Т. А. Власова ;
З. В. Филиппова
Природные сообщества вокруг нас
Межпредметный (биология и экология) элективный курс
Предлагаемый элективный курс способствует формированию новых знаний о биогеоценозах, эстетическому восприятию природы, воспитанию потребности личного участия в охране природы.
Программа курса предусматривает реальную практико-ориентированную деятельность обучающихся по экологической оценке окружающей среды. Учащимся предоставляется возможность для саморазвития, формирования ответственного экологически-грамотного поведения в природе, осознания неразрывной связи человека с природой. Курс направлен на формирование у школьников чувственно-эмоциональной сферы, воспитание коллективизма и осознание неповторимости каждого существа, развития коммуникативных умений.
Содержание, формы и методы элективного курса подобраны таким образом, что ученик сам определяет проблему и способы ее решения, исходя из личных возможностей, потребностей и желаний. Контроль усвоения знаний осуществляется в ненавязчивых формах, которые не травмируют психику ребенка.
Значительное место в данном курсе занимает организация самостоятельной познавательной и практической деятельности обучающихся в рамках экскурсий, дидактических игр и спектаклей, экотренингов. Большое внимание мы уделяем наблюдениям за живыми организмами, выявлению у них приспособлений к среде обитания, а также взаимосвязей, существующих в природных сообществах.
Мы надеемся, что наша программа будет полезна всем, кто реализует Концепцию предпрофильного и профильного обучения.
Структурно-методическая организация курса
Курс рассчитан на 17 ч, в том числе: лекции – 4 ч, экскурсии – 6 ч, камеральные работы – 3 ч, консультации, игры, тренинги – 2 ч, конференция – 2 ч.
Проведение анкетирования на первом и последнем занятиях позволяет получить сведения о приобретении и усвоении знаний по биологии и экологии, эстетических представлений о природе родного края и природоохранных мотивах поведения.
Достижение намеченных образовательных результатов фиксируется в работах, представленных на итоговой конференции. Способность применять знания проявляется при составлении учениками сценариев дидактических спектаклей и экотренингов.
Цель и задачи программы
Цель: создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора учащимися естественнонаучного профиля на 3-й ступени обучения.
Задачи:
– углублять знания учащихся о природных сообществах;
– развивать познавательный интерес к природе родного края, умение наблюдать, выявлять и анализировать взаимосвязи в экосистемах;
– воспитывать коммуникативные способности и бережное отношение к природе.
Ожидаемые результаты
Ученики должны знать:
– что входит в понятия «состав» и «структура» экосистемы;
– какие выделяют типы природных сообществ;
– виды взаимосвязей между компонентами экосистемы;
– правила и приемы сохранения природных объектов.
Ученики должны уметь:
– описать состав и структуру сообщества, составить схему трофических связей (пищевые цепи и сети);
– проводить наблюдения за природными объектами;
– определять видовую принадлежность наиболее распространенных организмов;
– составлять тесты для проверки знаний по изученному материалу.
Содержание курса
1. Введение (1 ч)
Цели:
– определить начальный уровень знаний о природных сообществах;
– познакомить учеников с содержанием курса, формами занятий и требованиями к уровню усвоения теоретических и практических знаний, умений и навыков;
– раскрыть и углубить ведущие экологические понятия «экология», «экосистема», познакомить с классификацией экосистем.
При знакомстве учащихся с содержанием курса им следует объяснить, что такое камеральные работы.
Для определения начального уровня знаний о природных сообществах предлагается тест. На этом занятии следует повторить понятия «экология», «экосистема», «биогеоценоз»; дать учащимся представление о классификации экосистем по размерам и месторасположению.
Формы занятий и технологии: беседа, тестирование, демонстрация таблиц.
Оборудование: таблица «Экосистема широколиственного леса», тестовые задания.
2. Характеристика экосистемы (2 ч)
Цели:
– повторить и углубить знания учащихся о составе и структуре природных сообществ;
– развивать представления о взаимоотношениях компонентов экосистем;
– повторить алгоритм составления схем пищевых связей (пищевых цепей).
В ходе мини-лекции учащиеся получают представление о составе природного сообщества, об абиотических и биотических факторах среды. Из структурных компонентов следует выделить продуцентов (фотоавтотрофы, хемоавтотрофы), консументов (фитофаги, зоофаги, паразиты, детритофаги), редуцентов (черви, бактерии, плесневые грибы). Используя таблицу «Биоценоз широколиственного леса», предложить ребятам составить несколько пищевых цепей. На следующем этапе разделить детей на три группы, выдать каждой группе по одному изображению растения (хвойное, лиственное, злаковое) и несколько изображений животных, предложив подобрать консументов трех порядков. Каждая группа составляет цепь питания. Из представленных цепей составляется пищевая сеть. На заключительном этапе проводятся игры «Паутинка жизни» и «Найду себя – найду тебя».
Формы проведения занятий и технологии: мини-лекция, беседа, тренинг, дидактические игры.
Оборудование: таблица «Биоценоз пресноводного водоема», клубок ниток, изображения обитателей экосистем.
Экологическая игра «Найду себя – найду тебя»
Ведущий заранее готовит разноцветные изображения организмов трех пищевых цепей, состоящих из одинакового числа звеньев. Карточки с изображением фрагментов цепей питания ведущий прикрепляет на спины участникам так, чтобы сами они не видели, что изображено на карточках. Получив карточку, каждый участник должен как можно быстрее выяснить, кто он. Спрашивать он может всех участников игры. Отвечать можно только «да» и «нет». Когда участник точно знает кто он, то подходит к ведущему и сообщает ему об этом. Те, кто уже выяснили, кого представляют, начинают «строить пищевую цепь». Побеждает та группа, которая первая построит цепь и правильно изобразит связь продуцент – консумент – редуцент.
Экологическая игра «Паутинки»
Дети становятся в круг. Один участник держит клубок ниток и начинает: «Я – водоросль, мною питается личинка комара-звонца», и кидает клубок «личинке комара», оставляя конец нитки у себя. Второй ребенок говорит: «Я – личинка комара, мною питается малек», и бросает клубок ниток другому ребенку. Клубок продолжает свой путь, связывая всех участников. Пусть дети потихоньку подергают за паутинку. В этот момент они почувствуют единство и взаимосвязь всех обитателей. Так и в природе все связано в единое целое.
Ведущий. «А что произойдет, если погибнут продуценты?» (они выходят из круга и сеть рассыпается) – растения оказывают влияние на жизнь всех организмов, которые с ними связаны.
3. Экосистема водоема (1 ч)
Цели:
– дать учащимся представление о типах водных экосистем (лужа, озеро, проточный водоем);
– расширить знания о типичных представителях водоемов;
– развивать умение выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания; оценивать характер взаимоотношений между организмами.
Классификация водных экосистем дается в форме схемы. Обитателей различных водоемов ученики изучают, используя влажные препараты, фотографии, рисунки, таблицы, видеофильмы. Для выявления приспособлений и определения характера взаимоотношений организмов применяются элементы исследований и поиска.
Формы проведения занятий и технологии: лекция, поиск и анализ (на примере выявления приспособлений), демонстрация видеосюжетов и печатных пособий.
Оборудование: влажные препараты обитателей пресных водоемов.
4. Экскурсия на водоем (2 ч)
Цели:
– познакомить учащихся с обитателями водоемов, показать их разнообразие, взаимосвязи между ними в природе;
– развивать навыки наблюдения животных в их среде обитания;
– формировать культуру поведения в природе.
Желательно организовать экскурсию на три водоема. Перед экскурсией дать учащимся план наблюдения организмов с заданием отразить видовую принадлежность, способ передвижения, питания, дыхания, описать экологическую нишу. Собрать природные объекты (личинок стрекоз, поденок, ручейников, бокоплавов, щитней, дафний, циклопов и других). После изучения животных вернуть их в водоемы. Во время экскурсии организовать видеосъемку и фотографирование.
Форма проведения занятий: экскурсия.
Оборудование: сачки, кюветы, емкости с крышками, лупы, видеокамера, фотоаппарат, полевые дневники.
5. Экологическая оценка водоема (2 ч)
Цели:
– научить детей выявлять трофические уровни в исследуемых водоемах;
– формировать навыки обработки экспедиционного материала;
– развивать креативное мышление.
В процессе камеральной работы весь собранный в ходе экскурсии (предыдущее занятие) материал обрабатывается. У собранных живых организмов выявляются приспособления к водному образу жизни, характер движения, способ питания и дыхания, экологическая ниша. Эти сведения отмечаются в полевом дневнике. На основе характера питания организмы распределяются по трофическим уровням. В конце занятия проводится экологический тренинг «Аквамодели».
Формы проведения занятий и технологии: камеральная работа, заполнение полевых дневников, экотренинг.
Оборудование: изображения обитателей водоемов, карандаши, бумага.
Экотренинг «Аквамодели»
Цели: расширить перцептивный опыт, стимулировать эмпатию и развивать воображение.
Оборудование: натуральные объекты, бумага, фломастеры, краски, карандаши.
Ход занятия
Каждому участнику предлагается изучить внешнее строение предложенного объекта (рассмотреть под микроскопом, через лупу, невооруженным глазом). Затем каждый рассказывает группе о своем объекте. На следующем этапе участникам предлагается представить, что каждый организм превратился в человечка, – «наделить его человеческими качествами». «Человечков» нужно «одеть» в костюм, нарисовать. В конце занятия участники предлагают друг другу определить, из какого именно объекта какой человечек «появился». Из всех работ оформляется выставка.
6. Экосистема леса. Экскурсия (2 ч)
Цели:
– познакомить со структурой и составом местного фитоценоза;
– формировать навыки наблюдения за растениями в естественной среде;
– научить оформлять экспедиционный материал.
В ходе экскурсии обратить внимание детей на видовой состав растительного сообщества и ярусность. Разбить детей на группы и дать задание самостоятельно определить приспособления растений к совместному произрастанию. После того как группы отчитаются, предложить собрать гербарный материал из доминирующих видов растений, соблюдая определенные правила и требования. В течение экскурсии проводить фотографирование, зарисовку, видеосъемку растений и животных.
Формы проведения занятий и технологии: экскурсия в лес, сбор природных объектов, наблюдения в естественных условиях.
Оборудование: фотоаппарат, видеокамера, карандаши, бумага, полевые дневники.
7. Обитатели леса (1 ч)
Цели:
– расширить представления о пространственной структуре посещенного фитоценоза;
– углубить знания о редких и охраняемых видах;
– развивать навыки работы с определителями растений и животных.
Экскурсионный материал обрабатывается в ходе камеральной работы. Необходимые сведения записываются в полевые дневники. Определяется видовая принадлежность собранных растений и животных, а также ниша, занимаемая ими в биоценозе. Особое внимание уделяется биологии редких и охраняемых видов.
Формы проведения занятий и технологии: камеральная работа, работа с определителями и полевыми дневниками, тренинг.
Оборудование: определители растений, гербарии, таблицы, рисунки животных.
8. Экосистемы Дальнего Востока. Экскурсия в краеведческий музей (2 ч)
Цели:
– познакомить с многообразием природных сообществ дальневосточного региона;
– расширить представление о редких и охраняемых видах;
– развивать эмоционально-чувственное восприятие мира.
Перед экскурсией в краеведческий музей учащимся выдается памятка с вопросами об исследователях Дальнего Востока, «краснокнижных» растениях и животных и основных биоценозах Хабаровского края. По итогам экскурсии дети готовят отчет в произвольной форме.
Формы проведения занятий и технологии: экскурсия в краеведческий музей.
Оборудование: полевые дневники, диктофон, фотоаппарат, ручки.
9. Обобщение, анализ и систематизация знаний (4 ч)
Цели:
– проверить усвоение учащимися основных терминов, закономерностей и понятий по элективному курсу;
– развивать творческие и коммуникативные способности.
На этом занятии учащиеся делятся на группы. Каждая группа составляет сценарий русской народной сказки, где использует терминологию, закономерности и понятия, полученные на занятиях. Для представления готовят костюмы. На подготовку и проведение мини-спектакля «Сказка-биорассказка» отводится два часа.
Следующие два часа проводится конференция с защитой презентаций, проектов, сообщений.
Формы проведения занятий и технологии: конференция, дидактический спектакль.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран проекционный, компьютер.
Литература
Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение, 1976.
Власова Т.А., Филиппова З.В. Живая вода. Программа полевого практикума по экологической гидробиологии. – Хабаровск, 2001.
Деряба С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. – М.: АО МДС, Юнисам, 1995.
Никитина Б.А. Развивающие экологические игры в школе и не только. – Самара, 1994.
Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. – М.: Топикал, 1994.
Сид Джон и др. Думая, как гора. – М.: Советско-Американская Гуманитарная Инициатива, 1994.