Я иду на урок

Е. Н. Асташкина ;
Е. А. Москалева ;
С. В. Червякова

Рациональное питание

Интегрированный урок биологии, медицины, информатики с элементами ролевой игры

Цели урока: формирование представлений о здоровом образе жизни, способствующем установлению гармонических отношений с природой и обществом; формирование научного мировоззрения на базе усвоенных знаний и умений.

Задачи урока: на основе имеющихся знаний об обмене веществ, функциях и строении системы органов пищеварения, используя компьютерные технологии, сформировать представление о гигиенических условиях здорового питания и его режиме; овладеть доступными методами изучения человека; гигиеническое воспитание.

Оборудование: компьютерный класс, диск «Открытая биология».

Форма урока: обобщающий урок с элементами ролевой игры в классе с повышенным уровнем изучения предметов естественнонаучного цикла.

Ход урока

I. Вступительная часть

Ваше здоровье – самое ценное, что у вас есть. Многие болезни – это результат неправильного питания. На этом уроке вы узнаете, что качество жизни можно улучшить благодаря правильному питанию.

Начнем с того, что вспомним, как устроена пищеварительная система и как она функционирует. Затем рассмотрим, что такое пища и почему она необходима каждому из нас, какие основные питательные вещества в ней содержатся.

II. Основная часть

Первый биохимик. Белки – природные полимеры, состоящие из аминокислот. Аминокислоты (АК) – соединения, в молекулах которых содержится несколько функциональных групп. Обратите внимание на образование пептидной связи, а также на гидролиз полипептида (рис. 1).

Рис. 1

Белки – важнейший компонент пищи. От них зависят основные жизненные процессы в организме: обмен веществ, раздражимость нервов, способность к росту, размножению. К белкам относятся, например, гемоглобин, ферменты, некоторые гормоны. Единственным источником их образования в организме человека являются АК, входящие в состав белков пищи. Вот почему белки совершенно необходимы в питании человека.

Но все ли белки в этом отношении равноценны? Нет. Обратите внимание на содержание незаменимых АК в продуктах питания (табл. 1). Можно сделать вывод, что продукты должны быть разнообразными, – только тогда организм будет получать достаточное количество необходимых ему АК.

Таблица 1. Содержание незаменимых АК в продуктах питания

Незаменимые АК

Яйца

Молоко коровье

Говядина

Творог нежирный

Мука пшеничная

Картофель

Триптофан

0,2

0,05

0,2

0,2

0,13

0,02

Лейцин

1,1

0,34

1,4

1,6

0,8

0,1

Изолейцин

0,8

0,22

0,9

1,0

0,48

0,09

Валин

0,9

0,24

0,97

1,2

0,45

0,1

Треонин

0,6

0,16

0,8

0,7

0,3

0,08

Лизин

0,8

0,3

1,5

1,3

0,24

0,1

Метионин

0,4

0,09

0,4

0,5

0,14

0,03

Фенилаланин

0,7

0,17

0,7

0,9

0,58

0,09

Учитель. Найдите в таблице «Содержание органических веществ в продуктах питания» (табл. 2) продукты, особенно богатые белками. Назовите их.

Таблица 2. Содержание органических веществ в продуктах питания

Продукты питания

Энергия, ккал

Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

Минеральные
элементы

Витамины

Са, мг

Fe, мг

А, мг

D, мг

В1, мг

В3, мг

С, мг

Бекон, ветчина

447

24,5

38,8

0

12

1,4

0

0

0,4

0,19

0

Бананы

76

1,1

0

19,2

7

0,4

33

0

0,04

0,07

10

Хлеб черный

230

9,2

1,4

48,3

88

2,5

0

0

0,28

0,07

0

Хлеб белый

251

8

1,7

54,3

100

1,7

0

0

0,18

0,03

0

Масло

731

0,5

81

0

15

0,2

995

1,25

0

0

0

Сыр

412

25,4

34,5

0

810

0,6

420

0,35

0,04

0,05

0

Кофе растворим.

155

4

0,7

35,5

140

4

0

0

0

0,1

0

Яйца

147

12,3

10,9

0

54

2,1

140

1,5

0,09

0,47

0

Столовый жир

899

0

99,9

0

0

0

0

0

0

0

0

Свинина

330

15,8

29,6

0

8

0,8

0

0

0,58

0,16

0

Картофель вар.

80

1,4

0

19,7

4

0,5

0

0

0,08

0,03

15

Рис

359

6,2

1

86,8

4

0,4

0

0

0,08

0,03

0

Спагетти

364

9,9

1

84

23

1,2

0

0

0,09

0,06

0

Сахар-рафинад

394

0

0

105

1

0

0

0

0

0

0

Йогурт натуральный

53

5

1

6,4

80

0,1

10

0,02

0,05

0,26

0

Второй биохимик. Углеводы – обширный класс органических соединений. В клетках живых организмов углеводы являются источниками и аккумуляторами энергии. Они входят в состав многих важнейших природных соединений, выступают в роли регуляторов важнейших биохимических процессов. Соединяясь с белками и липидами, углеводы образуют сложные высокомолекулярные комплексы, составляющие основу живой материи. Давайте вспомним известные нам группы углеводов (рис. 2).

Рис. 2

Особое место среди углеводов принадлежит глюкозе. Она – необходимый компонент пищи, т.к. при ее окислении выделяется больше трети используемой в организме энергии. Нервные клетки и клетки головного мозга используют только глюкозу. Однако мы получаем глюкозу периодически, а нервным клеткам энергия необходима постоянно. Глюкоза запасается впрок в клетках печени и мышц в виде полимера – полисахарида, называемого гликогеном.

Учитель. Воспользуйтесь уже знакомой вам таблицей 2 и определите продукты, наиболее богатые углеводами. Назовите их.

Третий биохимик. Жиры относятся к классу химических соединений, носящих общее название липиды. Липиды – это сложные органические соединения с близкими физико-химическими свойствами, которые содержатся в растениях, животных, микроорганизмах. Их общие свойства: нерастворимость в воде, наличие в молекулах длинных углеводородных радикалов и сложноэфирных группировок.

Пищевые жиры являются настоящими концентратами энергии. При окислении 1 г жира выделяется 39 кДж (9,3 ккал) энергии, т.е. в 2,25 раз больше, чем при окислении белков и углеводов.

Полное исключение жиров из рациона приводит к серьезным нарушениям здоровья. Недостаток жирных кислот приводит к задержке развития растущего организма, нарушениям структуры и функции клеточных мембран, воспалению кожных покровов. При избыточности жирных кислот возрастает опасность развития атеросклероза.

Учитель. Вновь хочу направить вас к таблице 2, воспользовавшись которой, найдите продукты растительного и животного происхождения, наиболее богатые жирами, и назовите их.

Основоположники разных школ питания пытаются ответить на извечные вопросы: как, когда, сколько и что есть? Помогут разобраться в этих вопросах диетологи.

Первый диетолог. Долгое время придерживались мнения, что поесть – значит «заправить» организм порцией «горючего», не важно, какого и в каком количестве, лишь бы ярко пылало пламя обменных процессов и давало необходимую для жизнедеятельности человека энергию. Никому и в голову не приходило ограничивать себя в еде: считалось, что чем больше съешь, тем больше пользы. Впоследствии выяснилось, что при обильном питании организм запасает избыточную энергию в виде жиров. Кому из нас не знакомо стремление впихнуть в ребенка как можно больше калорийной пищи? «За папу, за маму...»

Идет в знакомом театре драма,
Спектакль с названием «Обед».
Играют роли папа с мамой,
Сынишка, бабушка и дед.

Ну, ешь, сыночек. Ты хороший.
Ну, открывай же шире рот.
И папа хлопает в ладоши,
И мама суп сынишке льет.

Дед нарядился Фантомасом,
Устроил целый карнавал,
Чтоб внучек взял кусочек мяса,
Чтоб макаронину сжевал.

С тарелкой папа, с вилкой – мама,
В руках у бабушки салат…
А не назвать ли эту «драму»
Комедией «Кто виноват?»

Перекармливание с детства формирует устойчивый рефлекс к постоянному жеванию, насыщению пищей до предела. Старинная индийская притча гласит: бог при рождении каждого человека отмеряет ему то количество пищи, которое он должен съесть, и тот, кто сделает это слишком быстро, быстрее умрет.

Второй диетолог. Обратимся опять к таблице 2. Перечисленные здесь продукты содержат еще некоторые органические вещества, о которых мы еще не говорили, не вспомнили – витамины. Потребности в них малы, но роль их в нашей жизни велика. Обмен веществ без них не будет проходить нормально. Недостаток витаминов вызывает различные болезни. Давайте вспомним, какие витамины надо принимать, чтобы не заболеть рахитом? (Витамин D.) А что нужно делать, чтобы избежать простудных заболеваний? (Принимать витамин С.)

Учитель. В каких продуктах этих витаминов содержится больше всего? (Ученики дают ответы, используя таблицу.) Для полноценного питания важен не только баланс белков, жиров и углеводов, но и присутствие витаминов, микроэлементов. Только в этом случае еда будет приносить пользу организму.

Третий диетолог. Но и этого недостаточно! Для полноценного питания необходимо учитывать энергетическую ценность продуктов. У различных категорий людей потребности в энергии различны и зависят от рода их деятельности. Для учащихся вашего возраста эта потребность равна примерно 2700 ккал в сутки. Эти калории не должны поступать в организм за 1–2 раза: принимать пищу следует 4–5 раз в день. Давайте посмотрим на схему распределения калорийности пищи в течение суток (рис. 3).

Учитель. Проанализировав ваши анкеты, мы выявили главный недостаток в вашем питании. Невысокая калорийность завтрака, прием пищи 2–3 раза в день, поздний ужин.

Рис. 3

Рис. 4

III. Заключительная часть

Учитель. Все, о чем мы говорили на сегодняшнем уроке, подводит нас к мысли о том, что питание должно быть рациональным. Что включает в себя это понятие? Ответ на этот вопрос дан в виде схемы на рисунке 4. Важны все три компонента питания. Используя их, составьте правила рационального питания школьника.

Учащиеся.

1. Прием пищи не реже 4–5 раз в сутки.
2. Перерыв между приемами пищи не более 6 часов.
3. Тщательное пережевывание пищи.
4. Не ужинать позже, чем за 1,5–2 часа до сна.
5. Разнообразие пищи.

IV. Домашнее задание

Составить меню и рассчитать калорийность обеда школьника. Работу выполнить в текстовом процессоре Microsoft Word.

Учитель. Закончить урок можно словами известного диетолога: «Одно только поколение правильно питающихся людей возродит человечество и сделает болезни столь редким явлением, что на них будут смотреть как на нечто необыкновенное».

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru