С. В. Зуева
Работы на пришкольном участке
Практическая работа № 1. «Разнообразие растений пришкольного участка»
План работы
1. Название растения.
2. Экология растения (отношение к свету, почве, влаге).
3. Морфология (тип корневой системы, вид стебля, простой или сложный лист, жилкование листа, тип соцветия, формула цветка, тип плода).
4. Систематика (царство, тип, класс, семейство, род, вид).
5. Значение растения (в природе, жизни человека). Если это культурное растение, назовите его сорта. Что вы еще знаете об этом растении?
Пример выполнения работы
1. Нынешним летом мы выращивали на пришкольном участке картофель.
2. Картофель – светолюбивое, требовательное к влажности и плодородию почвы растение.
3. Корневая система картофеля стержневая, лист непарноперистосложный. Жилкование листа сетчатое. Формула цветка Ч5Л5Т5П1. Плод ягода.
4. Систематическое положение картофеля следующее:
Царство |
Растения |
5. Значение картофеля в природе такое же, как и у всех растений, – его листья выделяют кислород, поглощая из воздуха углекислый газ. Наш картофель, который мы выращивали на пришкольном участке, рос у дороги. Значит, его листья собирали пыль, поглощали вредные выхлопы машин.
Значение картофеля в жизни человека очень велико. Картофель – превосходный продукт питания. За счет высокого содержания углеводов, прежде всего крахмала, картофель является высококалорийной пищей для человека: 1 кг клубней картофеля способен дать до 830 ккал. В клубнях картофеля содержатся минеральные соли и витамин С, что делает его ценным продуктом.
В промышленных условиях из картофеля получают полуфабрикаты и другие продукты питания.
По сохранности витамина С первое место занимает печеный картофель, второе – вареный, потом жареный и, наконец, тушеный.
По срокам созревания сорта картофеля условно делятся на скороспелые (ранние), среднеранние, среднеспелые, среднепоздние и поздние. Отечественными селекционерами выведено более 80 различных сортов.
С картофелем связано распространение по всему миру вредителя – колорадского жука. В начале прошлого века этот небольшой жук никого не интересовал, он обитал в безлюдном районе Северной Америки, питался листьями дикого паслена. Но вот в те места пришли люди и стали сажать картофель, а он относится к тому же семейству, что и дикий паслен. Жук попробовал ботву картофеля, она ему понравилась настолько, что жук полностью перешел на новую пищу. Люди, к сожалению, поняли это не сразу. А когда спохватились, было уже поздно: огромные полчища жуков, опустошая поля, уже двигались по стране. Особенно сильно они поразбойничали в штате Колорадо, за это и получили свое название.
За 16 лет жуки, уничтожая на своем пути картофельные поля, преодолели 3 тыс. км и достигли берегов Атлантического океана. А потом американский корабль случайно завез жуков во французский порт Бордо. Французы тоже слишком поздно заметили опасность: жуки уже успели расселиться по стране. Вскоре им стало тесно, и они пошли гулять по картофельным полям соседних стран.
После Великой Отечественной войны колорадский жук появился и во многих областях Советского Союза. С тех пор у нас ведут с ним решительную борьбу. Но этого вредителя не так то легко обнаружить: на зиму жуки зарываются в землю и могут скрываться там не один год, а потом вдруг появиться.
На нашем пришкольном участке колорадского жука, к счастью, не оказались.
Исмайылов Тимур,
7-й класс
Практическая работа № 2. «Определение типа почвы на пришкольном участке»
План работы
1. Возьмите почву в ладонь, сдавите ее пальцами.
2. Если почва слипается, раскатайте из нее столбик и сверните его в колечко.
3. Если на поверхности колечка трещин нет, значит, это глина.
4. Если на поверхности появились мелкие трещины, это тяжелый суглинок, если трещины глубже – средний суглинок. Если колечко сломалось – легкий суглинок.
5. Если почва вообще не скатывается в столбик, то это супесчаник.
Пример выполнения работы
Для определения типа почвы на пришкольном участке мы взяли почву в ладонь и сдавили ее пальцами. Почва слиплась. Мы раскатали ее столбиком и свернули в колечко. Колечко сломалось.
Вывод: почва пришкольного участка представляет собой легкий суглинок.
Нестеров Артем, Маленкова Ксения,
5-й класс
Практическая работа № 3. «Определение кислотности почв»
План работы
1. Возьмите из разных мест участка пробы почвы и размешайте каждую из них в дистиллированной воде.
2. Опустите в раствор лакмусовую бумажку.
3. Если лакмусовая бумажка не меняет цвет, значит, почва в этом месте нейтральная, а если покраснеет, то кислая.
Пример выполнения работы
Для определения кислотности почвы пришкольного участка мы взяли пробы почв из разных мест этого участка. Размешали каждую из них в дистиллированной воде. Опустили в раствор лакмусовую бумажку. Она немного покраснела во всех пробах. Это свидетельствует о том, что почва слабокислая.
Вывод: почва пришкольного участка слабокислая.
Абрамов Илья, Бродникова Оля,
6-й класс
Практическая работа № 4. «Выявление степени загрязненности воздуха в районе школы путем взятия проб растений»
План работы
1. Пробы берутся в разных точках территории в непосредственной близости к школе и у дороги.
2. Запыленность определяется следующим образом. К образцам листьев прижимается прозрачная липкая пленка, которая затем аккуратно снимается. На пленке остаются отпечатки листьев со следами пыли.
3. Необходимо сравнить отпечатки и сделать вывод о степени запыленности.
Пример выполнения работы
Для выявления степени загрязненности воздуха в районе школы мы собрали листья с растений в непосредственной близости к школе и у дороги.
Запыленность определяли следующим образом. К образцам листьев прижимали прозрачную липкую пленку, которую затем аккуратно снимали. На пленке остались отпечатки листьев со следами пыли.
Потом сравнили отпечатки листьев со следами пыли, взятые в разных участках пришкольной территории.
Вывод: на территории, прилегающей к дороге, запыленность листьев гораздо выше, чем на территории, прилегающей к зданию школы.
Бобракова Юля, 6-й класс,
Грехова Юля, 7-й класс
Практическая работа № 5. «Определение влияния площади питания растений на размер и урожай картофеля»
План работы
1. Весной на участке провести разметку. Расстояние между рядами 70 см, расстояние между посадочными клубнями в рядке в одном случае 30 см, в другом 15 см. Для посадки отобрать клубни одного размера массой около 50 г и высадить 2 рядка по 10 клубней в каждом с площадью питания 70×30 см и два рядка с площадью питания 70×15 см.
2. Осенью при уборке урожая подсчитать число клубней у каждого растения, определить общий урожай клубней и рассчитать среднюю массу одного клубня, разделив общую массу клубней на их число. При учете урожая в расчет не включать клубни крайних растений в рядке.
Пример выполнения работы
Весной на участке мы провели разметку: заложили ряды с расстоянием между рядками 70 см и расстоянием между посадочными клубнями в рядке в одном случае 30 см, в другом 15 см.
Для посадки мы отобрали клубни одного размера массой около 50 г и высадили их в 4 ряда: 2 ряда по 10 клубней в каждом с площадью питания 70×30 см и еще 2 ряда с площадью питания 70×15 см.
Осенью мы собрали урожай. Подсчитали число клубней у каждого растения. В рядах картофеля с площадью питания 70×30 см количество клубней составило от 4 до 6 шт. весом от 80 до 100 г каждый, а в рядах с площадью питания 70×15 см – от 6 до 8 шт. весом от 20 до 40 г каждый.
Общая масса клубней с 2 рядов картофеля с площадью питания 70×30 см составила 9,25 кг, а общая масса клубней с 2 рядов картофеля с площадью питания 70×15 см – 3,80 кг.
Средняя масса одного клубня с 2 рядов картофеля с площадью питания 70×30 см составила 91,5 г, а средняя масса одного клубня с 2 рядов картофеля с площадью питания 70×15 см – 24,6 г.
Вывод: площадь питания влияет на размер клубней и урожай картофеля. Чем больше площадь питания, тем больше размер клубней и выше урожай картофеля.
Овчинников Артем, Морозова Настя,
6-й класс
Практическая работа № 6. «Определение жизненного состояния зеленых насаждений и почвенно-травянистого покрова»
План работы
1. Перечислите названия деревьев и кустарников, произрастающих на пришкольном участке.
2. Определите состояние древостоя.
2.1. Укажите возраст древостоя (молодые, средневозрастные, старые деревья).
2.2. Укажите количество здоровых, поврежденных, сильно поврежденных деревьев (табл. 1).
Таблица 1. Диагностика жизненного состояния деревьев по характеру кроны (по В.А. Алексееву)
Состояние дерева |
Повреждение кроны |
Наличие сухих ветвей |
Повреждение листьев |
Наличие вредителей |
Отмирание верхушки |
Сумма признаков |
Здоровое |
Повреждений нет, крона густая |
Редко в нижней части кроны |
Меньше 10% |
Нет |
– |
– |
Поврежденное |
Снижение густоты на 30% |
30% в верхней части |
30% некрозы, опадения |
Есть |
– |
30% повреждения кроны |
Сильно поврежденное |
Снижение густоты на 60% |
60% в верхней части |
60% |
Есть |
Есть |
60% повреждения кроны |
Отмирающее |
Разрушена на 80% |
До 70% |
Некрозы, |
Есть |
Есть |
– |
Свежий сухостой |
Дерево погибло не более 1 года назад |
Кора и мелкие ветки целы |
Есть сухие листья |
Есть |
– |
– |
Старый сухостой |
Дерево погибло давно |
Нет коры и ветвей |
– |
– |
– |
– |
2.3. Вычислите критерий жизненного состояния (L) по следующей формуле:
где N – общее количество деревьев в посадке, n1 – количество здоровых деревьев, n2 – количество ослабленных деревьев, n3 – количество очень ослабленных деревьев, n4 – количество усыхающих деревьев.
2.4. Оцените жизненное состояние в соответствии c полученными значениями L:
L 80–100% – древостой здоровый;
L 50–79% – поврежденный;
L 20–49% – сильно поврежденный;
L менее 20% – полностью разрушенный.
3. Определите состояние почвенно-травяного покрова, используя таблицу 2.
Таблица 2. Состояние почвенно-травяного покрова
Состояние почвенно-травяного покрова |
Почвенный покров отсутствует |
Чужеродные включения на поверхности |
Загрязнения химическими веществами |
Травяной покров отсутствует |
Травяной покров выбит |
Преждевременно пожелтевший травяной покров |
Крайне неудовлетворительное |
5% |
5% |
5% |
50% |
30% |
50% |
Неудовлетворительное |
1–5% |
1–5% |
1–5% |
10–50% |
5–30% |
20–50% |
Удовлетворительное |
до 1% |
до 1% |
до 1% |
до 10% |
до 5% |
до 20 % |
Хорошее |
нет |
нет |
нет |
нет |
нет |
нет |
Пример выполнения работы
1. Деревья, произрастающие на пришкольном участке: лиственница сибирская, береза пушистая, береза повислая, липа сердцевидная, тополь бальзамический, клен ясенелистный, карагач. Кустарники, произрастающие на пришкольном участке: спирея иволистная.
2. Определение состояния древостоя.
2.1. Возраст древостоя – средневозрастные.
2.2. Количество здоровых деревьев – 28, поврежденных и сильно поврежденных деревьев нет.
2.3. Критерий жизненного состояния вычисляла по следующей формуле:
где N – общее количество деревьев в посадке, n1 – количество здоровых деревьев, n2 – количество ослабленных деревьев, n3 – количество сильно ослабленных деревьев, n4 – количество усыхающих деревьев.
2.4. Жизненное состояние древостоя можно оценить как здоровое.
3. Оценка почвенно-травяного покрова показала, что состояние почвенно-травяного покрова удовлетворительное.
Балаева Валерия,
6-й класс