Копилка опыта

М. К. Лобанова

Использование технологии «Дебаты» в преподавании биологии

Дебаты – это интеллектуальная игра, особая форма дискуссии, которая ведется по определенным правилам: две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить членов жюри (судей) в своей правоте и продемонстрировать опыт риторики. Данную технологию, как показал мой опыт, эффективно использовать в 10–11-х классах. Дебаты могут принимать различные формы, их можно проводить как на обычном, так и на сдвоенном уроке.

Дебаты способствуют расширению кругозора, развитию интеллектуальных способностей, исследовательских и организационных навыков, творческих качеств, коммуникативных умений, ораторских способностей, формированию гражданской позиции и навыков жизнедеятельности в демократическом обществе.

Планирование деятельности учителя, использующего данную технологию

1. Предварительный выбор учебного материала для изучения по данной технологии (учитываются возможности класса).
2. Проведение семинарского занятия по ознакомлению учащихся с данной технологией, согласование тем.
3. Проведение урока-практикума – апробация данной технологии на уроке.
4. Самостоятельная подготовка учащихся к проведению дебатов по следующей теме.

В качестве примеров приведу некоторые темы, предложенные учащимся для проведения дебатов.

10-й класс

– Взаимоотношение человека и природы как фактор развития биосферы.
– Человек как уникальный биологический вид.
– Сохранение биоразнообразия – насущная задача человечества.

11-й класс

– Факторы,  определяющие здоровье человека.
– Достижения медицинской генетики и биоэтические проблемы.
– Время экологической культуры.
– Дискуссионные проблемы цитологии.

История дебатов 

Фактически дебаты появились, когда человек впервые с чем-то не согласился и постарался отстоять свою точку зрения. Формально дебаты ведут свое начало из Древней Греции, где они были важной частью демократии. В Афинах граждане спорили о преимуществах и недостатках предлагаемых законов, ученики учились спорить, анализируя проблемы с разных точек зрения, чтобы лучше понять их. В Средние века в Европе образование включало курсы ораторского мастерства и дебатов. Студенты  практиковались в защите своих идей и критике противоположных взглядов. В XVII в. дебаты велись на английском языке. В начале 1920-х гг. американские  университеты начинают активно внедрять технологию дебатов в практику обучения. Во время выборов президента США в 1960 г. была показана первая серия теледебатов между Д.Кеннеди и Р.Никсоном, которая принесла дебатам популярность.

В России тоже издавна практиковали такую форму обсуждения различных вопросов. В последней четверти XVIII в. епископ Д.С. Дамаскин (Руднев) ввел в обиход Нижегородской семинарии диспуты, во время которых происходили прения по научно-философским вопросам. Диспуты привлекали не только семинаристов, но и посторонних слушателей.

В настоящее время дебаты широко распространены в школах и университетах мира. Огромный образовательный потенциал этой технологии определил интерес к ней и в нашей стране.

Суть дебатов

Остановимся на основных элементах дебатов.

1. Суть дебатов: убедить нейтральную сторону (судей) в том, что аргументы одной из команд лучше, чем аргументы ее оппонентов. Хотя суть проста, стратегия и техника, с помощью которой достигается желаемый результат,  могут быть сложными.

2. Тема. В дебатах тема формулируется в  виде утверждения, например: «Использование генных технологий является объективной реальностью будущего человечества».

3. Утверждающая сторона. Спикеры утверждающей стороны пытаются убедить судей в правильности своей позиции, соответствующей теме. Дают четкие определения основным понятиям и направлениям, доказывают значимость генных технологий для будущего (в данном конкретном примере).

4. Отрицающая сторона. Спикеры отрицающей стороны стараются доказать судьям, что позиция утверждающей стороны неверна (например, стараются доказать, что существуют другие возможности для обеспечения существования человечества, что достижения генной инженерии могут нанести непоправимый вред).

5. Аргументы. Каждая группа старается убедить судей, что правильной является именно ее позиция. Аргументы могут быть сильными или слабыми. Важно, чтобы судьи увидели, что аргументы группы хорошо продуманы и обоснованы и что они могут выдержать атаку оппонентов.

6. Поддержка и доказательства. Вместе с аргументами участники дебатов должны представить судье свидетельства (цитаты, факты, статистические данные), поддерживающие их позицию.

7. Перекрестные вопросы. Большинство видов дебатов (но не все) предоставляют каждому участнику возможность отвечать на вопросы спикера-оппонента. Вопросы могут быть использованы как для разъяснения позиции, так и для выяснения потенциальных ошибок противника. Полученная в ходе перекрестных вопросов информация может быть использована в выступлениях следующих спикеров.

7. Решение судей. После того как судьи выслушивают аргументы обеих сторон, они заполняют судейский протокол, в котором фиксируют решение о том, какой команде отдано предпочтение по результатам дебатов (аргументы и способы доказательства которой были более убедительными).

Чтобы обосновать свою позицию, команда использует кейс – структурированную систему доказательств. В состав кейса входят аргументы (высказывания, посредством которых осуществляется доказательство тезиса) и промежуточные допущения, которые вводятся в процессе рассуждения и устраняются затем при переходе к окончательному результату рассуждения.

Аргументы – это истинные (с точки зрения команды) суждения, причем истинность их должна быть обоснована в процессе доказательства. Аргументы должны быть очевидны, но, с другой стороны, нетривиальны. Как правило, необходимо выбрать два наиболее значимых аргумента и тщательно их разработать. Аргумент в сжатом виде представляет главную идею команды, которая может быть освещена с различных позиций.

Необходимо помнить, что формат дебатов – это только схема, с которой можно (и нужно) импровизировать для того, чтобы добиться наилучшего результата – убедительности. В дебатах должно присутствовать столкновение мнений, которое достигается посредством тщательного опровержения того, что только что было сказано оппонентом.

Классификация вопросов

Умение формулировать точные, а главное продуктивные, полезные вопросы – одно из важнейших умений участников дебатов. Цель любого вопроса – получение новой информации в виде ответа. Вопрос не является суждением. Поэтому он не может быть истинным или ложным. Чтобы задать вопрос, необходимо уже иметь какое-то представление о предмете суждения. Чтобы ответить на вопрос, нужны определенные знания, способность правильно оценить содержание и характер вопроса.

Основные типы вопросов: уточняющие, восполняющие, логически корректные, логически некорректные.

Памятка учащимся

Методы формулирования эффективных вопросов в дебатах

На вопросы дается ограниченное время, и нужно использовать его с максимальной пользой, а для этого нужно научиться задавать вопросы, которые давали бы искомые ответы. Методы, обсуждаемые ниже, помогут вам развить несколько хороших привычек, связанных с задаванием вопросов.

– Избегайте споров. Перекрестные вопросы – это время для вопросов, а не для спора. Ищете информацию, которую могли бы использовать в вашей аргументации во время последующего конструктивного выступления. Вам не выгодно ввергать вашего оппонента в обмен аргументами. Всегда помните, что вы ищете информацию.

– Избегайте запугивания оппонента. Во время дебатов вы не имеете права обстреливать оппонента колкими вопросами без предоставления ему времени на ответ. Вежливо задавайте вопросы, на которые вы хотите получить ответ, и так же вежливо ждите ответа. Если ответа не последует, возможно, ваш оппонент не понял вопроса. Задайте его еще раз. Если после трех попыток вы так и не получите необходимой вам информации, переходите к следующим вопросам. Уклонение от агрессивного поведения способствует хорошим дебатам.

– Контролируйте период перекрестных вопросов. Перекрестные вопросы – это инструмент, который помогает вам формулировать ваши аргументы. Умение контролировать период перекрестных вопросов означает, что вы спокойны, организованны, вежливы и напористы. Не нужно быть чрезмерно агрессивным, задавая свои вопросы. Это вынудит респондента защищаться, а не отвечать на вопросы. Сохраняя контроль, вы задаете хороший вопрос, ждете хороший ответ и двигаетесь дальше, получив нужную информацию.

– Разработайте план. Время перекрестных вопросов будет использовано более плодотворно, если вы сначала разработаете план. Вы можете задавать вопросы, начав с разъяснения кейса другой команды, спрашивать о заглавиях утверждений, об отношениях между утверждениями. Когда вы выяснили это, можно перейти к выявлению пробелов в кейсе или к тактике, вынуждающей другую команду связать себя каким-либо утверждением.

– Закрытые вопросы. Открытые вопросы требуют объяснения или высказывания своего мнения. Респондент, который не хочет сталкиваться с серией вопросов, подрывающих его позицию, попытается описывать и объяснять настолько долго, насколько это возможно. Чтобы избежать этого, нужно просто ставить правильные вопросы. Рекомендуется использовать закрытые вопросы, основанные на конкретных фактах, требующие только ответа «да» или «нет»

– Привыкайте использовать в своих конструктивных выступлениях ту информацию, которую вы извлекли из перекрестных вопросов. В своем выступлении вы должны сообщить арбитрам, что этот пробел является гибельным для всего кейса.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru