Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №23/2009

Копилка опыта

Н. И. Асташина

Из опыта проведения уроков здоровья

Итоговый урок по теме «Здоровье и питание» (6-й класс)

Статья подготовлена при поддержке компании «Premier Steel». Если вы решили приобрести качественную и надежную стальную дверь, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «Premier Steel». Перейдя по ссылке: «стальные двери Балашиха», вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать стальную дверь по выгодной цене. В компании «Premier Steel» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами.

Предлагаемая методическая разработка предназначена для учителей, работающих в 5–6-х классах по программе интегрированного учебного курса Е.В. Алексеевой и О.С. Гладышевой  «Уроки здоровья» (Нижегородский институт развития образования), а также для учителей биологии, работающих по другим программам, руководителей эколого-биологических кружков, классных руководителей.

Ухудшение состояния здоровья школьников требует от нас, учителей и педагогов дополнительного образования, поиска любых возможных путей решения данной проблемы. Одна из причин ухудшения здоровья – неправильное питание. В школе формированию культуры питания обычно уделяется внимание на уроках биологии, природоведения, экологии, ОБЖ, на классных часах и в ходе внеклассных мероприятий. Особо выделяются уроки здоровья, валеологии, которые включаются в учебные планы ряда школ.  На таких уроках чаще практикуется использование деятельностного подхода, диалогового взаимодействия учителя и учеников, всего набора интерактивных методических приемов. 

По программе уроков здоровья тема «Питание и здоровье» изучается в 6-м классе. На ее изучение отводится 8 ч. Предлагаемое занятие является итоговым. На нем ребята имеют возможность показать и применить свои знания по теме, а также, будучи вовлеченными в творческую деятельность, более эффективно закрепить изученное.

В основе проведения данного урока лежит использование метода проектов. На предпоследнем уроке по данной теме мы вместе с учениками обсуждаем форму его проведения. В своей практике я часто использую сказки. Дети с удовольствием участвуют в их создании, вместе с героями преодолевают трудности, затаив дыхание следят за развитием сюжета. Вот и в данном случае я предложила детям сочинить новую сказку, да не простую, а полезную для всех ее возможных читателей и слушателей.

Вместе с детьми мы обсуждаем канву сказки (как вариант можно зачитать ее заранее заготовленное начало – часть 1). Затем придумываем возможные перипетии сюжета – какие ловушки, сложности должен преодолеть главный герой, чтобы вырваться из плена, намечаем особенности характеров персонажей. Самые интересные предложения ребят включаются в окончательный вариант сказки. Этой основой мы и пользуемся на итоговом уроке. Для детей очень значимо и важно использование именно их предложений по развитию сюжета, поэтому ситуаций с разнообразными сюжетными вариантами должно получиться достаточно много, чтобы каждый ребенок смог почувствовать себя его создателем.

При проведении подобного занятия необходимо учитывать индивидуальные особенности детей и те конечные цели, которые ставит перед собой учитель. В соответствии с этим можно по-разному организовать деятельность детей: индивидуально или в группах, письменно или устно, зачитывать или обыгрывать отдельные фрагменты сказки. Окончательный вариант сказки, проиллюстрированный самими учениками, распечатывается на бумаге или распространяется на электронных носителях среди ее сочинителей и всех заинтересовавшихся.

Многолетний опыт использования подобных приемов как на уроках биологии, так и на уроках по другим предметам, показал их высокую эффективность.

Почти невыдуманная история, которая приключилась однажды с Петей Половинкиным

Часть 1

Жил да был на свете мальчик Петя, а фамилия у него была Половинкин. И очень эта фамилия ему подходила: за какое бы дело ни брался Петя, делал его ровно наполовину, а потом бросал, забывал про него. Начнет книжку читать, дочитает до середины и бросит. Уроки учил тоже только наполовину, поэтому и учился кое-как. Даже обед свой целиком никогда не съедал, а только наполовину. Его уж и ругали за все эти половинки, и стыдили, и даже дразнили – ничего не помогало. И продолжалось так до тех пор, пока с Петей не произошел один случай.

Сидел он как-то дома, телевизор смотрел. По своей привычке Петя половину содержания пропустил, потому что не очень-то вникал, о чем там говорили. Только вдруг слова ведущего показались Пете интересными. Стал он прислушиваться и вот что услышал:

– Многие люди часто не задумываются над тем, что и как они едят, – говорил ведущий. – А ведь то, что мы едим, определяет всю нашу жизнь. Сами подумайте: если мы получаем от еды удовольствие, если нам нравится то, что мы едим, у нас появляется хорошее настроение. А человек с хорошим настроением успешен в жизни, все у него получается. Или представьте себе другую картину: утром заботливые мамаши часто силой заставляют своих детей есть манную кашу или другую еду, которая ребенку не нравится. Ребенок кричит, отворачивается от ненавистного завтрака, капризничает, мама нервничает, сердится. В результате у всех плохое настроение, мама опаздывает на работу, она раздражена; ребенок плачет; окружающим тоже не очень-то приятно наблюдать такую картину. День в семье начался с плохого настроения, а значит, испорчен. А все из-за чего? Из-за неправильной организации питания.

– Позвольте, – перебил ведущего другой участник передачи, – так что же, по-вашему, по утрам детей кормить совсем не надо?! Они же так никогда не вырастут!

– А с чего это вы взяли? Разве хоть кто-нибудь доказал, что дети без еды не растут? Дети растут не потому, что их кормят, а просто потому, что они – дети! И вообще, я же не сказал, что детей совсем кормить не нужно. Пусть едят, но только тогда, когда сами захотят, и только то, что им нравится.

– Этого еще не хватало, – возмутилась другая участница беседы. – Если детям разрешить, они будут есть только одни конфеты, чипсы да кириешки. Это что же тогда получится?!

– Очень хорошо получится, – весело ответил ведущий. – Дети будут есть, когда захотят и что захотят, значит, они будут счастливы, а это самое главное в жизни!

И начался бурный спор на тему «Как должны питаться дети». А наш Петя Половинкин по своей привычке не стал досматривать телепередачу до конца, а переключился на другое дело – стал мечтать, как было бы хорошо, если бы у него была возможность выбирать, что и когда есть.

Мечтал, мечтал, лежа на диване, да и не заметил, как уснул. И вот он уже в каком-то незнакомом месте, в огромном зале. Кругом столы с едой стоят, и чего там только нет – все самые любимые Петины сладости! Так и просятся прямо в рот. Не успел Петя как следует кушанья на столах рассмотреть, а навстречу ему какая-то тетенька идет.

– Здравствуй, Петя Половинкин! Добро пожаловать в мое царство-государство. Давненько у меня таких дорогих гостей не было!

– Откуда вы меня знаете? Я вас первый раз в жизни вижу, – удивился Петя.

– А я знаю все, что мне надобно. А зовут меня...

Здесь чтение сказки приостанавливается и учитель предлагает ребятам самим придумать имя хозяйки сказочного царства, в которое попал Петя Половинкин. При этом надо учесть особенности характера героини – она недобрая, хитрая, притворяется, хочет обмануть Петю и оставить его в своем царстве навсегда. Надо придумать и название царства, в которое попал Петя. Работу можно организовать по группам или индивидуально. Самый оригинальный вариант включается в текст сказки.

Часть 2

– А зовут меня Сластинда Первая. Я правительница государства Сластятино-Вкуснятино. У меня в государстве все жители едят только то, что им нравится, и нет абсолютно никакого насилия! Некоторые едят только одни конфеты и шоколадки, другие – только мороженое и пирожное, третьи – только чипсы и кириешки. Представляешь, как у нас здорово?! Никакой тебе манной каши, супчиков и бульончиков. Подходи к столу, выбирай, что тебе нравится, и угощайся в свое удовольствие!

– Вот это здорово, – восхитился Петя. – Как бы я хотел пожить в вашем государстве подольше! Везет же здешним жителям!

– Так за чем же дело стало? Ты уже в стране Сластятино-Вкуснятино. Давай угощайся, а понравится, можешь и навсегда здесь остаться. Милости просим. Ты пока тут оглядись, угощеньица моего попробуй, а я отлучусь ненадолго по служебной надобности.

Сказав такие слова, Сластинда Первая незаметно исчезла, а Петя остался один посреди столов, уставленных всякими сладостями и вкусностями.

Только Петя подошел к столу и уже примерился к аппетитному кусочку шоколадного торта с орехами, как почувствовал, будто его кто-то за штанину дергает. Нагнулся Петя посмотреть, что там такое, и видит: сидит на полу маленький человечек, размером с мизинец, ручками размахивает, рот раскрывает, будто говорит что-то, только слов совсем не слышно.

– Это что еще за чудо? – удивился Петя. Взял он малыша осторожно себе на ладонь и стал его рассматривать. – Ты кто такой? Что-то мне лицо твое знакомо, только очень уж ты маленький.

А малыш в ответ опять что-то говорит, руками размахивает, только Петя опять ничего услышать и понять не смог.

– Ну, ты вот что, давай-ка мне не мешай, – строго сказал Петя маленькому мальчику. – Видишь, я только перекусить собрался. Хочешь, я и тебя угощу? Давай посажу тебя на тарелку с тортом, сиди и ешь себе потихоньку.

В ответ на эти слова малыш с отвращением поморщился и так энергично что-то залопотал и замахал руками, что Петя, хоть по-прежнему не понял ни одного слова, догадался, что его предложение малышу очень не понравилось. Вдруг почувствовал  Петя, что малыш его за собой куда-то тянет, и пошел за ним. Подошли они к дальней стене, а там картина нарисована с маленькими человечками, похожими на того малыша, что сейчас рядом стоял. Только лица у нарисованных человечков какие-то грустные, и видно, что у них со здоровьем не все в порядке: кто за живот руками держится, а лицо все сморщилось от боли, кто совсем худой – непонятно, в чем душа держится, а есть и такие, что на колобков похожи – коротенькие и толстенькие. Тут Петя почувствовал, что малыш его опять за штанину дергает и пальцем ему в дальний угол картины показывает. Приглядевшись, Петя увидел надпись: «Счастливые жители страны Сластятино-Вкуснятино».

– Что-то непохоже, что жители вашей страны очень счастливы, – задумчиво сказал Петя. – Похоже, что наоборот... Что-то тут художник напутал.

Тут малыш энергично головой закивал и дальше Петю вдоль стены потащил. В самом углу на маленьком столике небольшой компьютер стоял. Малыш к компьютеру подошел и прямо по клавиатуре забегал. Экран загорелся мягким светом, и на нем бегущей строкой появились такие слова: «Это не ошибка. Жители нашей страны очень несчастны. Мы все слабые и больные. И жить нам осталось совсем немного. Раньше мы были нормальными детьми, но поверили сладким речам Сластинды и сами, по своему желанию согласились стать жителями ее страны. Теперь мы действительно едим только то, что нам очень хотелось и нравилось в детстве, одни только сладости да мороженое. Только счастливыми мы от этого не стали... А если ты, Петя, хоть один кусочек с этого стола съешь, то и ты никогда к себе домой не вернешься, а станешь таким же, как все мы, – маленьким, больным и беспомощным. Мой тебе совет – спасайся. Беги отсюда!»

– Вот я попал! А как же мне домой вернуться? – спрашивает Петя.

– Из этой комнаты есть два пути на свободу. Видишь две двери? За одной дверью три волшебные ступеньки. Сластинда их заколдовала, и, чтобы они тебя пропустили, ты должен будешь ответить на вопрос каждой из них. А вопросы-то все с правилами питания связаны. Правильно ответишь – ступеньки тебя домой выпустят, а не ответишь – здесь навсегда останешься.

– А вторая дверь? – с надеждой спросил Петя. – Может, там дорога попроще будет?

– И не надейся. Там ступенек куда как больше. И на каждой ступеньке вопрос. Не ответишь – сам знаешь, чем дело закончится.

– Ну, так что же тут думать, конечно, надо в первую дверь идти, раз там вопросов меньше, – решительно сказал Петя.

– Не спеши. Если ты пойдешь по ступенькам второй двери и на все вопросы ответишь, то не только сам на свободу выберешься, но и всех жителей нашей страны от колдовства хитрой Сластинды освободишь. Только дело это очень опасное и, сам понимаешь, рискованное. Цена ошибки очень велика – и сам здесь останешься, и нас всех погубишь.

Вопрос к классу

– А какой бы выбор сделали вы, оказавшись на месте Пети?

После обсуждения этого вопроса нужно перейти к составлению вопросов для заколдованных ступеней. Вопросы должны быть связаны с правилами питания. Предложенные вопросы записываются на доске (по сценарию урока включаются в текст сказки, которую создают ученики на уроке вместе с учителем).

Примерная тематика вопросов

  • Значение питания в жизни человека.
  • Почему питание должно быть разнообразным?
  • Какие болезни могут возникнуть у человека при неправильном питании?
  • Гигиена питания.
  • Что такое витамины, каково их значение в жизни человека?
  • Как составить рацион питания?
  • Что такое рациональное питание?
  • Профилактика заражения паразитическими червями и инфекционными желудочно-кишечными заболеваниями.

При составлении вопросов можно использовать пословицы и поговорки о питании, загадки, связанные с питанием и культурой питания.

Часть 3

Задумался Петя. Конечно, ему очень хотелось и домой вернуться, и малышей из плена хитроумной Сластинды Первой спасти. Стал он вспоминать, что о правилах питания знает, и вот тут первый раз в жизни пожалел о своих только наполовину выполненных делах. Ведь о правилах питания не один раз ему мама говорила, да и в школе сколько их повторяли! И если бы не эта дурацкая привычка все слушать и делать наполовину, как легко было бы из плена на свободу выбраться!

– Эх, если бы вернуть время назад, я бы больше никогда не бросал свои дела на середине! Как мне сейчас не хватает этих потерянных «половинок»! – горестно думал Петя.

– Ребята, давайте поможем Пете. В сказку попасть мы с вами не можем, но вы можете написать Пете письма-подсказки и отправить их в сказку по электронной почте. Сейчас каждый из вас может выбрать один вопрос из тех, что написаны на доске, и написать на бумаге ответ на него. Чтобы не подвести героя сказки, выбирайте такой вопрос, ответ на который вы хорошо знаете.

Лучше использовать цветную бумагу и, если несколько ребят выбрали один и тот же вопрос, раздать им бумагу одного цвета. Количество цветов бумаги должно совпадать с количеством вопросов. Целесообразно объединить ребят, отвечавших на один и тот же вопрос, в группы для совместного обсуждения коллективного ответа и представления его всему классу. Итоговые групповые письма-подсказки вывешиваются на доске – так имитируется отправление писем в сказку.

– Не успели вы, ребята, письма свои отправить, а Петя их уже получил и прочитал внимательно до конца, а не наполовину, как он это раньше делал.

– Теперь мне никакие заколдованные ступеньки не страшны! Запросто на все вопросы отвечу. И сам домой вернусь целым и невредимым, и малышей от колдовства Сластинды избавлю. Они тоже смогут вернуться к себе домой к прежней, нормальной жизни. Я хорошо понял, почему в жизни нельзя дела только наполовину делать. Если бы не ваша помощь, ребята, оставаться бы мне в плену у Сластинды до конца своей жизни. Спасибо вам за помощь в трудную минуту.

Дополнительные материалы к уроку

Загадки

Если я пуста бываю, про тебя я забываю,
Но, когда еду несу, мимо рта не пронесу.
(Ложка.)

В кусочке пышного теста
Нашлось для повидла место,
Внутри не бывает пусто –
Есть мясо или капуста.
(Пирожок.)

Что на сковороду наливают
И вчетверо сгибают?

(Блины.)
На поле родился,
На заводе варился,
В чае растворился.
(Сахар.)

Меня не едят – и без меня мало едят.
(Соль.)

Мнут и катают, в печи закаляют,
А потом за столом нарезают ножом.
(Хлеб.)

Сидит на ложке, свесив ножки.
(Лапша.)

Пословицы и поговорки

  • Что пожуешь, то и проживешь.
  • Там где щи, там и нас ищи.
  • Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить.
  • Щи да каша – пища наша.
  • Не та хозяйка, которая красно говорит, а та, которая щи варит.
  • Недосол на столе – пересол на спине.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Алексеева Е.В., Гладышева О.С. Уроки здоровья. Программа интегрированного учебного курса (средняя ступень общеобразовательной школы 5–7-й классы). – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2003.
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Формула правильного питания. Рабочая тетрадь для школьников. – М.: Nestle Олма-пресс, 2007.
Кальченко Е.И., Петров Н.М., Дмитриев А.Д., Георгиев В.Г. Гигиеническое обучение и воспитание в школе. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1993.
Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. – М.: Просвещение, 1989.
Смелова В.Г. Метод проектов в современной школе // Биология в школе. 2007. № 6.
Скурихин И.М., Шатерников В.А. Как правильно питаться. – М.: Агропромиздат, 1986.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru