.
2. Ознакомление с важнейшими приемами и навыками по уходу за комнатными растениями, их пересадке и размножению.
3. Изучение индивидуальных особенностей растений, являющихся экспонатами музея (требования к освещению, поливу, подкормке).
4. Работа со справочной литературой по составлению паспорта растения.
5. Использование растений для оформления интерьера школы, кабинетов.
6. Написание творческих проектов, рефератов.
7. Ознакомление и изучение целебных свойств комнатных растений. Создание лекторской группы. Создание виртуальной энциклопедии комнатных растений.
8. Выступление с лекциями, сообщениями перед учащимися школы.
9. Проектная деятельность.

Силами членов клуба осуществляется школьный проект «Цветочная геометрия», посажена «Грядка Гиппократа», где выращиваются лекарственные растения, изучаются типы фиточаев и их действие на организм.

Для того чтобы человек чувствовал себя комфортно, в городе на каждого жителя должно быть не менее 24 м2 зеленых насаждений общего пользования. В Москве эта цифра снизилась до 16 м2 на человека. Естественный покров отсутствует более чем на 85% территории города. Свыше 30% зеленых насаждений уничтожено. Для улучшения экологической обстановки в целях сохранения и улучшения здоровья человека существенное значение имеет правильное озеленение населенных пунктов, а также озеленение мест работы и отдыха.

Цели проекта

1. Разработать проект комплексного озеленения пришкольного участка, используя в дизайне клумб элементы геометрических фигур.
2. Максимально сохранить существующие на территории зеленые насаждения.
3. Создать аптекарский огород и овощные грядки в целях воспитания у детей трудовых навыков по уходу за растениями.

Современные дети мало знакомы с лекарственными растениями, произрастающими на территории России. Наша цель – познакомить их с наиболее часто употребляемыми лекарственными растениями, их лечебными свойствами и использованием на практике.

Конкурс «Осенняя фантазия», который традиционно проводится накануне Дня учителя, заслуженно пользуется любовью учеников и их родителей.

«Птица-осень» – победитель конкурса «Осенняя фантазия»

Традиционно проводятся разные интеллектуальные игры на уроках и в период предметных недель.

Выпускаются тематические газеты. Одна из любимых – тема о домашних питомцах «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Нашей школе в этом году исполнилось 5 лет. За это время наши ученики принимали участие не только во внутришкольных биологических олимпиадах и конкурсах, но и в окружных, городских олимпиадах по биологии и экологии. Заняты призовые места в школьной олимпиаде МГУ и Всероссийском конкурсе «Мы и биосфера», в XX Московском городском экологическом фестивале «Наш дом – планета Земля».

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru