Не все потеряно…
Жизнь каждой клетки зависит от того, когда и как происходит считывание информации, хранящейся в геноме, и реализация ее в виде ферментов и других продуктов биосинтеза. ДНК в хромосомах хранится в специальном компактном состоянии: намотанной на специальные белки – гистоны. Такой комплекс называют хроматином. Для того чтобы стала возможной транскрипция, необходимо на время освободить ДНК от гистонов. Это очень сложный процесс со многими ступенями регуляции, в котором участвуют, в частности, специальные ферменты – деацетилазы гистонов.
Ученые Массачусетского технологического института показали, что введение мышам с тяжелыми нейродегенеративными поражениями мозга ингибиторов одной из гистоновых деацетилаз (HDAC2) приводит к появлению менее компактифицированного и более транскрипционно активного хроматина и к резкому улучшению памяти даже после значительной атрофии мозга и гибели большого числа нейронов.
Позже было показано, что увеличение активности гистоновой деацетилазы HDAC2 связано с уменьшением количества синапсов, плотности дендритов и способности к обучению у мышей. Видимо, снижение активности этого фермента приводит к переключению связей между нейронами мозга, которое позволяет восстанавливать давно забытые данные.
Еще более интересен факт, обнаруженный этими же исследователями, что в обстановке, стимулирующей умственную деятельность, у больных мышей, не способных к запоминанию и обучению, происходят модификации хроматина, которые приводят к восстановлению утраченной способности к обучению, а также долговременной памяти.
Fischer A. et al. Recovery of learning and memory is
associated with chromatin remodeling // Nature. 2007.
№ 447. P. 178–182.