И. И. Солдатова
Использование документ-камеры AVerVision 300AF на уроках биологии
В июне 2008 г. к нам в школу в рамках комплексного проекта модернизации образования в Чувашской Республике поступил комплект «Кабинет биологии», содержащий разнообразное оборудование: компьютер, проектор, модели биологических объектов и многое другое. Среди этого многообразия оказалась неизвестная мне ранее документ-камера AverVision 300AF (рис. 1). Началось изучение функций этого прибора и продумывание приемов его использования в работе учителя биологии.
Документ-камера AverVision 300AF – это специальная видеокамера на раздвижном штативе. Ее можно подключить к телевизору, проектору, монитору или компьютеру. Все, что находится перед объективом камеры, в реальном времени проецируется на экран.
Примеры использования документ-камеры
Показ иллюстраций или текстов из книг, учебников и т.п. В этом случае докумет-камера заменяет демонстрационные таблицы. Изображение можно увеличить до 200% (и даже до 1600% с помощью цифрового увеличения) (рис. 2, 3, 4). Применяя светящийся планшет, можно показывать изображения с прозрачных пленок.
Лабораторные работы. Используя документ-камеру, легко показать сразу всему классу, что они должны увидеть (рис. 5). Очень помогает возможность подключения к микроскопу: ученики видят микроскопические объекты, увеличенные до размеров экрана. Например, во время лабораторной работы «Хлоропласты в клетках элодеи» на экране было видно движение цитоплазмы, что вызвало у ребят нескрываемый восторг (рис. 6).
Задания для контрольных и самостоятельных работ можно проецировать на экран прямо с листка. Теперь не нужно писать их на доске – очень удобно и экономит время.
Фотографирование объектов. Можно сохранять цифровые изображения микропрепаратов, иллюстраций, объемных предметов, сохранять текст. В памяти самой документ-камеры сохраняется до восьмидесяти слайдов, но полученные файлы можно переписывать и хранить на жестком диске компьютера. Таким образом, документ-камеру можно использовать как сканер. Полученные фото можно размещать по несколько на одном слайде для сравнения изображенных на них объектов и использовать этот прием при объяснении нового материала или для закрепления и контроля знаний. Например, при изучении тканей я предлагаю найти различия в строении двух или более видов тканей (рис. 7, 8, 9). Ребята видят крупные изображения, работают совместно, стремятся первыми найти ответ. Это способствует наилучшему усвоению информации, в данном случае такой: «В одной ткани клетки сходные, а в разных видах ткани клетки отличаются друг от друга…»
Печать изображений. Нажав на кнопку программного обеспечения «Printer», можно распечатать изображение с видеоэкрана.
Удобно демонстрировать объемные предметы. Можно показать со всех сторон шишки голосеменных, цветки покрытосеменных растений, форму стебля и т.д. (рис. 10).
Можно создать несложный мультфильм, сохраняя изображение каждого отдельного кадра, а потом воспроизводя эти кадры на компьютере в режиме слайд-шоу. Например, так можно показать процесс опыления цветков (рис. 11–19) или деления клетки и т.п.
Видеозапись. Документ-камера может быть использована для видеозаписи (при наличии соответствующего программного обеспечения) и получения таким образом видеороликов. Возможно применение документ-камеры и как WEB-камеры.
Демонстрация динамических средств наглядности. Подобные средства я использую, чтобы в игровой форме закрепить или проконтролировать знания учащихся. Динамическую игру можно использовать и при объяснении нового материала. В качестве динамических средств я изготавливаю таблицы, схемы, иллюстрированные игры. Благодаря тому что эти задания яркие, динамичные, видны одновременно всему классу и преподносятся в виде игры, они всецело захватывают внимание детей. В результате важные моменты темы не ускользают от их внимания. Разумеется, задания для динамических игр можно изготавливать вручную и использовать с применением магнитной доски. Однако с появлением документ-камеры карточки динамических пособий можно делать небольшими (что значительно упрощает работу по их созданию и хранению), а изображение, проецируемое на большой экран, производит на ребят гораздо большее впечатление.
Динамическая таблица представляет собой незаполненную таблицу определенного формата. На ячейки таблицы накладываются карточки с надписями, соответствующими ответам. При составлении таблиц можно применять задания на определение соответствия понятий (рис. 20, 21), определение признаков процессов (рис. 22, 23) или характерных черт организмов (рис. 24, 25). С помощью документ-камеры можно выводить на экран либо сам ход заполнения таблицы, либо его результат.
Динамические схемы ребенок или учитель выстраивает, используя картонные карточки или картонные стрелки, на которые нанесена учебная информация. Схемы могут отражать последовательность биологических процессов (рис. 26, 27), пищевые цепи и сети, эволюционные связи.
Динамические иллюстрированные игры, например по типу «найди ошибки художника», «собери картинку», «найди соответствие», «назови части», «определи признаки разных классов (или типов, или отделов)» и др., вызывают живой интерес учащихся к изучаемой теме. Здесь я обычно использую яркий фоновый рисунок и картонные фигурки, изображающие различные биологические объекты, или стрелки, на которых написаны названия частей объекта, изображенного на рисунке. Фигурки или стрелки ребенок размещает на фоновом рисунке, сопровождая свои действия устным комментарием. Такие задания обычно применяются на этапе закрепления или контроля знаний. Например: «Разложите стрелочки так, чтобы показать, в какой части нефрона и в каком направлении происходит данный процесс» (рис. 28, 29); «При помощи стрелочек укажите части пестика, соответствующие наименованиям, указанным на стрелках» (рис. 30, 31).
Нанесение комментария и аннотаций на рисунки, схемы, таблицы, тексты. Аннотации и комментарии при помощи соответствующего программного обеспечения можно наносить на изображения, сохраненные в памяти компьютера заранее или непосредственно во время урока, и демонстрировать это на экране. Выполняется эта задача учителем или учениками. Можно выделять информацию при помощи подчеркивания, рисования стрелок, линий, есть возможность писать и рисовать «от руки», перемещая мышку, использовать надписи стандартными шрифтами в эллиптических или прямоугольных рамках, использовать разные цвета и толщину линий, а функция «ластик» позволяет удалять несохраненный комментарий.
Можно делать рисунки, схемы, таблицы просто на белом фоне, как мелом на доске (рис. 32, 33, 34), выделять важное в тексте учебника (его фотокопии) (рис. 35, 36) или наносить пояснения на «немые» рисунки (рис. 37, 38).
При этом схемы, рисунки, надписи и т.п. можно делать и от руки на бумаге, используя карандаш или ручку, – и весь процесс этой работы учителя или ученика будет виден на экране. Теперь учителю не обязательно подходить к доске, для того чтобы показать ребятам, как начертить таблицу.
При самостоятельной исследовательской работе учеников документ-камера имеет особое значение. В частности, она дает возможность сохранять изображения, получаемые по ходу опыта, для последующего анализа, а также для создания отчетов и презентаций (рис. 39).
Применение документ-камеры возможно на любом этапе урока, как для объяснения темы, так и для закрепления или контроля знаний. При нажатии определенных кнопок на панели камеры или на пульте дистанционного управления легко переключиться с режима работы камеры на режим работы компьютера и наоборот. Использование документ-камеры расширяет методические возможности учителя, делает процесс обучения более привлекательным для учеников, тем самым способствует развитию познавательного интереса у детей.
Использованы материалы сайта www.avervision.ru/metod.php
От редакции.
Из определения документ-камеры, приводимого в Интернете («Википедия»):
«Документ-камера – особый класс телевизионных камер, предназначенных для передачи изображений документов (например, оригиналов на бумаге) в виде телевизионного сигнала или в какой-либо другой электронной форме. По конструкции походит на кодоскоп, но с телекамерой на месте верхнего объектива-перископа». (http://ru.wikipedia.org/wiki/ – «документ-камера»).
Становится понятным, что речь идет об электронном аналоге знакомого учителям кодоскопа. Наличие цифрового объектива позволяет, как подробно описано в вышеприведенной статье, использовать документ-камеру также в качестве цифрового фотоаппарата, видеокамеры и сканера – причем сканера, позволяющего получать объемные изображения предметов.
Разумеется, разные модели документ-камер имеют разные особенности – как и разную стоимость. Если вы, ознакомившись с материалами И.И. Солдатовой, решите приобрести документ-камеру для своего кабинета, то, выбирая более дорогую или дешевую модель, учтите, что для описанной AverVision 300AF приводятся следующие технические характеристики:
– оптика: f = 9,6 мм, F3.0;
– матрица: 1/2» CMOS, 3.0 М («три мегапикселя»);
– разрешение: XGA (1024×768);
– автоматическая и ручная фокусировка и подбор экспозиции;
– Aver зум 2× и панорамирование, цифровой зум 8× (суммарное увеличение –16×);
– наличие режима «ночное видение»;
– частота смены кадров при видеозаписи – 24 кадра/с;
– площадь захвата изображения – 320×240 мм;
– минимальное расстояние до объекта съемки 2,5 см;
– встроенная подсветка с указателями позиционирования объекта;
– VGA-вход;
– 1024×768 VGA и DVI выходы, S-Video и композитный выходы;
– связь с компьютером – USB 2.0 / RS-232;
– раздвижной штатив 55 см;
– габариты в рабочем состоянии, 220×140×500 мм.
Важно отметить, что упоминаемые в статье адаптер для получения изображения через окуляр микроскопа и планшет для демонстрации изображений на прозрачной пленке обычно в комплект камеры не входят и закупаются отдельно. Стоимость AverVision 300AF в августе 2009 г. составляла 30–40 тыс. руб.