Г. А. Капецкая
Эрудит-лото «Летающие цветы»
Творения природы совершеннее творений искусства.
ЦИЦЕРОН
Бабочки проявляют склонность к сладостям и каплям росы для услаждения своей короткой жизни.
АЛЬФРЕД БРЕМ
Правила игры
В игре участвуют три команды. Каждой команде вручаются три карточки с буквами «А», «Б», «В». Ведущий зачитывает вопрос и варианты ответа. На обсуждение отводится 15 секунд. После слов ведущего «Ваш ответ!» команды должны поднять карточки с буквой – вариантом ответа. За правильный ответ команда получает один жетон.
Во втором раунде играют зрители. Зритель, правильно ответивший на вопрос ведущего, получает жетон, который может отдать любой команде.
В третьем раунде играют две команды, набравшие наибольшее количество баллов в первом раунде.
В тайм-аутах можно показать номера художественной самодеятельности, провести викторину для зрителей.
Оформление зала: выставка фотографий «Летающие цветы», выставка литературы по теме «Бабочки», плакат – девиз конкурса.
Первый раунд
1. На Земле только на этом континенте нет бабочек:
а) Северная Америка;
б) Азия;
в) Антарктида.
2. У самцов этой бабочки крылья желтые, а у самок блеклые, почти белые:
а) капустница (капустная белянка);
б) лимонница (крушинница);
в) репейница (чертополоховка).
Лимонница
3. Эта бабочка, как перелетная птица, улетает в конце лета зимовать на юг:
а) репейница (чертополоховка);
б) лимонница (крушинница);
в) голубянка.
Статья опубликована при поддержке интернет-магазина кондиционеров "O2CLIMAT.RU". Москва кондиционеры и сплит-системы, шумопоглотители, воздуховоды, оконные и мобильные моноблоки и другие виды климатического оборудования. Гарантия качества и Вашего комфорта, доступные цены, специальные предложения, профессиональная помощь и консультация при выборе оборудования, монтаж и сервисное обслуживание. Узнать подробнее о компании, посмотреть каталог товаров, цены и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://o2climat.ru/.
4. Бабочки этого вида зимуют взрослыми особями, а ранней весной откладывают яички и умирают:
а) перламутровка;
б) голубянка;
в) крапивница.
Крапивница
5. У самца этой бабочки крылья белые, а у самок на белых крыльях черные пятна:
а) махаон;
б) капустница (капустная белянка);
в) траурница.
6. Некоторые бабочки, отдыхая, ведут себя как живой компас: утром поворачивают сложенные крылья к востоку, в полдень – на юг, вечером – на запад. Из перечисленных бабочек таким образом поступает:
а) траурница;
б) медведица;
в) совка-ленточница.
7. Гусеницы этой бабочки «дружат» с муравьями и живут в муравейниках. Если муравей щекочет гусеницу усиками, то из особой железки у нее выделяется капелька сладкой жидкости:
а) голубянка;
б) махаон;
в) аполлон.
8. У этой ядовитой бабочки и у ее толстой мохнатой гусеницы яркая пестрая окраска:
а) перламутровка;
б) медведица;
в) желтушка.
9. Верхние крылышки у этой бабочки серые и невзрачные, а нижние яркие, как орденская лента:
а) голубянка;
б) аполлон;
в) совка-ленточница.
10. У этой бабочки самец красиво ухаживает за самкой: вначале склоняется, словно в поклоне, а потом танцует перед ней на земле:
а) сатир семела;
б) крапивница;
в) капустница.
Сатир семела
11. Гусеницы этой бабочки живут на фиалках:
а) капустница;
б) перламутровка;
в) крапивница.
Тайм-аут
Крапивница
Скупое солнце улыбнулось,
И, хоть земля белым-бела,
Уже крапивница проснулась
И вылетела из дупла.Блестит над гривою бурьяна
Комочком рыжего огня.
Гляжу – и радостно, и странно
На сердце стало у меня.Повсюду снег тяжелый, плотный,
В ушах звенит от тишины.
А бабочка в простор холодный
Летит предвестницей весны...Л.Стекольникова
Второй раунд
Геологи знают, что в местах залежей цинковых руд обычно бывает много фиалки золотистой. Однажды открыть залежи цинковой руды помогли именно эти бабочки. С помощью каких чешуекрылых была найдена цинковая руда?
(Ответ. Гусеницы бабочек-перламутровок живут на фиалках, следовательно, там, где очень много этих бабочек, растет много фиалок, сопутствующих залежам цинковой руды.)
Тайм-аут
Третий раунд
1. Перелеты бабочек одним из первых описал именно этот известный путешественник. Когда его корабль приближался к Кубе, он записал: «...появились такие несметные стаи бабочек, что небо потемнело». Назовите автора этих наблюдений:
а) Вильям Биб;
б) К.Вильяме;
в) Христофор Колумб.
2. Скорость перелетов бабочек изучена, в частности, на капустнице. Оказывается, в тихую погоду она составляет:
а) 7–14 км/ч;
б) 1–2 км/ч;
в) 36–37 км/ч.
3. Сезонные миграции бабочек похожи на перелеты птиц, но есть и отличия:
а) бабочки никогда не проникают в Исландию;
б) перелеты бабочек изучены лучше, чем перелеты птиц;
в) большинство бабочек в своей жизни совершают только один перелет.
4. Шелковичным червем называют гусеницу бабочки:
а) сатир семела;
б) червонец огненный;
в) тутовый шелкопряд.
5. Почти двадцать веков в этой стране хранили секрет получения натурального шелка: разведение бабочек, выращивание гусениц и разматывание коконов:
а) Китай;
б) Япония;
в) Корея.
6. Длина нити одного кокона тутового шелкопряда составляет:
а) 10–100 м;
б) 300–1500 м;
в) 2000–2100 м.
7. Художнику по тканям создать гармоничный узор из черных и желтых пятен на белом фоне помогла окраска крыльев этой бабочки:
а) лимонница;
б) крыжовница;
в) крапивница.
8. Эта бабочка во всем похожа на капустницу (капустную белянку), только она имеет немного меньший размер:
а) репница;
б) капустная огневка;
в) капустная моль.
9. Движения гусеницы этой бабочки весьма своеобразны: укрепив передний конец тела, она дугообразно изгибается и придвигает задний конец тела к переднему:
а) репница;
б) шашечница;
в) пяденица.
10. Какая из названных бабочек подходит под описание: «… этих невзрачных бабочек со сложенными домиком крылышками сероватого цвета можно увидеть на заборах и на стволах деревьев…»?
а) совка;
б) репница;
в) зорька.
ЛИТЕРАТУРА
Акимушкин И.И. Мир животных. Рассказы о насекомых. – М.: Молодая гвардия, 1975.
Биология / Сост. З.А. Власова. – М.: Филолог, общ-во «Слово», Компания «Ключ-с», ТКО ACT, Центр гуманитарных наук при ф-те журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 1995.
Жемчужины мысли / Сост. А.А. Жадан. – Минск: Беларусь, 1991.
Жукова Т.Н. Часы занимательной зоологии. – М.: Просвещение, 1973.
Молис С.А. Хрестоматия по зоологии для учащихся 6–7-х классов. – М.: Просвещение, 1971.
Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. – М.: Топикал, 1994.
Что такое. Кто такой: Детская энциклопедия. Т. 2 / Сост. B.C. Шергин, А.И. Юрьев. – М.: Издательский дом «Современная педагогика», 2004.