Я иду на урок

Л. Е. Лузина ;
В. А. Эйриян

Деревья тоже воевали

Интегрированный урок литература – биология

Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор.

Н.НЕКРАСОВ

Оборудование:

• Изображения ели, березы, сосны, тополя, дуба.
• Магнитная доска с картой-схемой.
• Таблички: «1942», «1943», «1944», «Москва», «Половинное», «Спасское-Лутовиново», «Сталинград», «Ленинград», «Пушкинские Горы», «Брянск».
• Магнитофон, аудиокассеты с военными песнями («Шумел сурово брянский лес», слова А.Софронова, музыка С.Каца; «Нам нужна одна победа», слова и музыка Б.Окуджавы; «Священная война», слова В.Лебедева-Кумача, музыка А.Александрова; «День Победы», слова В.Харитонова, музыка Д.Тухманова); с органной музыкой (А.Гедике «Хорал»), с записью голоса Ю.Левитана, с записью звуков природы («Дождливый лес»).

При подготовке к уроку класс делится на группы, которые получают задания:

- поэтическая группа – подобрать стихи по теме;
- историческая группа – собрать материал о военных годах по теме;
- фольклорная группа – подобрать материал об отношении народа к лесу;
- художественная группа – подобрать иллюстрации и музыку к уроку.

Ход урока

Учитель. Здравствуйте, ребята! Накануне Дня Победы мы с вами пришли на урок литературы и биологии, на котором будем говорить о судьбе и роли деревьев в годы Великой Отечественной войны. Тема нашего урока: «Деревья тоже воевали».

Эпиграфом к уроку мы взяли слова Н.Некрасова: «Спасибо, сторона родная, за твой врачующий простор». Как вы думаете, почему мы выбрали эту тему и этот эпиграф? (Ученики высказывают свои мнения.)

Во время урока мы будем пользоваться картой-схемой, на которой в центре находится столица нашей родины – Москва. А к востоку от Москвы, на Урале, – наш поселок Половинный.

На магнитную доску крепятся таблички «Москва» и «Половинный». Включается аудиокассета с голосом Левитана: «Внимание! Внимание! Работают все радиостанции Советского Союза…» Громко звучит первый куплет песни «Священная война».

Учитель. Давно отгремели залпы Великой Отечественной войны. Дорогой ценой было завоевано счастье жить и трудиться под мирным небом. И память об этом живет в сердцах людей. Немало памятников и обелисков появилось на нашей многострадальной земле. Они призывают не забывать трагедий войны. Но есть и другие памятники, живые, которые тоже напоминают о военном времени. Эти памятники – деревья.

Много могли бы рассказать о войне деревья. Видели они, как в памятном сорок первом году обрушились на нашу землю свинцовые дожди, заполыхали в небе огненные сполохи, охватил города и села, леса и поля черный дым пожарищ. На защиту отчего края от фашистских захватчиков поднялась вся страна. И вместе со всем народом на защиту Отечества встали леса.

Статья опубликована при поддержке интернет-сайта "Voxmate". Английский язык для начинающих онлайн, изучение языка с помощью увлекательных игр, просмотр прогресса в режиме реального времени, изучение языка для взрослых и детей - индивидуальный подбор уровня и предпочтений. Посмотреть подробную информацию и начать изучать английский язык Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://voxmate.ru.

Громко звучит конец песни «Священная война». Ученик читает стихотворение Г.Гармата.

Деревья тоже воевали,
Как стяги, головы подняв.
Где нужно, гордо умирали,
С груди своей листву сорвав.

Бывали и в кругу пожарищ
И в окружении врага…
Солдат спасали в битвах жарких,
Раскинув ветви, как рога.

Земли родной тревоги, беды
По-настоящему поняв,
Они смотрели на свет белый,
Корнями Родину обняв.

Шумели, словно призывали
Идти войною на войну…
И вместе с нами отстояли
Всю необъятную страну.

На магнитную доску крепятся таблички: «1942», «Спасское-Лутовиново».

Учитель. 1942 год. Спасское-Лутовиново – родина И.С. Тургенева, великого русского писателя. В 1882 г. тяжело больной И.С. Тургенев писал другу из-за границы: «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу – родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, не увижу».

О каком же дубе пишет Иван Сергеевич?

1-й ученик. В детстве он посадил в парке Спасского дубок – деревце лет десяти, быть может, своего одногодка. Дуб вырос. Под мощной кроной дуба, вымахавшего к небу и во все стороны света, любил сидеть Иван Сергеевич. Этому дубу и передает он поклон. (Демонстрирует изображение дуба.)

Сейчас этому дубу около 150 лет. Высота его 28–30 м, а окружность ствола 5 м.

2-й ученик. Древние славяне называли дуб Перуновым деревом в честь самого главного и могучего бога Перуна. Они почитали дуб за красоту и силу. В древности из дуба которого делали практически все – от построек и долбленых челнов до оружия и орудий труда. Был дуб и источником пищевых продуктов, лекарств. Желуди содержат дубильные и белковые вещества, крахмал, сахара, жиры. В годы войны из них делали муку и пекли хлеб, а кору и листья дуба использовали вместо лекарств как кровоостанавливающее, противовоспалительное средство.

3-й ученик. Тургеневский край был местом ожесточенных сражений. Советские воины стойко обороняли родную землю, которая в их сознании еще и связывалась с именем Тургенева. Оккупанты, захватив Спасское, уничтожили почти все. Занесенные снегом пни – их здесь было около тысячи – свидетельствовали о жестокой порубке, искалечившей вековые парковые аллеи и окрестные рощи. Но дуб остался жив, хотя и пострадал от фашистов. Немцы превратили его в мишень. Огромное количество осколков снарядов и пуль засело в его древесине. Только после освобождения орловщины искусство многих специалистов спасло ему жизнь.

Ученик читает стихотворение И.Гончарова.

Их обжигала пламенем война,
Под их шатрами умирали люди,
И потому, быть может, седина на их коре,
Что путь был очень труден…
Стоят в веках свидетели войны,
Они всю жизнь глядят в реку с обрыва…
И каждому прохожему видны
Дубы, напоминающие взрывы…

На магнитную доску крепятся таблички: «1943», «Сталинград». Звучит первый куплет песни «Нам нужна одна победа».

1-й ученик. Ураганом война пронеслась по Сталинграду. Весь город был полем боя. Каждый метр, каждый дом, каждый этаж сталинградской земли, надо было отбить у фашистов и удержать. Мамаев курган был центром этого великого, смертного, победного боя.

После битвы Мамаев курган называли железным, потому что больше, чем земли, было на нем осколков снарядов и авиабомб, разбитых орудий, обгоревших танков и машин, искореженных самолетов.

После битвы Мамаев курган называли мертвым курганом, потому что на его земле сгорело все живое. Ни кустиком, ни травинкой не зазеленел Мамаев курган в первую мирную весну. Мертвой была земля Сталинграда.

2-й ученик. И только единственный тополь среди разрушенного и выжженного города весной 1943 г. зазеленел. (Демонстрирует изображение тополя.) Этот тополь видел, как на камнях пепелищ, над братскими могилами защитников города сталинградцы, оставшиеся в живых, поклялись возродить город и сделать его краше, чем он был. А тополь и сейчас стоит на высоком берегу Волги.

В первые же мирные годы сталинградцы высадили в городе и на Мамаевом кургане множество деревьев. Приезжали в город родные и друзья погибших, сажали деревца в честь тех, кто остался навеки в земле Сталинграда.

3-й ученик. И березка, о которой поется в песне («Растет в Волгограде березка»), тоже растет на кургане. (Демонстрирует изображение березки.)

Посадил ее Федор Иванович Рыкунов. Было их, Рыкуновых, пять братьев: Степан, Иван, Федор, Сергей и Василий. До войны все жили в Сталинграде. Все пятеро ушли на фронт. А вернулся один Федор. Он и посадил на Мамаевом кургане в память о братьях эту березку.

Самым любимым деревом нашего народа издавна была березка. Об этом дереве раньше говорили: его первое дело – мир освещать, второе – cкрип утишать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать. Лучина из березы дает мало копоти, дегтем раньше смазывали колеса телег и сапоги, чтобы не скрипели, а еще он входит в состав противовоспалительной мази Вишневского, да и березовые почки издавна используются в народной медицине. А уж о славе березового веника и говорить нечего – и пол подмести, и в баньке попариться. Делила береза с народом радость и грусть в мирное время, разделила она и тяготы войны.

Звучит запись «Звуки природы. Дождливый лес». На фоне музыки учащийся читает стихи И.Светличного.

Ты ее увидишь – и забьется сердце…
Сколько о березе сложено стихов!
Может быть, довольно? Но куда же деться,
Если песня в сердце созревает вновь?

Потому что помню: в новенькой шинели
Я почти мальчишкой уходил на фронт,
И березы тихо мне вослед глядели,
Русский посылая до земли поклон.
Потому что помню небо в грозных грозах.
И когда упал я, ранен, чуть живой,
Надо мной склонилась белая береза
Доброй милосердия сестрой.
И во мне воскресли молодые силы,
Солнце засияло, засветлела высь!
Красота России, чистота России
В ней, в березе белой, на века сплелись.

На магнитную доску крепятся таблички: «1944», «Пушкинские Горы».

1-й ученик. Пушкинские Горы, 1944 г. Пушкинский край почти три года был оккупирован фашистами. Наши части в начале войны оставили Пушкинские Горы без боя, чтобы не нанести урона заповеднику. Но фашисты, зная, что в заповеднике нет русских войск, все-таки бомбили его. Целили даже в могилу А.С. Пушкина.

А когда немцы ворвались в заповедник, начались грабежи, уничтожались величайшие ценности, вырубался вековой бор.

2-й ученик. Растет за околицей Михайловского сосна, почти возле самой калитки, ведущей к усадьбе поэта. (Демонстрирует изображение сосны.)

Фашисты хотели спилить и эту сосну. Но уж очень мощной она оказалась. Пила ее плохо брала, и фашисты решили использовать дерево для тренировки снайперов. После войны лесники нашли сосну тяжело больной. Они подлечили изуродованный ствол, запломбировали щели, подкормили наголодавшееся дерево специальными удобрениями. И старое дерево ожило, а лет ему более трехсот. Сосна эта не просто древняя. Это удивительный памятник природы, живой памятник Великой Отечественной войны, живой друг и современник великого поэта.

3-й ученик. Не пожалели немцы и другое дерево – ель, о которой А.С. Пушкин писал: «…и ветру в дар на темну ель повесил звонкую свирель». Ель-шатер. (Демонстрирует изображение ели-шатра.)

Когда-то ветви этого дерева склонялись шатром до земли, поэтому и дали ему такое название. В непогоду или от палящего солнца оно могло укрыть сразу до полсотни гостей. Спасти ель-шатер не удалось. Ран было очень много. Они были нанесены осколками мин и шрапнелью. Были обнаружены десятки пулевых ранений. В тех местах, где застряли осколки, древесина посинела, окислилась и омертвела. Уже тогда, в 1944 г., историческое дерево стало инвалидом Великой Отечественной войны. Израненное, оно стойко сопротивлялось смерти. За три года до гибели старая красавица еще плодоносила, заботясь о продолжении своего рода. В последние дни с ее израненной вершины густой струйкой стекала на землю прозрачная смола-живица. Текла как слезы по лицу умирающего старого человека.

15 мая 1965 г. стал траурным днем в Пушкинском заповеднике: современница Пушкина – ель-шатер, растущая в Тригорском с 1812 г., погибла. Когда ствол был опущен на землю, ель измерили: высота 40,5 м, диаметр 110 см, ширина кроны 30 м.

Дереву было 143 года. На месте ели-шатра посадили молодую елочку, что росла в нескольких шагах от старой ели, там, где стоят ее дети и внуки.

Всем, кто приезжает в заповедник, вручают деревянную пластинку-сувенир с выпуклым изображением хвойного шатра. На обороте рядом со словами Пушкина «Но там и я мой след оставил» начертано: «Кусочек пушкинской ели-шатра, погибшей от тяжелых ранений во время боев с гитлеровскими захватчиками». Дерево, умершее от старых ран, нанесенных врагом, достойно такой солдатской эпитафии.

На магнитную доску крепятся таблички: «1944», «Ленинград». Звучит «Хорал».

Учитель. Ленинград, 1944 г. Нечеловеческие испытания выпали в годы войны на долю жителей города на Неве. 900 дней длилась вражеская блокада. Но город стоял. Жители боролись с фашистами, со смертью, с голодом и холодом. Немало сохранилось свидетельств их стойкости и выдержки, немало сказано слов об их героизме и мужестве. По-своему об этом подвиге рассказывают деревья.

Ученики читают стихотворение  Ю.Воронова.

1-й ученик

Им долго жить –
Зеленым великанам,
Когда пройдет
Блокадная пора.
На их стволах –
Осколочные раны,
Но не найти рубцов от топора.

2-й ученик

И тут не скажешь:
Сохранились чудом.
Здесь чудо или случай
Ни при чем…
…Деревья!
Поклонитесь низко людям
И сохраните память
О былом.

3-й ученик

Они зимой
Сжигали все, что было:
Шкафы и двери,
Стулья и столы.
Но их рука деревья не рубила.
Сады не знали
Голоса пилы.

1-й ученик

Они зимой,
Чтоб как-нибудь согреться
Хоть на мгновенье,
Книги, письма жгли.
Но нет
Садов и парков по соседству,
Которых бы они не сберегли.

2-й ученик

Не счесть
Погибших в зимнее сраженье.
Никто не знает будущих утрат.
Деревья
Остаются подтвержденьем,
Что, как Россия,
Вечен Ленинград!

3-й ученик

Им над Невой
Шуметь и красоваться,
Шагая к людям будущих годов.
…Деревья!
Поклонитесь ленинградцам,
Закопанным
В гробах и без гробов.

На магнитную доску крепятся таблички: «1944», «Брянск». Громко звучит первый куплет песни «Шумел сурово брянский лес». Звук уменьшается.

Учитель. Знаменитые брянские леса, 1944 г.

Ни днем ни ночью фашисты не знали покоя на оккупированной ими территории.

Летели под откос вражеские эшелоны с техникой, взрывались мосты, на дорогах подрывались автомашины с гитлеровцами. В тылу врага шла партизанская война. И как верный друг, лес помогал народным мстителям.

1-й ученик. Н.Граве писал: «Лесные массивы с давних пор служили нашей Родине надежным бастионом против врагов. В суровые годы тягчайших исторических испытаний леса, расположенные на пути оккупантов, превращались в неприступные или труднопреодолимые преграды, сдерживали натиск врага, истощали его силы, вселяли суеверный страх. И эти же леса спасали от верной гибели миллионы русских людей, укрывали склады оружия и раненых воинов. Они давали им пищу и лекарство. Они становились родным домом для партизан и боевых частей армии, действовавших в тылу противника».

Так было и в брянских лесах.

Громко звучит последний куплет песни.

2-й ученик. На каждом шагу врагу мерещились партизаны. В сумерках даже одиноко стоящее дерево заставляло фашистов трепетать от страха. Особенно они боялись лесных массивов, где за любым кустом, любым пригорком их могла настигнуть смерть. Н.Граве вспоминает:

«Во всех районах прифронтовой полосы леса были сильно повреждены. В бессильной злобе оккупанты громили их артиллерией, бомбили наугад обширные районы предполагаемого местонахождения партизанских отрядов, жгли леса, стараясь «выкурить» партизан, крушили танками во время карательных операций, минировали лесные дороги и опушки».

Ученик читает стихотворение И.Василевского.

Деревья ложились плашмя, как солдаты,
Редели ряды с каждым днем.
А немцы сжигали лесные квадраты
Губительным, шквальным огнем.
Строчил пулемет в амбразуре бетонной,
Покоя не знал гарнизон.
Наш лес партизанский, могучий, зеленый,
Весной наступал на бетон.
Под камнями кости захватчиков тлеют,
Их каски ржавеют вокруг,
А лес разрастается, лес зеленеет.
Наш верный помощник и друг.

Учитель. Военный корреспондент Яков Хелемский писал: «Я по-настоящему понял, что это за чудо – летний лес, наполненный летним многоголосьем…  Я научился различать деревья и травы, называть их по именам, как друзей. Я узнал, как больно ранит душу вид искалеченной артобстрелом рощи, вытоптанных танками хлебов, изрытого бомбовыми воронками луга».

Свинцовым градом пуль поливал враг нашу землю. Часть смертоносного груза приняли на себя березовые рощи и дубравы, еловые леса и сосняки. И сейчас еще деревья хранят в себе следы стали и свинца.

Ученик читает стихотворение Н.Королевой «Деревья тоже воевали».

Деревья тоже воевали
И нас спасали от войны:
Стволы под пули
Подставляли
И гибли гордыми они.
И партизанили деревья.
Горели их
Сердца-костры.
А пламя,
Как знамена,
Реяло,
Укрывшись в зарослях
Густых.
Деревья тоже воевали
И стойко вынесли войну,
Деревья тоже умирали,
Корнями
К Родине
Прильнув.

Звучит песня «День Победы».

Учитель биологии. Берегли, врачевали души и тела людей деревья. Они ведь тоже воевали. Растут деревья в честь погибших в парках и аллеях, растут как продолжение жизни тех, кто отдал ее за шепот лесов, чистое небо, счастливое будущее нас с вами.

Учитель литературы

Война прошла, но подвиг вечен,
Как цепь сражавшихся солдат
(кто опален, кто изувечен) –
Березы русские стоят.

Стоят, как прежде, белоноги.
И люди, – Боже их прости! –
Пришли, чтобы выровнять дороги,
Срубить березы на пути.

Один сказал с улыбкой: «Ну-ка!» –
И хвать по дереву сплеча!
Топор сорвался с резким звуком,
Свинец тяжелый повстречав.

Застыли люди. Значит, скольких
Спасли березы, что в рубцах!
В стволах засели те осколки,
Что быть могли бы в них, бойцах.

Ведь это в них летели пули
В те дни военных страшных гроз…
И люди в сторону свернули,
Ушли от раненых берез.

Забыта прежняя тревога.
Слабеет память о войне.
Проходит ровная дорога
От тех березок в стороне.

Опять по ней идут обозы,
Навалом яблоки лежат.
И белоствольные березы
О славе прошлого шумят.

В.Потемкина

Домашнее задание: написать мини-сочинение на тему «Я был на уроке «Деревья тоже воевали»… Постараться в 10–12 предложениях выразить свои мысли, чувства, настроение.

ЛИТЕРАТУРА

Антонов С. Тургеневский дуб. Сборник изложений.
Ганич Л. Внеклассные занятия по биологии.
Гейченко С. Пушкиногорье.
Громов В. Спасское-Лутовиново. Государственный заповедник «Музей-усадьба И.С. Тургенева».
Деревья лечат. – СПб.: Лениздат, «Ленинград», 2005.
Курнакова А. По тургеневским местам.
Хелемский Я. На темной ели звонкая свирель.
Биология в школе, 1999. № 3.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru