Мои методические находки

М. Г. Домшлак

Клетка

Обычно, начиная изучение клеточного строения организмов, шестиклассники с трудом запоминают принципы строения клетки и названия всех органоидов. Для облегчения восприятия этого материала я предлагаю им сравнить клетку с обычной школой, структуру которой они уже хорошо изучили.

Живая клетка – основа практически всех форм жизни на Земле. Исключением являются только вирусы.

Строение клетки можно сравнить с устройством школы, окруженной забором, т.е. оболочкой. В школе главный – директор, так и в клетке главный орган – ядро. В школе много классов, учительская, разные подсобные помещения. Все это заполняет здание изнутри. А в клетке – цитоплазма (цито – клетка, плазма – жидкая часть клетки). В ней находятся ядро и его маленькие собратья – ядрышки, а также и другие составные части, без которых клетка не может жить. Как, например, если не выйдет на работу директор и все учителя, школу закроют и учеников отпустят домой. Цитоплазма жидкая, поскольку большую часть ее составляет вода.

Ядро заполнено ядерным соком – кариоплазмой (карио – ядро). В ней лежат маленькие тельца – хромосомы (хром – краска, сома – тело, т.е. окрашенные тельца). В них – волшебные нити – ДНК  (дезоксирибонуклеиновая кислота). Эти нити передают особенности человека (например, сходство, привычки, способности и, к сожалению, болезни) от бабушки и дедушки папе и маме, а они в свою очередь – своим детям. Это происходит из поколения в поколение. Так природа заботливо сохраняет жизнь на Земле.

В цитоплазме находятся параллельно расположенные сложные структуры в виде пластинок и канальцев, на поверхности которых расположены маленькие гранулы (зернышки). Это образование называется цитоплазматический комплекс. В него входят сложные структуры, без которых клетка не может жить, – митохондрии, рибосомы и аппарат Гольджи.

Митохондрии (мито – нить, хондрия – зернышко) имеют разную форму. Они могут быть палочковидные, гранулообразные (как зернышки) и др. – так же, как и ученики в школе, все разные. Работают митохондрии, как электростанции, вырабатывают энергию, необходимую для жизни клетки. Это происходит в результате различных химических процессов. Так и школа не может работать без электричества.

Рибосомы. В них содержится очень много нитей РНК (рибонуклеиновой кислоты) – двоюродной сестры самой главной двойной нити ДНК, живущей в своем замке – ядре, точнее, в хромосоме. Из него она отдает приказания РНК. Но сначала закончим с рибосомами – фабриками белка. В них, кроме белков, содержится РНК. Работа РНК состоит в производстве клеточных белков. Контроль над работой РНК осуществляет ядро. Если ядро исчезнет из клетки, рибосомы не смогут воспроизводить себя как под копирку: было их определенное количество, потом устали, постарели и пропали. Но не тут-то было. Они сами себя «нарисовали». Все, порядок – работа продолжается. Все это происходит под неусыпным контролем ядра. Как в школе: нашкодил кто-нибудь из учеников, явись к директору с повинной.

Аппарат Гольджи обеспечивает выделительную функцию клетки, как система каналов.

Вакуоли – полости в клетке, выполняющие пищеварительную (как желудок) или сократительную функцию.

Рассмотреть строение клетки можно под обычным световым микроскопом. Для этого надо приготовить препарат.

Приготовление препарата растительной клетки

Почти все поколения школьников свой первый препарат растительной клетки для рассматривания под микроскопом готовят из кожицы лука. Я предлагаю заменить этот рутинный объект.

Отрежте кусок арбуза, срежте с него очень тоненький слой, положите на предметное стекло и аккуратно сверху придавите покровным стеклом так, чтобы выдавить сок (излишки сока уберите фильтровальной бумагой). Под микроскопом клетки видны в виде плоских цилиндриков с неровными краями. Внутри клетки лежит округлое ядро, имеющее более темную окраску.

Больше под световым микроскопом ничего не увидишь. Описанное выше строение клетки видно только в электронном микроскопе.

• Первый микроскоп, а точнее, хорошо отшлифованную линзу, изготовил голландец А.Левенгук. Английский ученый Роберт Гук в 1665 г. рассматривая пробку, открыл ее строение – ячеистую структуру. Ячейку он назвал клеткой.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru