Разное

Т. А. Красноносова ;
Е. Л. Лебедев ;
О. Н. Пономарева

Нормативно-правовые и этические аспекты научно-исследовательской деятельности школьников по экологии и биологии

Спонсор публикации статьи – Московский технологический колледж, имеющий почти вековую историю существования, не отстает от современности, предлагая своим студентам востребованные технологические и экономические направления обучения, современные компьютерные классы, электронные ресурсы, огромную библиотеку. Особенностью МТК является также и забота о физическом здоровье обучающихся – это большое количество функционирующих спортивных секций. Подробнее о программах получения среднего профессионального образования базового и повышенного уровня и условиях поступления можно узнать на сайте МТК.

Одна из актуальных проблем современности – взаимодействие человека и природы. Экологическое образование всего населения (особенно подрастающего поколения) в области сбережения окружающей среды является важнейшим аспектом в решении вопроса сохранения ресурсов Земли. Основы экологических знаний школьники получают при изучении предметов естественного цикла, прежде всего биологии, химии, основ безопасности жизнедеятельности («Экология» в базовый учебный план РФ не введена).

Так в соответствии со Стандартом среднего (полного) общего образования по биологии (Базовый уровень), утвержденным Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями): «Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

– овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах...

– воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

– использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе».

В соответствии с «Обязательным минимумом содержания основных образовательных программ» того же приказа, в разделе «Организм» ученик обязан знать и уметь выполнять следующее (в том числе): «Проведение биологических исследований: выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм…»

В разделе «Вид»: «Проведение биологических исследований: описание особей вида по морфологическому критерию; выявление приспособлений организмов к среде обитания; анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.

В разделе «Экосистемы»: «Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

Проведение биологических исследований: выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности; исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум); решение экологических задач; анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения».

Раздел «Требования к уровню подготовки выпускников»: «В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

– соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде…»

Профильный уровень стандарта среднего (полного) общего образования по биологии предполагает, в том числе, «овладение умениями самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование)… воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований…» [курсив наш. – Авт.]

Сегодня школьный учитель (прежде всего учитель профильной школы) не просто специалист высокого уровня, он должен обеспечивать:

– вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий);

– практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных методов)… (Приказ Минобразования РФ от 18 июля 2002 г. № 2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»).

Участие школьников в проектно-исследовательской деятельности, выполнение научно-практических, научно-исследовательских работ в последнее десятилетие получило широкое распространение. Только в Пензенской области ежегодно проводится не менее 2–5 мероприятий (научно-практические конференции, экологические форумы и т.п.), на которых школьники представляют свои исследования. Часть работ школьники проводят под руководством школьных педагогов, часть – на базе высших учебных заведений (ПГПУ им. В.Г. Белинского, ПГСХА) и учреждений здравоохранения.

Большую работу проводит отдел экологического просвещения государственного природного заповедника «Приволжская лесостепь». Работа со школьниками относится к числу важнейших направлений эколого-просветительской деятельности заповедника, осуществляемой специалистами по экологическому просвещению. Эта работа направлена на привлечение детей к природоохранной деятельности, расширение их экологического кругозора, развитие соответствующих знаний, умений и навыков, содействие профессиональной ориентации учащихся.

Основными формами работы со школьниками в заповедниках являются:

– организация и проведение детских экологических лагерей и экспедиций;
– проведение школьных экскурсий, в том числе на заповедной территории;
– проведение тематических занятий со школьниками;
– организация конкурсов, викторин, олимпиад, конференций;
– привлечение школьников к участию в экологических праздниках и акциях.

Можно много говорить о замечательных работах, выполненных учащимися, о замечательных педагогах, привлекающих ребят к исследованиям. Однако следует обратить внимание на следующее: несмотря на требования Стандарта образования о необходимости бережного отношения к природе, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований, значительное количество работ, выполняемых школьниками под руководством школьных педагогов и ученых-кураторов, напрямую нарушают природоохранное законодательство РФ:

– при проведении «исследований» изымаются из природы (просто умерщвляются) тысячи беспозвоночных животных – моллюсков, насекомых, которые после определения видового, а подчас родового названия выбрасываются;

– имеют место исследования, результатом которых является необоснованный сбор огромного количества растений, изготовление гербариев, причем сбор растений проводится часто в период цветения.

К сожалению, встречаются «исследования», в результате которых проводятся совершенно бессмысленные и жестокие опыты над лабораторными животными. Например, в любой инструкции к сотовому телефону, многочисленных публикациях в СМИ имеются предупреждения о негативном влиянии данной техники на организм при неправильной ее эксплуатации и длительном применении. Для чего проводить ничего не открывающие и не устанавливающие нового «исследования» на лабораторных животных, приводящие к стрессу, болезням и гибели животных, тем более проводить и демонстрировать фотофиксацию мучений животных?!

Большую озабоченность вызывают «научные исследования», которые проводят школьники с зараженным материалом (например, по определению степени пораженности рыбы в Сурском водохранилище описторхозом), хотя в соответствии с трудовым законодательством РФ использование несовершеннолетних при проведении данной деятельности недопустимо. Дети под руководством педагогов отлавливают моллюсков, вряд ли используя резиновые перчатки, а ведь многие обитающие на территории нашей области моллюски являются промежуточными хозяевами возбудителей опасных заболеваний человека. Знают ли дети и их родители, какому риску подвергается школьник при проведении данных исследований?

К большому сожалению, сегодня природа является полигоном для проведения всевозможных научных исследований не только силами научных учреждений, но и учебными заведениями. Эти исследования нередко носят жестокий, если не аморальный характер. Ежегодно в «научных целях» неоправданно подвергается беспокойству, страданиям, изымается и уничтожается значительное количество организмов, в том числе редких и исчезающих видов, разрушается среда их обитания, происходят другие существенные нарушения в экосистемах. Это не может считаться нормой для образовательных учреждений, которые преследуют благородную цель воспитания подрастающего поколения, следовательно, обязаны быть примером этичного отношения к окружающей природной среде, животным и растениям.

Для отлова животных иногда используют негуманные методы, например, применяют ловушки с фиксирующими жидкостями, где гибель животных составляет 100%. Возникает вопрос: для чего? Для того, чтобы затем определить до отряда, в лучшем случае семейства, рода или вида «фиксированный материал», а затем на очередной научно-практической конференции доложить, что «на территории Засурской дубравы обитает 18 видов жесткокрылых, количественный состав 1024 особи, отловлено в течение лета–осени». Почему не учитывается, что каждое животное из отловленных варварским методом – незаменимое звено в цепи питания, что среди погибших в формалине животных случайно могли оказаться «краснокнижные» виды, что жизненный цикл умерщвленных животных не завершился в момент гибели? Руководителям нужно задуматься о том, что подобные «исследования» и методы их проведения являются прямым нарушением законов РФ.

Почему же возникают подобные нарушения? По-видимому, одна из причин кроется в низкой правовой и экологической культуре наших педагогов. Чтобы восполнить этот пробел, приведем некоторые наиболее значимые (с точки зрения организации научно-исследовательских работ со школьниками) фрагменты ряда действующих нормативных документов.

I. Конституция Российской Федерации (с поправками от 30.12.2008)

Статья 42. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

II. Федеральный закон (ФЗ) от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изменениями и дополнениями)

Статья 4.

1. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

2. В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.

3. Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

Статья 60. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов.

1. В целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга РФ и Красные книги субъектов РФ. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в Красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, их генетический фонд подлежит сохранению в низкотемпературных генетических банках, а также в искусственно созданной среде обитания. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.

2. Порядок охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, порядок ведения Красной книги РФ, Красных книг субъектов РФ, а также порядок сохранения их генетического фонда в низкотемпературных генетических банках и в искусственно созданной среде обитания определяется законодательством в области охраны окружающей среды.

Статья 61. Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений.

1. Зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений.

2. Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.

На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.

3. Государственное регулирование в области охраны зеленого фонда городских и сельских поселений осуществляется в соответствии с законодательством.

III. Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» (с изменениями от 11.11.2003; 02.11.2004; 29.12.2004; 31.12.2005; 18 и 29.12.2006; 20.04.2007; 06.12.2007; 23.07.2008; 03 и 30.12.2008; 14.03.2009; 24.07.2009). Принят Государственной думой 22.03.1995

Животный мир является достоянием народов РФ, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации.

Статья 4. Право государственной собственности на объекты животного мира.

Животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью.

Статья 12. Основные принципы государственного управления в области охраны и устойчивого использования объектов животного мира.

Основными принципами в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания являются:

– обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования животного мира;
– поддержка деятельности, направленной на охрану животного мира и среды его обитания;
– осуществление пользования животным миром способами, не допускающими жестокого обращения с животными, в соответствии с общими принципами гуманности;

Статья 21. Установление ограничений и запретов на использование объектов животного мира.

В целях сохранения и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания осуществление отдельных видов пользования животным миром, а также пользование определенными объектами животного мира могут быть ограничены, приостановлены или полностью запрещены на определенных территориях и акваториях либо на определенные сроки решением федерального органа исполнительной власти или высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в пределах их компетенции по представлению соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным статьями 5 и 6 настоящего Федерального закона.

Сохранение объектов животного мира может быть достигнуто путем изменения вида пользования животным миром с запрещением изъятия объектов животного мира из среды обитания и организации использования этих объектов без изъятия в культурно-просветительных, рекреационных и эстетических целях, включая организацию экологического туризма.

Статья 24. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира.

Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира заносятся в Красную книгу РФ и/или Красные книги субъектов Российской Федерации.

Действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красные книги, не допускаются. Юридические лица и граждане, осуществляющие хозяйственную деятельность на территориях и акваториях, где обитают животные, занесенные в Красные книги, несут ответственность за сохранение и воспроизводство этих объектов животного мира в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Оборотоспособность диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, допускается в исключительных случаях по разрешению (распорядительной лицензии), выдаваемому специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды в порядке, предусмотренном Правительством РФ. Содержание указанных животных в неволе и выпуск их в естественную природную среду также допускаются в исключительных случаях, определяемых Правительством РФ.

Статья 33. Права на объекты животного мира лиц, не являющихся их собственниками.

Объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти, уполномоченными осуществлять права собственника от имени РФ и субъектов РФ, юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии и гражданам в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии.

Пользователь осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией и договором с органом государственной власти, предоставляющим соответствующую территорию, акваторию для осуществления пользования животным миром.

Пользователь не вправе распоряжаться объектами животного мира, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Содержание прав на объекты животного мира определяется федеральным законом на основании общих положений гражданского законодательства.

Статья 34. Виды и способы пользования животным миром.

Юридическими лицами и гражданами могут осуществляться следующие виды пользования животным миром:

– охота;
– рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих;
– добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства;
– использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира – почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других;
– изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания;
– получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира.

Законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены и другие виды пользования животным миром.

Пользование животным миром осуществляется посредством изъятия объектов животного мира из среды их обитания либо без такового.

Перечень объектов животного мира, изъятие которых из среды их обитания без лицензии запрещено, определяется специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Статья 35. Условия пользования животным миром.

Пользователи объектами животного мира, осуществляющие изъятие объектов животного мира из среды их обитания в соответствии с частью четвертой статьи 34 настоящего ФЗ, уплачивают сбор за пользование объектами животного мира в размерах и порядке, которые установлены законодательством РФ о налогах и сборах.

Пользование объектами животного мира, не включенными в перечень, указанный в части четвертой статьи 34 настоящего ФЗ, может осуществляться бесплатно, если это не связано с получением лицензии или разрешения на пользование животным миром.

Пользование животным миром осуществляется с соблюдением федеральных и региональных стандартов, правил, лимитов и нормативов, разрабатываемых в соответствии с настоящим ФЗ, иными законами и другими нормативными правовыми актами РФ, а также законами и другими нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Пользование животным миром осуществляется в комплексе с системой мер по охране и воспроизводству объектов животного мира, сохранению среды их обитания.

Пользование животным миром осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензии в течение срока, указанного в лицензии по соглашению сторон и зависящего от вида пользования животным миром в границах определенной территории и акватории.

Пользование животным миром осуществляется гражданами на основании именных разовых лицензий на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте или на конкретный срок.

На одной территории или акватории могут осуществляться несколько видов пользования животным миром, если осуществление одного из них не препятствует осуществлению другого.

Статья 36. Предоставление животного мира в пользование.

Предоставление животного мира на территории Российской Федерации в пользование российским и иностранным юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства осуществляется в порядке, устанавливаемом настоящим Федеральным законом, а также гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации.

Долгосрочную лицензию на пользование животным миром выдает специально уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на основании решений высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Статья 40. Права и обязанности пользователей животным миром.

Пользователи животным миром имеют право: пользоваться объектами животного мира, предоставленными в пользование.

Пользователи животным миром обязаны:

– осуществлять только указанные в лицензии виды пользования животным миром;
– соблюдать установленные правила, нормы и сроки пользования животным миром;
– применять при пользовании животным миром способы, не нарушающие целостности естественных сообществ;
– не допускать разрушения или ухудшения среды обитания объектов животного мира;
– осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов животного мира, а также оценку состояния среды их обитания;
– проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов животного мира;
– оказывать помощь государственным органам в осуществлении охраны животного мира;
– обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения;
– применять при пользовании животным миром гуманные способы.

Правила, сроки и перечни орудий и способов добывания объектов животного мира, разрешенных к применению, разрабатываются соответствующими специально уполномоченными госорганами РФ по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и утверждаются Правительством РФ.

Статья 43. Добывание объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства.

Добывание объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, допускается только по разрешениям специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным статьями 5 и 6 настоящего Федерального закона.

Порядок добывания объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, определяется настоящим Федеральным законом, иными законами и другими нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Статья 44. Пользование животным миром в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных и эстетических целях.

Пользование животным миром в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных и эстетических целях посредством разных форм наблюдения, мечения, фотографирования и иных методов исследования без изъятия объектов животного мира из среды обитания допускается без специального разрешения и бесплатно, если эти методы не наносят вреда животному миру или среде его обитания и не нарушают прав пользователей животным миром, другими природными ресурсами, а также прав собственников земель, землевладельцев, землепользователей, за исключением случаев, когда такое пользование запрещено.

Пользование животным миром в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных и эстетических целях с изъятием объектов животного мира из природной среды допускается по разрешениям, выдаваемым в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным статьями 5 и 6 настоящего Федерального закона, соответствующими специально уполномоченными государственными органами РФ в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания в порядке, установленном статьей 34 настоящего ФЗ.

Статья 52. Сборы за пользование объектами животного мира.

Пользователи объектами животного мира, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории РФ, уплачивают сборы за пользование объектами животного мира в размерах и порядке, которые установлены законодательством РФ о налогах и сборах.

Уплата сбора за пользование объектами животного мира не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране объектов животного мира, среды их обитания и возмещения причиненного им вреда.

Сверхлимитное и нерациональное пользование объектами животного мира влечет взыскание штрафа в соответствии с законодательством РФ.

Статья 55. Административная, уголовная ответственность за нарушение законодательства РФ в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания.

Юридические лица и граждане, виновные в совершении следующих правонарушений [отобрано нами. – Авт.]:

• нарушении порядка осуществления пользования животным миром, а также незаконном ввозе в Российскую Федерацию животных или растений, признанных наносящими ущерб объектам животного мира, занесенным в Красные книги;

• нарушении правил охраны среды обитания животных, правил создания зоологических коллекций и торговли ими, а равно в самовольном переселении, акклиматизации и скрещивании объектов животного мира;

• нарушении правил транспортировки, хранения
и применения средств защиты растений и других препаратов, причинившем ущерб животному миру;

• уничтожении редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира или совершении иных действий, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания указанных объектов животного мира;

• нарушении правил охоты и рыболовства, а также правил осуществления других видов пользования животным миром;

• ввозе в Российскую Федерацию и вывозе за ее пределы объектов животного мира, их продуктов и частей без соответствующего разрешения;

• нарушении режима охраны объектов животного мира в государственных природных заповедниках, государственных природных заказниках, заповедных зонах национальных парков и на других особо охраняемых природных территориях, акваториях;

• несут гражданскую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Статья 56. Ответственность юридических лиц и граждан за ущерб, нанесенный объектам животного мира и среде их обитания.

Юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии – по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

IV. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями, последние изменения 24.07.2009). Принят Государственной думой 20.12.2001

Статья 7.11. Пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами без разрешения (лицензии).

Пользование объектами животного мира или водными биологическими ресурсами без разрешения (лицензии), если разрешение (лицензия) обязательно, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), а равно самовольная переуступка права пользования объектами животного мира или права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Статья 8.33. Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных.

Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц – от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Статья 8.35. Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений.

Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу РФ либо охраняемых международными договорами, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добывание, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой; на должностных лиц – от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой; на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой.

Статья 8.37. Нарушение правил пользования объектами животного мира и правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства.

1. Нарушение правил охоты влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права охоты на срок до двух лет; на должностных лиц – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

2. Нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на должностных лиц – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.

3. Нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на должностных лиц – от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой.

Статья 8.26. Самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов.

1. Сенокошение и выпас сельскохозяйственных животных на землях, на которых расположены леса, в местах, где это запрещено, а равно выпас сельскохозяйственных животных без пастуха на неогороженных пастбищах или без привязи либо с нарушением сроков или норм выпаса сельскохозяйственных животных влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц – от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц – от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

2. Самовольные заготовка и сбор, а также уничтожение мха, лесной подстилки и других недревесных лесных ресурсов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц – от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

3. Размещение ульев и пасек, а также заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов) и сбор лекарственных растений на землях, на которых расположены леса, в местах, где это запрещено, либо неразрешенными способами или приспособлениями, либо с превышением установленного объема или с нарушением установленных сроков, а равно сбор, заготовка и реализация указанных ресурсов, в отношении которых это запрещено, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц – от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

V. Постановление Правительства РФ от 25.02.2000 № 163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет» (с изменениями от 20.06.2001)

XLI. Учреждения здравоохранения, медико-социальной экспертизы, ветеринарные учреждения, медицинские научно-исследовательские и учебные учреждения, предприятия по производству бактерийных и вирусных препаратов и фармацевтические фабрики.

2049. Работы в патолого-анатомических отделениях, прозекторских, моргах и вивариях.

2050. Работы по консервации крови, трупных органов и тканей.

2056. Работы в лабораториях (отделениях) особо опасных инфекций, гельминтозов, бактериологических, вирусологических, глубоких микозов и экспериментального сифилиса, ВИЧ-инфекции, работы с ядовитыми и сильнодействующими веществами.

2057. Работы в лабораториях по консервации трупных тканей, органов, крови, патоморфологических лабораториях (отделах, отделениях), моргах, вивариях, вольерах.

2062. Работы с инфекционным или подозрительным в отношении инфекции материалом, а также по уходу за больными животными и их лечению в ветеринарных учреждениях.

XLII. Производство учебно-наглядных пособий.

2064. Работы по гистологии, цитологии, эмбриологии, патологии и зоологии.

VI. Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 28.04.2008 № 107 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу РФ, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания»

2. Настоящая Методика применяется для исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира вследствие:

1) уничтожения почвенных беспозвоночных животных при уничтожении почвы, подстилки (в составе почвы);
2) уничтожения иных видов беспозвоночных животных при уничтожении их местообитаний;
3) уничтожения либо незаконного добывания особей соответствующего вида животных;
4) уничтожения либо незаконного изъятия яиц птиц или рептилий;
5) уничтожения либо незаконного изъятия икры амфибий.

VII. Постановление Правительства РФ от 06.01.1997 № 13 «Об утверждении Правил добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, за исключением водных биологических ресурсов» (с изменениями от 24.12.2008)

2. Добывание объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, за исключением водных биологических ресурсов (далее – объекты животного мира), допускается в исключительных случаях в целях сохранения объектов животного мира, осуществления мониторинга состояния их популяций, регулирования их численности, охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от массовых заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, обеспечения традиционных нужд коренных малочисленных народов.

3. Добывание объектов животного мира производится только на основании разрешения, выдаваемого Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

9. Орудия и способы добывания объектов животного мира должны обеспечивать избирательность действия и снижать нанесение физических и психических травм животным.

10. Лица, виновные в нарушении настоящих Правил, несут ответственность согласно законодательству Российской Федерации.

VIII. Постановление Правительства РФ от 08.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» (с изменениями от 26.11.2007)

В соответствии со статьей 100 Лесного кодекса РФ и статьей 260 Уголовного кодекса РФ Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить:

– таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается, согласно Приложению № 1;

– таксы для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается, согласно Приложению № 2;

– методику исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, согласно Приложению № 3;

– таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, согласно Приложению № 4.

IХ. Постановление Правительства РФ от 25.05.1994 № 515 «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов» (с изменениями от 26.09.2000; 10.03.2009)

Таксы для исчисления размера взыскания за ущерб (табл. 1).

Таблица 1.

Виды животных

Кратность размера взыскания за ущерб за 1 экземпляр, независимо от пола и возраста, от минимальной месячной оплаты труда (МРОТ) в РФ

Все виды и подвиды черепах

2

Все виды и подвиды ящериц

1

Все виды и подвиды амфибий

0,5

Насекомые-опылители

0,01

Водные беспозвоночные:

 

– жемчужницы (европейская, даурская, Миддендорфа, или камчатская, приморская, гладкая, или сахалинская);

1

– Миддендорфовы перловицы (монгольская, уссурийская, Арсеньева, раздольненская, Жадина, Дулькейт, Величковского, Мартенса, хасансккая, артемовская)

0,15

Наземные беспозвоночные:

 

– жужелицы (Авинова, венгерская, Геблера, кавказская, Лопатина, узкогрудая, Янковского), восковик-отшельник, щелкун Паррейса, дровосек зубчатогрудый, дровосек реликтовый, усачи (альпийский, небесный), аполлон, мнемозина, парусник Фельдера, серицин монтела, алкиной, секия исключительная, перламутровка зенобия, голубянки (Пугачука, Римн, Филипьева), дикий тутовый шелкопряд, медведица уединенная;

3

– толстун многобугорчатый, дыбка степная, шмели (армянский, изменчивый, необыкновенный,  отшельник, редчайший, степной, Черского)

1

Примечания

1. За травмирование, если оно не привело к гибели водных биоресурсов, взыскивается 50% таксы за экземпляр соответствующего вида (подвида).

2. За каждое уничтоженное либо незаконно изъятое яйцо рептилии взыскивается 50% таксы за экземпляр соответствующего вида (подвида).

3. За каждую самку рыбы с икрой ущерб исчисляется в 2-кратном размере таксы за экземпляр соответствующего вида (подвида).

4. За каждый килограмм икры осетровых, лососевых и сиговых видов рыб взыскивается дополнительно 100% таксы за экземпляр осетровых рыб и 200% таксы за экземпляр лососевых и сиговых рыб соответствующего вида (подвида).

5. За уничтожение, незаконный вылов или добычу водных биоресурсов на территории государственных природных заповедников, национальных парков и их охранных зон ущерб исчисляется в 3-кратном размере таксы, а на других особо охраняемых природных территориях – в 2-кратном размере таксы за экземпляр соответствующего вида (подвида).

Х. Приказ Минприроды РФ от 04.05.1994 № 126 «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный незаконным добыванием или уничтожением объектов животного и растительного мира» (с изменениями от 28.04.2008)

Настоящие таксы распространяются на виды животных, растений и грибов, постоянно или временно обитающие в состоянии естественной свободы или произрастающие в естественных условиях на территории (акватории) РФ, континентальном шельфе и в пределах морской экономической зоны РФ.

Таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением наземных млекопитающих, птиц, рептилий, амфибий и наземных беспозвоночных животных, а также животных, занесенных в Красную книгу РФ (табл. 2).

Таблица 2.

Виды экологических правонарушений

Количество объектов растительного мира, их масса или площадь участка их произрастания

Кратность размера взысканий от МРОТ

Незаконные добывание (вырубка, выкопка и т.д.), сбор, заготовка или уничтожение объектов растительного мира

г) одного экземпляра травянистого цветкового, папортниковидного или плауновидного растения независимо от его размера;

0,2

д) одного кв. дм. площади, занятой лишайником или мохообразным (моховидным);

0,15

е) одного килограмма водорослей (в сыром виде);

1

ж) одного экземпляра плодового тела гриба независимо от размера

0,15

Примечания

1. За каждое разрушенное, поврежденное или уничтоженное обитаемое либо регулярно используемое гнездо, нору, логовище, убежище, жилище и другое сооружение ущерб исчисляется в трехкратном размере от такс за каждую особь соответствующего вида (подвида) животного.

2. За травмирование, если оно не привело к гибели животного, взыскивается 50% от такс за каждую особь соответствующего вида (подвида) животного.

3. За каждое уничтоженное, либо незаконно изъятое яйцо птицы или рептилии взыскивается 50% от такс за каждую особь соответствующего вида (подвида).

4. За каждую уничтоженную либо незаконно изъятую кладку икры амфибии взыскивается 100% от такс за каждую особь соответствующего вида (подвида).

5. За незаконное добывание или уничтожение животных на территориях государственных природных заповедников, национальных природных парков и их охранных зон ущерб исчисляется в трехкратном размере, а на других особо охраняемых природных территориях – в двукратном размере от такс за каждую особь соответствующего вида (подвида) животного.

Таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием, сбором, заготовкой или уничтожением объектов растительного мира, относящихся к видам растений и грибов, занесенным в Красную книгу РФ, а также уничтожением, истощением и разрушением мест их произрастания (табл. 3).

Таблица 3.

Водные биологические ресурсы

 

Такса (рублей за 1 экземпляр независимо от размера и веса)

Водные беспозвоночные, водоросли, морские травы:

 

– брюхоногие моллюски, устрицы, мидии;

8

– другие двустворчатые моллюски;

2

 

Такса (рублей за 1 кг)

– губки «сидячих» видов;

3

– водоросли «сидячих» видов

13

Кормовые организмы:

 

– мотыль, гаммарус, трубочник, артемия, полихеты и др.

334

Примечание

За незаконное добывание или уничтожение указанных растений и грибов на территориях государственных природных заповедников, национальных природных парков и их охранных зон ущерб исчисляется в трехкратном размере, а на других особо охраняемых природных территориях – в двукратном размере к настоящим таксам.

ХI. Приказ Минсельхозпрода РФ от 25.05.1999 № 399 «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты»

ХII. Постановление Правительства РФ от 19.02.1996 № 156 «О порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ» (с изменениями)

В соответствии со статьей 24 ФЗ «О животном мире» Правительство Российской Федерации постановляет:

2. Право пользования дикими животными, принадлежащими к видам, занесенным в Красную книгу РФ, может переходить от одного лица к другому только на основании разрешения (распорядительной лицензии) на оборот указанных животных.

3. Предоставить Федеральной службе по надзору в сфере природопользования право выдавать разрешения (распорядительные лицензии) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации.

ХIII. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (с изменениями). Принят Государственной думой 24.05.1996

Глава 25. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности

1. Жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, если это деяние совершено из хулиганских побуждений, или из корыстных побуждений, или с применением садистских методов, или в присутствии малолетних, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев.

2. То же деяние, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до двух лет.

Советы-предложения

При определении тематики, выбора форм и методов исследования, применении определенных методик педагоги и научные консультанты, а также организаторы и члены жюри конкурсов, конференций должны учитывать необходимость соблюдения требований российского законодательства.

1. Исходя из ожидаемых результатов, актуальности получения новых знаний, следует оценить целесообразность проведения вмешательства в природные процессы и возможность получения аналогичных научных данных при проведении работ без изъятия и уничтожения живых организмов.

2. Следует определить, не угрожает ли данное вмешательство изучаемой экологической системе и не приведет ли оно к разрушению природно-территориального комплекса вследствие проведения исследований или применения определенной методики.

3. Необходимо использовать гуманные методы исследования.

4. При осуществлении видео-, кино-, фотосъемок и аудиозаписи следует выяснить, не имеет ли место жестокое обращение с животными (ухудшение здоровья, ограничение движения, причинение боли с целью получения внешней реакции и т.п.).

5. При проведении фаунистических исследований нужно:

– определить, насколько необходимым является изъятие и убийство животных для определения их видовой принадлежности;
– выяснить, существуют ли методы прижизненной идентификации организмов;
– не допускать привлечения школьников для изъятия и убийства животных (даже в благородных целях определения их видовой принадлежности).

6. При проведении лова животных сачками, ловушками (без применения фиксирующих ядовитых веществ), сетками и другими орудиями отлова следует выяснить, насколько профессионально будет организована процедура отлова с точки зрения предотвращения гибели животных других видов, которые не являются объектами исследований. Отлов диких животных должен осуществляться методами, которые позволяют обеспечить минимальное вмешательство в экологические системы.

7. При проведении работ, связанных с изучением растений, свести к минимуму сбор гербарных материалов, особенно в период цветения и плодоношения растений.

8. Исключить использование методов, которые приводят к серьезному беспокойству диких животных.

9. Исключить использование в научно-исследовательских целях редких и исчезающих видов растений и животных, которые занесены в Красную книгу РФ,  международные «красные» списки, региональную Красную книгу.

10. Следует прогнозировать последствия выполнения темы (применение методики) для природной среды.

Все указанные пожелания соответствуют образовательному стандарту.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru