Л. А. Баранчикова
Проект «Земля – твой дом»
Проект реализуется учащимися 8–11-х классов на уроках и в рамках внеклассной работы (факультатив).
Его выполнение поможет владельцам приусадебных земельных участков не нарушать своей хозяйственной деятельностью законы природы и не загрязнять окружающую среду.
Учитель помогает школьникам определить цель проекта, руководствуясь законами экологии, предложенными Б.Коммонером:
– все связано со всем;
– за все надо платить;
– все надо куда-то девать;
– природа знает лучше.
Цель проекта: изучить приусадебный (дачный) участок как особый вид искусственного сообщества, существование которого, структура и влияние на окружающую среду, с одной стороны, зависят от человека, находятся под его контролем, а с другой – формируются с учетом природных закономерностей (круговорот веществ, пищевые цепи, взаимосвязи между организмами и т.д.). Отсюда вытекает необходимость разъяснительной работы с владельцами земли о том, что, нарушая природные законы, загрязняя окружающую среду, они наносят ущерб природе, государству да и себе, наконец. В ходе выполнения проекта приводятся примеры экологически грамотного подхода к организации приусадебного хозяйства (в виде рекомендаций) с учетом природных взаимосвязей.
Основной этап проекта
На этом этапе школьники знакомятся с направлениями исследования приусадебного (дачного) участка по тематическим блокам, а затем выполняют практические работы по выбранной тематике.
1. Земельный участок как экосистема
Естественные растительные сообщества обычно состоят из многих видов, их сочетание формировалось в соответствии с окружающей природной средой, они обходятся без вмешательства человека.
А приусадебный участок с его посевами сельскохозяйственных культур, хотя и содержит довольно значительную массу растений, но их видовой состав невелик. Он развивается в искусственно создаваемых и контролируемых человеком условиях. Человек на участке вносит удобрения, применяет гербициды или пестициды, регуляторы роста, проводит неоднократные поливы, постоянно перекапывает почву и т.д. По сути, дачный участок – это типичный антропогенный ландшафт, к которому вынуждена приспосабливаться окружающая среда. И тем не менее огородные сообщества живут по законам природы и тесно связаны с окружающей средой. От действий владельца земельного участка зависит, будет ли эта система устойчивой, а урожай безопасным для здоровья.
Практическая часть. Выяснение видового состава растений, животных на участке, решение вопроса об устойчивости конкретной экосистемы.
2. «Земля хоть и кормит, но и сама есть просит», или «Земля – тарелка: что положишь, то и возьмешь»
Статья опубликована при поддержке визового сервиса "Visas UK". Срочные и несрочные визы посетителей, рабочая виза, виза на ПМЖ, студенческая виза в Великобританию - профессиональная помощь в получении, весь пакет документов не выходя из дома. Доступные цены, помощь в правильном подборе типа визы, формирование пакета документов, сопровождение в визовый центр в Москве. Узнать подробнее о сервисе и предоставляемых услугах, цены и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://visasuk.ru.
Владельцы участков, даже не знающие народной мудрости «Возвращай земле долг – будет толк», охотно вносят минеральные и органические удобрения, но часто на глазок, не соблюдая нормы. А между тем даже такого универсального удобрения, как навоз, часто бывает слишком много, что ведет к накоплению в растениях нитратов, превращающихся в организме человека в нитриты, сразу же попадающие в кровь. А это уже опасно для здоровья, т.к., вступая во взаимодействие с двухвалентным железом гемоглобина, они переводят его в трехвалентное, в результате чего замедляется транспортировка кислорода и тем самым затрудняется тканевое дыхание. Последствия этого весьма негативные – от легкого посинения кожных покровов до летального исхода.
Избыточные нитриты в организме участвуют и в образовании более сложных веществ – нитрозаминов, считающихся канцерогенными. Специалисты отмечают опосредованное влияние нитритов на функции щитовидной железы, иммунной системы. Без вреда в организме человека может перерабатываться за сутки до 5 мг нитратов из расчета на 1 кг веса. В этом случае нитраты являются строительным материалом для клеток.
Чтобы узнать, какие удобрения больше всего используют на приусадебных участках, ребята расспрашивают родителей, соседей. В магазине «Все для сада и огорода» интересуются, какие удобрения предлагает промышленность, что из этого ассортимента пользуется наибольшим спросом, сколько этих удобрений продается за сезон. Определяются проблемы, возникающие при использовании минеральных удобрений на участке, и предлагаются способы уменьшения загрязнения почвы.
Практическая часть. Приготовление экспресс-методом удобрений из птичьего помета, золы, настоев крапивы, сорняков или луковой шелухи. Внесение органических удобрений под основную обработку почвы.
3. Вредители просыпаются – и ты не спи, или Огородные разбойники
Стоит только под весенним солнцем тронуться в рост овощным растениям, как сразу же появляются и вредители. Они ослабляют растения и снижают урожай.
– Какие способы можно использовать для борьбы с вредителями на приусадебных участках?
– Можно ли бороться с вредителями, не нанося ущерба окружающей среде и здоровью человека?
– Опасны ли пестициды для человека и окружающей среды?
– Можно ли избежать их попадания в организм человека?
Неумелое применение и чрезмерное увлечение ядохимикатами чаще всего приводит к отрицательным результатам: вместе с вредителями гибнет и полезная фауна. Кроме того, ядохимикаты попадают в почву, воду, растения и делают их опасными для здоровья человека.
Школьники составляют правила экологически безопасной защиты культурных растений от насекомых-вредителей.
Практическая часть. Ручной сбор личинок и насекомых-вредителей, уничтожение их. Обработка посевов безвредными для здоровья человека отварами и настоями растений (ботва картофеля, шелуха репчатого лука, бархатцы, тысячелистник, лопух и др.).
4. Добровольные помощники владельца земельного участка, или Услуга за услугу
Данный блок – это мини-программа добрых дел, позволяющих помочь животным и растениям.
• Для борьбы со многими массовыми насекомыми-вредителями используют их врагов: насекомых-хищников или паразитов, птиц, лягушек, жаб, создавая им благоприятные условия жизни на участке. За лето на участке в 10 соток жабы и лягушки съедают около 10 тыс. вредных насекомых, уничтожая слизней, бабочек, гусениц, личинок. Для их привлечения достаточно устроить маленький водоем, закопав в землю старую детскую ванну или таз и наполнив их водой.
• Многие взрослые насекомые питаются нектаром цветов, но их личинки активно уничтожают гусениц и тлей (одна личинка мухи-журчалки за день высасывает 200 тлей).
Чем больше на участке будет цветущих растений лука, укропа, моркови, тмина, душицы, аниса, кинзы, тем больше будет и полезных насекомых. Насекомые-опылители не обойдут участок стороной, если на нем сохранились до цветения хотя бы несколько растений укропа.
• Сохранение божьих коровок на участке убережет посевы от тли. Коровка не улетит, пока не съест последнюю тлю. Не спутайте только личинок божьих коровок с личинками колорадского жука и не уничтожьте их. Личинки божьих коровок в бородавках и ярких оранжевых или желтых пятнах.
• Берегите дождевых червей – этих бесценных агротехников, неутомимо и непрерывно из века в век бурящих почву, улучшающих ее свойства.
• Привлечь на участок птиц тоже несложно: поилка с водой летом да еще рядом мелкая ванночка для купания – и самые разные птицы все лето будут охотиться за вредителями на вашем участке. А весной – небольшой ремонт птичьего домика или устройство нового, и птицы будут всегда рядом. Что сделать для привлечения птиц осенью, зимой?
В народе говорят: «Покорми синицу зимой – послужит тебе весною».
На чем это основано? Какой праздник отмечается на Руси 12 ноября? (Синичкин день.)
• Помните, что полезные насекомые, птицы и другие ваши помощники очень чувствительны к ядохимикатам. Обработаете ими делянку – и многих полезных насекомых и птиц недосчитаетесь. Даже обработка грядок ядами растительного происхождения может привести к гибели не только врагов, но и друзей-помощников.
Практическая часть. Устройство птичьих домиков, дуплянок, кормушек, поилок на огороде, специального прудика для привлечения жаб, лягушек.
5. Севооборотные технологии
Необходимость смены растений на одном и том же участке объясняется различиями в питании растений, неодинаковым воздействием отдельных культур на физические свойства почвы, наличием сопутствующих сорных растений, вредителей и болезней.
Искусство составить севооборот заключается в умении примирить экологию и экономику, добиться самого высокого выхода растениеводческой продукции и при этом поддержать циклы питательных элементов.
В севообороте должно быть столько почвовосстанавливающих культур, сколько нужно для того, чтобы баланс питательных элементов и гумуса был бездефицитным.
Правильный севооборот позволяет по-хозяйски использовать землю, равномерно распределять сельскохозяйственные работы, успешно бороться с сорняками, болезнями и вредителями, наиболее продуктивно использовать влагу и удобрения. Массовые вредители огородных культур при правильно составленном севообороте остаются без корма. Одни и те же растения, выращиваемые долгие годы на одном и том же месте, – это для вредителей прямо-таки откормочный цех. Стоит включить «невкусное» растение в севооборот – и численность основных вредителей пойдет на спад.
Правильный севооборот – агротехническая основа роста урожаев сельскохозяйственных культур и их устойчивости. Он поддерживает здоровье почвы и экологически целесообразен, так как обеспечивает жизнь нынешнего поколения и плодородие почв, а значит, и питание для грядущих поколений.
Правильный севооборот подчиняется строгим экологическим правилам, главное из которых – отдай почве все то, что взял из нее с урожаем. Другими словами, бюджет почвы по основным элементам питания должен оставаться положительным и перед почвой не должно быть долгов: сколько вынесено с участка с урожаем, столько вносится с удобрением.
Практическая часть. Составление схемы севооборота для исследуемого участка.
6. Отходы в доходы
В сельском быту, в отличие от городского, чаще всего отсутствует мусорный контейнер. Но даже если он и есть, мусор из него каждый день не убирают и не увозят. А отходов на участке не меньше, чем в городе. Это и всевозможная упаковочная тара (пакеты, коробки, полиэтиленовые пакеты), стеклянные и полиэтиленовые бутылки (последние хотя и удобны тем, что мало весят, но экологически вредны), металлические консервные банки и вышедшая из употребления одежда и обувь, пищевые отбросы и растительные остатки и т.д.
Чтобы не вредить природе и не превращать огородные сотки (они и так невелики) в свалку мусора, что-то целесообразно сжечь в печи, закопать в землю, использовать вторично, а кухонные отбросы и другие органические вещества, способные разлагаться, использовать для приготовления компоста.
Сбитый из деревянных |
Кадушка с перфорированными |
Сетка, натянутая на вбитые |
Различные типы контейнеров для приготовления компоста
• Используйте растения, не пораженные болезнями и не загрязненные ядохимикатами.
• Не компостируйте сорняки в фазе цветения.
Правильно приготовленный компост – это универсальное удобрение, содержащее все, что нужно растениям, и в форме, наиболее благоприятной для их питания. В компостную яму можно выливать и воду после стирки, если использовалось мыло, а не стиральный порошок.
В процессе компостирования под воздействием микроорганизмов органические вещества разлагаются, и из продуктов разложения синтезируется гумус. Компост не только источник гумуса, он – носитель жизни, т.к. в нем обитает масса микрофлоры и большое количество дождевых червей. Его можно вносить в любой дозе, его никогда не бывает слишком много.
Практическая часть. Сооружение компостной кучи.
Информационный этап проекта
На основе полученного на предыдущем этапе практического опыта школьники разрабатывают и распространяют среди владельцев дачных участков рекомендации, составленные с учетом взаимосвязей, существующих в природе.
• Старайтесь сохранить плодородие почвы: удобряйте перегноем, разводите дождевых червей, чередуйте посевные культуры и т.д.
• Борьбу с вредителями начинайте с осени, тщательно перекапывая почву, удаляя все остатки растений, а вместе с ними яйца и личинки вредителей.
• Старайтесь обходиться без ядохимикатов, даже разрешенных.
• Бабочек от капусты отпугивает хвоя, рассыпанная вокруг растений в период завязывания кочана; помогает жгут крапивы, уложенный вокруг капусты; посадки бархатцев; выращивание среди капусты сельдерея.
• Для привлечения насекомых-вредителей капустной белянки на границе капустного участка в нескольких местах посейте укроп в 2 срока (при высадке рассады и через 10–15 дней).
• Используйте агротехнические способы борьбы с вредителями – обработку почвы, проведение сжатых сроков сева, удаление сорняков, послеурожайных остатков, сжигание растений, пораженных вредителями, а также простые способы уничтожения вредителей – ручной сбор насекомых и их личинок.
• Сами растения могут противостоять вредителям. Природа позаботилась о защитном механизме для каждого из видов. Растения выделяют в почву фитонциды – вещества, отпугивающие вредителей. Поэтому совместные посадки ряда растений помогают избавиться от вредителей. Хорошо зарекомендовали себя многие парные посадки, например морковь–лук (защита от луковой мухи).
• Минеральные удобрения, гербициды, пестициды при неправильном использовании являются опасными загрязнителями. Несоблюдение норм их внесения вредит растениям, загрязняет почву, а через нее – грунтовую воду, которую употребляют в качестве питьевой, а также и урожай.
• Максимально сократите использование минеральных удобрений, замените их органическими, но не забывайте, что и внесение органических удобрений должно быть строго нормировано.
• Не вносите органическое удобрение (навоз) чаще, чем один раз в 3 года, чтобы не увеличить содержание нитратов в растениях.
• Для этого же снижайте нормы минеральных азотных удобрений и используйте их одновременно с органическими (навозом). Если в почвенном растворе не будет высоких концентраций нитратов, не будет их и в овощах.
• Регулируйте освещенность. Нитраты особенно активно накапливаются растениями при недостаточной освещенности. Культуры с высокой способностью накапливать нитраты нельзя высаживать в тенистых местах.
• Не загрязняйте воздух – не сжигайте солому, ботву, листья и др.
• Не расходуйте зря воду; излишний расход воды может нарушить водный режим вашего участка.
Копилка бережливых
От начала проекта и до его завершения в школе действует «Копилка бережливых» для сбора предложений по использованию на участках вещей, вышедших из употребления. На их основе составляются «Советы практичному хозяину», которые тоже распространяются среди владельцев участков.
• Ненужную стеклянную посуду с успехом используют в садовых и огородных работах для посева мелких пророщенных семян (моркови, петрушки). Обычную бутылку легко превращают в гидросеялку. Для этого семена в бутылке заливают теплой водой, все это взбалтывают и тонкой равномерной струйкой выливают на подготовленную грядку.
• Отдельные бутылки, воткнутые по краям гряд, образуют надежный ограничитель для шланга, чтобы во время полива не поломать растения.
• Из одинаковых бутылок, вертикально вкопанных в землю вплотную друг к другу горлышками вниз, получают красивый бордюр для садовой дорожки, цветника или клумб.
• Режущие кромки инструмента от случайного повреждения при хранении и транспортировке защищают простые чехольчики, вырезанные из кожи, плотной клеенки или полоски брезента, сложенной вдвое и скрепленной с боков.
• Старые кожаные перчатки пригодятся при сборе крыжовника. Они предохранят руки от колючек.
• Прохудившееся ведро еще послужит для уборки корнеплодов. В нем делают отверстия на стенках, а дно обрезают и сплетают сетку из мягкой проволоки: грязь и земля будут проваливаться сквозь нее.
• Удобно проращивать семена в пластиковых ячейках из шоколадного набора. В каждую ячейку кладут кусочек промокательной бумаги, семена и накрывают марлей для сохранения влаги.
• Пока не появились всходы, нетрудно и перепутать, что посажено на той или иной грядке. Стоит расставить на участке нехитрые приспособления – и в посадках и в посевах будет порядок. А конструкция проста: колышек с прикрепленной к нему прищепкой. Из вощеных молочных пакетов нарезают таблички, делают на них надписи и зажимают прищепкой.
• С помощью пластиковых флаконов емкостью 100–1000 мл, заполненных песком или водой и связанных попарно бечевкой или мягкой проволокой, крепят полиэтиленовую пленку, перекидывая их поверх пленки. Один из флаконов касается земли, другой находится на высоте 15–20 см от поверхности.
• Полуторалитровые емкости от напитков используют для выращивания рассады. Из нижней и верхней частей баллонов с пробкой получают стаканчики. Для того, чтобы из них было удобно вынимать рассаду, на дно стелют полиэтиленовые ленты шириной 5 см. Для стока воды обязательно делают небольшие отверстия. Делают стаканчики и из средней части емкости, вставив внутрь полиэтиленовые пакеты с дырками так, чтобы их края немного выступали из стаканчика, тогда будет просто вынуть растение.
• Полутора- и двухлитровые баллоны используют для капельного полива. В крышке и боках емкости шилом прокалывают несколько отверстий. Баллоны наполняют водой и кладут на грядки среди растений. Либо у пластикового баллона отрезают дно, а в пробке делают несколько отверстий и вкапывают баллон в землю горлышком вниз.
• Полиэтиленовый флакон из-под шампуня используют в качестве насадки для поливочного шланга, сделав в дне флакона небольшое отверстие, и закрепляют на шланге проволочным хомутиком.
• Экономьте воду. Используйте ее повторно: сначала мойте очищенные овощи, а потом в этой же воде – сильно загрязненные.
• Отдавайте предпочтение не обычному влаголюбивому газону, а более засухоустойчивым, естественно растущим растениям.
• Увеличивайте разнообразие видов растений и животных на участке. Чем больше видов, тем устойчивее экосистема участка, тем меньше вашего вмешательства она потребует.
• Не засоряйте водоемы бумагой, древесиной и другими отходами. При гниении они забирают кислород.
Улучшит экологическую обстановку на дачном участке правильное обращение с бытовыми отхо-
дами.
• Луженое железо, в первую очередь банки из-под консервов, прежде чем закопать, обожгите на костре. Необожженная банка разлагается более
10 лет, обожженная – за 1–2 года.
• Старайтесь меньше пользоваться одноразовыми упаковками и больше – многоразовыми.
• Очистки, ботву растений, пищевые отходы используйте по возможности в качестве корма для животных (если их нет, отходы складывайте в компостную кучу).
• Шелуха репчатого лука поможет в хранении корнеплодов моркови. Пересыпанная шелухой или опрысканная настоем шелухи, морковь долго хранится в ящике с влажным песком.
• В скорлупе яиц содержится карбонат кальция, поэтому ее используют как известковое удобрение.
• Картон, бумагу, ткани, кожу не накапливайте, а регулярно сжигайте небольшими порциями (если их применение при компостировании невозможно).
• Регулярно обеззараживайте выгребные ямы. Все, что «уходит в землю», неизбежно попадает в колодец или водонапорную скважину.
• Следите, чтобы содержимое дачных туалетов удалялось без ущерба для поверхностных грунтовых вод.
• Если позволяет семейный бюджет, приобретите экотуалет (компостный), превращающий отходы жизнедеятельности человека в перегной.
• Своевременно убирайте мусор с участка. Бытовой мусор, попадая в почву, разлагается и загрязняет воду, сельхозпродукцию, превращает обычные грибы в ядовитые, уродует ландшафт.
• Не уклоняйтесь от участия в мероприятиях по уборке близлежащих территорий, свалок.
«Экологический ликбез»
Проводится для родителей-дачников на тему «Технология получения экологически чистой (свободной от нитратов) продукции», демонстрируется простой способ исследования овощей на содержание соединений азота с помощью бумажного индикатора (бумага темнеет при наличии нитратов в овощах, окраска тем интенсивнее, чем нитратов больше). Выпускаются листовки – рекомендации по обработке и использованию овощей.
– У свеклы и моркови нитраты сконцентрированы в верхней части и кончике корнеплода и, срезав их на 1/5 длины, вы значительно сократите количество нитратов в борще, винегрете; свеклу варите очищенной с закладкой в кипящую воду, используйте и такие способы приготовления, как тушение, запекание в кожуре.
– У моркови центральная (желтая) часть накапливает нитратов намного больше, чем красная, ее окружающая. Поэтому для приготовления соков, особенно детям, используйте только красную часть моркови; варите в кожуре до готовности.
– У капусты самая опасная часть – кочерыжка; ненамного меньше нитратов в толстых черешках листьев кочана. Варите до готовности капусту порезанной.
– У картофеля нитраты сосредоточены главным образом под кожурой, но немало их и в сердцевине. Причем мелкие клубни картофеля начинены нитратами больше крупных. Не варите картофель «в мундире», если он выращен при использовании азотных минеральных удобрений. Варите лучше очищенным, причем ножом, а не картофелечисткой, снимающей тонкую кожуру (отвар не используйте).
– Тыква накапливает нитраты в кожуре. Удаление ее, отваривание кубиками до мягкости, запекание ломтиками может значительно снизить уровень нитратов.
– У зеленных культур копилка нитратов – черешки и жилки листьев, они самые опасные. Вымачивание в холодной воде в течение часа снижает содержание нитратов на 2–30%, бланширование (обливание кипятком) в течение 3–5 мин, затем быстрое охлаждение под струей холодной воды также уменьшает количество нитратов.
– Тщательное промывание очищенных овощей, хранение до момента использования клубней, корнеплодов, кочана капусты в целом виде в воде от 1 до 4 ч уменьшает содержание в них нитратов примерно на 10%, механическая очистка – еще на 15–20%. Варка, особенно очищенных и порезанных овощей, – на 50 и даже 80%. Уменьшает содержание нитратов в овощах квашение, соление, маринование. А вот сушка, приготовление соков, пюре, наоборот, повышают.
Практическая работа. Определение примерного содержания нитратов в листьях капусты белокочанной (корнеплодах моркови, клубнях картофеля, яблоке, тыкве).
Материалы и оборудование: раствор дифениламина в серной кислоте (0,1 г дифениламина растворяют в 10 мл концентрированной серной кислоты), который хранят в темной склянке; пипетки; ступка с пестиком; предметное стекло; стеклянная палочка; растительные объекты для определения в них нитратов.
Кусочек растительного объекта растирают пестиком в ступке. Каплю полученного растительного сока помещают на предметное стекло и добавляют в нее несколько капель раствора дифениламина. Дифениламин в присутствии иона NO3– дает синюю анилиновую окраску.
Количество нитратов оценивают по следующей градации: при отсутствии нитратов растительный сок не изменяет цвет; при небольшом количестве нитратов капля растительного сока приобретает светло-голубую окраску; при большом количестве нитратов появляется темно-синяя окраска.
Заключительный этап проекта
Подведение итогов по результатам проделанной работы по каждому блоку; отмечаются учащиеся, чьи идеи были наиболее интересными и практичными.