Дидактические материалы

А. М. Елькина ;
П. Е. Старцев

Биологические «лабиринты»

Большую роль в организации познавательного интереса и активной творческой деятельности учащихся играет правильно организованная работа на уроке, основанная на активном включении учащихся в поиск новых знаний при выполнении разнообразных заданий.

Использование «Лабиринтов» развивает у учащихся алгоритмическое мышление, способность самостоятельно работать с различными источниками информации. «Лабиринты» помогут разнообразить урочную и внеурочную деятельность школьников, развивая самостоятельность, сводя к минимуму руководящую роль учителя на уроке.

«Лабиринт» представляет собой стандартный альбомный лист, на котором в специально выделенных ячейках записываются утверждения или пояснения к рисунку, схеме. Каждое утверждение имеет свой порядковый номер и отходящие от него стрелки «да» и «нет», которые соединяют его с соседними утверждениями. Утверждения могут быть верные и неверные.

Принцип движения по «Лабиринту» несложен. Прочитав утверждение (тезис) № 1 и мысленно согласившись или не согласившись с ним, необходимо двигаться по стрелке «да» или «нет», которая приведет к следующему утверждению. Порядок номеров и количество пройденных утверждений будут зависеть от правильности ответов на тезисы.

Задание считается выполненным, если учащийся в результате ответов попал на последний номер тезиса. Вариантов достижения финиша существует множество.

Особенностью данного «Лабиринта» является еще и то, что если ученик отвечает на тезис неправильно, то он отклоняется от верного пути, но, ответив на следующее утверждение правильно, возвращается на верный путь. Другой особенностью является то, что если учащийся делает две-три ошибки подряд, то попадает в прямоугольник, не имеющий выхода (тупик). В этом случае ему необходимо пройти весь путь заново.

В ходе решения «Лабиринта» учащийся записывает порядковые номера утверждений, на которые он попал.

Например, 1, 2, 6, 8, 13 ... 20. Обязательными здесь являются цифры 1 и 20. Учащийся сдает на проверку ряд цифр (код ответов), а учитель, проверяя их, легко выявляет пробелы знаний учащихся по различным темам.

Задания для учащихся с использованием «Лабиринтов» могут быть сформулированы по-разному.

1. Внимательно читая утверждения, пройдите путь от 1 до 20 и запишите последовательность номеров всех пройденных вами утверждений.
2. Проходя по «Лабиринту», последовательно вносите номера утверждений (кроме тупиков) в таблицу по следующему принципу:

Верные

Неверные

          
          
          
          

При составлении «Лабиринтов» для итоговой проверки необходимо учитывать требования к тематическому контролю, выделять алгоритмы с обязательными знаниями, исключить вопросы, излишне детализирующие учебный материал

Опыт использования «Лабиринтов» показывает, что:

– решение теста занимает обычно10–15 мин;
– подобные тесты целесообразно проводить, начиная с 7-го класса
– их можно использовать как для индивидуальной работы учащихся, так и для работы в парах;
– с их помощью можно организовать самостоятельное изучение и закрепление нового материала, обобщение и систематизацию, проверку и контроль знаний;
– быстрая проверка результатов теста поможет оперативно выявить пробелы в знаниях каждого учащегося;
– возможно составление подобных тестов по отдельному уроку, теме, разделу, курсу и т.д.

В качестве примера приведем «Лабиринт» по теме: «Одноклеточные водоросли».

Лабиринт «Одноклеточные водоросли»

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru