В. Н. Кузнецов
XVI Всероссийская экологическая олимпиада школьников
В самом конце апреля в Кисловодске прошла очередная Всероссийская экологическая олимпиада школьников, в которой приняли участие 220 конкурсантов.
Олимпиада проходила в два тура: первый – теоретический, или тестовый, – включал тест с обоснованием ответа и решение экологической ситуации, второй – защита экологического проекта.
В первом туре участникам были предложены конкурсные задания четырех типов: задание № 1 – выбор правильного ответа из четырех данных и его письменное обоснование; задание № 2 – выбор и письменное обоснование правильного ответа, а также обоснование ошибочности других ответов; задание № 3 – выбор ответа без обоснования (у 11-классников их было 60); задание № 4 – творческое. В этом задании предлагалась информация о некоторых экологических проблемах на территории России, требующих безотлагательного решения. Требовалось выбрать одну из описанных ситуаций и проанализировать ее, далее по выбранной ситуации сформулировать и записать четыре вопроса так, чтобы ответы на них содержали возможные решения описанной проблемы.
Во втором туре участники были распределены по секциям в соответствии с тематикой их экологических проектов (приблизительно по 30 проектов на секцию). Например, в секцию «Экологического мониторинга» входили такие проекты, как «Поврежденность конского каштана минирующей каштановой молью в городе», «Сравнительный анализ химических и биологических методов оценки качества воздуха с помощью лишайника», «Мониторинг качества водопроводной воды в городе», «Мониторинг биоразнообразия и состояния фитоценоза парка в городе», «Оценка состояния воздушной среды методом лихеноиндикации», «Мониторинг реки Прони методом биоиндикации», «Использование метода флуктуирующей асимметрии в определении жизненного состояния зеленых насаждений города» и др.
Все проекты были оснащены компьютерной презентацией, а также различными наглядными пособиями и буклетами. Оценивались как рукопись проекта, так и выступление.
Шкала оценки рукописи проекта
(Максимальное количество баллов за рукопись проекта – 28)
Показатели |
Градация |
Баллы |
1. Обоснованность темы проекта – целесообразность аргументов, подтверждающих актуальность темы проекта |
обоснованна; аргументы целесообразны |
2 |
обоснованна; целесообразна, часть аргументов необоснованна |
1 |
|
аргументы отсутствуют |
0 |
|
2. Конкретность, ясность формулировки цели, задач, а также их соответствие теме проекта |
конкретны, ясны, соответствуют |
2 |
неконкретны, неясны или не соответствуют |
1 |
|
цель и задачи не поставлены |
0 |
|
3. Инструментальность гипотезы – обеспечивает ли гипотеза достижение цели проекта |
инструментальность целесообразна |
2 |
инструментальность сомнительна |
1 |
|
явно нецелесоооразна или отсутствует |
0 |
|
4. Фундаментальность обзора – использование современных основополагающих (основных) работ по проблеме |
использованы основные работы |
2 |
использована часть основных работ |
1 |
|
основные работы не использованы |
0 |
|
5. Всесторонность и логичность обзора – освещение значимых для достижения цели аспектов проблемы |
освещена значительная часть проблемы |
2 |
проблема освещена фрагментарно |
1 |
|
проблема не освещена |
0 |
|
6. Теоретическая значимость обзора – представлена и обоснована модель объекта, показаны ее недостатки |
модель полная и обоснованная |
2 |
модель неполная и слабо обоснованная |
1 |
|
модель объекта отсутствует |
0 |
|
7. Обоснованность методик доказана логически и (или) ссылкой на авторитеты и (или) приведением фактов |
применение методик обоснованно |
2 |
методики обоснованы недостаточно |
1 |
|
методики необоснованны |
0 |
|
8. Доступность методик для самостоятельного выполнения автором проекта (учащимся или учащимися) |
выполнимы самостоятельно |
2 |
выполнимы под наблюдением специалиста |
1 |
|
выполнимы только специалистом |
0 |
|
9. Логичность и обоснованность эксперимента (наблюдения), обусловленность логикой изучения объекта |
эксперимент логичен и обоснован |
2 |
встречаются отдельные неувязки |
1 |
|
эксперимент нелогичен и необоснован |
0 |
|
10. Наглядность (многообразие способов) представления результатов – графики, гистограммы, схемы, фото |
использованы все возможные способы |
2 |
использована часть способов |
1 |
|
использован только один способ |
0 |
|
11. Дискуссионность (полемичность) обсуждения полученных результатов с разных точек зрения, позиций |
приводятся и обсуждаются разные позиции |
2 |
разные позиции приводятся без обсуждения |
1 |
|
приводится и обсуждается одна позиция |
0 |
|
12. Оригинальность позиции автора – наличие собственной позиции (точки зрения) на полученные результаты |
позиция автора полностью оригинальна |
2 |
автор усовершенствует позицию другого исследователя |
1 |
|
автор придерживается чужой точки зрения |
0 |
|
13. Соответствие содержания выводов содержанию цели и задач; оценивание выдвинутой гипотезы |
соответствуют; гипотеза оценивается |
2 |
частично; гипотеза только упоминается |
1 |
|
не соответствуют; гипотеза не оценивается |
0 |
|
14. Конкретность выводов и уровень обобщения – отсутствие рассуждений, частностей, общих мест, ссылок на других |
выводы конкретны (не резюме!) |
2 |
отдельные выводы неконкретны |
1 |
|
выводы неконкретны |
0 |
Шкала оценки сообщений
Показатели |
Градация |
Баллы |
|
В |
1. Соответствие сообщения заявленной теме, цели и задачам проекта |
соответствует полностью |
2 |
есть несоответствия (отступления) |
1 |
||
в основном не соответствует |
0 |
||
2. Структурированность (организация) сообщения, которая обеспечивает понимание его содержания |
структурировано, обеспечивает |
2 |
|
структурировано, не обеспечивает |
1 |
||
не структурировано, не обеспечивает |
0 |
||
3. Культура выступления – чтение с листа или рассказ, обращенный к аудитории |
рассказ без обращения к тексту |
2 |
|
рассказ с обращением к тексту |
1 |
||
чтение с листа |
0 |
||
4. Доступность сообщения о содержании проекта, его целях, задачах, методах и результатах |
доступно без уточняющих вопросов |
2 |
|
доступно с уточняющими вопросами |
1 |
||
недоступно с уточняющими вопросами |
0 |
||
5. Целесообразность, инструментальность наглядности, уровень ее использования |
целесообразна |
2 |
|
целесообразность сомнительна |
1 |
||
нецелесообразна |
0 |
||
6. Соблюдение временного регламента сообщения (не более 7 мин) |
соблюден (не превышен) |
2 |
|
превышение без замечания |
1 |
||
превышение с замечанием |
0 |
||
Д |
7. Четкость и полнота ответов на дополнительные вопросы по существу сообщения |
все ответы четкие, полные |
2 |
некоторые ответы нечеткие |
1 |
||
все ответы нечеткие, неполные |
0 |
||
8. Владение специальной терминологией по теме проекта, использованной в сообщении |
владеет свободно |
2 |
|
иногда был неточен, ошибался |
1 |
||
не владеет |
0 |
||
9. Культура дискуссии – умение понять собеседника и аргументированно ответить на его вопросы |
ответил на все вопросы |
2 |
|
ответил на большую часть вопросов |
1 |
||
не ответил на большую часть вопросов |
0 |
В рамках олимпиады проходил конкурс на лучшую социальную экологическую рекламу. Он был посвящен Международному дню земли.
Для учителей города и приезжих педагогов были организованы круглые столы: «Экологическое образование в России: проблемы и перспективы», «Всероссийская олимпиада по экологии», в которых участвовали члены жюри олимпиады и профессора Ставропольского государственного университета.
Участники олимпиады были на экскурсиях по г. Кисловодску и его окрестностям, по Лермонтовским местам в г. Пятигорске, посетили биостанцию в Кисловодске.
По итогам олимпиады были награждены медалями и грамотами в различных номинациях 76 школьников.
Задания олимпиады
Задание 1
Выберите один правильный ответ из четырёх возможных и письменно обоснуйте, почему этот ответ вы считаете правильным.
1. Осенью 2008 г. в поселках, расположенных в буферных зонах Алтайского заповедника, был введен «комендантский час». С наступлением темноты жителям не рекомендовалось выходить из домов, чтобы не стать жертвами голодных медведей, вышедших этой осенью из леса из-за неурожая ягод и кедровых орехов. Крики людей, лай собак, предупредительные выстрелы зверей не отпугивают. По мнению специалистов-экологов, работающих в заповеднике, правильным выходом из сложившейся ситуации является:
а) отлов медведей и расселение их на других территориях;
б) специальный отстрел медведей сотрудниками заповедника;
в) подкормка голодных медведей;
г) естественное развитие событий без вмешательства человека.
2. Российский естествоиспытатель А.Т. Болотов в 1773 г. в статье «Об истреблении костеря из пшеницы и некоторые другие, касающиеся до вычищения хлебов, экономические примечания и опыты» описал случай, произошедший в его имении. По словам приказчика, на поле пропала пшеница, которая три дня назад радовала глаз изумрудной зеленью, – вся она превратилась в костерь (так в те времена назывался костер безостый). Следуя за приказчиком, Болотов сам убедился: насколько охватывал глаз, на поле волнами переливался костерь. Андрей Тимофеевич раздвинул стебли и разрешил обнаруженное противоречие, которое было связано с:
а) перерождением пшеницы в костерь, в которое верили в то время многие крестьяне и помещики;
б) перерождением костеря в пшеницу, в которое верили в то время многие крестьяне и помещики;
в) наличием ярусности в агроценозе;
г) отставанием в росте растений костеря по сравнению с пшеницей в течение трех последних дней.
Задание 2
Выберите один правильный ответ из четырех возможных и письменно обоснуйте, почему этот ответ вы считаете правильным и в чем заключается неполнота или ошибочность трех других предложенных вариантов ответа.
3. Принципы составления списков охраняемых видов требуют обоснования способов охраны исходя из их эколого-биологических особенностей. Кобылка голубокрылая обитает на сухих травянистых полянах с низким и изреженным травостоем, находящихся в экосистемах сосновых лесов, иногда – по берегам рек. Зимует в фазе яйца: кладки яиц в почве, на глубине 5–7 мм. Личинки и взрослые особи – фитофаги. Для сохранения этого вида в первую очередь необходимо:
а) принять меры к очистке рек и стоячих водоемов;
б) проводить систематические санитарные рубки сосновых лесов;
в) ввести запрет на выжигание травы, ограничить выпас скота;
г) систематически удалять из леса старые, отмершие деревья.
4. По данным Фонда защиты дикой природы популяция кожистой черепахи (самой большой из живущих в настоящее время) за последние 20 лет сократилась на 90% из-за уничтожения для производства деликатесов и сувениров. С учетом необходимости сохранения популяции с точки зрения принципов неистощающего природопользования наиболее экономически выгодным является:
а) отлов черепах на мясо в естественных местах обитания;
б) организация для туристов аттракционов (наблюдений за жизнью черепах в естественных местах обитания);
в) продажа черепашьих панцирей;
г) организация заповедника в местах обитания черепах.