Курсы повышения квалификации

Г. А. Воронина ;
М. З. Федорова

Наиболее сложные вопросы преподавания раздела «Человек и его здоровье»

Статья подготовлена при поддержке компании «Пластика ОКОН». Если вы решили приобрести качественные и надежные пластиковые окна в свой коттедж, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «Пластика ОКОН». Перейдя по ссылке: «plastika-okon.ru/okna-v-kottedzh.php», вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать пластиковые окна и другие комплектующие по выгодным ценам. В компании «Пластика ОКОН» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами.

Продолжение. См. № 17, 18, 19, 20, 21, 22/2009

Учебный план курса

№ газеты

Учебный материал

17

Лекция 1. Регуляторные системы организма

18

Лекция 2. Иммунитет

19

Лекция 3. Нарушения в работе иммунной системы
Контрольная работа № 1

20

Лекция 4. Общий план строения нервной системы

21

Лекция 5. Строение и функции отделов центральной нервной системы
Контрольная работа № 2

22

Лекция 6. Гуморальная регуляция функций в организме

23

Лекция 7. Стресс в жизнедеятельности организма человека

24

Лекция 8. Основы рационального питания

Итоговая работа

Лекция 7
Стресс в жизнедеятельности организма человека

Одним из важных разделов современной физиологии и медицины является учение о стрессе, созданное канадским исследователем Гансом Селье. В 1926 г. Селье опубликовал первые обобщения наблюдений над больными, страдающими самыми разными соматическими расстройствами. Для всех пациентов были характерны общее недомогание, мышечная слабость, потеря аппетита, повышенное артериальное давление. Он объединил эти симптомы под названием «синдром просто болезни». В то же время он показал, что при разных заболеваниях у многих людей регистрируются сходные нарушения: гипертрофия коры надпочечников и кровоизлияния в ней, истощение лимфоидной ткани (лимфатических узлов и тимуса), изъязвления слизистой оболочки желудка и кишечника.

В 1936 г. в журнале Nature в небольшой (70 строчек) заметке «Синдром, вызываемый разными повреждающими агентами» Селье ввел новое понятие «стресс», заимствованное из физики и означающее напряжение, давление. По определению Селье, стрессэто неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Когда организм подвергается крайней опасности, мобилизуются все его ресурсы, чтобы за счет колоссальных перегрузок справиться с предстоящей бедой. При этом какой бы характер ни носило раздражение (инфекция, травма, переохлаждение, отравление и др.), ответ организма всегда один и тот же – стрессовое состояние: на любой специфический раздражитель организм отвечает неспецифической общей реакцией.

Что подразумевается под неспецифической реакцией организма? С одной стороны, каждый фактор окружающей среды, воздействуя на организм, вызывает специфический ответ. Например, на морозе мы дрожим, в жару потеем, введение инсулина вызывает снижение содержания сахара в крови, гастрина – способствует выделению желудочного сока. Однако все эти факторы имеют и нечто общее – они предъявляют требования к перестройке организма. Эти общие изменения в организме и получили название стресс-реакции. Нелегко себе представить, что холод, жара, лекарства, гормоны, печаль, радость вызывают одинаковые биохимические сдвиги в организме, но это так.

На сегодняшний день существует несколько определений стресса.

• Стресс – совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животного и человека в ответ на воздействие различных факторов (стрессоров).

• Стресс – общая неспецифическая нейро-гормональная реакция, возникающая в организме при условиях, угрожающих гомеостазу.

• Стресс – психофизиологическая реакция организма на значимый раздражитель.

• Стресс – способ достижения устойчивости (резистентности) организма при действии на него повреждающих факторов.

По мнению Г.Селье и его сторонников, стресс – это врожденный защитный механизм, который дает человеку возможность выжить в сложных условиях, т.е. в нормальном здоровом организме человека существует механизм, направленный на борьбу с неблагоприятными факторами. Этот механизм получил название стресс-реакции, или общего адаптационного синдрома (ОАС).

Стрессоры – это факторы внешней или внутренней среды, которые вызывают развитие стресс-реакции.

К стрессорам относят:

– факторы внешней среды: низкие или высокие температуры, загазованность воздуха, высокий уровень радиации и др.;
– нарушение физиологических процессов в организме: инфекционные, соматические, эндокринные и другие заболевания;
– неблагоприятные социальные условия: работа в условиях дефицита времени, риска для жизни, конфликтные ситуации, эмоциональная или физическая изоляция и т.д.

Выделяют следующие виды стресса.

1. Острый и хронический в зависимости от продолжительности действия стрессора. При остром стрессе механизмы защиты включаются на короткое время, при хроническом – на длительное.

2. Физический и эмоциональный. В первом случае стресс является защитой от физических факторов (холодовой, тепловой, ожоговый, травматический стресс и др.), во втором – от психогенных факторов.

3. Эустресс и дистресс. Понятия эустресса и дистресса были введены Г.Селье. В дословном переводе эустресс – хороший стресс. Он протекает без потерь для организма, безболезненно. Дистресс – чрезмерный стресс. При дистрессе защита от повреждающего фактора происходит с ослаблением возможностей организма, нанося ему ущерб.

Стресс как биологическая категория присущ всем живым организмам от простейших до человека. Механизм стресс-реакции зависит от сложности организации живого существа. У одноклеточных при действии стрессора происходят биохимические изменения в протоплазме, позволяющие избежать опасности и сохранить жизнь и приводящие к таким реакциям, как хемо- и фототаксис, образование цист. Многоклеточные приспосабливаются к действию стресс-факторов за счет скоординированных нейрогуморальных и внутриклеточных изменений во многих органах и тканях.

У высших животных и человека стресс – сложная реакция, развивающаяся в три стадии, называемые стадиями общего адаптационного синдрома: тревога, резистентность (устойчивая сопротивляемость) и истощение. Стадии истощения, сопровождающейся патологическими изменениями в организме, может не быть, а при кратковременном действии стрессора может не успеть сформироваться и стадия резистентности. Основу стадий общего адаптационного синдрома составляет шаблонная реакция, присущая человеку на всех этапах его развития и проявляющаяся в следующей последовательности: ощущаю затруднения – втянулся – больше вынести не в состоянии.

Стадии общего адаптационного синдрома (ОАС)

Стадия Iреакция тревоги. Обычно она развивается в первые 6 ч от начала действия стрессора и длится 1–2 суток. Сигналы с экстеро- и интерорецепторов приводят к возбуждению центральной нервной системы. В реакцию вовлекается гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая система: резко возрастает выброс в кровь гормонов коркового (глюкокортикоиды) и мозгового (адреналин и норадреналин) слоев надпочечников, снижается активность щитовидной и половых желез, увеличивается количество лейкоцитов в крови, усиливаются процессы распада в клетках и тканях, уменьшаются размеры тимуса и лимфатической ткани. На первой стадии из-за повышенной активности симпато-адреналовой системы расход энергии неадекватен выполняемой работе. У человека обычно возникают ярко выраженные переживания (бурные эмоции). Если есть возможность избавиться от стрессора, то он реализует эту возможность с помощью поведенческих реакций. При большой силе воздействия стрессора реакция тревоги может закончиться смертью. Если организм переносит стадию тревоги, наступает вторая стадия.

Стадия II резистентность – возникает, если действие стрессора повторяется или он действует долгое время. Развивается, как правило, спустя 48 ч после начала действия стрессора. На этой стадии происходит увеличение (гипертрофия) коры надпочечников, синтез глюкокортикоидов возрастает в еще большей степени, происходит дальнейшее уменьшение тимуса и лимфоидной ткани, активируются процессы синтеза в тканях и масса тела восстанавливается. Если действие стрессора продолжается, то организм теряет устойчивость к повреждающему агенту и наступает следующая стадия.

Стадия IIIистощение. В этот период уменьшается масса коры надпочечников, преобладают процессы повреждения, распада, происходит быстрое старение организма, появляются различные болезни и наступает гибель организма.

Относительно исходной (до действия стресс-фактора) (А) сопротивляемость организма стрессору (В) в зависимости от стадии общего адаптационного синдрома изменяется следующим образом: на стадии тревоги – уменьшается, на стадии резистентности – возрастает, на стадии истощения – существенно снижается (рис. 1).

Рис. 1. Изменение сопротивляемости стресс-фактору в зависимости от стадии ОАС (пояснения в тексте)

При развитии стресс-реакции на организм могут действовать другие факторы, сопротивляемость по отношению к ним на стадии тревоги повышается, а на стадии резистентности снижается.

На одни и те же стрессоры разные организмы реагируют по-разному. Почему это происходит? Развитие стресс-реакции зависит от многих факторов. К ним относятся: наследственность, физиологические и психофизиологические особенности, жизненный опыт, внешние условия. Исходы стресс-реакции тоже могут быть разными. Благоприятный вариант – это развитие таких морфофункциональных изменений в организме, которые снижают выраженность стресса и делают организм устойчивым к действию стрессоров. Неблагоприятный вариант – болезни и смерть. Схематически общие условия и возможные исходы развития стресс-реакции представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Условия и исходы развития стресс-реакции

У человека наиболее часто «платой» за адаптацию к стрессору являются следующие заболевания: язва желудка и кишечника, язвенные колиты, гипертония, аритмия, болезнь Рейно, мигренозные головные боли, бронхиальная астма, угри, экзема, крапивница, инфекции, опухоли, неврозы, депрессии, импотенция и др.

Как было указано выше, стресс-реакция возникает в ответ на различные факторы окружающей среды. Селье относил к ним мышечные упражнения, яды, температурные изменения и другие воздействия, по отношению к которым «имеет место привыкание или закаливание» (Selye, 1936). Проведенные в последние годы исследования показали, что закаливание может развиваться по механизму ОАС. Поэтому к закаливанию нужно подходить осторожно, постоянно контролируя изменения, происходящие в организме. В противном случае можно сформировать устойчивость к тому или иному фактору (например, низким температурам) за счет развития стадии резистентности общего адаптационного синдрома. Такой «закаленный» организм оказывается подверженным риску неблагоприятных исходов при действии других факторов среды из-за снижения общей неспецифической сопротивляемости организма.

В процессе эволюции у многоклеточных организмов появились механизмы, которые препятствуют побочным эффектам развития стресс-реакции или снижают интенсивность действия стрессоров на органы-мишени. Эти механизмы называют стресс-лимитирующей системой, и к ним относят ГАМК-эргическую систему, эндогенные опиаты, антиоксидантную систему и парасимпатическую нервную систему.

ГАМК-эргическая система. ГАМК (гамма-аминомасляная кислота) – один из тормозных медиаторов центральной нервной системы. Под действием ферментов ГАМК превращается в ГОМК (гамма-оксимасляную кислоту), которая тормозит деятельность многих структур мозга, в том числе гипоталамуса, в результате чего не происходит запуск стресс-реакции.

Эндогенные опиаты– эндорфины и энкефалины (см. предыдущие лекции). Под действием стрессора в гипофизе усиливается синтез эндорфинов и энкефалинов, которые корректируют эмоциональные реакции (вызывают эйфорию, т.е. повышенное радостное настроение), снижают чувство тревоги и болевую чувствительность, повышают работоспособность. В целом эндогенные опиаты снижают психогенные реакции человека на различные раздражители, уменьшают интенсивность эмоций, запускающих стресс-реакцию.

Антиоксидантная система. Одним из механизмов развития болезненных изменений организма при стрессе является активация перикисного окисления липидов (ПОЛ) под влиянием глюкокортикоидов. ПОЛ приводит к образованию свободных радикалов, активирующих многие биохимические реакции в клетках и нарушающих их жизнедеятельность. «Торможение» свободнорадикальных процессов обеспечивают антиоксиданты. К естественным антиоксидантам относятся фермент супероксиддисмутаза, содержащие серу аминокислоты (цистеин, цистин), витамин Е. Витамин Е – один из хорошо изученных эффективных антиоксидантов, используемых для коррекции стрессорных состояний у человека.

Парасимпатический отдел вегетативной нервной системы. Некоторые исследователи (Эверли, Розенфельд и др.) считают, что активация парасимпатического отдела нервной системы обеспечивает защиту многих органов и систем от побочных эффектов, вызываемых выбросом в кровь большого количества глюкокортикоидов. Существуют приемы, позволяющие повысить активность парасимпатического отдела нервной системы. К ним относятся умеренная физическая нагрузка, мышечная релаксация, психическая релаксация, некоторые дыхательные упражнения. Для профилактики стресса рекомендуется переход на диафрагмальное (брюшное) дыхание, которое повышает активность парасимпатического отдела вегетативной нервной системы (реберное, или грудное, дыхание активирует симпатический отдел вегетативной нервной системы).

Для профилактики и устранения стрессовых состояний специалисты рекомендуют следующие мероприятия.

1. Выявление и по-возможности устранение причин стресса.

2. Рациональное питание, исключающее в период стрессового состояния активаторы центральной нервной системы (кофе, чай, острые блюда и др.).

3. Регулярное питание. Показано, что отсутствие завтрака – одна из самых существенных причин повышения реакции организма на действие стрессора.

4. Физические нагрузки: ходьба, бег трусцой, плавание, катание на коньках, лыжах и другие виды физической активности на свежем воздухе и в условиях отсутствия конкуренции (без режима соревнования). В среднем в неделю рекомендуется 3–4 занятия физкультурой по 15–40 мин.

5. Различные способы релаксации: мышечная релаксация, психологическая релаксация, дыхательная гимнастика.

6. Фармакологические методы: успокаивающие препараты.

7. Психотерапия.

У человека чаще всего наблюдается эмоциональный стресс, который формируется как защитная реакция на конфликтную ситуацию в широком смысле слова. К числу таких ситуаций относятся, кроме бытовых и производственных, политические неурядицы, возрастание темпа жизни, экономический кризис и т.п. В условиях чрезвычайно острой или застойной конфликтной ситуации эмоциональный стресс приводит к выраженным нарушениям функций нервной системы и внутренних органов. Возможные исходы эмоционального стресса у человека представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Возможные исходы эмоционального стресса у человека

Если конфликтная ситуация продолжается длительное время или часто повторяется, негативное эмоциональное возбуждение может перейти в форму «застойного» и сохраняться в центральной нервной системе даже после устранения конфликтной ситуации. Степень выраженности эмоционального стресса, как и любого другого, зависит от генетически и индивидуально приобретенной устойчивости.

Поскольку эмоциональный стресс и вызываемые им психосоматические заболевания формируются на поведенческой (социальной) основе, профилактика и реабилитация должны включать поведенческие методы. Основным условием профилактики негативных последствий эмоционального стресса является умение противостоять ему. Следующие приемы и правила позволят достичь положительных результатов.

• Борьба со стрессом начинается с усвоения идеи о том, что только сам человек отвечает за свое эмоциональное и физическое благополучие.

• Для борьбы со стрессом необходимо быть оптимистом. Источником стресса часто является не событие само по себе, а обостренное восприятие человеком этого события. Следует учиться радоваться жизни.

• В быту и на работе следует стремиться к разумной организованности. Неорганизованность, неряшливость, склонность к беспорядку и проволочкам могут казаться человеку факторами расслабления, но на самом деле именно они нередко лежат в основе стресса.

• Не следует быть максималистом. Люди, которые ставят перед собой невозможные цели, не бывают счастливыми. Необходимо быть терпимым и снисходительным к себе и другим.

Среди поведенческих мероприятий, направленных на восстановление функций организма после эмоционального стресса, существенное место занимают методы, позволяющие человеку получить положительные эмоции. При этом нормализуется химическая чувствительность нейронов мозга, нейтрализуются «застойные» негативные эмоции, вызванные конфликтной ситуацией. Для каждого человека существуют свои приемы снятия стресса. Наиболее распространенными являются следующие.

• Любимые вещи, животные, общество приятных людей. Общение с близкими и приятными людьми и любимыми животными успокаивают нервную систему, нормализуют сердечный ритм.

• Музыка. Доказано, что классическая музыка способствует гармонизации ритмов электроэнцефалограммы и электрокардиограммы, что является показателем устранения стрессорной нагрузки.

• Дыхательная гимнастика. Произвольная (сознательная) перестройка ритма дыхания оказывает антистрессорное воздействие. Для быстрого снятия стресса используется методика глубокого дыхания. Концентрация внимания на процессе дыхания заставляет человека на время забыть об источнике стресса, благодаря чему появляется возможность посмотреть на возникшую неприятную ситуацию со стороны.

• Физические упражнения. Умеренные физические нагрузки – один из лучших и наиболее физиологичных способов выхода из состояния стресса.

• Физиотерапевтические мероприятия. Для реабилитации при эмоциональном стрессе успешно применяются такие процедуры, как массаж, баня, рефлексотерапия, цветотерапия, электросон. К успокаивающим приемам массажа относятся поглаживание, разминание, потряхивание. Вибрация и ударные воздействия являются тонизирующими приемами и для снятия стресс-реакции непригодны.

• Антиоксидантная терапия основана на применении набора антиоксидантных витаминов (Е, А, В, С).

• Психотерапия. Некоторые виды психотерапии, такие как аутогенная тренировка и гипноз, оказывают антистрессорный эффект. Однако они должны осуществляться под обязательным врачебным контролем физиологических функций организма.

• Фитотерапия. Отрицательные последствия эмоционального стресса могут быть ослаблены при продолжительном приеме апробированных медицинской практикой отваров и настоев следующих лекарственных растений: пустырник (трава), валериана (корень), одуванчик (корень), тимьян (трава), цикорий (корень), мята (трава), душица (трава), мелисса (трава), зверобой (трава), череда (трава), иван-чай (трава), полынь (трава).

Методическое сопровождение курса

Психоэмоциональное напряжение в педагогической деятельности, его последствия и профилактика

Работа учителя сопряжена с повышенной психоэмоциональной нагрузкой. Ежедневно учитель должен осуществлять десятки и сотни профессионально обусловленных межличностных контактов с учащимися, их родителями, коллегами на фоне достаточно высокого психоэмоционального напряжения. В большинстве случаев это эмоциональные реакции, имеющие положительную окраску. Однако могут возникать и различной степени значимости конфликтные ситуации.

В педагогической деятельности довольно часто возникают ситуации несоответствия ожидаемого, прогнозируемого и фактического результатов (например, итоги контрольных работ, учебной четверти). Труд учителя таит в себе опасность и «психического пресыщения» в силу определенной монотонности, повторяемости в процессе выполнения профессиональных обязанностей. Подобная ситуация часто возникает у учителей с небольшим стажем. Кроме того, своеобразен психологический фон, на котором осуществляется труд учителя. Это высокие требования общественности к общекультурным, профессиональным и моральным качествам учителя; повышенный интерес к внешнему виду, манере говорить, личной жизни. Все это является факторами риска психоэмоционального характера.

Наиболее реальный путь нейтрализации негативного влияния психоэмоционального напряжения – освоение правил и приемов профессиональной психогигиены и психопрофилактики. Важнейшим условием нейтрализации психоэмоционального напряжения являются высокая трудовая активность, творческий характер труда, желание получить удовлетворение от своей деятельности, стремление к профессиональному росту, совершенствованию педагогического мастерства.

Разработаны следующие эффективные психогигиенические приемы, снижающие значимость психотравмирующей ситуации и выраженность эмоционального стресса.

1. Выработка рационального подхода в отношении к внешним обстоятельствам. Основное – анализ и переоценка стрессовых событий и факторов. Необходимо найти аргументы в пользу того, что все не так уж и плохо.

2. Отказ от стремления оправдать свои неудачи, обиды или потери только сложившимися обстоятельствами. Может быть, потребуется коррекция внутренних установок, ценностных ориентаций, убеждений или взглядов.

3. Желательно поделиться с кем-либо, заслуживающим доверия и уважения, тем, что произошло. Потребность рассказать, обсудить, получить совет – естественное желание человека. Однако рассказ не должен быть слишком предвзятым.

4. Особенно негативное воздействие на человека оказывают ситуации, вызывающие необходимость принятия решения о дальнейших действиях, т.е. затрагивающие будущее. При этом, пока решение не принято и не выработана твердая линия поведения, эмоциональная напряженность будет сохраняться и, следовательно, будет оказывать психотравмирующее влияние. В подобных случаях необходимо быстро оценить ситуацию и определить стратегию поведения.

5. В стрессовых ситуациях может оказать помощь применение методов самопрощения, активного забывания, переключения чувств на положительные эмоции, реализации их в творчестве, занятии любимым делом. Эмоциональную реакцию нельзя отменить по приказу, но всегда можно создать конкурентное переживание с положительным знаком. Вслед за стрессорными нагрузками всегда должен следовать период расслабления, общения с природой, произведениями искусства, литературы, музыкой, религией, физический труд.

6. Преподавателям школ полезно овладеть техникой аутогенной тренировки, которая является высокоэффективным методом, позволяющим снять усталость, избежать переутомления, улучшить самочувствие, управлять эмоциональным состоянием.

Формы внеурочной деятельности по анатомии: олимпиады, исследования школьников, портфолио

Известно, что урок в школе сочетается с такими формами организации процесса обучения, как экскурсии, факультативы, конференции и др. Все они осуществляются во взаимосвязи с уроком под руководством педагога. В настоящее время широкое распространение получили также следующие формы внеурочной деятельности: олимпиады и конференции разных уровней, портфолио, исследования школьников.

Олимпиады по биологии позволяют повысить мотивацию к изучению дисциплины, улучшить качество знаний, выявить проблемные зоны в усвоении учебного материала. Олимпиада дает возможность привлечь широкий круг учеников и популяризировать биологические знания. Олимпиады проводятся на различных уровнях: школьном, районном, окружном, городском и др. Одной из задач школьной олимпиады можно считать выявление наиболее способных участников и их подготовку к разным этапам олимпиадного движения.

Общие правила организации олимпиады. Олимпиада в школе проводится по параллелям классов во внеучебное время. Как правило, она включает один тур, предполагающий письменные ответы на заранее подготовленные вопросы. Но иногда имеется возможность организовать второй тур – устный. Особой популярностью устный тур пользуется у учащихся 6–7-х классов. Он требует больших затрат времени, подготовки помощников из учащихся старших классов, которые будут проводить собеседование с конкурсантами.

За две недели до проведения олимпиады из учащихся старших классов формируется организационный комитет. Заметим, что в его состав могут
войти все желающие школьники. К олимпиаде необходимо подготовить объявление о проведении олимпиады с указанием номеров кабинетов, график проведения олимпиады, оформление кабинетов, грамоты или призы для победителей. В качестве поощрения всех участников олимпиады можно объявить благодарность в дневнике или предусмотреть повышение текущей оценки по предмету.

При проведении олимпиады каждый участник получает свой вариант заданий. Время выполнения работы может быть разным в разных классах. Как правило в 6–7-х классах это 1,5 ч, в 8-х классах – 2 ч, в 9-х классах – 2,5 ч.

Необходимо уделить особое внимание награждению победителей и поощрению наиболее активных школьников. Желательно, чтобы при подведении итогов олимпиады присутствовали школьники, педагоги, организационный комитет олимпиады и родители. Можно поместить красочное объявление об этом событии в стенгазете, сделать фоторепортаж.

Большие возможности представляет такая форма организации внеурочной деятельности, как портфолио (портфель учебных достижений учащегося) разных типов. Портфолио работ позволяет систематизировать разнообразные творческие отчеты школьника (рефераты, проекты, исследования, фотографии и рисунки). Портфолио документов представляет собой совокупность всех сертификатов, грамот, копий документов, полученных на олимпиадах, конференциях и в системе дополнительного образования. Данный пакет материалов позволяет произвести определенную рейтинговую оценку деятельности школьника. Портфолио отзывов включает характеристики разного вида работ педагогами, одноклассниками, родителями, самооценку. Как правило такие отзывы представлены в виде рецензий, заключений, рекомендаций и выводов. Эта папка способствует выработке психолого-пе-дагогических рекомендаций, в том числе касающихся выбора профиля и дальнейшего самоопределения жизненного пути.

Создание портфолио предполагает активное использование не только учебной литературы, но и научно-популярных текстов. Для проведения собственных исследований, защиты проектов, выполнения творческих работ необходимо освоение популярного стиля изложения научных материалов. Для обобщения материала необходим анализ знаний (укрупнение блоков, определение основных и дополнительных связей отдельных элементов), их классификация и новое структурирование.

На первом этапе создания портфолио необходимо определить основные понятия и термины, их иерархию и взаимосвязь. Далее устанавливается классификация основных элементов рассматриваемого материала, выделение общего и частного, согласование материала со сквозными содержательными линиями курса биологии (системно-структурный подход, уровневая организация, связь организма со средой обитания, историческое развитие живой природы). Обобщение позволяет провести коррекцию знаний, уточнить имеющуюся информацию в результате целостного рассмотрения объекта или явления.

Таким образом, портфолио как форма отчетности применима в разных моделях обучения и позволяет провести диагностику деятельности школьника, а также выработать прогностические рекомендации.

Исследовательская деятельность является одной из форм внеурочной деятельности, выбираемых учащимися в соответствии с собственными интересами и способностями. Перечень предлагаемых школьникам исследований, как правило, невелик, т.к. для его разработки и осуществления требуется специальная подготовка педагога и наличие материально-технической базы (лабораторное оборудование, объекты наблюдения, помощь подготовленных лаборантов). Большинство исследований по биологии включает теоретическую и практическую части. Наибольшие затруднения обычно вызывает работа практического характера, т.к. деятельность, направленная на усвоение научных и учебных текстов, учащимся в целом знакома.

Изучение биологии как предмета естественнонаучного цикла включает специфические формы организации учебного процесса: лабораторные и практические работы, опыты, наблюдения за объектами природы. При этом практикумы, сохраняя общность тематики, фактически могут иметь разное наполнение из-за использования различных объектов исследований и заданий.

Введение элементов самостоятельной исследовательской деятельности происходит при организации лабораторных работ на уроках. При обучении биологии объект исследований представляет интерес не только в качестве иллюстрации конкретного явления или закономерности, но и для более подробного ознакомления с особенностями организма. Для исследований по физиологии особый интерес представляют самонаблюдения, направленные на изучение особенностей функционирования организма в разных условиях.

Таким образом, разные формы организации внеурочной деятельности способствуют не только повышению мотивации, но и удовлетворяют потребности школьников в более подробном изучении отдельных разделов, тем и вопросов, выходящих за рамки базового обучения.

Вопросы и задания

1. Что такое стресс? Какие факторы его вызывают?
2. Дайте краткую характеристику стадиям стресса.
3. Объясните возможные исходы развития стресс-реакции.
4. Сформулируйте несколько общих правил, позволяющих противостоять эмоциональному стрессу.
5. Подготовьте краткое сообщение для своих коллег педагогов о профилактике стресса в педагогической деятельности.
6. Охарактеризуйте основные виды портфолио, используемые во внеурочной деятельности.
7. Приведите пример исследовательской деятельности школьников.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Билич Г.Л., Назарова П.В. Основы валеологии. – СПб: Водолей, 1998. – 580 с.
Лищук В., Мосткова Е. Девять ступеней к здоровью. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 1998. – 320 с.
Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 1979. – 126 с.

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru