О. С. Дмитриева
Что может дать использование презентаций на уроке при их рациональном создании и применении
В настоящее время наиболее освоенной формой работы в современной школе является урок, и основная задача учителя состоит в том, чтобы искать пути усиления развивающей направленности классно-урочной системы. Главная задача урока состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ученика в разные виды деятельности и добиться усвоения знаний в процессе восприятия, осмысления, запоминания, применения, обобщения и систематизации знаний. Такой урок невозможен без подготовки материала, с которым будут работать дети на уроке. Этим материалом может стать заранее подготовленная презентация, которую можно использовать сколько угодно раз, редактируя ее по мере необходимости (см. «Биология», № 12/2009, с. 9–23).
Всем известна истина: повторение – мать учения. Однако лишь небольшая часть наших с вами учеников выполняют домашние задания. Мы тоже были такими и отличались от современных детей, может быть, только тем, что открывали учебник на перемене перед уроком. Поэтому нужно организовывать многократное повторение одного и того же материала на уроке и не переносить вторичное восприятие на дом. Использование компьютерной презентации на уроке позволяет 2–3 раза возвращаться к одному и тому же материалу с разных позиций. Рассказ учителя чередуется с ответами на вопросы, работой с рисунками и схемами, составлением таблиц и просмотром видеофильмов. Это способствует эффективному восприятию знаний учащимися уже на уроке.
Не стоит забывать и о роли наглядности. Важно, чтобы ребенок видел все, о чем слышит. При этом проявляется новый вид наглядности – динамическая наглядность. Наглядный материал помогает запоминать, вспоминать, сопоставлять и сравнивать.
Появление наглядного средства при использовании презентации строго определено во времени и хорошо видно даже с последней парты. Когда учитель при традиционном подходе готовится к уроку, он заранее приводит все средства наглядности в «боевую готовность». Поэтому наглядные пособия выставляются напоказ задолго до того момента, когда они будут необходимы по логике обсуждения или объяснения, и таким образом отвлекают внимание учащихся от задач, которые решаются в данное время. Каждое дидактическое средство должно появиться перед глазами учащихся только тогда, когда пришло его время.
В.П. Симонов в работе «Педагогический менеджмент» приводит следующие данные. Наибольшая эффективность усвоения учебного материала связана с выходом на уровень практических умений. Если преподаватель читает материал «по бумажке», то максимально может быть усвоено только 10% даваемой информации, если излагает материал, не заглядывая в конспект, то эффект усвоения увеличивается до 20%. Применение наглядности на уроке повышает эффективность до 70%. Наглядность на уроке может создать ситуацию узнавания при изучении нового материала: «Я это видел, я это знаю, я могу это «старое» знание перенести на абсолютно новый материал».
Таким образом, использование презентации – это современный способ решить вопросы наглядности на уроке.
Статья опубликована при поддержке интернет-магазина "SPBSHOES". Магазин в Санкт-Петербурге предлагает Вам timberland Дисконт - мужские и женские ботинки (зимние и демисезонные), а также мокасины и трексайдеры. Гарантия качества, доступные цены, удобный сервис доставки и оплаты. Узнать подробнее о магазине, посмотреть каталог товаров, цены, контакты и сделать заказ Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://spbshoes.ru.
Запоминание также важно для безошибочного понимания и применения знаний. Произвольным запоминанием является закрепление. Успешность запоминания и закрепления зависит от уровня познавательных мотивов и от уровня познавательной активности класса. При использовании компьютерной презентации на уроке очень высок уровень мотивации детей и их внимания. Достигается это за счет демонстрации схем, чертежей, иллюстраций, таблиц, мультипликации и видеофрагментов. Появляется возможность подбирать наглядный материал в необходимом объеме. Кроме того, используя компьютерную презентацию, учитель может неоднократно менять вид деятельности. При таком подходе ученик весь урок следит за происходящим, он находится в ситуации, когда ему необходимо запоминать существенное, так как применять его придется для выполнения заданий по первичному и вторичному закреплению на этом же уроке.
Например, на уроке по теме «Движение крови и лимфы в организме» было подсчитано количество заданных вопросов. Их оказалось 52, и только к восьми из них пришлось обращаться повторно. За урок было получено семь отличных оценок и две оценки «хорошо». Анализ результативности урока показал, что количество пассивно работающих учащихся сократилось до 6 человек, что составило 23%. (В.П. Симонов приводит следующие данные: на 76% наблюдавшихся учебных занятий организационно-педагогическое воздействие преподавателя было направлено на 20–25% учащихся, преимущественно успевающих на «хорошо» и «отлично»). То есть налицо ситуация успеха. При этом дети (по их отзывам) на уроке не устают, хотя трудятся интенсивно. Почему? Происходит постоянная смена видов деятельности.
Хочется отдельно остановиться на организации труда. Учитель экономит время: ему не надо оформлять доску, следить за ее чистотой, развешивать плакаты и рисунки, включать разную аппаратуру, которая может повысить наглядность урока. Например, В.З. Резникова и В.И. Сивоглазов в методическом пособии для учителей приводят такой список оборудования, который необходим для проведения урока «Движение крови и лимфы в организме»:
1. Таблица «Кровеносная система».
2. Таблица «Сердце».
3. Рельефная таблица «Органы кровообращения».
4. Модель торса человека.
5. Муляж сердца.
6. Диафильм или кинофильм «Кровообращение и лимфообращение».
Использование же презентации экономит время, которое расходуется только на учебно-воспитательный процесс.
Количество наглядного материала к уроку иногда может быть таким, что его весьма проблематично разместить по направлению взгляда учеников в классе. Сколько раз случалось на уроке, что магниты раскатывались по углам класса, листочки с раздаточным материалом разлетались, таблицы начинали сползать, площади доски не хватало, чтобы разместить необходимый материал, и т.д. Бывает и так, что просто не хватает времени на перемене, чтобы это все подготовить. Опыт показывает, что затраты времени на подготовку презентации компенсируются комфортом на уроке.
Развитие общих учебных умений и навыков – еще один немаловажный аспект применения презентаций. В процессе обучения ремеслу действует аксиома: мастер не допустит своих учеников до работы, пока не научит их владеть инструментами труда. Если ребенок на уроке является полноценным субъектом деятельности и своего развития, то он имеет право на овладение не только знаниями, умениями и навыками в рамках образовательных стандартов, но и всеми теми инструментами, которыми эти знания добываются. Сложность состоит в том, что эти инструменты нельзя передать из рук в руки, а навыки учебной деятельности неосязаемы. И бесполезно ждать, что общеучебные умения и навыки, как инструменты учебной деятельности, сформируются в ходе обучения к определенному возрасту. Между тем дети взрослеют, учебные программы с учетом возрастных особенностей детей усложняются, а качество результата обучения начинает падать. У учащихся отсутствует адекватное поставленным учебным задачам умение учиться, не сформированы навыки учебной деятельности. Вот и получается, что наше представление об успешном уроке и то, как мы урок организуем, совсем не совпадают. Мы ожидаем от детей познавательного творчества, а обеспечиваем им только репродуктивную деятельность. Хотеть учиться можно только тогда, когда умеешь это делать. Используя презентацию на уроке, учитель может целенаправленно развивать общеучебные умения и навыки. Вот некоторые возможные варианты:
– работа с разными формами представления информации;
– выделение главного и второстепенного, анализ текста;
– охарактеризуй то, что видишь, подбери слово;
– классификация понятий и учебная работа с ней;
– на основе предложенной информации создай свое определение для нового понятия.
В заключение перечислим лишь некоторые задачи, которые можно решать на уроке, с использованием компьютерной презентации и АРМ учителя.
1. Сообщать большое количество информации с проверкой понимания самого существенного, самого главного.
2. Осуществлять связь теории с практикой с выходом на уровень переноса.
3. Прорабатывать учебный материал по степени его значимости (что запомнить, что проработать в ознакомительном плане, что необходимо уметь объяснять).
4. Добиваться прочности, осознанности и глубины знаний на основе принципа многократного повторения того материала, который должен быть прочно закреплен в долговременной памяти.
5. Повышать уровень наглядности урока.
6. Повышать степень заинтересованности учащихся изучаемым материалом, их познавательную активность.
В качестве иллюстрации к вышесказанному предлагаю вашему вниманию конспект урока 6-го класса для авторской линии Н.И. Сонина. Я попыталась показать, как, применяя АРМ учителя, можно решать различные задачи в преподавании достаточно сложной темы курса. Для разработки презентации использовались:
1. Цифровая база изображений по ботанике.
2. Просвещение: растения, бактерии, грибы и лишайники.
3. Фильм ВВС «Невидимая жизнь растений».
Урок «Половое размножение растений. Цветок – орган полового размножения»
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями размножения цветковых растений, процессом двойного оплодотворения и особенностями опыления.
Задачи урока
Образовательные:
• сформировать у учащихся представление об особенностях полового процесса у цветковых растений, о сущности процессов опыления и оплодотворения у цветковых растений;
• познакомить учащихся со способами опыления у цветковых растений, приспособлениями растений к разным способам опыления;
• совершенствовать умения узнавать органы цветкового растения, определять их функции. Показать особенности строения цветка как органа полового размножения.
Развивающие:
• систематизировать особенности полового процесса;
• продолжить развитие понятий о приспособленности растений к окружающей среде;
• продолжить формировать умение выдвигать гипотезы, доказывать их и объяснять;
• развивать умение работать с учебником, обращать внимание не только на текст параграфа, но и на рисунки;
• формировать умение работать с разными источниками информации, в том числе с кинофрагментами и мультфильмами. Развивать умение видеть главное в предложенном кинофрагменте;
• применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы.
Воспитательные:
• способствовать эстетическому воспитанию детей;
• создавать ситуацию успеха в процессе изучения новой темы;
• воспитывать серьезное отношение к вопросам полового размножения, предупредить неправильные толкования вопросов размножения.
Новые понятия и термины на уроке: двойное оплодотворение, спермий, центральная клетка, триплоидная клетка, пыльцевые зерна, вегетативная и генеративная клетка, пыльцевая трубка, зародышевый мешок, пыльцевход, опыление, самоопыление, перекрестное опыление, ветроопыляемые растения, насекомоопыляемые растения.
Дидактическая структура урока
1. Актуализация знаний. Определение темы урока. (3 мин.)
2. Повторение. Материал, необходимый для решения познавательной проблемы урока; будет работать на уровне переноса. (5 мин.)
3. Новый материал. Решение проблемы. (30 мин.)
• Двойное оплодотворение.
• Опыление.
4. Закрепление и обобщение. Обратная связь.
(5 мин.)
5. Домашнее задание. Подведение итогов урока. (2 мин.)
Ход урока
1. Актуализация знаний
Слайд 1. Цветок
Тема урока закрыта для учащихся. На этом этапе урока они сами должны определить ее. Для этого учитель запускает кинофрагмент, который показывает процесс распускания цветков.
* Посмотрите кинофрагмент и определите, о чем сегодняшний урок. (На сегодняшнем уроке речь будет идти о цветках.) На белом свитке появляется название слайда – «Цветок».
* Что мы уже знаем о цветке? (Нам известно, как он устроен.)
Правильно, на прошлых уроках мы говорили о том, как устроен цветок, но мы совсем не касались вопроса о том, как он выполняет свою функцию.
Слайд 2. Цветок – орган полового размножения
На экране представлены рисунки генеративных органов цветкового растения. По ним предлагается серия вопросов, которые позволяют уточнить тему урока.
* Что представлено на рисунках? (На рисунках представлены органы цветковых растений.)
* Вспомните, на какие группы можно разделить органы растений в зависимости от выполняемых ими функций? (На генеративные и вегетативные.)
* Какие органы растений представлены на рисунке? (На рисунке представлены генеративные органы.)
После обсуждения этого вопроса на экране появляется надпись «генеративные органы».
* Какова их функция? (Главная функция генеративных органов – размножение.)
* Какой тип размножения обеспечивают генеративные органы? (Половое размножение.)
Запишите в тетрадь тему урока: «Цветок – орган полового размножения».
2. Повторение
Слайд 3. Строение цветка (повторение)
Как происходит процесс полового размножения у растений? Чтобы ответить на этот вопрос нужно вспомнить строение цветка и его частей.
На экране фотография и диаграмма цветка садовой лилии, по которым далее и будет идти повторение. После вопроса на фотографии и диаграмме цветными стрелочками и закрашенной областью выделена первая часть цветка – пестик.
* Какая часть цветка находится в центре? (В центре цветка находится пестик.)
Слайд 4. Пестик (повторение)
Для дальнейшей работы по теме урока необходимо вспомнить названия основных частей пестика и их функции. Этот этап урока ставит познавательную проблему: «Для чего рыльце пестика улавливает пыльцу? Как завязь пестика участвует в образовании плода?».
Эти «как?» и «для чего?» возникнут после повторения названия основных частей пестика и их функций, которые появятся на экране после обсуждения вопросов.
* Из каких частей состоит пестик?
* Назовите функции частей пестика.
Слайд 5. Строение цветка (повторение)
Слайд организован по принципу слайда 3.
* Пестик находится в середине цветка. А какие части находятся вокруг пестика? (Вокруг пестика находятся тычинки.)
Слайд 6. Строение тычинки (повторение)
* Вокруг цветка находятся тычинки. Из каких частей они состоят? (Из пыльника и тычиночной нити.)
* Что созревает в пыльнике? (В пыльнике созревает пыльца.)
? Опять можно поставить познавательную проблему: «Зачем пыльца созревает в пыльнике? Какова ее дальнейшая судьба?».
Слайд 7. Строение цветка (повторение)
Слайд организован по принципу слайда 3.
* Что находится вокруг тычинок? (Околоцветник.)
На этом этапе закончено повторение материала урока по теме «Цветок, его значение и строение». Дальнейшее повторение посвящено теме «Размножение».
Слайд 8. Главные части цветка
* Почему тычинку и пестик называют главными частями цветка? (Пестик и тычинки – главные час-
ти цветка, потому что они являются женским и мужским органами соответственно и участвуют в процессе полового размножения, т.е. выполняют ту же функцию, что и цветок.)
* Вспомните, какая часть цветка, является мужским органом, а какая – женским. (Пестик – женский орган цветка, а тычинка – мужской.)
После ответа на этот вопрос на рисунках тычинки и пестика появляются знаки, показывающие их половую принадлежность.
* Какие клетки образуются при половом процессе? (Гаметы.)
* Какие гаметы образуются в завязи пестика? (Яйцеклетки.)
* Какие гаметы образуются в тычинке? (Сперматозоиды.)
Мужские гаметы у цветковых растений называются спермии. Спермии отличаются от сперматозоидов тем, что они неподвижны. Запишите в тетрадь: спермий – это мужская гамета, утратившая подвижность.
* Как называется первая клетка нового организма, которая получается в результате оплодотворения? (Зигота.)
? Постановка познавательной проблемы: как вы думаете, каким образом неподвижный спермий доберется до яйцеклетки?
3. Изучение нового материала
Слайд 9. Внешнее строение пыльцевого зерна
Положение рисунков на этом слайде не случайно. Между изображениями пестика и тычинки находится фотография пыльцевого зерна. Такое расположение поможет решить проблему. Неподвижный спермий может находиться в пылинке, которая и перенесет его на рыльце пестика. Для активизации познавательной активности учащихся на этом этапе урока можно запустить кинофрагмент, имитирующий 3D модель пылинки. Можно задать вопрос: почему оболочка пыльцевого зерна имеет сложную форму, выросты, крючочки? (Они способствуют удержанию пыльцы на рыльце пестика.)
Так устроено пыльцевое зерно снаружи, а как оно устроено внутри? Давайте посмотрим.
Слайд 10. Строение пыльцевого зерна
Пылинка от внешнего мира отделена довольно плотными покровами, которые могут иметь неровную поверхность. Гладкой пылинке трудно удержаться на рыльце пестика. А внутри пылинка состоит всего лишь из двух клеток – вегетативной и генеративной. Вегетативная клетка большая и занимает в пыльцевом зерне практически все место, а генеративная клетка маленькая, ее со всех сторон обросла вегетативная. Ребята, перенесите схему, которая находится на экране, в тетрадь.
* Как вы думаете, за счет деления какой клетки появятся спермии? (Работа с терминами: «генеративный» – связанный с размножением. Делиться будет генеративная клетка.)
* В результате какого деления образуются гаметы у растений? (В результате митоза.)
* Сколько спермиев получится в результате одного митотического деления? (В результате митоза материнская клетка делится на две дочерние.)
* Какой набор хромосом имеет спермий? (Как любая гамета, спермий имеет одинарный набор хромосом.)
Слайд 11. Строение завязи цветка
Из какой части завязи образуется семя? В завязи пестика, на внутренней его стороне, расположены семязачатки. От их количества зависит, сколько семян будет в плоде. К моменту созревания внутри каждого семязачатка формируется зародышевый мешок. Подсчитайте, сколько клеток входит в состав зародышевого мешка. В мешке находится женская половая клетка – яйцеклетка и 2 центральные клетки. Запишите это в тетрадь.
Слайд 12. Строение пыльцевого зерна
? Посмотрите кинофрагмент и подберите наиболее точный глагол, чтобы охарактеризовать процесс, происходящий с пыльцевым зерном.
Пыльцевое зерно, оказавшись на рыльце пестика, сначала набухает, а затем прорастает сквозь рыльце и столбик пестика, превращаясь в длинную и тонкую пыльцевую трубку.
* Как вы думаете, какая клетка пылинки формирует пыльцевую трубку? (Вегетативная.)
Закончите заполнение схемы в тетради.
* Выскажите предположения о том, зачем пыльцевая трубка врастает в ткани пестика и попадает через пыльцевход в семязачаток? (Вопрос иллюстрируется движением указательной стрелки. По мере роста пыльцевой трубки по ней из пылинки в зародышевый мешок попадут два неподвижных спермия.)
Слайд 13. Двойное оплодотворение
* Посмотрите мультфильм и ответьте на вопрос: зачем пыльцевому зерну два спермия? (После того как пыльцевая трубка через пыльцевход попадает внутрь зародышевого мешка, один из спермиев сливается с яйцеклеткой, а другой – с центральными клетками.)
Слайд 14. Двойное оплодотворение
* С чем сливается первый спермий? (С яйцеклеткой.)
* Что образуется в результате слияния? (Зигота.)
* С чем сливается второй спермий? (С центральными клетками.)
* Какой набор хромосом имеет триплоидная клетка? (Тройной.)
* Почему этот процесс называют двойным оплодотворением? (В нем участвуют два спермия.)
Двойное оплодотворение было открыто в 1898 г. русским ботаником С.Г. Навашиным.
Слайд 15. Результаты двойного оплодотворения
Зигота, образовавшаяся при слиянии гамет, многократно делится, в результате чего из нее развивается зародыш растения. Из триплоидной клетки образуется питательная ткань – эндосперм. В клетках эндосперма происходит накопление питательных веществ, необходимых для развития зародыша. Покровы семязачатка разрастаются и превращаются в семенную кожуру. В результате из семязачатка развивается семя, состоящее из зародыша, эндосперма и семенной кожуры. А из завязи формируется плод. Запишите это в тетради в виде схемы.
Слайд 16. Опыление: внешний мир помогает растению
? Какой процесс предшествует процессу оплодотворения у цветковых растений?
Итак, мы знаем, что для образования плодов и семян, а следовательно, для выполнения цветком своей генеративной функции необходимо, чтобы пыльца попала с тычинок на рыльце пестика, то есть произошло опыление. Опыление – процесс переноса пыльцы с тычинок на рыльце пестика. Запишите определение в тетрадь. Возможны два варианта опыления: один из них – самоопыление, а другой – перекрестное опыление. (Построение на экране схемы.) Далее дети по предложенным рисункам заканчивают определения. Самоопыление – это процесс переноса пыльцы на рыльце пестика того же цветка. Перекрестное опыление – это процесс переноса пыльцы с одного цветка на рыльце пестика другого цветка.
Слайд 17. Опыление ветром: успех – дело случая
При перекрестном опылении пыльца с одного цветка на другой может переноситься разными способами. В переносе пыльцы чаще всего принимают участие ветер и насекомые. К этим факторам у растений в процессе эволюции выработался ряд приспособлений.
* Давайте придумаем термин, которым можно назвать растения, опыляемые ветром. (Ветроопыляемые.)
* Какие могут быть приспособления у растений, которые опыляются ветром? Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы посмотрим кинофрагмент о том, как процесс опыления протекает у злаков. На экране в желтых прямоугольниках выделены моменты, на которые надо обратить внимание во время просмотра. После просмотра в результате совместного обсуждения называются приспособления цветковых растений к опылению ветром:
– тычинки имеют длинные тычиночные нити;
– пестики имеют мохнатые рыльца, приспособленные к улавливанию пыльцы;
– околоцветники этих цветков слабо развиты или отсутствуют, ведь им не надо привлекать насекомых;
– цветки мелкие, собраны в соцветия;
– образуется огромное количество пыльцы, так как это увеличивает вероятность попадания пыльцы на пестик;
– пыльца мелкая, сухая, легкая.
Слайд 18. Опыление ветром: успех – дело случая
На этом слайде продолжается обсуждение приспособлений ветроопыляемых растений. Кинофрагмент показывает, как происходит опыление у орешника. Работа продолжается, и выделяются еще два приспособления к опылению ветром:
– растения цветут рано, до того как распустятся листочки или одновременно с распусканием листьев. Это тоже увеличивает вероятность попадания пыльцы на пестик.
– ветроопыляемые растения растут большими группами.
Слайд 19. Опыление насекомыми: пыльца попадает к адресату
Обсуждение приспособлений растений к опылению насекомыми начинаем с примера, который показан в учебнике на рисунке. Учитель просит прочесть подпись к этому рисунку и высказать предположение о том, кого приманивают орхидеи. Демонстируется кинофрагмент о том, как введенные в заблуждение самцы ос опыляют орхидеи, пахнущие, как самки осы. Затем, работая по учебнику, называем приспособления растений к опылению насекомыми:
– крупный яркий околоцветник, привлекающий насекомых;
– крупные заметные соцветия;
– выделение нектара. Нектар и пыльца являются пищей для насекомых-опылителей;
– запах (не всегда приятный), привлекающий насекомых.
Слайд 20. Кто еще может быть почтальоном?
Этот слайд на уроке используется, если остается время. Он содержит кинофрагмент-загадку, который показывает цветущий кустарник с соцветиями, расположенными у самой земли. Детям предлагается высказать предположение о том, кто может быть опылителем этого растения.
4. Закрепление и обобщение. Обратная связь
Слайды 21 и 22. Проверим себя
На этих слайдах даны два задания по вариантам. На выполнение дается 2–3 мин. Затем учащиеся обмениваются листочками с заданиями и проводят взаимную проверку по слайду-ответу.
5. Домашнее задание
Найдите в дополнительной литературе сведения о необычных способах опыления растений. Подготовьте сообщение на эту тему.