Ботаника

Л. Г. Бязров

Растения-символы

Публикация статьи произведена при поддержке интернет-магазина All-Massage-Tables.Ru, предлагающего профессиональное массажное оборудование от ведущих мировых производителей. Широкий спектр массажных столов различного предназначения как стационарных для использования в салонах SPA, массажных кабинетах и спортивных залах, так и портативных как складная массажная кушетка, способная уместиться в дорожный чемоданчик массажиста для транспортировки по адресу клиента.

Крокус (шафран) – символ надежды и изысканной пищи

Крокус, или шафран, символизирует надежду и возрождение, поскольку цветение большинства видов этого рода начинается, когда земля еще покрыта снегом. Культивируемый шафран посевной (Crocus sativus) зацветает поздней осенью. Из его цветков вырезают рыльца пестика, которые употребляют прежде всего как пряность во многих блюдах восточной и средиземноморской кухни.

Род крокус (Crocus) принадлежит к семейству Ирисовые (Iridaceae), или Касатиковые, в которое также входят такие известные любителям цветов роды, как ирис (Iris), гладиолус (Gladiolus) и др. Первое его название  происходит от греческого слова «кроке», что означает «нить», а искаженное «шафран» в переводе с арабского означает «желтый». Род включает около 80 видов, распространенных в Европе и Азии.

Крокусы – клубнелуковичные, бесстебельные растения. Листья прикорневые, линейные. Цветки обычно одиночные, реже их 2–3, с беловато-лиловыми или темно-лиловыми лепестками, среди которых выделяются ярко-желтые или оранжевые трехраздельные рыльца пестиков. На ночь и в пасмурную погоду цветки закрываются.

Виды рода встречаются в степях, на сухих щебнистых склонах, среди кустарников, на горных лугах, около снежников в горах. В Средиземноморье наиболее известны C.sieberi, цветущий весной на п-ове Пелопоннес в Греции; C. albiflorus, растущий среди снежников Альп; C.cartwrightianus с архипелага Киклады (юг Эгейского моря) и о. Крит. Полагают, что последний вид – один из прародителей  наиболее известного гибридного вида рода уже упомянутого шафрана посевного, который является культурным растением и в диком виде не встречается.

Посевной шафран – результат селекции древними народами Индии и Средиземноморья для выведения сорта с высоким содержанием в рыльцах эфирного каротиноида крозина, используемого для крашения тканей, гликозида пикрокрозина и глюкозы, которые в результате гидролиза превращаются в ароматный шафран, широко используемый как пряность и для медицинских целей. Именно эту пряность и соответственно растение, из которой ее получают, и называют шафраном.

Посевной шафран – триплоид и, следовательно, стерилен, размножается он только луковицами. Плантации этого растения занимают большие площади в Испании, Франции, Марокко, Иране, Индии (Кашмир). Наиболее ценится гурманами шафран из Кашмира, но за пределы страны он практически не вывозится. Самые крупные поставщики шафрана – Испания и Иран.

Высокая рыночная стоимость шафрана (1 г специи дороже 1 г золота) определяется как значительным спросом на него, так и низкой урожайностью: для получения 1 кг специи необходимо срезать рыльца пестиков со 100–150 тыс., а иногда и большего числа цветков. Продолжительность цветения посевного шафрана – около 2 недель, сбор рылец осуществляют только в утренние часы. Эти рыльца сушат, и они принимают вид жилок (нитей). Чем насыщеннее изначальный цвет рылец, тем лучшего качества получается шафран, имеющий чуть горьковатый терпкий аромат меда из горных трав.

С одного гектара плантации собирают 4–5 кг сухих рылец шафрана. В то же время шафран как пряность используется очень экономно. Один грамм специи содержит около 400 жилок, а для приготовления одной порции риса достаточно 5 жилок. Для окрашивания 100 л воды в желтый цвет хватает 1 г сухого порошка рылец.

Недобросовестные люди на рынках пытались и пытаются продавать вместо шафрана различные суррогаты. В прошлом таких продавцов подвергали мучительной казни. Известны случаи, когда за крокус принимали похожие на него растения, например безвременник (Colchicum), не подозревая о наличии ядовитых веществ в пестиках цветков.

Целебные свойства шафрана были известны за десятки веков до нашей эры, что зафиксировано в китайских и египетских лечебниках тех времен, а материальные свидетельства использования его человеком – еще более древние: это живописные изображения на стенах каменных пещер, датируемые периодом неолита, выполненные краской, в состав которой входила и пыльца крокусов.

Римляне считали шафран не только пряностью, но и противоядием, а шафранный (желто-коричневый)цвет одежды был символом богатства. Хетты, жившие более 4 тыс. лет назад на Анатолийском плато (Турция), возделывали шафран, что подтверждается изображением на могильной плите.

В наши дни в Турции 6 мая проходят весенние празднества, когда готовят пилав из пшеницы грубого помола и луковиц шафрана. Весной крокус – символ пробуждения природы, возрождения, даже небесного счастья, а осенью – признак более позднего ее возрождения. Это значение крокусов подчеркивают фрески в древнем городе Акротире на одном из островов Тира архипелага Киклады в южной части Эгейского моря. Археологические находки свидетельствуют, что этот участок был освоен людьми в раннем неолите (приблизительно в V тысячелетии до н.э.). Но сильное вулканическое извержение погубило город и покрыло его шестиметровым слоем пепла. По сохранившимся  остаткам оливкового дерева установили, что извержение произошло в 1627–1600 гг. до н.э.

Раскопки, проведенные греческими археологами на о. Санторине (п-ов Акротири), показали, что вулканический пепел сохранил в хорошем состоянии особенности архитектурной структуры города, многие здания, фрески и барельефы на стенах внутренних помещений, глиняную посуду и многие другие свидетельства материальной культуры того времени.

Одна из раскопанных частей города представляет собой священный квартал. Во многих зданиях, стоявших по обе стороны улицы, имелись помещения для проведения культовых церемоний, на что указывают конструкция помещений и найденные там предметы, использовавшиеся в ритуальных целях (например, особые сосуды). В таких культовых помещениях стены были украшены прекрасно сохранившимися барельефами, живописными фресками с изображениями обрядов.

Один из главных праздников на островах Тира отмечался в самом южном, стоящем близ моря здании, которое археологи назвали святилищем крокусов. Это здание завершало улицу и поэтому, вероятно, именно в нем, выполнялись самые важные обряды, поскольку священная процессия, воспроизводившая ход солнечного светила, заканчивала здесь свой путь. Кроме того, в здании было много комнат с барельефами и живописными фресками, располагавшимися на стенах на двух уровнях, с различными сюжетами, связанными с возделыванием шафрана и сбором урожая. Часть сюжетов, вероятно, связана с культом местной богини растительности Ариадны.

В одной из комнат изображены женщины – сборщицы рылец шафрана на плантации, расположенной в горной местности. В другом помещении фрески располагались в два уровня на северной и восточной стенах. Верхний уровень изображает полный процесс производства шафрана – от сбора до сушки. Женская фигура в центре композиции на северной стене расположена выше других женщин, между обезьяной слева и грифоном справа. В ближневосточной иконографии более крупная фигура между необычными животными часто интерпретируется как божество. Если эта фигура действительно богиня Ариадна или иное божество, то ее присутствие подчеркивает важность производства шафрана и делает этот процесс священным.

Фреска нижнего уровня северной стены показывает ритуал очищения. Художник изобразил цветущие на склонах холма крокусы и трех женщин в праздничной одежде, спускающихся к бассейну. Эту сцену связывают с лечебными свойствами шафрана, поскольку его применяли в связи с цикличностью процессов в женском организме.

В Акротире крокус также изображался на кувшинах, чашках, различных сосудах и других предметах. Был найден трехногий табурет, причем каждую его ногу украшал рисунок цветка крокуса с тремя лепестками и тремя рыльцами, что интерпретируется как триада времен года – весна, лето, осень (зимы в восточном Средиземноморье не бывает). На глиняном сите, которое, возможно, также применялось в производстве пряности, были изображены ласточки, пролетающие над цветущим шафраном.

Имеются и иные интерпретации сюжетов фресок Акротира. Например, смена цветущих весной видов крокусов осеннецветущими видами символизирует переход девочек и мальчиков во взрослую жизнь.

По материалам: Kandeler R., Ullrich W.R. Symbolism of plants: examples from European-Mediterranean culture presented with biology and history of art//Journal of Experimental Botany. 2009. Vol. 60. No. 1. P. 6–8.

Лилия – символ начала лета

Цветок лилии является символом июня, поскольку это один из самых заметных цветков начала лета. Род лилии (Lilium) принадлежит к одноименному семейству лилейных (Liliaceae), в которое входят также такие известные роды, как луки (Allium), тюльпаны (Tulipa), ландыши (Convallaria), рябчик (Fritillaria) и др. Название рода некоторые исследователи связывают с древнегалльским словом «ли-ли», означающим «белый-белый», хотя у многих видов окраска лепестков иная.

Род включает около 100 видов, широко распространенных в Северном полушарии от низовий Енисея до Южной Индии. Виды рода представлены и во флоре Северной Америки. Самый обширный ареал (от Португалии до Забайкалья) у лилии кудрявой (L.martagon), известной в Сибири и Монголии как саранка. Во время экспедиций в Даурию и Монголию в 1960–1970-х гг. я нередко встречал это красивое растение с поникшими чалмовидными цветками на степных южных склонах сопок и хребтов, а также по опушкам лиственничных лесов на северных склонах. Наибольшее видовое разнообразие лилий – около 40 видов – характерно для Западного Китая, юго-востока Тибета и севера Индокитая.

Лилии – луковичные растения, их луковицы многолетние, черепитчатые. От донца луковицы отходят многочисленные разветвленные корни. У многих видов корни имеются и над луковицей, на подземной части цветоносного стебля. Стебель обычно прямостоячий, листья стеблевые, в ложных мутовках или очередные, чаще без черенков. Цветки с шестью лепестками бывают горизонтальные и трубчатые (лилия длинноцветковая – L.logniflorum), прямостоячие и кубковидные (лилия белоснежная – L.candidum), поникающие, как у упоминавшейся уже саранки. Помимо лепестков у лилий, особенно у лилии кудрявой, очень заметны шесть тычинок с мощными окрашенными пыльниками, которые при соприкосновении с одеждой или кожей оставляют следы, поэтому пыльники обрезают, если цветок используют как украшение.

У большинства видов лилий цветки опыляются бабочками или мотыльками, хотя возможно и самоопыление. Лилию малую (L.parvum), растение запада Северной Америки, опыляют колибри. Усиливающийся к ночи аромат цветков лилий привлекает некоторых ночных бабочек. Из-за сильного запаха срезанные лилии не рекомендуют держать в спальне.

По способу распространения семян лилии принадлежат к баллистам, растениям, у которых семена распространяются метанием. Прямостоячий, упругий к моменту плодоношения стебель, при раскачивании ветром или чем-либо другим выбрасывает семена, как метательное орудие. Лилия хорошо размножается и вегетативно – дочерними луковичками, чешуями, луковичками-бульбочками.

Лилии – признанные декоративные растения. Разные виды лилий послужили цветоводам материалом для выведения многочисленных сортов этого красивого и разнообразного по форме и окраске цветка. Известно более 3 тыс. сортов, и число это ежегодно возрастает.

Цветоводы делят выращиваемые сорта на группы по месту их происхождения, например азиатские гибриды, американские гибриды или группы из диких видов. Различают их и по росту растения, который варьирует от 30 до 170 см, количеству цветков в соцветии (от 1 до 20), окраске (обычно белая, желтая, оранжевая, розовая, красная или смешанная), срокам цветения.

Самое древнее изображение лилии было обнаружено на ассирийских барельефах, датируемых III тысячелетием до н.э. Его ассоциируют с упоминавшейся лилией белоснежной, обитающей в горах Ливана, в Палестине, Сирии. Карла Линнея, давшего этой лилии научное название, вдохновили тексты латинских поэтов, называвших ее белоснежной. Известны и другие ее названия: лилия Мадонны, лилия Благовещения. Ее выращивали и ныне выращивают как в декоративных целях, так и для продажи красивых и ароматных цветков, а также для получения эфирного масла и лекарственных препаратов. В Восточной Азии некоторые местные виды лилий имеют съедобные луковицы, поэтому их культивируют как овощ.

Лилия часто служила да и теперь служит символом, причем в разных культурах и эпохах символическое значение цветка имеет свои особенности. Во времена Ассирийской и Египетской империй лилии были эмблемами верховной власти правителей, а также символом плодовитости, девственной невинности и томления влюбленных перед свадьбой. Белыми лилиями украшали тела умерших молодых египтянок.

Изображения лилии были найдены на предметах (вазы, фрески) минойской культуры (начиная с 1750 г. до н.э.) на о. Крит. В археологическом музее г. Ираклиона представлена фреска с изображением крупной лилии белоснежной, созданная между 1600 и 1500 гг. до н.э. Вероятно, это изображение символизировало благородный образ жизни владельца виллы, на стене которой была найдена эта фреска. Более прямая связь лилий с властью прослеживается в тронном зале дворца правителей Кноса, древнего города в центральной части северного Крита, сооруженного примерно в тот же период. Обе стены вокруг трона жреца-царя были покрыты стилизованными рисунками лилий и грифонов.

Иное символическое значение имеют лилии на фресках, обнаруженных на одном из островов Тира в южной части Эгейского моря. На трех стенах относительно небольшого помещения, названного археологами «палата лилий», изображен скалистый пейзаж: среди скал цветут красные лилии, над которыми летают ласточки. Эта комната использовалась для свадебных церемоний. Лилии здесь являются и красивым художественным оформлением, и символом чистоты вступающих в брак.

Наконец, белые и красные формы лилий можно рассматривать как символ начала лета и поклонения Ариадне, которая, как полагают, была местной богиней растительности. Ариадна, будучи дочерью критского царя Миноса, помогла Тесею выбраться из лабиринта, вручив ему клубок нитей. Убив находившегося в лабиринте кровожадного Минотавра, Тесей увез Ариадну с собой, но на о. Наксос (один из островов Тира) оставил ее спящей. Здесь она стала жрицей, а позднее превратилась в местное божество.

Ближе к нашему времени в Древней Греции и Древнем Риме лилия рассматривалась как символ славы, чистоты, возвышенной любви, плодовитости,  ее вплетали в ритуальные свадебные венки молодоженов. Согласно мифам греков и римлян, лилия выросла из молока Геры (Юноны) и была эмблемой Геры и Афродиты (Дианы).

В традициях древних евреев лилия символизировала молодость, непорочность, чувственную любовь, что подтверждается текстом Песни песней Соломона в Ветхом Завете (гл. 2.2; гл. 5.13). С шестью лепестками лилии ассоциируют и звезду Давида. Лилия могла также символизировать грех и покаяние, поскольку, согласно мифу, лилия выросла из слез Евы, оплакивавшей изгнание из рая.

Цветы в христианской символике стали использоваться довольно поздно, с конца VIII в. н.э. Надо отметить, что в декрете Карла Великого список из 73 растений, которые предписывалось разводить в монастырских и королевских садах и огородах, начинался с лилии.

Первоначально в христианской символике лилия означала чистоту. Она стала символом Девы Марии и святых дев. Позднее лилия стала атрибутом и святых мужского пола, в частности Иосифа, мужа Марии, чтобы подчеркнуть его целомудрие. В ранних произведениях искусства в сцене Благовещения архангела Гавриила, прибывшего к Марии с благой вестью, изображали держащим оливковую ветвь – заимствованный из античности знак доброй вести, но позднее оливу заменила лилия, которая стала атрибутом и Гавриила. Это отражено во многих произведениях художников Ренессанса, в частности, написанной в конце третьей четверти XV в. картине Леонардо да Винчи  «Благовещение».

Лилии наряду с розами, гвоздиками и гранатами были атрибутом изображений рая, как, например, в картине «Изгнание Адама и Евы», написанной в середине XV в. Джованни Паоло.

Цветок лилии напоминает корону, что предопределило широкое использование этого растения в геральдике. Его изображали на греческих, римских и галльских монетах, на гербах правителей и городов в Азии, Африке, Европе, на щитах рыцарей, орденах, на индейских тканях. И у нас в стране в гербах некоторых территориальных образований присутствует лилия. Например, лилия в гербе муниципального образования Кусинский район (Челябинской обл.) аллегорически показывает филигранность, красоту, добротность и тщательную отделку художественных изделий из чугуна, создаваемых кусинскими мастерами-литейщиками. В гербе Тюменского района Тюменской области лилия – символ сельскохозяйственного благополучия.

По материалам: Kandeler R., Ullrich W.R. Symbolism of plants: examples from European-Mediterranean culture presented with biology and history of art//Journal of Experimental Botany. 2009. Vol. 60. No. 7. P. 1893–1895.

Панкратиум, или панкраций, морской

Панкратиум, или панкраций, морской (Pancratium maritimum), по мнению автора статьи в Journal of Experimental Botany (Великобритания), как и нарцисс (Narcissus), символизирует насильственную смерть. Согласно мифу, воспроизведенному Овидием в «Метаморфозах», прекрасный юноша Нарцисс, сын речного бога Кефиса и наяды Лариопы, увидев в реке свое отражение, влюбился в него и умер от любви и тоски, а боги превратили его в цветок. Этому цветку был дан сильный аромат, привлекший Персефону, дочь Зевса и Деметры, которую в результате похитил владыка подземного царства мертвых Аид.

Панкратиум, как и настоящий нарцисс, относится к семейству амариллисовых (Amaryllidaceae). Это очень красивое луковичное растение: из пучка узких длинных листьев вверх устремляются несколько стрелок, на концах которых распускаются ароматные белоснежные цветки. Род панкратиум включает 15 видов, распространенных на Канарских островах, в Средиземноморье, Малой и тропической Азии, Южной Африке. Его нормальная среда обитания – песчаные берега теплых морей в нескольких метрах от кромки приливных волн. У панкратиума морского, встречающегося на песчаных берегах средиземноморского региона, листья сидячие, ремневидные, с восковидным налетом, предохраняющим от испарения. Из центра розетки листьев возвышается прямой стебель высотой 30–60 см. Стебель венчает головка соцветия.

Цветки крупные, белые, очень душистые (сильный аромат цветков во второй половине августа отпугивает овец с побережья), собраны в зонтик по 3–8, иногда одиночные. Околоцветник с длинной трубкой и ланцетными или линейными сегментами. Расширенные и сросшиеся между собой основания тычиночных нитей образуют корону, возвышающуюся над зевом околоцветника. Над короной тычиночные нити свободные, короткие; пестик длинный, нитевидный, с головчатым рыльцем. Цветет в июле–сентябре, цветки раскрываются ранним утром и на закате солнца. Плод  – коробочка с угловатыми сдавленными черными семенами. Большая мясистая луковица располагается в сыром песке на глубине около 0,5 м.

В России панкратиум морской когда-то находили на Черноморском побережье в Адлерском районе г. Сочи. Сейчас вид включен в Красную книгу России.

Научное название рода панкратиум, видимо, основано на ассоциации с олимпийскими играми в Древней Греции, поскольку так тогда называли вид состязаний, сочетающий борьбу и бокс. В переводе с греческого Панкратий – сильнейший, всесильный.

Стилизованные изображения этого растения датируются XVI–XV вв. до н.э. Их впервые обнаружил в 1896 г. английский археолог А.Эванс в центральной части о. Крит при раскопках древнего города Кнос, центра эгейской культуры. Город был разрушен пожаром в 1389 г. до н.э. Живописное изображение растения располагалось на стене одного из помещений дворца правителей Кноса. Позднее нашли изображение с двумя цветками и священными рогами, что дало основание предполагать религиозное значение растения. В другом дворце (1425 г.
до н.э.) города изображение  было найдено на амфорах.

При раскопках в древнем городе Акротире на одном из островов Тира в помещении одного из зданий, названном археологами «женская комната», вся западной стена и часть южной, были покрыты хорошо сохранившимися фресками с изображениями групп крупных цветущих панкратиумов, по три в каждой группе. Высота растений на фресках более чем в два раза превышала их размеры в природе. В том же помещении, которое, вероятно, предназначалось для проведения ритуальных церемоний, на фреске изображена женская фигура с фартуком – жрица, участвующая в погребальной церемонии.

На еще одной восстановленной фреске изображены два соединенных цветка панкратиума и обезьяна, что символизирует присутствие поблизости божества (Персефоны или Ариадны). Культовое назначение растения связывают с сильным ароматом в период его цветения, который, возможно, оказывал галлюциногенное воздействие на участников церемонии.

В музее г. Ираклиона на о. Крит выставлен саркофаг минойской культуры (III–II тысячелетии до н.э.). На левой стороне саркофага нарисованы два морских панкратиума, а на правой стороне – грифон. На бронзовых клинках микенской культуры (XVII в. до н.э.) изображены морские панкратиумы без околоцветника рядом с барсом, схватившим двух уток. В обоих случаях это растение символизирует насильственную смерть.

В ходе раскопок в Акротире археологи обнаружили и другое изображение панкратиума – так называемый стяг. Оно располагалось в помещении, предназначенном для шкиперов военных морских кораблей. Подобные изображения были найдены и на фресках на ливийском побережье. Археологи полагают, что панкратиум был символом морского флота Средиземноморья, в частности могущественного Минойского государства на о. Крит, поскольку моряки, приближаясь на своих судах к берегу, прежде всего видели это красивое душистое растение. А в Ливию его изображение попало, поскольку на судах минойцев были наемники с территории современной Ливии.

По материалам: Kandeler R., Ullrich W.R. Symbolism of plants: examples from European-Mediterranean culture presented with biology and history of art//Journal of Experimental Botany. 2009. Vol. 60. No. 2. P. 353–355.

Паслен сладко-горький – символ правдивости

В качестве символа августа, конца лета, когда число диких видов цветущих растений сравнительно невелико, автор статьи в Journal of Experimental Botany выбрал паслен сладко-горький (Solanum dulcamara), ядовитый полукустарник-лиану с маленькими, но заметными лиловыми лепестками цветков, из центра которых, как колонна, выдвинуты сросшиеся желтые пыльники тычинок.

Этот лазающий многолетник из семейства Пасленовые (Solanaceae) высотой 30–180 см с одревесневшей нижней частью извилистых стеблей и с неприятным запахом свежих листьев растет в сырых зарослях кустарников, на пойменных лугах, по берегам рек, озер, прудов, вблизи болот в умеренных и субтропических широтах Евразии. Он был завезен в Северную Америку, где довольно агрессивно осваивает территорию.

Цветение продолжается с мая до октября. В начале августа к цветам присоединяются и плоды, делающие паслен еще более декоративным. Сочные ярко-красные ягоды яйцевидной формы украшают растение и после облетания листьев. Плоды меняют вкус: вначале горькие, они по мере созревания становятся сладкими, что отнюдь не делает их съедобными или хотя бы безопасными, поскольку все части растения, в особенности листья и ягоды, содержат ядовитые алкалоиды и гликозиды. Внешняя часть стебля тоже горькая на вкус, а сердцевина – сладкая. Свойство изменять вкус и дало название растению.

Любители классической оперы, прочитав латинский видовой эпитет растения, наверное, вспомнят персонаж оперы Г.Доницетти «Любовный напиток» доктора-шарлатана Дулькамара, предлагавшего простодушным крестьянам прокисшее вино как волшебное зелье. Возможно, имя персонажа (и видового эпитета) – производное от средневекового названия этого растения Dulcis amara, где латинское dulcis означает «сладкий», а amarus – «горький». Название растения на английском – bittersweet – также составное: bitter переводится как «горький», а sweet – «сладкий». В.Даль в своем словаре для этого растения приводит названия «горькослад» и «сладкогорько», а ядовитость паслена сладко-горького отражена в народных названиях: вороньи, медвежьи, сорочьи, гадючьи ягоды.

Сведения о его ядовитости, вероятно, дала основание для его использования в средневековой Европе для защиты от дурного глаза. С этой целью венки из паслена надевали на шею домашнему скоту. Использовали его и в свадебных венках, и в других случаях, чтобы символизировать преданность и отвратить зло. Применяли растение и в народной медицине.

Самые древние изображения паслена сладко-горького датируются 1340 г. до н.э. Это год смерти египетского фараона Тутанхамона, в захоронении которого они были найдены. Вкусовые качества растения – сначала горький, а затем сладкий – и определили его использование в качестве символа правды, верности, постоянства в достижении желанной цели через невзгоды. Такой символизм особенно характерен для христиан в Средние века и часто прослеживается в средневековых произведениях искусства. Так, например, паслен горько-сладкий легко узнать на созданных в XV в. фресках на сводчатом перекрытии придела в кирхе Св.Томаса в Лейпциге.

Паслен часто изображали на гобеленах, при этом его символическое значение раскрывали поясняющие надписи. Так, например, на фрагменте одного настенного гобелена из Страсбурга изображена дама, сидящая на скамье с весами в правой руке. На одной чаше весов находится паслен сладко-горький, а на другой – золото и серебро, и чаша с этими благородными металлами не перевешивает  чашу с растением. Надпись на втором плане гобелена гласит: «Jelengerlieb… bin ich hold, sie wigt das Silber und das Gold», что в переводе с немецкого примерно означает: «Паслен сладко-горький я люблю, он перевешивает серебро и золото». Возможно, это способ проверки верности и правдивости избранника дамы: что он любит – ее или ее приданое.

В заключение уместно указать, что в англоязычных странах паслен сладко-горький считают цветком людей, родившихся 19 июля.

