Это интересно

О. М. Леонтьева

Тесты по биологии в Финляндии

В Финляндии каждый учитель обязан сам составлять тесты, которые покажут, освоили его предмет ученики или нет. Школьный предмет «Биология» – не исключение. Дело в том, что для финских учителей главное – научить детей понимать, анализировать, общаться на разные темы, формулировать собственную точку зрения. Именно эти умения и проверяются в конце обучения.

Многие учителя используют так называемые открытые тесты – задания, которые дети выполняют дома самостоятельно, используя любую литературу или Интернет. Это сложные задания. Например, найти информацию об открытиях в биологии, совершенных за последний год, рассказать о них своими словами, рассказать о том, как к этим открытиям отнеслись в обществе, об их перспективах и значимости, о своем собственном отношении к данным открытиям. На то чтобы научить детей выполнять такие задания, уходит много времени. При этом учитель не может делать упор в обучении только на знания: тогда его ученики вряд ли смогут выполнить открытый итоговый тест.

Другие учителя используют «обычные» тесты. Почему это слово взято в кавычки? Дело в том, что сами вопросы в них формулируются таким образом, чтобы проверялись не знания, а умение ими оперировать, умение самостоятельно мыслить, доказывать собственные идеи. Вот пример одного из тестов, составленного учителем обычной финской гимназии для класса, аналогичного нашему одиннадцатому.

Сначала дается инструкция, как пользоваться этим тестом:

Из 10 вопросов вам необходимо выбрать как минимум любые 6, но можно попробовать ответить и на все 10. Самые сложные вопросы отмечены знаком «+», за них дается максимальное количество баллов. Обратите внимание, что у некоторых вопросов есть подвопросы. Можно ответить только на часть из них (количество баллов за ответ на каждый вопрос или подвопрос указывается в тесте). Если вы отвечаете более чем на 40% вопросов, тест считается пройденным (например, при максимальной отметке 10 баллов для прохождения теста достаточно набрать 4 балла).

Потом приводятся вопросы, вот некоторые из них.

1. Большинство растений имеют цветки. Они служат для разных целей, главная – размножение.

а) нарисуйте цветок и обозначьте его части (1);

б) составьте предложение, в котором используются слова, обозначающие различные части цветка (пестик, тычинка, чашелистик, цветоложе – перечислены все части цветка) (2);

в) какие органы цветка выполняют функцию размножения?

2. Объясните, как клетки растений переживают сухой период. Как это влияет на растение? Как сухое время года переживают крупные животные, например слоны?

3. Был проведен эксперимент. Сравнивали реакцию растений и животных на свет и темноту. В 4 пробирки налили по несколько капель воды. В первую положили кольчатого червя, в другую – листок, в третью – червя и листок, в четвертую ничего не положили. Все пробирки закрыли и хранили при обычной температуре. Объясните, что произошло с кислородом и углекислым газом в пробирках, если:

а)  все пробирки были в темноте 6 ч;

б)  все пробирки были на свету 6 ч.

4. По каким признакам вы можете узнать, что тот или иной вид растений или животных может скоро исчезнуть на Земле?

5. Представьте, что вы получили задание: описать экологическую систему вокруг вашего дома. Какие методы вы будете использовать, чтобы сделать это описание максимально полным? В каком виде вы стали бы доносить полученную информацию до людей.

6. Перед вами фотографии различных клеток крови. Опишите особенности их строения в связи с функцией.

7. + Внимательно разглядите фотографию. На ней изображена саванна, в которой обитают различные животные. Опишите особенности этого биогеоценоза и экологических ниш животных, которых вы видите на фотографии.

8. + На фотографиях изображены различные клетки организма человека (даются фотографии не из учебника, а из научного текста; на них – различные ткани организма человека). Опишите как можно подробнее особенности строения данных клеток в связи с их функцией.

9. + На фотографии – найденное тело погибшего много тысячелетий назад мамонтенка.

а) Если бы вы захотели клонировать его, что, по вашему мнению, нужно было бы сделать? С какими проблемами вы при этом могли бы столкнуться?

б) Если бы вам удалось его клонировать, с какими проблемами, по вашему мнению, столкнулось бы выведенное вами таким образом животное?

10. + Дарвин описал свою теорию в книге «Происхождение видов» 150 лет назад. Теперь его идеи трансформировались. Сравните его идеи с современными.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru