Олимпиады, викторины, конкурсы, кроссворды

Г. В. Мерцалов

Нет ничего невозможного

Об авторе: Мерцалов Григорий Валентинович, неоднократный победитель Московской городской олимпиады по биологии. Член сборной команды г. Москвы на Всероссийской олимпиаде в 2007 и 2008 г. Студент биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Считается, что олимпиады высокого уровня позволяют выделить из общей массы самых талантливых школьников: успех ждет наиболее эрудированных, обладающих самым внушительным багажом знаний по данному предмету. Когда речь идет об устном соревновании, немаловажно также и умение красиво и доступно изложить свои мысли. Но когда мы имеем дело с биологической олимпиадой, все радикально меняется. Тут важна в первую очередь усидчивость и умение работать.

Я начну издалека. Существует несколько биологий: биология школьная, биология олимпиадная и собственно биологическая наука. И все они абсолютно разные. Ученый-биолог, работающий в определенной области, должен, безусловно, иметь общее представление обо всех биологических дисциплинах и хорошо ориентироваться в информации, касающейся непосредственно его сферы деятельности. Мощные теоретические знания помогут правильно интерпретировать результаты экспериментов и разработать собственные теории, знания научных методик позволят провести необходимые опыты. Ну а разнообразная частная фактическая информация, которую всегда можно найти в литературе, сама за довольно небольшой отрезок времени уложится в голове – по крайней мере, ее актуальная часть.

Школьная биология на самом примитивном уровне дает то самое общее представление обо всех биологических дисциплинах. Предполагается, что ученики, стремящиеся к участию и победам в олимпиадах высокого уровня, в целом это представление уже имеют и их знания простираются далеко за границы учебника. Вот тут-то и таится коварство школьного предмета. Ведь в конце обучения их ждет экзамен, на котором вовсе не требуется показывать всю свою биологическую эрудицию. Наоборот, каждая мелочь, которой не было в программе, может быть использована против экзаменуемого. И наоборот, малейшая деталь, которая была в учебнике и не попала по случайности в ответ, может существенно испортить оценку. Я считаю, что не упомянуть про это нельзя, ибо всегда существует вероятность, что на олимпиаде школьника постигнет неудача и ему придется сдавать вступительные испытания в вуз или школьные экзамены.

На экзамене требуется быстро, четко и структурированно выдать всю информацию по теме вопроса, не забыв абсолютно ничего и не добавив ничего лишнего, – все равно оценено это не будет, но займет драгоценное время. Вот здесь и кроется подвох. Многие олимпиадники, прочитавшие немало научной литературы, просто не знают, где кончается школьная программа, и в то же время могут пропустить что-то, на их взгляд, понятное и тривиальное, но необходимое в ответе. Например, существенной ошибкой в вопросе про кровеносную систему будет не написать в начале, что она состоит из сердца и сосудов. Даже если вы укажете это косвенно, рассказав отдельно про их строение, функции и т.д., отсутствие этого вводного предложения сильно подпортит результат. Придираются к формулировкам, к последовательности изложения – это скорее похоже на проверку сочинения. Поэтому подготовка к олимпиаде и экзамену – это два различающихся процесса. Лучший способ подготовиться к последнему – это переписать учебник в виде ответов на все вопросы (их набор, конечно, варьирует из года в год, но в целом одинаков) и просто выучить конспекты. Если речь идет о выпускном классе, целесообразно посещение курсов, на которых вам дадут всю необходимую информацию уже структурированной и готовой к употреблению – останется только зубрить, зубрить и зубрить. Ну а теперь об олимпиаде.

Олимпиады тоже бывают разные. Школьная биологическая олимпиада (ШБО), которую проводит МГУ им. М.В. Ломоносова, требует как раз эрудиции и креативности – нужно написать как можно больше своих мыслей, отвечая на достаточно творческие вопросы. Даже с минимальным знанием фактического материала можно получить высокие баллы, хотя, совсем не разбираясь в биологии, найти разумные ответы, конечно, крайне затруднительно. Биологическая грамотность нужна. Ну и, разумеется, уместные факты тоже не будут лишними – любая актуальная в контексте вопроса подробность может принести дополнительные очки и производит приятное впечатление.

Второй и третий туры ШБО помогут потренироваться в общении с экзаменаторами и проверить свои теоретические знания. Это очень полезная практика, хотя на Всероссийской олимпиаде и нет кабинетного тура, в отличие от городской. В этом плане москвичам не очень повезло – московский этап региональной олимпиады очень далек от завершающего тура. Если в других регионах на данном этапе участников ждут серьезные практические задания, то в столице этот компонент крайне редуцирован. Тут как раз потребуется обаяние, умение говорить и масса знаний – надо попытаться рассказать преподавателю все, что вы знаете. Цитируя классиков, можно, рассказывая о пингвинах, сказать, что шерсти у них нет, а если бы была, то на них жили бы блохи – и дальше лекция о жизни блох. Лучше, если преподаватель вас перебьет, чем будет тянуть по крупице ответ. Хотя и увлекаться не стоит – можно и рассердить человека. Тут уж как повезет.

Что касается теста, то тут необходимо только одно – решать, решать и еще раз решать. Всегда можно найти тестовые задания прошлых лет, а сейчас, с развитием интернет-программ по подготовке олимпиадников, можно решать тесты в сети на время, сразу получая отметку и просматривая ошибки. Из двух людей с одинаковым уровнем знаний один и тот же тест лучше решит тот, кто до этого проработал множество других, подобных, даже если вопросы в них не повторялись. Хотя тематика тестов в общем одинакова. Лучше начать сразу со сложных заданий, первое время находя ответы на непонятные вопросы в литературе. Со временем их будет становиться все меньше, и вскоре можно будет работать самостоятельно. Еще при желании неплохо попытаться первые тесты решать группой, а потом повторять одному.

Когда я начинал работать с тестовыми заданиями, я очень долго считал, что они требуют банального запоминания огромного объема фактической информации. Никакого творчества и полета мысли. Я и сейчас думаю, что устный зачет гораздо приятнее, но с тестом все не так просто. Действительно, запоминать придется много, очень много. Но, набираясь опыта, понимаешь, что и тут надо думать. Руководствуясь элементарной биологической грамотностью, знанием терминологии (она всегда пригодится) и здравым смыслом, можно сразу забраковать один-два варианта ответа в вопросе, а то и больше. И чем больше тестов решать, тем сильнее будет развиваться интуитивное чувство правильного ответа. Это сложно объяснить, надо почувствовать самому, а для этого, как я неоднократно уже говорил, надо много работать. Главное не путать эту подкрепленную знаниями и выработанную тренировками интуицию с попытками угадать ответ – этого ни в коем случае нельзя делать. В каждом вопросе кроется подсказка; небольшое умственное усилие – и решение становится очевидным. Оставлять вопросы без ответов категорически не рекомендуется – только когда до сдачи теста остаются считаные секунды, хотя бы наугад отметьте ответы в совсем непонятных вопросах. Несколько слов о практике.

Здесь, как и в случае с тестом, главное – это тренировки. Возьмем, например, биохимию и молекулярную биологию. Можно выучить сколько угодно реакций, прекрасно знать теорию, но, не побывав до олимпиады в лаборатории и не проведя несколько опытов своими руками, вы неизбежно допустите массу ошибок и потеряете драгоценные баллы. И дело даже не в том, что вы растеряетесь и все знания в голове перепутаются. Недостаток опыта сразу виден проверяющим: в каком порядке вы проводите необходимые манипуляции, сколько ненужных движений вы делаете, волнуетесь вы или спокойны – все играет свою роль, когда выставляется итоговая оценка. Действовать нужно четко, быстро и продуманно, а для этого необходимо полностью сосредоточиться на работе. В знакомой обстановке сделать это гораздо проще. Мне в этом плане было очень тяжело: химия в школе закончилась еще в 9-м классе, и за два последних года в лаборатории я побывал от силы два-три раза, и то на занятиях по плазмолизу и хроматографии. И как результат – проваленный кабинет биохимии на олимпиаде. Там перепутал время выдерживания реактива, здесь пролил половину исследуемой смеси, долго возился с бюретками – итог был плачевный. Все из-за неопытности. Вывод: все на практикум по биохимии и молекулярной биологии!

То же самое касается и работы с определителями. Как правило, в них подробно изложены все необходимые для определения морфологические данные, так что с обработкой тез и антитез проблем возникать не должно. Тут важны внимательность и старание – тщательно проверяйте каждый пункт, чтобы не ошибиться. Но также надо помнить о времени. И опять мы приходим к тому, что важен опыт. Количество определенных вами в процессе подготовки к олимпиаде организмов обратно пропорционально числу драгоценных минут, потраченных вами на работу с тезами.

Классический кабинет ботаники на самом деле самый простой на олимпиаде. Теоретическая часть требует достаточно глубоких знаний в гистологии растений, но научиться отличать друг от друга разные срезы не так сложно. Главное не просто запоминать картинки, а понимать, как устроены корни, листья, разные типы стеблей, и уметь определять на срезе ткани. Тут мало читать книги и листать атласы, обязательно сами в своих конспектах нарисуйте все возможные варианты строения различных органов растения, чтобы схемы отложились в голове. Сама техника срезов проста, но тут опять же надо практиковаться. К счастью, сделать это легче, чем в случае с химией: микроскоп есть в каждой школе, а из подручных материалов нужны только одноразовые лезвия и пенопласт. К вопросу о лезвиях. Перед любой олимпиадой, где придется делать срезы, не поленитесь и купите свою упаковку – желательно не поскупиться и купить самые лучшие. Неизвестно, что вам предложат в кабинете, а острая бритва является залогом успеха. Как-то в порыве энтузиазма я купил медицинские скальпели, но толку от них мало. Обычные бритвенные лезвия удобнее всего.

Стоит отдельно отметить технику биологического рисунка. Многие считают, что рисовать безумно сложно. В действительности это не так. Хороший рисунок занимает много времени, но высшего пилотажа от вас никто требовать не будет. Картинка должна получиться аккуратной и грамотной, то есть нарисованной с соблюдением всех правил. Пересказывать их тут, я считаю, смысла нет. Замечу лишь, что надо всегда рисовать то, что видишь, а не то, что должно быть на срезе согласно тому, как вы его определили. Еще есть несложный способ произвести приятное впечатление на преподавателя и заодно сохранить частичку собственного здоровья. Если вы работаете с монокулярным микроскопом, ни в коем случае нельзя прищуривать второй, «свободный», глаз – это приводит к ухудшению зрения и, по правде говоря, не очень эстетично. Глаз надо прикрывать рукой, а через некоторое время постоянной тренировки и эта необходимость отпадет: ваш мозг сам научится фокусироваться на картинке от одного, «рабочего», глаза. Кроме того, если вы правша, то ваш рисунок лежит справа от микроскопа и свободным должен остаться правый же глаз, чтобы можно было легко перевести взгляд с объекта на рисунок и обратно, просто перефокусировав взгляд. Для левши соответственно все наоборот. И, конечно, в который раз повторю свой универсальный совет: тренируйтесь как можно больше. Чем больше рисунков вы сделаете, тем меньше времени у вас уйдет на рисование на олимпиаде.

Резюмирую. В целом задания практического тура не сложные. Главная проблема – это время. И лишь имея богатый опыт подобной деятельности, можно научиться работать не только правильно, но и быстро. Отсюда следует простой вывод. Для того чтобы добиться успеха на олимпиаде, надо очень много работать. Эти слова говорятся часто, я же попытался как-то их аргументировать. Еще раз подчеркну, что просто читать книжки и ходить на лекции категорически недостаточно. Надо заниматься именно тем, что может вас ожидать на самой олимпиаде. Подготовьтесь ко всем возможным практикам, прочитайте практические руководства по микробиологии, разберите даже те темы, которые были на олимпиаде в прошлом году – избыточные знания все равно могут пригодиться. Порой программы подготовки к олимпиадам не дают возможности заниматься всеми необходимыми практиками. В таком случае просите дополнительных занятий у организаторов, работайте у себя в школе, словом, все в ваших руках. Никто лучше вас самих не знает, что именно вам нужно, и никто не будет за вами бегать при отсутствии должного энтузиазма с вашей стороны.

Не бойтесь тратить время, делая одно и то же, например срезы, по многу раз. Да, надо успеть все. Но если пробежаться по всем темам поверхностно, то и результат будет соответствующий. Главное – не повторяйте ошибки большинства людей, имеющих проблемы с самоорганизацией, но не желающих с этим смиряться. Часто они начинают усердно планировать свои действия и так увлекаются, что составление расписаний занимает большую часть времени, особенно когда его совсем не хватает. Старайтесь просто работать. Олимпиады уровня всероссийской и выше – это очень серьезные и важные события в жизни, и, став участником такого мероприятия, необходимо не упустить этот шанс, но для этого придется на довольно долгое время посвятить всего себя подготовке. Последние школьные годы – это время, когда особенно тяжело учиться, когда энергия бурлит и хочется заниматься чем угодно, кроме обгрызания пресловутого гранита науки.

Не буду читать мораль, просто скажу совершенно точно, что готовиться к олимпиаде между делом, имея при этом массу прочих занятий и интересов, бесполезно: в этом случае не стоит понапрасну тратить время. В частности, перед выпускниками стоит тяжелый выбор – готовиться к олимпиаде или к экзаменам в вуз. Я знал людей, которые выбирали экзамены. Крайне не советую рассчитывать только на олимпиаду – везение и случайность играют здесь большую роль. Самый верный способ облегчить себе жизнь – это начать посещать олимпиады как можно раньше. Во-первых, по второму или третьему разу готовиться будет заметно проще, а во-вторых, победив на олимпиаде, в следующем году не надо тратить лишних усилий, чтобы вновь на нее пройти. Но все равно стоит ходить на все промежуточные этапы. У меня был знакомый, который выиграл Всероссийскую олимпиаду и в следующем году не ходил ни на какие туры до городского. Его оценка за тест оказалась удручающе низкой. Если не ходить на олимпиады, очень быстро пропадает сноровка. Тут все, как в спорте: не тренировался долгое время – потерял форму.

Итак, мы убедились, что надо тренировать практические навыки и решать тесты. А как быть с теорией? Тут каждый сам выбирает метод, наиболее комфортный для него. Не советую полагаться только на себя; существуют программы по подготовке школьников к олимпиадам, там вам помогут люди, имеющие опыт в организации учебного процесса и возможность связать вас с высококлассными специалистами. Чрезвычайно полезны биологические школы, например Пущинская зимняя биошкола, организуемая для победителей Московской олимпиады. Там можно не только подготовиться к Всероссийскому этапу, но и встретиться с настоящими учеными, познакомиться с актуальными научными проблемами и исследовательскими методиками, побывать в лабораториях, оснащенных современным оборудованием. И, конечно, огромную пользу принесет общение со сверстниками, также заинтересованными в изучении биологии.

Если имеется такая возможность, нужно ходить на лекции. Мне, например, гораздо проще было воспринимать материал на слух, чем что-то читать, хотя это сугубо индивидуально. Лекции стоит подробно конспектировать: во-первых, данное умение потом сильно пригодится в вузе, а во-вторых, чтобы лучше усвоить материал, рекомендуется перечитывать свои записи спустя один-два дня после лекции. Сейчас преподаватели все чаще пользуются в своих докладах компьютерными презентациями – не стесняйтесь просить скопировать их у лектора после занятий. Они очень наглядны и удобны для быстрого повторения материала и в некоторых случаях могут заменить конспект. Для этого при себе надо всегда иметь носитель информации. За полгода занятий в 11-м классе я сумел собрать коллекцию из нескольких сотен презентаций на самые разные биологические темы.

Если вы чувствуете, что предложенные лекции не подходят вам по той или иной причине – слишком простой материал, неактуальная, на ваш взгляд, информация, – не бойтесь сообщить об этом организаторам. В тоже время, повторение – мать учения, и не стоит пропускать занятия лишь из-за того, что тема вам уже знакома. Если преподаватель ведет целый курс занятий, сообщайте ему о пробелах в своих знаниях, чтобы он мог корректировать программу в соответствии с вашими потребностями. Вообще проявляйте как можно больше инициативы: помните, что это в конечном итоге ваша подготовка.

Далее я попытаюсь перечислить те разделы биологии, которым следует уделить особое внимание, и соответствующую литературу для подготовки.

Во-первых, это ботаника: морфология и анатомия высших растений. Тут основной вариант – это тяжело читаемый, но единственный и неповторимый учебник Л.И. Лотовой «Ботаника: морфология и анатомия высших растений» (М.: УРСС, 2007), потому что по нему в основном составляются тесты. Там же прекрасно написаны разделы по гистологии растений и клеточной дифференциации. Любимые вопросы составителей тестов – это какое соцветие (какая формула цветка), какой тип плода и т.д. у того или иного растения, так что учите морфологические признаки семейств вместе с их  представителями.

Зоология немного проще – тут следует отдельно повторить простейших и червей, и всех остальных представителей царства животных тоже, разумеется. Литературы по теме много, я могу посоветовать такие сравнительные атласы, где не рассматриваются различные группы животных, а отдельно описывается филогенез каждой системы органов на протяжении эволюции этих групп. Если в первом типе атласов надо в основном учить, грубо говоря, у кого где что, то здесь лучше прослеживаются эволюционные закономерности возникновения тех или иных органов у разных организмов, и можно часть информации не запоминать, а логически выводить.

Физиология сама по себе сложнее. Здесь множество вопросов, связанных с регуляцией, как нервной, так и гуморальной, поэтому гормоны надо знать наизусть; присутствуют также пищеварительная и нервная системы, особенно вопросы про механизмы возбуждения клеток. Оговорюсь еще раз, что тесты охватывают очень обширную область знаний, а не только перечисленные темы.

По гистологии вопросов немного, но все же есть. Поэтому будет полезно ознакомиться с гистологическими атласами, поскольку в 9-м классе может быть такой практический кабинет. Есть вопросы по цитологии, и они простые, рекомендую прочитать учебник С.Ю. Ченцова «Введение в клеточную биологию» (М.: Академкнига, 2004). Обратите особое внимание на строение органоидов локомоции.

Главное и самое сложное – это биохимия и молекулярная биология, а также микробиология. Учите метаболические пути прокариот; болезни и их возбудителей; различия грам-положительных и грам-отрицательных бактерий.

В биохимии учить надо все. С годами вопросов по этой тематике становится все больше, и они усложняются. Но есть и тут спасение: атлас «Наглядная биохимия» Я.Кольмана и К.-Г. Рема (М.: Мир, 2004). Опять же, как и в ботанике Лотовой, большинство вопросов взято из этой книги. Ее надо прочитать от корки до корки в обязательном порядке и желательно выучить. К счастью, там в основном картинки.

Методы молекулярной биологии – еще одна популярная тема. Блоттинги, стадии ПЦР и т.д. – знания в этой области помогут как в тесте, так и, может быть, на практике.

В целом из литературы стоит посмотреть на продукцию издательства «Академия» – там очень много ценных книг на разные темы: физиология ЦНС, ботаника, зоология позвоночных и беспозвоночных, молекулярная биология, биоинженерия и т.д. Если времени на подготовку много, можно почитать научно-популярную литературу – Еськова, Савельева и пр., но процент пригодившихся на олимпиаде сведений оттуда будет невысок. А в остальном такие книги настоятельно рекомендую.

Все вы знаете поговорку «Перед смертью не надышишься». Учителя регулярно твердят, что перед любыми контрольными, экзаменами, зачетами надо отдыхать и ни в коем случае ничего не учить. Отчасти они правы – за день или два до тура, уже на самой олимпиаде, читать книги практически бесполезно: новая информация вряд ли уложится в голове. Но ведь там уже есть все то, чему вы учились в процессе подготовки. Эти материалы надо освежить. Мы со сверстниками на олимпиаде развлекались следующим образом: находили пустые плакаты и рисовали на них биохимические циклы по памяти: цикл Кребса, цикл Кальвина и т.д. Если вспоминать что-то вместе, процесс обычно становится не только полезным, но и приятным. Не обязательно повторять химию. Очень полезно еще раз просмотреть систематику, особенно насекомых. Когда я уже сидел в автобусе, который вез школьников на практический тур, у меня был при себе листочек, на котором были по латыни написаны все названия отрядов насекомых. Но я решил последовать советам и отдыхать, ничего не повторяя. И хотя на занятиях тысячу раз было повторено, что клопы – типичные представители гемиптероидных и имя им соответственно Hemiptera, в кабинете я про это забыл, и, когда мне достался для определения клоп, я написал название отряда по-русски. За латынь давали дополнительные баллы, и, как показал потом подсчет результатов, одного этого балла за слово «Hemiptera» мне было бы достаточно, чтобы подняться в таблице на две позиции и получить диплом третьей степени. А так мне не хватило 0,58%. Никогда не знаешь, где именно можно потерять или, наоборот, получить это решающее очко, главное – помнить, что бороться нужно за каждый балл.

На олимпиаде никогда не стоит поддаваться чувствам – как позитивным, так и мрачным. После первого тестового тура многие считают, что все уже решено, особенно, конечно, те, кто написал плохо. Да, ваши шансы на победу в таком случае заметно снижаются, но отчаиваться нельзя: результаты после практики меняются самым непредсказуемым образом. Это трудно, но надо собраться и выложиться на втором туре на все сто процентов – возможно, отрыв на этом этапе перекроет отставание по тестовым баллам, особенно если учесть, что туры равнозначны. С другой стороны, нельзя расслабляться, успешно решив тестовые задания: не сосредоточившись на практике, вы отстанете настолько, что окажетесь за бортом. Случай со мной – яркий тому пример. Два раза подряд, имея довольно приличные баллы на первом туре, практические задания я проваливал, и в итоге для призового места очков не хватало.

Итак, мне остается только пожелать будущим олимпиадникам удачи. Советы, изложенные выше, основаны не на каких-либо абстрактных измышлениях, а на собственном, пусть и не вполне удачном, опыте. Запомните, что нет ничего невозможного, а терпение и труд все перетрут!

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru