Олимпиады, викторины, конкурсы, кроссворды

А. В. Огаркова

Воспоминания об олимпиаде

Спонсор публикации статьи – Компания СанОбработка XXI Век производит дезинсекцию, дератизацию, дезинфекцию, вывоз мусора, люминесцентных лам и прочие санитарные услуги. Обработка от тараканов, производимая сертифицированными химическими препаратами производства Дании, США и России поможет вам избавиться от этих назойливых и неистребимых вредителей. Так же можно обработать помещения и от других насекомых (ос, клопов, блох, муравьев), проводится акарицидная обработка открытых территорий от клещей. Полный список предоставляемых услуг смотрите на сайте компании www.sanobrabotka.com

Об авторе: Огаркова Алена Владимировна, неоднократный победитель Всероссийской олимпиады по биологии. Сейчас учится на кафедре биохимии биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Научные интересы в области кардиомиогенеза.

Мое знакомство с олимпиадами началось в 8-м классе со школьной олимпиады по биологии. Учителя в нашей школе считали эти олимпиады началом длинного и трудного пути через городской этап к российскому, на котором мы должны были бороться за призовые места и дипломы. Может, так оно и было для тех, кто был постарше. Для многих же из нас, восьмиклассников, это было что-то типа развлечения и уважительного повода лишний раз не пойти на уроки. Я помню, что на этой олимпиаде были 4 теоретических вопроса «на подумать», а еще гербарии, семена в пакетиках, крупы и веточки разных деревьев. Мне как раз эти веточки и достались. Я так еще тогда, помню, обрадовалась: «Я их сейчас в два счета определю!» Но не тут-то было... Самые простые (рябины, сирени и, кажется, ясеня) я быстро определила, а оставшаяся тоненькая и ничем не выделяющаяся ветка ввела меня в ступор. И тогда я вспомнила, что весной, когда еще не распустились листочки, я обычно шла домой из школы и от нечего делать пробовала на вкус почки разных деревьев и кустов.

Меня прямо осенило, я начала ерзать на стуле и думать, как бы отгрызть от этой тоненькой веточки почку, чтоб этого никто не увидел... Так, по маслянистому вкусу почки, и была определена последняя оставшаяся веточка липы. На той олимпиаде я заняла то ли второе, то ли третье место. Меня  заметили, и я стала ходить по вечерам на подготовку сначала к городскому этапу, потом к республиканскому (я училась в уфимской гимназии) и т.д. Надо отдать должное нашей учительнице Татьяне Ивановне Павловой, которая «носилась» с каждым из нас, не давала нам бросить начатое и занималась с нами из года в год. По ее рассказам, я, когда пришла к ней, была очень самостоятельным ребенком, который упирался руками и ногами и не хотел идти ни на какие олимпиады. «Они занимают слишком много времени, а мне надо учиться! Мне надо отличные оценки за четверть получить!» – спорила я с ней. Но Татьяна Ивановна меня уговорила попробовать совмещать учебу и подготовку к олимпиадам. Так начался 4-летний период моей олимпиадной жизни.

В 9-м классе я заняла 4-е место на республиканском этапе и из-за существовавших тогда квот не смогла участвовать в олимпиаде всероссийского масштаба. Об этом я узнала буквально за 4 дня до отъезда нашей сборной. Мне стало так обидно, что захотелось все бросить. Но потом обида прошла, и я с утроенным рвением стала штудировать книжки. Однако штудировала я их тогда неправильно. Я не столько старалась понять какой-то материал, сколько заучить его. Мне  казалось, что при желании можно выучить все. Но в самый ответственный момент, когда я видела листок с тестовыми заданиями, от практически бессонной ночи и волнения в голове образовывалась такая каша, что извлечь из нее что-то нужное было часто просто невозможно. Потом я поняла, что все выучить невозможно, а вот понять можно многое. С таким подходом и книжки стали читаться как-то намного быстрее и легче, и в голове все стало если не по полочкам разложено, то уж точно по «тематическим кучкам». И самое главное, материал из головы стал извлекаться когда нужно и в каких нужно количествах. У меня еще было множество разных ассоциаций, понятных только мне одной и иногда таких нелепых, что приводить их примеры я не буду. Иногда это были ассоциации на каком-то интуитивном уровне. Ну, например, читала я книжку, и вдруг от прочитанного материала у меня появлялось (или я сама себе придумывала) еле уловимое чувство, которое возникало потом и при ответе на какие-то тестовые задания. Это трудно объяснить, но это работало. А еще я запоминала перечень каких-то слов по их первым буквам (как запоминают цвета радуги). Ну вот, например, выполняя задание, в котором нужно было расставить по порядку периоды палеозоя, я сразу вспоминала «КОСДКП», а потом расшифровывала: Кембрий, Ордовик, Силур, Девон, Карбон, Пермь.

Что касается подготовки, то она проводилась в школе, в университетах, и, конечно, была самоподготовка. В школе к олимпиаде нас готовила Татьяна Ивановна и ее коллега. Мы занимались сначала все вместе (8–11-е классы), потом по мере усложнения материала младшие уходили на самоподготовку, а старшие оставались на этих семинарах. Несмотря на все наши заявления о том, что нам надоело каждый год повторять все с самого начала, что мы и так знаем программу 8–9-х классов, Татьяна Ивановна неумолимо стояла на своем, снова и снова начиная с пестиков и тычинок. Но это не было простое повторение из года в год. Наши преподаватели следили за последними новостями в различных областях, за изменениями в требованиях к знаниям на олимпиадах. Непосредственно перед олимпиадой мы решали толстенные кипы тестов предыдущих лет, что нам потом очень помогало, потому что вопросы из года в год часто повторяются.

Занятия в университетах были практическими и теоретическими. Мы смотрели гербарии, тушки зверей и птиц, колонии бактерий, ставили биохимические реакции. Нам рассказывали, как и по каким признакам можно определить то или иное растение или животное, если под рукой нет определителя. Только знания эти не очень пригодились, потому что часто на олимпиадах дают экспонаты такого далекого года заготовки, что на них не только не видно какого-то там пятнышка, но и часть экспоната просто отсутствует.

Из минусов организации олимпиады, из-за которых возникает неравенство в шансах участников на победу, можно еще назвать некую чрезмерную доверчивость организаторов. Они, наивные, наверное, думают, что, увидев на практическом туре на тушке бирку с подписью, школьник стыдливо отвернется и станет искать эту тушку в определителе вместо того, чтобы нагло списать и русское, и латинское название животного. Правда, попадаются и «хорошие» школьники: латинское название они предусмотрительно не списывают, чтобы не было потом к ним лишних вопросов.

Одним общим минусом олимпиадных заданий является их частое требование от школьника не знаний и сообразительности, а памяти. Сколько, интересно, участников наизусть помнят виды, занесенные в Красную книгу именно того региона, где проводится олимпиада? Сколько школьников могут с ходу обозначить название всех жилок на крыле бабочки? Ну, что-то я разворчалась и отошла от темы.

Что касается самоподготовки, то это каждый решает сам для себя, как ему готовиться и как ему удобно планировать свое время. Многим из тех, кто готовился вместе со мной, больше нравились групповые занятия. Мне же больше нравилась самоподготовка. На групповых занятиях я часто не могла сосредоточиться. Зато дома я могла часами сидеть за книжками: мне нравилось раскладывать знания по полочкам. Еще дома я тренировалась делать срезы листьев и стеблей. После этого мама не могла понять, почему ее комнатные растения из пушистых кустов превратились в разреженные кустики и куда пропало столько картошки. Что касается чтения книжек, то для начала я собирала все, что хотела прочитать, в одном месте и по порядку читала. После этого я начинала повторять все сначала. Читалось намного быстрее, в голове возникали и закреплялись цепочки фактов. Когда возникали какие-то вопросы, то сразу начинала искать на них ответы, а не оставляла на потом.

Правда, самоподготовка у меня начиналась несколько позже, чем следовало бы, – в последний месяц перед олимпиадой. Но это моя индивидуальная особенность: я не могу что-то делать заранее. Впрочем, это я могла бы перебороть. Мои не совсем блестящие результаты на олимпиадах (я всегда была в районе третьих дипломов) связаны еще и с тем, что у меня не было цели занять место повыше. У меня была цель поступить в наш Уфимский медицинский университет, для чего достаточно и третьего места на республиканском этапе. Что я поеду поступать в МГУ, я решила стихийно, где-то за неделю до отъезда в Москву.

Что касается самоорганизации на олимпиадных турах, то для начала нужно постараться успокоиться и сосредоточиться. Я говорила себе что-то типа: «Ну давай, соберись: три дня осталось, и потом будешь отдыхать. И не важно, что вон тот лохматый мальчик был на сборах, где его многому научили, и он сейчас сидит с важным видом. ТЫ НЕ ХУЖЕ, ты можешь все то же самое!» Когда приносили тестовые задания, я сначала просматривала их все целиком, отвечая на те вопросы, в ответах на которые была уверена. Потом еще раз просматривала тесты и отвечала на вопросы, на которые ответ вроде бы знала, но не была уверена. Часто такие вопросы помечала карандашом, чтоб к ним вернуться. Затем я пыталась на пару минут отвлечься от всего: посмотреть в окно или по сторонам. После этого я приступала к самым сложным вопросам, после чего опять отдыхала и возвращалась к помеченным заданиям. При ответе на вопросы нужно обращать внимание на те, в формулировке которых встречаются слова «все», «всегда», «никогда». Часто именно в них содержится подвох: очень редко что-то бывает всегда или никогда.

На практическом туре главное сесть, сосредоточиться и вспомнить все, что ты знаешь именно по тому заданию, которое тебе досталось. В этом часто лично мне помогала и зрительная память.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru