В. М. Акимов
Школьное подсобное хозяйство, или Профильное обучение в сельской школе
В 1950-х гг. в поселке Залесье была основана средняя общеобразовательная школа. Расположенная вначале в нескольких строениях, в 1978 г. она получила большое красивое здание в центре поселка.
В трудные первые «перестроечные» годы на селе росла социальная напряженность: закрывались предприятия, более 60% населения потеряли работу, доходы сократились. И конечно, все это не могло не сказаться на детях. Многие учащиеся, приходя в школу, чувствовали себя плохо, были случаи обмороков из-за недоедания. Встал вопрос: как им помочь? Администрация школы, учитывая специфику сельской местности и богатые традиции школы в работе ученических школьных бригад (когда-то бригада школы была лучшей в области, ее достижения были неоднократно представлены на ВДНХ в Москве), приняла решение о создании школьного подсобного хозяйства, и в марте 1999 г. мы добились постановления главы администрации Полесского района Калининградской области о его создании. На основании этого решения школе был передан трактор ДТ-75 и введены две штатные единицы – заместитель директора по трудовому воспитанию и механизатор. Школа разработала Положение о подсобном хозяйстве, которое упорядочивало его работу.
В течение месяца мы отремонтировали трактор, нашли прицепной инвентарь и обработали первые 6 га земли. Деньги на первые сортовые качественные семена нам выделили районные власти. В первый год работы подсобного хозяйства было посажено 4 га картофеля, 1 га капусты, 0,5 га свеклы, немного моркови, лука, огурцов. Осенью получили прекрасный урожай. На семена заложили 15 т картофеля, обеспечили в достаточном количестве овощами школьную столовую, а излишки продали.
Чтобы удешевить питание, отказались от услуг посредников и взяли на школьный баланс столовую. Снабжая ее своими продуктами, мы в течение года значительно снизили стоимость обедов.
Прошло три года, и школа уже имела 180 га пахотной земли, находящейся в севообороте. Для ее обработки практически своими силами приобрели следующую технику: трактор МТЗ-80, культиватор, окучник, два плуга, сеялку зерновую, сцепку, воронку для разбрасывания удобрений, комбайн зерновой. Взяли в аренду трактор МТЗ-50, две картофелекопалки, автомобиль ГАЗ-53.
Работу школьного хозяйства заметили, и губернатор области в сентябре 2003 г. подарил школе новый трактор МТЗ-82. Новое руководство местного сельхозпредприятия поддерживает работу нашего подсобного хозяйства, видя в учащихся школы достойную смену своим работникам. Они подарили нам плуг, культиватор, опрыскиватель. Теперь школа обладает полным набором сельхозтехники и прицепных агрегатов. Последние годы школа работает рентабельно, мы получаем стабильные урожаи зерновых (не менее 25–30 ц/га). Для хранения зерна при содействии главы администрации района построили зернохранилище. Необходимое количество картофеля и капусты оставляем в школе для питания, остальное продаем. Теперь все учащиеся питаются в школьной столовой бесплатно, а для остальных обед стоит 2 рубля.
Если учесть, что мы в достаточном количестве выращиваем картофель, капусту, огурцы, лук, свеклу, есть зерно с высоким содержанием клейковины, которое мы всегда можем размолоть на муку, то остается одна самая дорогая проблема – мясо. Пока выращивать своих свиней и телят мы не решаемся, но думаем об этом, ищем резервы. По договоренности с соседним хозяйством выращиваем для них на наших землях кормовую свеклу, а они обеспечивают нас семенами, высеивают их и в течение лета вносит удобрения. Мы же готовим землю, выполняем прополку и межрядную обработку, убираем урожай, часть его сдаем хозяйству, обеспечивая наши потребности в мясе и молочных продуктах (молоко, сыр, творог, сметана ), которые в обмен на сданную свеклу поставляет нам хозяйство. Недостающие продукты школа приобретает на деньги, полученные от реализации излишков картофеля, капусты и других овощей.
В марте 2003 г. школе был присвоен код сельхозпроизводителя, и теперь мы получаем дотацию на приобретение ГСМ, удобрений, гербицидов. А это на 20–50 % дешевле, чем для других организаций, что значительно снижает себестоимость продукции.
Работа наших учащихся в подсобном хозяйстве продумана и построена по четкому плану. Учащиеся 10–11-х классов участвуют во всех видах полевых работ: сеют, пашут, культивируют, убирают урожай. Эти работы они выполняют с мастером производственного обучения и механизатором школы на школьных тракторах. Зимой ремонтируют технику. Два раза в неделю по два часа учащиеся старших классов должны во второй половине дня отработать в поле. Работают ребята с удовольствием, стараются. Поэтому профессиональные экзамены сдают на «хорошо» и «отлично».
Учащиеся 5–9-х классов тоже активно участвуют в работе подсобного хозяйства. На летний период в школе создается Лагерь труда и отдыха, на базе которого формируются звенья овощеводов из учащихся примерно одного возраста. В одну смену (18 дней) отдыхают и трудятся по графику 110–130 человек. Пятиклассники работают 5 дней по 1 ч 30 мин в день; шестиклассники – 7 дней по 2 ч; семиклассники – 7 дней по 2 ч 30 мин; восьми- и девятиклассники – 7 дней по 3 ч.
Работают на овощных культурах, посадке и прополке. Картофелем ученики не занимаются, т.к. на этой культуре применяются современные машинные технологии, а участвуют только в его уборке.
Благодаря слаженной работе школа получает стабильные ровные доходы. Деньги идут на дотацию школьного питания, приобретается школьная мебель, спортивный инвентарь, хозяйственный инвентарь, учебно-наглядные пособия, музыкальная аппаратура.
Помимо трудового воспитания школа совершенствует структуру и содержание общего образования, являясь участницей федерального эксперимента. Успешно осваиваем новые учебники и программы, применяем новейшие педагогические технологии и методики. Наши преподаватели ставят перед собой цель – подготовить личность, не оторванную от жизни, а умеющую оценивать реальность, рационально мыслить, принимать оптимальные решения, руководствоваться в жизни общечеловеческими моральными и этическими ценностями.
Школа активно привлекает учащихся к внеклассной деятельности (различные кружки, спортивные секции, клубы по интересам). Наши учащиеся участвуют во всех районных мероприятиях.
И с основной задачей – учиться – мы справляемся, на наш взгляд, успешно. На протяжении многих лет 30% наших выпускников поступают в высшие учебные заведения.
Наша школа дает детям возможность получить и рабочие профессии. По результатам анкетирования учащихся мы определяем, какой предмет (механизация, агрономия, экономика и бухгалтерский учет, дополнительная математика и русский язык, иностранный язык) хотят изучать наши дети. Чаще всего выбирают механизацию и агрономию, а математику, русский язык и литературу дополнительно. Поэтому школа выбрала агротехнологический профиль с дополнением названных предметов для профильных групп. Но, выбрав агротехнологический профиль, систематически работая с землей, мы пришли к выводу, что нам не хватает знаний как теоретических, так и практических. Имеющиеся профильные программы нуждались в доработке. Мы обратились в КГТУ на кафедру агрономии и заключили договор с агротехнологическим факультетом. Кафедра не просто помогает нам, они направляют нашу работу, дают рекомендации по составлению учебных программ, снабжают методической литературой.
Совмещая учебу с трудовой деятельностью, юноши, закончив 11-й класс, получают удостоверение тракториста-машиниста третьего класса. А девушки учатся дизайнерскому мастерству на садовых участках и получают профессию цветовода-декоратора или ландшафтного дизайнера.
Такое профильное обучение поможет реализовать себя в жизни. А для сельских ребят – это очень сложная задача. Не зря говорится, что тот, кто сумеет адекватно самоопределиться, сможет и самореализоваться. А человек, наиболее полно реализовавший себя в жизни, – это счастливый человек!