Копилка опыта

Э. И. Минина

Животные живого уголка как средство овладения методами научного познания

Статья подготовлена при поддержке компании «Apiani». Желание женщин быть красивыми и стильными естественно, а для того чтобы подчеркнуть красоту требуется уникальная женская сумочка. На сайте, расположенном по адресу www.Apiani.Ru, вы сможете приобрести сумки оптом от производителя и по оптимальным ценам. Более подробную информацию Вы сможете найти на сайте www.Apiani.Ru.

В последние годы учителями городских средних общеобразовательных школ незаслуженно забыты животные, которых несложно содержать в уголке живой природы при кабинете биологии. Многие учителя считают, что гораздо проще заменить живой объект материалами, размещенными на видеоносителях. Да, это проще и существенно экономит время на подготовку к уроку, однако не заменит того, что могут дать живые животные, содержащиеся в школьном кабинете.

В течение многих лет в кабинете биологии нашей школы содержатся различные виды животных, которые не только украшают кабинет, но и используются в качестве наглядного материала при проведении уроков по зоологии, общей биологии и др.

В кабинете одновременно находится 5 аквариумов. В один из них заселены хищные декоративные рыбы, во второй растительноядные рыбы. Третий аквариум отражает многообразие водорослей и водных растений. Четвертый – это место обитания красноухой черепахи, а пятый чаще всего выполняет декоративную роль. В кабинете также содержатся представители земноводных (шпорцевая лягушка), пресмыкающихся (красноухая черепаха),  птиц (канарейки и попугаи), насекомых (палочники и мадагаскарские тараканы). О том как можно использовать этих и других животных при изучении биологии в школе, и пойдет речь в этой статье.

Моллюски

В курсе зоологии 7-го класса учащимся предлагается цикл лабораторных и практических работ, а также наблюдения за животными. Например, в разделе Моллюски на уроке «Внешнее строение и образ жизни брюхоногих моллюсков» учащимся предлагается работа с натуральными объектами. В чашки Петри помещаются крупные, хорошо развитые улитки из аквариума, чашки выдаются на каждый стол, и учащимся предлагается выполнить задание, предложенное учителем.

Задание

• Рассмотрите тело брюхоногого моллюска, найдите три основные части тела. Назовите эти части, используя текст учебника.

• Используя полученные знания, объясните, почему моллюски называются брюхоногими.

• Рассмотрите раковину моллюска, кратко опишите ее строение и функции.

• Рассмотрите голову моллюска, найдите на голове щупальца и глаза, с помощью текста учебника выясните их значение.

• Через стекло чашки Петри проследите за процессом питания улитки, используя текст  учебника, отметьте особенности строения пищеварительной системы.

• Проследите за движением улитки по разным поверхностям (стекло, бумага), отметьте скорость, с которой двигается улитка. Объясните свои наблюдения, используя текст учебника.

• Опустите улитку в стакан с водой и до конца урока отмечайте, как часто она поднимается на поверхность. Объясните, зачем она это делает. Если вы затрудняетесь  ответить на вопрос, прочитайте в учебнике раздел «Дыхание».

Таким образом, в результате работы с живым объектом у учеников появляется заинтересованность, которая является основой прочных и долговременных знаний.

Рыбы

«Класс Рыбы», тема урока «Внешнее строение и образ жизни рыб». Во время урока учащиеся могут пользоваться алгоритмом, предложенным учителем заранее, или использовать текст лабораторной работы, предложенной автором учебника.

Земноводные

Шпорцевую лягушку можно использовать при изучении раздела «Класс Земноводные» для отработки навыков сравнивать, анализировать, делать выводы.

В начале урока учащимся предлагается материал на видеоносителе о многообразии земноводных, и только потом учитель раздает натуральные объекты, помещенные в мини-аквариумы. Данный урок предполагает отработку знаний по разделу «Класс Рыбы», а также получение новых знаний по разделу «Класс Земноводные», при этом учащиеся отрабатывают навыки наблюдения за живыми объектами, сравнения их между собой и умение делать выводы.

Первую половину таблицы 1 ученики заполняют самостоятельно на основе наблюдения за животными, предложенными для изучения. Вторую половину таблицы, в которой нужно указать особенности строения систем органов, учащиеся заполняют вместе с учителем, так как эта часть урока очень важна и закладывает основу знаний, которые будут использоваться при изучении дальнейших разделов курса биологии.

Таблица 1. Сравнение признаков, свойственных представителям классов Рыбы и Земноводные

Сравниваемый признак 

Класс Рыбы 

Класс Земноводные

Среда обитания

 

 

Симметрия тела

 

 

Покровы тела

 

 

Органы передвижения

 

 

Органы дыхания

 

 

Особенности строения пищеварительной системы

 

 

Особенности строения кровеносной системы

 

 

Особенности строения выделительной системы

 

 

Особенности строения скелета 

 

 

Пресмыкающиеся

При изучении этой темы объектом наблюдения является красноухая черепаха. Во время урока учащиеся работают по заданному алгоритму, при этом записи в тетради делаются в сокращенном варианте. Внимание учащихся обращается на:

– особенности покровов тела пресмыкающихся;
– приспособления пресмыкающихся к росту;
– особенности скелета;
– расположение конечностей пресмыкающихся.
– способы питания;
– внутреннее строение (у земноводных и пресмыкающихся практически одинаково).

Таким образом, дети учатся выделять главное и существенное. Сравнение земноводных и пресмыкающихся позволяет учащимся сделать вывод о происхождении пресмыкающихся и их положении на эволюционной лестнице. В конце урока учитель вынимает черепаху из аквариума и отпускает в «путешествие» по столу. Учащиеся получают задание: понаблюдать за передвижением черепахи и объяснить, почему класс получил название Пресмыкающиеся.

Птицы

Содержание птиц в кабинете биологии – дело достаточно простое. Это могут быть волнистые попугайчики, попугай Карела Нимфа, кенары. Певчие канарейки являются не только пособием для изучения, но и способствуют эстетическому развитию школьников. Живое пение птиц, особенно в зимний период, играет важную роль в психологической разгрузке учащихся. Свободное перемещение птиц (волнистых попугайчиков или попугая Карела Нимфа) во время некоторых уроков чаще всего не мешает ученикам, а наоборот, дисциплинирует их, заставляет вести себя на уроке тихо, бережно относиться к птице, которая находится в это время на столе учителя или ученика.

Лабораторная работа «Внешнее строение птиц» проводится без использования чучел (которые в большинстве школ сохранились с середины прошлого века и выглядят далеко не лучшим образом), а на живых объектах кабинета биологии. Очень удобно использовать эти объекты при изучении раздела «Особенности пищеварительной системы птиц». Учащимся предлагается провести наблюдение за птицей. После выполнения задания учащиеся делают выводы об особенностях пищеварения и энергетического обмена у птиц.

Задание

• Пронаблюдайте, часто ли птица возвращается к кормушке за кормом.

• Пронаблюдайте, большие ли порции пищи птица съедает за один раз.

• Часто ли птица удаляет из организма непереваренные остатки пищи?

• Сделайте вывод о том, как способствует такое питание полету.

В курсе  «Общая биология» животные уголка живой природы оказывают неоценимую помощь в усвоении нового материала. Особенно удачно можно использовать их при изучении раздела «Эволюция», параграфа «Приспособленность – результат действия факторов эволюции» (учебник Д.К. Беляева). В лабораторной работе «Приспособленность организмов к среде обитания» можно использовать не растения, не чучела и изображения животных разных мест обитания, а живые объекты кабинета биологии.

Лабораторная работа «Приспособленность организмов к среде обитания»

Цель: сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания, закрепить умение выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания.

Оборудование: клетка с птицами, аквариум с красноухой черепахой.

Ход работы

1. Определите среду обитания животного, предложенного вам для исследования.

2. Выявите черты приспособленности к среде обитания.

3. Выявите относительный характер приспособленности.

4. В ходе изучения представленных объектов и знаний о движущих силах эволюции заполните таблицу 2 и сделайте выводы о механизмах возникновения приспособлений.

Таблица 2. Сравнение признаков, свойственных представителям классов Пресмыкающиеся и Птицы

Сравниваемый признак 

Кенар (волнистый попугайчик) 

Красноухая черепаха

Среда обитания

 

 

Относительная масса тела

 

 

Покровы тела

 

 

Окраска тела

 

 

Конечности

 

 

Отработка терминов курса «Общая биология»

Отработка этих терминов часто дается учащимся с большим трудом. Термин «идиоадаптация» можно рассматривать не только на растениях, но и на рыбах, содержащихся в аквариуме кабинета биологии. Определения терминов «гомология» и «аналогия» лучше записать после рассмотрения живых объектов. Учащимся предлагается рассмотреть конечности лягушки, красноухой черепахи и птицы. К этому моменту ученикам известно, что конечности этих животных предназначены для передвижения в разных средах и имеют одинаковое строение и общее происхождение в процессе эволюции. После размышления учащиеся сами приходят к выводу, что гомологичными называются органы, соответствующие друг другу по строению и имеющие общее происхождение независимо от выполняемых ими функций. Затем учащимся предлагается рассмотреть еще одно животное – палочника (или мадагаскарского таракана) и обратить внимание на его конечности. Учащиеся приходят к тому, что конечности (органы), имеющие иное строение и иное эволюционное происхождение, называются аналогичными.

Животных живого уголка кабинета биологии можно использовать для обучения и развития учащихся не только на уроках, но и на занятиях кружка и факультатива, предусматривающих исследовательскую проектную деятельность и углубленное изучение биологии. Примеры использования животных как объектов наблюдения и исследования очень многообразны, и здесь все зависит от учителя и его желания дать детям как можно больше  запоминающегося и интересного материала, а также от желания подарить детям незабываемые впечатления от общения с живой природой.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru