И. Н. Жидко
Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии
Из опыта работы
Мои учащиеся сдают ЕГЭ по биологии с 2002 г. Вначале испытывали трудности: с чего начинать? как готовить и готовиться к экзамену? В настоящее время по подготовке к ЕГЭ накоплен определенный опыт работы, который может быть полезен учителям биологии, только начинающим эту работу.
Для того чтобы подготовиться и успешно сдать этот экзамен, необходимо представлять уровень требований, возможную структуру и особенности тестовых заданий.
Варианты заданий ЕГЭ по биологии прошлых лет предполагают у выпускников знания базового и повышенного уровня, предусмотренные существующим образовательным стандартом и программами по биологии, рекомендованными Федеральным агентством по образованию РФ.
Аттестационная работа требует от выпускников умения отождествлять биологические объекты и явления, знать основные понятия и термины, формулировки основополагающих теорий биологии, проводить анализ и сравнение процессов и явлений, и, самое главное, применять полученные знания, четко и ясно формулировать свои выводы и ответы.
Перед учителем стоит вопрос: с чего и когда начинать подготовку к ЕГЭ? Это надо делать с самых первых уроков биологии в 6-м классе. В структуру урока необходимо вводить тестовый материал, который поможет сформировать у учащихся вышеперечисленные умения. Подготовкой к ЕГЭ нужно заниматься постоянно, из урока в урок. За один год подготовки высоких результатов добиться невозможно. С начала 11-го класса необходимо переходить к детальному повторению.
Учитель должен хорошо знать спецификацию экзаменационной работы: назначение и структуру экзаменационной работы, распределение заданий экзаменационной работы по частям, тематическим разделам (блокам), видам деятельности и уровню сложности, систему оценивания отдельных заданий и работы в целом, условия проведения и проверки результатов экзамена. На этой основе формируется общий план экзаменационной работы, который является основой содержания контрольно-измерительных материалов (КИМов).
Необходимо изучить кодификатор элементов содержания, в котором представлены вопросы для проверки основного учебного содержания. Следует учитывать изменения в кодификаторах, которые вносятся в текущем учебном году.
Статья опубликована при поддержке интернет-ресурса "Ig Nobel Prize". Шнобель - пародия на Нобелевскую премию, достижения, которые вызывают смех. Антинобелевская награда - на сайте размещён архив премий учёным в области науки за прошлые годы. Подробную информацию Вы найдёте на сайте, который располагается по адресу: http://ig- nobel.ru/.
Так, в экзаменационные работы 2007 г. были введены вопросы повышенного, профильного уровня. Поэтому для подготовки к экзамену следовало в первую очередь использовать учебники общей биологии Шумного В.К. и Дымишца Г.М. (М.: Просвещение, 2006), Захарова В.Б., Пономаревой И.Н. (М.: Дрофа 2002–2006).
Особое внимание следует уделить вопросам практического применения знаний. Например, в блоке № 3 «Организм и окружающая среда» появились, в частности, такие вопросы (приведена только часть вопросов):
– Меры профилактики распространения вирусных заболеваний.
– Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий воздействия на организм.
– Наследственные болезни человека, их профилактика.
– Селекция, ее задачи и практическое значение.
Далее составляется примерный тематический план повторения учебного материала (См. Приложение). Очень хорошо, если в 11-м классе будет выделен 1 ч групповых занятий для подготовки к ЕГЭ. Повторение материала следует проводить тщательно. Его можно давать и блочно-модульно, и детально. При этом необходимо использовать дифференцированный подход к обучению. Обобщающее повторение рекомендуется проводить с учетом возможностей и способностей каждого учащегося. Вовремя устранить возникающие пробелы в знаниях и определить объем материала поможет мониторинг результатов обученности по основным темам курса. Для этого составляется диагностическая карта на каждого обучающегося.
На уроках биологии в наиболее тщательной отработке нуждаются знания и умения базового уровня. Важно добиться, чтобы задания для контроля результатов их усвоения выполнялись всеми учащимися. С этой целью при организации учебного процесса в курсе общей биологии старшей школы особое внимание должно быть уделено повторению и закреплению наиболее значительных и наиболее слабо усваиваемых школьниками знаний из основной школы о классификации органического мира, его историческом развитии, особенностях строения и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы, а также вопросов экологии, онтогенеза, селекции, изучаемых на заключительном этапе биологического образования.
Необходимо обращать внимание на практическую направленность курса. Все таблицы, рисунки, схемы, должны быть рассмотрены и изучены. Интенсивно давать КИМы следует к концу учебного года, а в начале нарабатывать теоретический материал, приводить знания в систему.
Практика показала, что блок № 4 «Многообразие организмов» требует совершенствования методики подготовки. Учащиеся испытывают трудности в систематике растений и животных, характеристике типов и классов. По курсу «Человек» допускаются ошибки в темах «Кровообращение», «Органы чувств», «Высшая нервная деятельность». Учащиеся плохо отвечают на вопросы практической направленности, не могут работать по рисункам. Необходимо обратить внимание на решение задач по генетике, молекулярной биологии, эволюции, экологии.
Для подготовки к ЕГЭ используются разнообразные методические пособия, но приоритет следует отдать следующим:
1. Единый государственный экзамен: Биология: методика подготовки / Г.И. Лернер – М.: Просвещение, ЭКСМО, 2005.
2. Лернер Г.И. Уроки биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6-й класс. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2005.
3. Лернер Г.И. Уроки биологии. Животные. 7–8-й классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. –
М.: ЭКСМО, 2005.
4. Лернер Г.И. Уроки биологии. Человек: анатомия, физиология, гигиена. 8–9-й классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2005.
5. Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. 10–11-й классы. Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2005.
Предлагаемый в этих пособиях материал может быть с успехом применен для контроля, изучения и повторения школьного курса биологии. Постановка вопросов в тестовых заданиях соответствует таковой в КИМах.
В начале 11-го класса следует заранее выявить, кто из учащихся уверенно выбирает ЕГЭ для аттестации, и предложить им план систематической самостоятельной подготовки к экзамену. Начинать следует с анализа структуры экзаменационной работы и выделения тех тем, которые в нее включены. Затем необходимо подобрать учебные материалы, которые позволят учащемуся последовательно повторить сначала весь курс общей биологии и только затем перейти к повторению разделов из биологии растений, животных и человека, т.к. в экзаменационной работе они рассматриваются с общебиологической точки зрения. Не следует начинать подготовку к экзамену с вариантов экзаменационных работ, ибо в них материал распределен в соответствии с целями экзамена, т.е. вразнобой, а не в соответствии со структурой и программой курса школьной биологии. Именно поэтому следует придерживаться обычного оглавления действующих учебников и учебных пособий.
План последовательного изучения материала курса
1. Предмет и методы биологии.
2. Уровни организации живых систем.
3. Свойства биологических систем.
4. Клеточная теория. Клетка как биологическая система.
5. Вирусы – неклеточные формы.
6. Организм как биологическая система.
7. Разнообразие организмов. Растения, животные, грибы, бактерии.
8. Организм человека.
9. Размножение и индивидуальное развитие организмов.
10. Закономерности наследственности и изменчивости.
11. Селекция.
12. Основные систематические категории.
13. Надорганизменные системы.
14. Эволюция органического мира.
15. Антропогенез.
16. Биология растений.
17. Биология животных.
18. Биология человека.
19. Выполнение тренировочных экзаменационных работ.
Желательно проводить текущий контроль в форме мини-контрольных работ в тестовой форме, проверяющих знание как текущего материала, так и пройденного ранее. Можно рекомендовать использование при подготовке учащихся к ЕГЭ новых форм работы с дидактическими материалами: тренинги, репетиционные экзамены, деловые игры «Сдаем ЕГЭ» и др., позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся.
План самостоятельной подготовки к ЕГЭ
• Познакомьтесь со структурой экзаменационных работ прошлых лет.
• Проанализируйте материал, который в них входит, и наметьте последовательность его изучения.
• Подумайте над тем, как можно наиболее экономно сгруппировать учебный материал для более эффективного его изучения.
• Выберите не более трех учебных пособий, по которым вы будете заниматься.
• Определите наиболее простые и наиболее сложные разделы курса.
• Работайте с курсом последовательно, обращая внимание на наиболее трудные разделы.
• Работая с текстом, обязательно задумывайтесь над тем, о чем в нем говорится.
• Составьте самостоятельно вопросы к отдельным фрагментам текста.
• Выбирая материал для тренировки, сравните его с образцами экзаменационных работ. Важно, чтобы эти работы расширяли содержание и позволяли глубже понять необходимый материал.
• Сначала работайте с заданиями, позволяющими последовательно изучить курс, и только затем переходите к тренировочным тестам ЕГЭ.
• Желательно проработать 10–15 вариантов экзаменационных работ прошлых лет.
Не следует забывать об информационной поддержке учащихся. На стенде «Как готовиться к ЕГЭ» в кабинете биологии можно разместить сменяемые образцы ученических решений, задания с развернутыми ответами и их оценку с комментариями, тексты тестов ЕГЭ по биологии с ответами, список пособий, которыми учащиеся могут воспользоваться при подготовке к ЕГЭ, кодификатор заданий ЕГЭ по биологии и перечень проверяемых заданиями ЕГЭ умений, а также элементов спецификации КИМ. На стенде размещаются образцы бланков ЕГЭ, проводятся консультации по их заполнению.
Полезно приучать выпускников к внимательному чтению и неукоснительному выполнению инструкций, использующихся в материалах ЕГЭ, к четкому разборчивому письму. Это поможет избежать ошибок в ходе выполнения работы.
Подготовка к ЕГЭ на уровне районных методических объединений
• Тренировочные, диагностические, контрольные работы по текстам методического кабинета (январь, март). По анализам контрольных работ в школы направляются методические рекомендации.
• Работа консультативных пунктов (ноябрь – май). Каждое образовательное учреждение дает заявку на работу в этих пунктах. По заявкам распределяются консультанты. Это учителя с богатым опытом, высшей квалификационной категории, эксперты. Программа занятий определяется также по заявкам учителя. Обычно рассматриваются самые сложные темы курса биологии.
• Работа семинара, круглого стола. На них рассматриваются наиболее актуальные вопросы преподавания и содержания курса.
• Проведение мастер-классов.
Все вышеперечисленные методические приемы позволяют добиться хороших результатов выполнения экзаменационных работ.
Приложение. Система заданий для подготовки учащихся 11-х классов к ЕГЭ по биологии.