Копилка опыта

Татьяна Игнатенко ;
Антон Пестерев ;
Руководитель: А.М. Кильдяева ;
Анна Русинова

Учебно-опытный участок в условиях сельской школы

Рост познавательной активности учащихся, расширение их участия в трудовой деятельности, развитие творческих способностей составляют важные стороны учебной и воспитательной работы со школьниками. Комплексный подход к такой работе предполагает единство трудового, нравственного, физического, экологического и эстетического воспитания учащихся. Нравственное воспитание осуществляется во всем многообразии социально значимой деятельности школьников: в учебе, труде, художественно-творческой, спортивной деятельности, в умении свободно общаться. Оно обуславливает отношение человека к окружающей действительности, к самому себе, помогая определить достойное место в обществе с позиций гражданского служения ему. Именно в школе должен сформироваться у ученика интерес к какой-либо области деятельности, должно возникнуть желание глубже ознакомиться с ней. Эстетическое воспитание развивает у детей способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности: в природе, труде, человеческих отношениях. Экологическое воспитание направлено на более глубокое понимание взаимосвязей в природе. Назначение правильно поставленного физического воспитания – забота о нормальном росте и развитии детского организма в процессе всех видов деятельности. А главное – формирование всесторонне и гармонично развитой личности школьника немыслимо без трудового воспитания. Его цель – готовить учащихся к активной трудовой и общественной деятельности, развивать творческое отношение к труду.

Реализации такого подхода может помочь развитие сельскохозяйственного опытничества в школе. Важно раскрывать красоту сельскохозяйственного труда. Отношение к земле это не просто любовь к родному краю, которую можно успешно воспитывать у учащихся в многообразных формах внеклассной и внешкольной работы (краеведческой, туристической и др.). Отношение к земле требует работы не только ума, но и сердца, и опытническая работа служит своеобразным индикатором результата трудового обучения и воспитания.

При организации опытнической работы наиболее важными являются два условия: труд учащихся должен быть разнообразным, интересным и посильным; школьники при этом должны решать конкретные производственные задачи. Это позволит увлечь ребят и дать им возможность на практике убедиться в значимости их деятельности, ввести их в круг актуальных проблем сельскохозяйственного производства, направить знания на планирование и организацию своего труда, на его качественное выполнение, расширить биологический кругозор.

Сельскохозяйственное опытничество

Статья опубликована при поддержке "Wild Cam Photography". Профессиональные фотосессии в Москве - студийная съёмка. Разные образы и стили фотосессий - съёмка для новорожденных и детей, для беременных, для мужчин, семейная фотосессия, модельное и актёрское портфолио и многое другое. Профессиональный фотограф, доступные цены, съёмка в студиях и на выездных локациях. Посмотреть портфолио фотографа, контакты, цены и узнать подробную информацию Вы сможете на сайте: wildcam.ru.

Базой опытнической работы учащихся должен стать учебно-опытный участок. Это лаборатория под открытым небом, «зеленый класс», который создается учащимися под руководством учителя, где проводятся многие уроки и практические занятия по биологии и сельскохозяйственному труду и другая внеклассная работа.

Практическая деятельность учащихся будет связана с углубленным изучением живой природы, с природоохранной деятельностью и работой в живых уголках, с экспериментальными исследованиями путей повышения урожайности сельскохозяйственных культур с учетом местных климатических условий.

В организации таких работ во внеурочное время обязательно добровольное начало. Это одно из важных требований внеклассной работы с юными натуралистами. Занимаясь любимым делом с интересом и увлечением, учащиеся имеют возможность проявить большую активность и самостоятельность.

Важно, чтобы юные натуралисты в школах занимались посильными для них делами, чтобы характер опытнической деятельности соответствовал их возрастным особенностям.

Опытническая работа является продолжением учебной программы многих предметов: трудового обучения, природоведения, географии, биологии, экологии, химии, некоторых тем физики, математики. Теоретические знания по этим предметам помогают в проведении полевого или лабораторного эксперимента. Но часто возникают проблемы, для решения которых приходится обращаться к дополнительным источникам информации, овладевать новыми методами познания. Например, в работе по растениеводству нельзя обойтись без знаний по почвоведению и агрономии, по микробиологии и математической статистике.

Опытничество предусматривает охват всех учащихся 1–11-х классов по тематике, учитывающей интересы и склонности школьников, их возраст и уровень знаний.

Если на первый план ставить научную ценность результатов опытнической работы, то она должна проводиться с соблюдением принятой методики, ее итоги должны быть достоверны, доказательны, выводы – безошибочны. Если полученные данные не вызывают сомнений, то на их основе можно готовить практические рекомендации для сельскохозяйственного производства.

В опытнической работе небезразличен и агрономический результат. Поскольку основная задача такого исследования заключается в нахождении оптимальных методов и средств увеличения продуктивности сельского хозяйства и повышения качества выращиваемой продукции, то следует стремиться к тому, чтобы суммарный урожай на опытном участке был значительно выше урожая той же культуры в местном хозяйстве. В противном случае будет трудно доказать, что даже интересные опытные данные полезны совхозу и могут быть приняты с доверием.

В ходе длительного исследования юный опытник решает задачи со многими неизвестными. Часто даже и сами исходные данные отсутствуют, их приходится находить предварительно в специальной литературе, в статистических материалах хозяйств, в периодической печати или же добывать в процессе кропотливого и продолжительного эксперимента.

Опытничество – это комплекс классной, внеклассной и внешкольной деятельности теоретического, практического и производственного порядка. В этой работе не бывает перерыва – она продолжается весь год, поэтому основной ее объем выполняют во внеурочное время: в процессе учебно-производственной практики, общественно полезного труда, а также за счет времени, отведенного на факультативные занятия и внеклассную работу. Например, юные полеводы весной закладывают опыты на учебно-опытном участке; летом ухаживают за посевами, проводят всевозможные наблюдения и опыты, осенью убирают и учитывают урожай. В классе или в лаборатории юные опытники проводят анализы на качество семян, определяют почвенный состав, подводят итоги работы. В зимнее время организуют подготовку к предстоящей весне: изучают методику полевого эксперимента, составляют планы, разрабатывают тематику опытов и их схемы.

В соответствии со школьными программами по биологии и сельскохозяйственному труду в каждой школе учебно-опытный участок должен иметь следующие отделы: полевой, овощной, плодово-ягодный, декоративный, биологический, зоологический и начальных классов. В этих отделах учащиеся учатся выращивать различные сельскохозяйственные растения, а также животных, ставят с ними опыты.

Содержание опытнической работы

Перед началом работы на учебно-опытном участке руководитель вместе со школьниками продумывает все ее этапы, уточняет содержание.

Схема последовательности выполнения этапов опытнической работы.

Каждый опыт ставится на двух делянках – опытной и контрольной. Делянки имеют однородную почву, ровную поверхность, одинаковые размеры и форму. На опытной делянке растения прореживают, вносят удобрения, а на контрольной этого не делают. На обеих делянках обработка почвы, уход за растениями, уборка урожая и т.д. одинаковы и проводятся одновременно; для более точных выводов по опытам их закладывают в двух повторностях.

На делянках опытного участка ставят таблички с надписями: тема опыта, культура, опыт, контроль.

Выбор тем опытов

От выбора тематики и объекта опыта во многом зависит его успех и практическое значение. Выбор тем опытнической работы определяется возможностями школы и базового хозяйства. Темы можно выбирать из следующих разделов.

1. Почвенно-климатические условия произрастания растений.
2. Агротехнические приемы выращивания культурных растений.
3. Сортоизучение и знакомство с биологическими особенностями роста и развития сельскохозяйственных культур.
4. Влияние органических, минеральных удобрений, микроудобрений на повышение урожая и улучшение качества продукции.
5. Растения, содержащие фитонциды, как средство защиты растений от насекомых-вредителей.

Учащиеся, например нашей школы, в течение 4 лет занимались сортоиспытанием картофеля по заданию Госсортоучастка г. Екатеринбурга. По итогам работы были даны рекомендации жителям поселка и садоводам по выращиванию сортов картофеля, наиболее пригодных для нашей местности. По просьбам жителей поселка мы проводили сортоиспытание моркови и свеклы. На очереди и другие темы:

– наблюдение за произрастанием томатов в условиях открытого грунта;
– наблюдение за ростом растений семейства крестоцветных (репа, редис, редька) и семейства зонтичных (укроп);
– опыты по экологии – развитие растительного покрова; зарастание мусорной кучи.

Учебно-познавательное значение опытнической работы

Ученики на учебно-опытном участке учатся наблюдать за жизнью растений, за действием изучаемых факторов на подопытные растения, фиксировать результаты наблюдений, анализировать опытные данные и делать из них правильные выводы.

Практика показывает, что наиболее важны агротехнические темы опытов. Ведь в сельском хозяйстве недопустим шаблон: один и тот же рекомендуемый прием в одном случае дает положительный эффект, а в другом может привести даже к тяжелым последствиям.

Когда лучше сеять? Опыт и рекомендации по срокам посева имеют прямое отношение к экономическим проблемам хозяйства. Например, практика показывает целесообразность подзимнего посева лука, моркови, свеклы, подсолнечника, так как в этом случае возрастают урожаи.

Подготовка почвы к посеву. И эта тема дает широкое поле деятельности для юных опытников.

Сортоиспытание. Ученые-селекционеры создают новые сорта хлебных злаков, овощных культур. Ученики изучают их в тесной связи с природными условиями местного хозяйства. Кроме того, в сложной селекционной работе на всех ее этапах помощниками ученых могут стать школьники средних и старших классов. Ведь для создания нового сорта надо выполнить целую систему отбора, скрещивания и размножения, пройти испытания на сортоиспытательных участках.

Наш учебно-опытный участок

Учебный участок при нашей школе существует с 1997 г. Начали с малого. Выбрали место под участок, часть его осенью вручную перекопали, снятый дерн сложили на компост вперемешку с растительными остатками и листьями, внесли органические удобрения, опил, торф. Разбили 6 грядок размером 120×250 см. Весной на этих грядках посеяли морковь, свеклу, репу, лук, капусту, петрушку. Главной задачей было научиться выращивать сельскохозяйственные растения и цветы, узнать об особенностях овощных растений и подобрать условия, необходимые для получения хороших урожаев.

Совхоз «Таежный» помог нам распахать небольшой участок земли под закладку учебно-опытного участка при школе, провести осеннюю (зяблевую – под зимние морозы) вспашку, чтобы создать глубокий рыхлый слой почвы, заделать на глубину семена сорняков и вынести на поверхность подземные части сорняков.

Весной 1999 г. почву бороновали для перемешивания поверхностного слоя, разрушения почвенной корки. Очистили участок от растительных остатков, разбросали удобрение, торф, опил, известь и перекопали. Часть участка засеяли викой, а часть – засадили картофелем.

При планировке территории участка исходили из того, что он должен быть полезен, удобен, красив. На участке появились отделы: лекарственный, овощной, полевой, цветочно-декоративный, плодово-ягодный.

Выбор культивируемых растений зависит от месторасположения участка, его освещенности солнцем, защищенности от холодных северных и восточных ветров.

В агротехнике используем севооборот. Одну и ту же культуру или группу культур одного семейства не рекомендуется выращивать на одном месте несколько лет подряд, так как растения, получая из почвы определенные питательные элементы, истощают ее, и перестают давать хороший урожай. Кроме того, разные сельскохозяйственные культуры подвержены специфическим болезням, воздействию определенных насекомых-вредителей. Поэтому чередование растений дает возможность эффективно использовать почву, а также успешно бороться с болезнями и вредителями. Культуры на грядках чередуем ежегодно (таблица).

Таблица. Допустимые и недопустимые предшественники овощных культур

Культуры

Лучшие
предшественники

Минимальный срок возврата
на старое место, лет

Недопустимые
предшественники

Капуста

Лук, огурцы, морковь, свекла,
картофель, томаты

4–5

Репа, редька, редис

Картофель

Морковь, свекла, лук

 

Томаты

Лук, чеснок

Морковь, огурцы, укроп, салат,
капуста

3–4

Томаты

Морковь, петрушка,
пастернак

Картофель, томаты, огурцы, горох, капуста

2–3

 

Огурцы, кабачки, тыква,
патиссоны

Картофель, лук, морковь, капуста, горох

2–3

 

Репа, редька, редис

Картофель, лук, морковь, свекла

3–4

Капуста

Свекла

Картофель, огурцы, лук

2–3

 

Томаты

Морковь, свекла, лук

2–3

Картофель

Чтобы участок имел эстетичный вид, применяем совместные посевы овощных, ягодных и цветочных культур. Цветы и овощи, посаженные вместе, создают эффект неожиданности. Особенно хорошо с овощными культурами смотрятся тагетес, календула, настурция, бальзамин.

Структуру почвы (соотношение гумусных и минеральных частиц различной величины) на участке создаем при помощи внесения торфа, компоста, древесных опилок и органики.

Перспективный план работы на учебно-опытном участке

Весенний период

1. Очистка от снега приствольных кругов вокруг деревьев.
2. Обрезка и формирование крон декоративных древесно-кустарниковых пород.
3. Осмотр деревьев и кустарников, удаление больных, сломанных и сухих веток.
4. Удаление прошлогодних (засохших и сморщенных) плодов.
5. Побелка известью стволов деревьев (во избежание появления на них солнечных ожогов).
6. Первая подкормка плодовых культур минеральными азотсодержащими удобрениями.
7. Подготовка семян к посеву.
8. Сгребание растительных остатков.
9. Вырезка поросли вокруг деревьев.
10. Субботник по очистке школьной территории от мусора.
11. Подготовка посадочных ям.
12. Отвод талых вод, прокопка дренажных канавок вокруг учебно-опытного участка.
13. Внесение торфа, удобрений и опила на участок.
14. Перекопка почвы.
15. Внесение почвенной смеси в цветочные вазоны.
16. Подготовка семенного материала картофеля.
17. Подготовка грядок под овощные, цветочные, полевые культуры.
18. Посев овощных, цветочных культур.
19. Посадка картофеля.

Летний период

1. Продолжение посева и высадки рассады цветов в вазоны.
2. Подкормка многолетних цветов и декоративных кустарников.
3. Подправление бордюров.
4. Уход за посевом (полив, рыхление и т.д.).
5. Посадка картофеля (в случае если посадка не произведена в мае).
6. Ведение дневника наблюдения.
7. Сгребание прошлогодней травы.
8. Сбор мусора, камней и т.д. с пришкольного участка.
9. Прополка грядок и цветочных клумб от сорняков.
10. Подвязка колышков к саженцам.
11. Обрубание лопухов на участке и вдоль забора.
12. Скашивание травы вокруг деревьев.
13. Удаление поросли у деревьев.
14. Полив цветов и грядок с овощами.
15. Окучивание картофеля.
16. Уборка мусора и растительных остатков на территории участка.
17. Скашивание травы на пришкольном участке.
18. Уборка растительности на тротуаре.
19. Вырезка поломанных веток на деревьях и кустарниках.
20. Подсадка цветочных культур.
21. Сгребание и вынос растительных остатков и закладка на компост.
22. Покраска цветочных вазонов.
23. Выравнивание краев тротуаров.
24. Сбор созревших семян цветочных культур.
25. Подсыпка рабаток.

Осенний период

1. Уборка урожая овощных культур.
2. Сбор семян некоторых овощных и цветочных культур.
3. Сгребание опавшей листвы и складирование ее на компост.
4. Сгребание, уборка растительных остатков на грядках.
5. Перекопка почвы на участке.
6. Уборка картофеля, овощей; взвешивание, учет урожая.
7. Закладка семенного картофеля на хранение.
8. Вырезка поросли вокруг деревьев.
9. Обрезка больных, сухих и поломанных веток.
10. Складирование сухой листвы, травы на компост.

Перечень растений, запланированных для возделывания на учебно-опытном участке

1. Картофель сортов Л-98-5, Астерикс, Акросия, Талисман, Снегирь.
2. Томаты Оля, Никола, Сибирский скороспелый, Яблонька и др.
3. Репа Петровская.
4. Редис Ранний красный, Французский.
5. Свекла ТСХ, Египетская, Красный шар, Темно-красная, Бордо.
6. Укроп листовой, Кибрай, Обильнолиственный.
7. Петрушка обыкновенная листовая, кудрявая, корневая.
8. Щавель Бельвийский.
9. Редька Зимняя круглая черная.
10. Морковь Витаминная, Лосиноостровская, Королева осени, Флакке.
11. Лук-батун, шнитт-лук, Стригуновский.
12. Вика.
13. Горох обыкновенный, Амброзия.
14. Бобы Белорусские, Русские.
15. Ячмень.
16. Пшеница.
17. Овес.
18. Кукуруза.
19. Многолетние, однолетние цветы.
20. Лекарственные растения.

На базе учебно-опытного участка для учащихся 6–9-х классов работает кружок «Агрос», где ребята проходят теоретический курс, включающий знакомство с основными отраслями сельского хозяйства, уход за комнатными растениями; овладевают способами и техникой выращивания рассады. На практических занятиях кружковцы озеленяют школу и пришкольный участок, готовят семена к посеву, ухаживают за рассадой, участвуют в уборке овощей.

Младшие школьники на уроках труда с удовольствием работают на участке, познают азы выращивания различных культур. В летний период работает трудовой отряд, согласно графику проходят 5-ю трудовую четверть учащиеся 5–10-х классов. Осенью в школе мы проводим выставку «Дары осени». Активное участие принимаем в экологическом месячнике. Организуем фотовыставку и выставку творческих работ учащихся, рассказывающих о делах на нашем участке. Конкурсы частушек, загадок о культурах, выращиваемых на пришкольном участке, стали традиционными. Каждый год придумываем что-то новое. Планируем провести конкурсы на лучшее пугало, лучшую сказку «Во саду ли в огороде» и др. Также мы проводим экскурсии для начальных классов и воспитанников детского сада.

Например, в ходе экскурсии «В гости к огородному Подрастаю» малыши знакомятся с растениями, растущими на пришкольном участке. По дороге проводится конкурс на самого организованного, смышленого и наблюдательного. Предлагается назвать встречающиеся деревья, кустарники, травянистые растения.

Огородный Подрастай (помощник из числа старшеклассников) в форме загадок рассказывает ребятам о том, что растет на огороде.

За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь – очень гладкая,
На вкус – как сахар, сладкая.
(Морковь.)

Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!»
(Картошка.)

Вверху зелено,
Внизу красно,
В землю вросло.
(Свекла.)

Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели.
(Лук.)

Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах.
(Капуста.)

Щеки розовы, нос белый,
В темноте сижу день целый.
(Редиска.)

Я на розу так похож,
Разве что не так хорош,
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды.
(Шиповник.)

Я румяную Матрешку
От подруг не оторву.
Подожду, когда Матрешка
Упадет сама в траву.
(Яблоко.)

Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, ее клюют.
(Рябина.)

Стоит красавица:
Косы зеленые, платье белое,
Кора горючая,
Ветки плакучие, семя летучее.
(Береза.)

Отгадывая загадки, ребята должны выбрать огородные растения. Огородный Подрастай показывает плоды некоторых отгаданных растений, и ребята могут потрогать их руками, понюхать и описать эти плоды: каковы они на ощупь, как пахнут, какого цвета.

Проводятся игры «Знакомство с листьями», «Узнай дерево» и др.

«Знакомство с листьями»

Воспитатель и его помощник ставят ребят в круг и делят на пары. Каждой паре дается лист дерева. Листья должны принадлежать разным видам деревьев, кустарников. Ребята рассматривают свои листья, ощупывают их и описывают друг другу. Сначала они изучают листья с открытыми глазами, а затем с закрытыми. После этого все листья складываются в центр круга и перемешиваются. Каждый играющий пытается найти свой лист.

«Узнай дерево»

Игра также проходит в парах. Один из играющих подводит своего партнера с завязанными глазами к дереву. Играющий с завязанными глазами ощупывает это дерево, стараясь запомнить характерные особенности его ствола. После этого его осторожно ведут к месту старта, стараясь выбрать другой маршрут. На старте повязка снимается, и исследователь отправляется искать свое дерево самостоятельно. Затем партнеры меняются ролями.

Таким образом, в условиях учебно-опытного участка сельской школы успешно решаются задачи трудового, эстетического, природоохранного воспитания. Постепенно участок становится и центром экологического просвещения детей младшего и школьного возраста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ганичкина О.А. Советы огородникам. – М.: Аркадия, 1998. – 304 с./ Приусадебный участок.
2. Горский В.А. Техническое творчество и сельскохозяйственное опытничество во внеклассной работе с учащимися. – М.: Просвещение, 1989. – 207 с. (Б-ка учителя труда).
3. Леонтьева М.Р. Сборник научно-методических материалов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 160 с. – (Б-ка «Сельская школа России»).
4. Леонтьева М.Р. Сборник программ для начальной и средней (полной) общеобразовательной школы. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 112 с. – (Б-ка «Сельская школа России»).
5. Маленкова Т.Н. Воспитание учащихся в процессе трудового обучения. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.: ил. – (Б-ка учителя труда).
6. Папорков М.А. Учебно-опытная работа на пришкольном участке: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980. –
255 с. – (Б-ка учителя биологии).
7. Трайтак Д.И. Трудовое обучение: Сельскохозяйственные работы: Учеб. пособие для 5–7-х кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1991. – 191 с.: ил.
8. Энциклопедический словарь юного земледельца/ Сост. А.Д. Джахангиров, В. П. Кузьмищев. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru