Копилка опыта

Г. А. Воронина

Показатели качества преподавания биологии как непрофильного предмета

Используемые в школьной практике традиционные количественные показатели результативности обучения не учитывают многих особенностей современного образовательного процесса. В первую очередь это касается преподавания в профильных классах. Не секрет, что на занятиях по дисциплинам, не являющимся профильными, учащиеся часто бывают пассивны – ведь их интересы лежат в другой области знания. В этом случае использование только количественных показателей необъективно раскрывает работу педагога или учащегося. Как же оценить качество преподавания учебного предмета в классах, где он не является профильным?

О вовлеченности учащихся в образовательный процесс и удовлетворенности им свидетельствует, как уже сказано, их активность. Но критерии активности это не только число поднятых рук, но и темп урока, рабочая обстановка, самостоятельность выполнения заданий, элементы соревновательности.

Оценка темпа урока в любом случае зависит от профиля класса. Например, урок, на котором изучается генетический код. В этом случае в математическом классе темп урока будет оцениваться по количеству решенных задач; в естественнонаучном – по количеству решенных задач и обсуждаемых проблемных вопросов (постановка эксперимента, современные научные достижения); в гуманитарном – по времени, затраченному на поиск ответов к основному содержанию темы урока. Сокращая время на организационные моменты, можно успеть больше объяснить, сделать объяснение более интересным. Появляются резервы времени для вариативных заданий в соответствии с профилем класса. Но если педагог не работает специально над подобным повышением мотивации, то темп урока останется невысоким, так как много времени будет тратиться просто на создание рабочей обстановки. Только творческая работа учителя может помочь удовлетворить и учащихся, и педагогов как самим процессом обучения, так и его результатами.

Спонсор публикации статьи онлайн-школа "AirySchool". Русский язык, математика, английский, немецкий, французский и другие языки. Репетиторство, подготовка к ЕГЭ, бизнес-курс, обучение языкам по "Skype", составление резюме и другие услуги. Узнать подробную информцию о школе, цены и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://airyschool.ru/.

О заинтересованности учащихся проблемами урока свидетельствуют возникающие дискуссии. Но дискуссия, обсуждение невозможны при отсутствии базовых знаний, без уважения чужого мнения, умения вести научный спор. Как правило, первые пробы проведения дискуссий бывают не очень успешными из-за неполного владения темой беседы или неумения корректно оппонировать. Учитель должен целенаправленно вовлекать учеников в дискуссию, стимулировать их желание аргументированно высказаться по проблеме, используя полученные знания. Но диалоги с элементами научного спора лишь тогда станут привычными, когда его участники почувствуют уверенность во владении материалом, изменится их отношение к предмету. Чаще предметом обсуждения становятся проблемы, в которых, с точки зрения учащихся, встречаются алогизмы или есть возможность сравнения нескольких научных гипотез.

Многие педагоги знакомы с ситуацией, когда старшеклассники задают мало вопросов, даже если тема урока ими не полностью понята. Некоторые стесняются проявить свое незнание или непонимание, другие просто апатичны. Для педагога важно установить обратную связь с классом.

Полезно отмечать наиболее характерные вопросы, с которыми обращаются ученики и на уроках, и во внеклассной работе. Многие из этих вопросов затрагивают повседневную жизнь: «Что такое медико-генетическая консультация?», «Расскажите о наследственных заболеваниях и путях их предупреждения», «Вредны ли для организма генетически измененные продукты сельского хозяйства?», «Что в нашем организме определяется наследственностью, а что – социальной средой?» и др. Постепенно перечень обсуждаемых проблем увеличивается.

Ряд вопросов связан с будущей профессиональной деятельностью: «Какие аспекты биологии важны для моей будущей профессии?», «Помогите мне выбрать профессию, если меня интересует (биология и математика или биология и физика и пр.)», «Какой вклад математика (лингвистика) вносит в изучение биологии (химии)?».

Обсуждения заставляют школьников искать дополнительный материал, что расширяет их кругозор. В ходе обучения нужно специально создавать ситуации, стимулирующие поиск дополнительной информации. Например, когда учащиеся, отвечая на вопросы домашнего задания, ссылаются на то, что факты и доказательства отсутствуют в школьных учебниках и объяснениях учителя. Или когда школьники обращаются к учителю с просьбой помочь решить задание с подготовительных курсов.

В моей практике благодаря такой стимуляции некоторые ребята овладевали умением работать с новыми оптическими приборами, ухаживать за определенными видами растений и животных, выращивать кристаллы. А затем в ответах на уроке с гордостью сообщали о своих достижениях.

Интересно проходит обсуждение материалов, заимствованных из Интернета, т.к. появляющиеся там сообщения часто научно не обоснованы и содержат ошибки или неточности (например, заметки о распространении сибирской язвы, изобретении лекарств против СПИДа и рака).

Домашние задания должны содержать инвариантную и вариативную части, учитывающие профиль класса. Так, в гуманитарных классах школьники предпочитают выполнять работу, связанную с поиском историко-научного материала, возможностью проявить философские, оценочные знания, т.е. все, что связано с увеличением гуманитарной составляющей учебного материала. Это, например, сообщения из истории научных открытий; обоснование своей точки зрения на научно-практические проблемы (клонирование организмов, охрана окружающей среды, возникновение жизни и др.). Заслуживает внимания опыт высокопрофессиональных педагогов, которые предлагают домашнюю работу в виде заданий по выбору. Выбор заданий в этом случае также становится критерием результативности образовательного процесса, т.к. позволяет судить о глубине усвоения знаний и о мотивации. Правда, следует отметить, что без предварительной подготовки школьники не стремятся брать индивидуальное домашнее задание, объясняя это большой загруженностью.

Качественные показатели результативности образовательного процесса включают и внеурочную деятельность: интеллектуальные марафоны, олимпиады, научно-практические конференции, предметные недели и др. Оценочным критерием может служить количество школьников, участвующих в этих мероприятиях, и достигнутые ими результаты.

Стоит отметить, что подготовка сообщения для участия, например, в окружной конференции, требует много времени и усилий. Однако широкий выбор предложенных учителем тем позволяет привлечь к этому виду работы учащихся из классов разных профилей. Мои ученики, например, объяснили свое участие в окружной экологической конференции желанием попробовать собственные силы и выбрать экологию в качестве экзамена по выбору.

Проведение предметных недель с конкурсами «Зеленая диковинка», «Выставка кошек», «Выставка собак», в которых можно участвовать вместе со своими питомцами или войти в состав жюри, нравится многим подросткам независимо от выбранного профиля обучения.

Практика показывает, что в старших классах нередки случаи пропусков занятий, особенно по непрофильным предметам. В качестве причин ребята называли «отсутствие интереса», «непонимание материала», «боязнь плохой оценки». Поэтому сокращение пропусков уроков тоже должно служить критерием результативности обучения. В этом же ряду стоит снижение проявлений отвлеченности, невнимания на уроках. Формально эти признаки отсутствия интереса, зачастую проявляющиеся в отвлеченных эмоциональных реакциях, снижающих темп всего занятия, находят свое отражение в замечаниях учителей в дневниках учащихся.

Адекватность эмоциональных реакций учащихся формируется при удовлетворенности образовательным процессом. Результатом становится хороший психологический климат в классе, уменьшение числа конфликтных ситуаций и как результат – чувство удовлетворенности образовательным процессом у самого педагога.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru