Т. А. Еремина
Разработка модульных уроков
по теме: «Надкласс Рыбы»
Педагогический марафон 2009
«Для того чтобы… породить ряд процессов внутреннего развития,
нужны правильно построенные процессы школьного обучения»Л.С. ВЫГОТСКИЙ
Все чаще мы слышим от учеников и их родителей: «Мне не нужны физика, химия, биология». Не ведают, что говорят… Процесс обучения любому предмету направлен на формирование ключевых компетенций: коммуникативной компетенции, умения сотрудничать, способности к самообучению; происходит развитие интеллектуальных умений и навыков, отработка технических приемов. Все это пригодится в жизни. Родители хотят видеть своих детей самостоятельными, умеющими решать реальные задачи. Готовы ли школьники к самостоятельной деятельности?
Одна из задач учителя – научить своих подопечных самостоятельности, в первую очередь, научить добывать знания. Практика показывает, что эффективность процесса обучения много выше, если школьник овладел приемами самообразования.
В процессе модульного обучения реализуется новая парадигма образования, которая состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель должен управлять этим процессом. Сущность модульного обучения заключается в том, что учащиеся самостоятельно достигают цели учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.
Модуль – целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Иными словами – это план активной учебной деятельности учащихся на данном уроке, включающий дидактические цели обучения, различные задания и рекомендации по их выполнению.
В модуль включены:
– точно сформулированные учебные цели,
– банк информации,
– методическое руководство по достижению цели,
– практические занятия по формированию необходимых умений,
– контрольная работа, которая соответствует цели, данной в модуле.
Как перейти на модульное обучение? Прежде всего, разработать модульную программу (МП), которая состоит из комплексной дидактической цели (КДЦ) и совокупности модулей. КДЦ включает интегрирующие дидактические цели (ИДЦ), которые в свою очередь делятся на частные ДЦ, на основе которых выделяются учебные элементы (УЭ). Модули могут быть познавательные, операционные, смешанные. В школе чаще используются смешанные модули.
Чтобы оценить эффективность применения модульной технологии обучения, надо вместе с учащимися в нее погрузиться. Учителю необходимо разработать МП хотя бы по одной теме и провести все или большую часть уроков темы в соответствие с этой программой.
Перед каждым уроком учитель должен:
– проработать содержание учебного материала урока, выделить главные идеи и сформулировать для учащихся интегрирующую цель (УЭ-0), где указывается, что именно к концу занятия ученик должен изучить, знать, уметь, понять, определить и т.д.;
– дифференцировать содержание, определить объем и последовательность учебных элементов (УЭ), указав время, отводимое на каждый из них, и вид работы учащихся;
– подобрать разнообразные формы заданий для самостоятельной работы учащихся: вопросы, тестовые задания, таблицы, рисунки, графические диктанты;
– подобрать дополнительный материал, соответствующие наглядные пособия, ТСО;
– написать методическое пособие для учащихся и размножить его.
Структура модуля урока
УЭ-0. Определение целей деятельности учащихся – чему они научатся на уроке.
УЭ-1. Мотивация на усвоение содержания и учебную деятельность (интеллектуальные разминки, графические диктанты, небольшие тесты).
УЭ-n. Содержат:
– информацию или источник информации (рассказ учителя, лекция, фильм, сообщения учащихся, чтение учебника или комбинация этих компонентов);
– план отработки материала (лабораторные работы, решение учебных задач, проблем, ответы на вопросы, выполнение заданий, игры).
На уроке
Роль учителя: управлять деятельностью школьников, мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать. Модульное обучение позволяет учителю индивидуализировать работу с отдельными учениками.
Важным для управления обучением школьников является принцип обратной связи, т.к. никакое управление невозможно без контроля, анализа и коррекции. Контроль может быть входным, текущим, промежуточным и заключительным. Используются как «мягкие» формы контроля – самоконтроль и взаимоконтроль, так и экспертный контроль (обычная проверочная работа, зачет, устный опрос или итоговый тест).
Деятельность ученика: работает большую часть времени самостоятельно, осуществляя самоорганизацию, самообучение, самооценку. В результате имеются большие возможности для самореализации, что соответствует потребностям детей и родителей.
В конце каждого урока ученики оценивают степень достижения цели занятия и свою работу на уроке. Система оценки – рейтинговая; накопление рейтинга происходит в процессе текущего, промежуточного и заключительного контроля.
Домашнее задание зависит от качества работы на уроке. Если ученик отработал все учебные элементы и набрал максимальное количество баллов, то для него домашнего задания нет. Если же в ходе классной работы допускались ошибки, то рекомендуется повторить тот или иной учебный материал.
Темп работы на уроке зависит от индивидуальных особенностей ученика, но его приходится регулировать. Урок длится 45 или 90 мин (предпочтительно делать модульные уроки спаренными).
Чтобы работа не была монотонной, задания должны быть рассчитаны как на простое репродуктивное воспроизведение учебного материала, так и на творческую деятельность. Смена видов деятельности, а также выполнение учащимися заданий различного уровня сложности делают урок интересным, устраняют психологическую нагрузку, позволяют ребятам максимально реализовать себя на уроке.
Прежде чем начинать разработку модулей уроков, необходимо оценить, готовы ли школьники к выполнению самостоятельной учебной деятельности, а также учесть материальные возможности школы.
В качестве примера, раскрывающего особенности модульной технологии, рассмотрим модули уроков по теме: «Надкласс Рыбы» начиная со второго урока. Первый урок «Местообитания и внешнее строение рыб» проходит в форме лабораторной работы с использованием «Тетради для лабораторных работ, 7(8)-й класс. Животные». Суханова Л.В. – М.: Интеллект-Центр, 2006.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Биология. Животные. Учебник для 7-го кл. / Под ред. В.М. Константинова. Ч. 1. – М.: Вентана-Граф», 2004. С. 152–171.
Никишов А.И., Шарова И.Х. Биология. Животные. Учебник для 7-го кл. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
Дольник В.Р., Козлов М.А. Рыбы. Атлас. Учебное пособие. – СПб.: ЧеРо-на-Неве; М.: Изд-во МГУ, 2000.
Суматохин С.В., Кучменко В.С. Биология. Животные. Рабочая тетрадь № 2. – М.: Вентана-Граф, 2007.
Таблицы: «Рыбы», «Морские рыбы», «Пресноводные и проходные промысловые рыбы», «Искусственное разведение рыб», «Рыбный промысел», «Правила индивидуального рыболовства».
Видеофрагмент «Осетр» (3 мин).
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Лернер Г.И. Зоология. Поурочные задания, тесты, контрольные работы для 7–8-го класса. – М.: Аквариум, 1998.
Никишов А.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 7-й класс. – М.: Дрофа, 2007.
Резникова В.З. Проверка знаний учащихся по разделу «Животные». Тематический контроль по биологии. – М.: Интеллект-Центр, 2006.
CD-диск «1С: Образование». Животные. 7-й класс.
Фильм ВВС «Дельта Волги».
Видеофильм «Животные». Ч. 2. «Класс рыбы».
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. – М., 2001.
Статьи из журнала «Биология в школе»:
Берсенева Л.А. – № 5, № 1, 1996.
Бурцева О.Ю. – № 4, 2000, № 1–4, 2001.
Иноземцева Н.А. – № 2, 2003.
Лисовская Л.П. – № 8, 2006.
Сорокина Н.В. – № 1, 1998.
Модуль урока на тему «Основные систематические группы рыб»
№ |
Учебный материал с указанием заданий |
Рекомендации по |
УЭ-0 |
Интегрирующая цель В процессе учебной работы над модулем: – ознакомиться с систематическими группами рыб, их многообразием и представителями; |
|
УЭ-1 |
Сколько насчитывается видов рыб? |
Вспомните! |
Частная цель: повторить систематические единицы и познакомиться с классификацией рыб. 1. Заполните схему в рабочей тетради. 2. Назовите в соответствии с указанной последовательностью. Тип – _____________ |
Для подсказки использовать лист с таблицей «Систематические группы рыб».
|
|
3. На основании чего рыб объединяют в систематические группы? Что лежит в основе классификации – родство или места обитания? 4. Где могут жить рыбы? Прочитать в § 34 со слов «Они живут в толще воды и близ дна ...» до с. 164 – 5. Влияют ли условия среды обитания на внешний облик рыб? |
Подумать, обсудить в парах, ответить. С.163, последний абзац, с.164 – 1-й абзац. Сделайте вывод. |
|
УЭ-2 |
Частная цель: изучить класс Хрящевые рыбы. 1. Найти приспособления к жизни в толще воды у акул и к донному образу Прочитайте текст в учебнике. |
Работать с § 34, с.163, рис. 124, в таблице или на экране; обратить внимание на слова, выделенные курсивом. Обсудить в парах. Сделать вывод. |
2. Выполните задание Перечислите (используя цифровые обозначения) признаки, свойственные представителям названных отрядов хрящевых рыб. Отряды хрящевых рыб: I. Акулы – II. Скаты – Признаки: 1 – образ жизни придонный; Оцените: 5 баллов за каждый верный ответ. |
Выполнить задание и проверить с помощью ключа. Оценить. |
|
3. Сделайте вывод, посмотрите видеосюжет. |
Сравните свой вывод и слова диктора. |
|
УЭ-3 |
Следующий класс – Костные рыбы. Рассмотрите таблицу «Систематические группы рыб». |
Ответить на вопрос.
|
Частная цель: изучить характерные особенности строения костных рыб на примере осетровых. 1. Прочитайте текст в учебнике. |
Изучить § 34, с. 165, абзацы 2-й и 5-й. Атлас – с. 27 |
|
5. Выполните задание № 3 на стр. 15 в рабочей тетради Особенности осетровых рыб: форма головы – |
Работать в раб. тетради, с. 15, № 3 |
|
6. Выполните задание Из перечисленных признаков выберите те, которые относятся: 1 – к хрящевым рыбам, 1.___________ а – могут сохраняться остатки хорды; Оцените: все верно – 5 баллов, 2–4 ошибки – 4 балла, 5–6 ошибок – 3 балла. |
На контрольном листе. |
|
УЭ-4 |
Следующая группа – подкласс Лопастеперые рыбы. Частная цель: изучить особенности строения двоякодышащих и кистеперых рыб. 1. Прочитайте текст в учебнике от слов «К лопастеперым рыбам относятся…» 2. Найдите ответ на вопрос «Почему находка латимерии оказалась чрезвычайно важной для науки?» 3. Чем интересны протоптерусы? 4. Сделайте вывод о передвижении и дыхании лопастеперых рыб. Какое значение это имело в эволюции хордовых животных? 5. Выполните задание Запишите буквы, соответствующие названиям хрящевых и костных рыб после названий соответствующих классов: А – голубая акула Класс Хрящевые рыбы: Оцените выполнение задания. За каждый верный ответ – 1 балл. |
Работать с § 34, с. 166–167 Рассмотреть рис. 126, 127 или изображения на экране. Подготовить ответ. Обсудить в парах устный ответ. |
УЭ-5 |
Частная цель: сделать выводы о взаимосвязи среды обитания и внешнего строения рыб. Какие особенности строения рыб (цвет, форма тела, скелет, хорда, чешуя, жаберные крышки, форма хвостового плавника) являются приспособительными, а какие связаны с эволюционным происхождением всей группы? Подвести итоги: все верно – 17 баллов, оценка 5; 16–12 баллов – оценка 4; 11–9 баллов – оценка 3. |
Обсудить в парах. Дать устный ответ. |
УЭ-6 |
Домашнее задание: § 34 |
|
КЛЮЧИ К ЗАДАНИЯМ
Задание к УЭ-2
I – 2, 3, 5, 8, 10, 11.
II – 1, 4, 6, 7, 9.
Задание к УЭ-3
1 – б, г, ж, к, м.
2 – а, д, з, л.
3 – е, в, и.
Задание к УЭ-4
I – А, В, Д.
II – Б, Г, Е.
От редакции. Использование признака «е» в задании 6 УЭ-3 как характеристики класса хрящевых рыб, как предлагает автор данной разработки, было бы корректным при указании на истинное живорождение с образованием плаценты или ее подобия. Соответственно эта информация должна быть предварительно донесена до учащихся. Яйцеживорождение же в широком смысле, как вынашивание оплодотворенных яиц в половых путях самки, известно как для хрящевых, так и для костных рыб. Широко известный пример – яйцеживорождение у гуппи и других пецилиевых, часто содержащихся в аквариумах.