По материалам: Kandeler R., Ullrich W.R. Symbolism of plants: examples from European-Mediterranean culture presented with biology and history of art//Journal of Experimental Botany, 2009. Vol. 60. No. 11. P. 2955–2956.

Ферула – растение Прометея

Одна из статей в Journal of Experimental Botany о растениях-символах посвящена феруле (от лат. ferula – прут, лоза) – роду, включающему примерно 170 видов семейства сельдереевых (Apiaceae), произрастающих в Средиземноморье и далее на восток до Центральной Азии, главным образом в регионах с засушливым климатом. Это травянистые многолетние растения, высотой 1–4 м, с крепким морщинистым полым (иногда заполненным рыхлой тканью) стеблем. Ежегодно наблюдается короткий период интенсивного роста и развития стебля (около 20 см в сутки) и длительный период покоя.

Листья этих растений в очертании треугольные, длинночерешковые, многократно перисто-рассеченные с продолговато-ланцетными конечными сегментами. Число листьев зависит от возраста особи. Верхушечные листья имеют укороченный черешок и иногда представлены одним крепким влагалищем, охватывающим стебель. Многочисленные мелкие невзрачные бледно-желтые цветки собраны в мелкие зонтики, которые, в свою очередь, составляют сложные зонтики, не имеющие обертки и образующие мощное соцветие.

Подземная часть растений – сильно разросшийся реповидный корень. Многие виды этого рода, особенно F. communis, называют гигантским сладким укропом, хотя это и не укроп (Anethum graweolens), и вкус у растений не сладкий.

Древние авторы свидетельствуют, что молодые листья и побеги ферулы использовали как овощ, а из латекса или камеди (млечного сока) готовили специи и средства для лечения разнообразных болезней.

Для получения препарата асафетида у растения F. asafoetida делают надрезы у основания стебля. При этом латекс непрерывно выделяется в виде капель, которые в течение трех дней затвердевают, превращаясь в клейкую, подобную смоле массу. С одного стебля ферулы в период сокодвижения можно собрать около 1 кг латекса с острым, неприятным запахом из-за наличия в нем серы. Затем из этой отвердевшей массы либо получали растиранием порошок-специю, либо растворяли ее в воде или вине как лекарственное средство. Из нее изготавливали также мази для лечения ран, нарывов, укусов ядовитых змей.

Согласно древнегреческим мифам, Прометей принес людям огонь с Олимпа в стебле ферулы. Прометей проник в кузницу Гефеста, бога ремесел, извлек из горна раскаленный уголек, поместил его в стебель ферулы, где вместе с угольком продолжительное время могла тлеть рыхлая сердцевина растения, незаметно спустился к людям и вернул им огонь, которого они были лишены ранее по воле Зевса. Правда, то решение Зевса также было связано с Прометеем. Дело в том, что в одном поселении люди стали спорить, какую часть быка следует жертвовать богам. В качестве арбитра был приглашен Прометей. Титан содрал с быка шкуру, разделал тушу, а из шкуры сделал два мешка. В один мешок он сложил все мягкие части туши, прикрыв их требухой, а в другой – кости, закрыв их жиром. После этого он позвал Зевса и предложил ему выбрать для богов один из мешков. Зевс указал на мешок с костями и жиром, которые до сей поры считаются принадлежащими богам. Этот обман разгневал Зевса, и он отнял у людей огонь, пожелав, чтобы они ели мясо сырым. После этого Прометей с помощью Афины  проник в кузницу Гефеста, чтобы вернуть людям огонь. Зевс, конечно, жестоко наказал Прометея, но то – другая история.

Древние свидетельства указывают на использование ферулы большей частью как овоща и источника латекса. Это растение изображено на монетах из Кирены, древнего города, основанного греками около 630 г. до н.э. в Северной Африке (современная Ливия) и просуществовавшего до VII в. н.э., когда его разрушили арабы. Это был центр, где из ферулы добывали латекс и переправляли его в другие области эллинского, а затем и древнеримского мира.

На монетах можно увидеть стебель с листьями и молодое соцветие, вероятно, в той стадии развития, на которой получают латекс. В период ранней Римской империи торговля этим товаром по неизвестным причинам практически сошла на нет и, согласно найденным записям, последняя партия была послана императору Нерону (50 г. н.э.).

На найденном в 1877 г. при раскопках в Греции необычно большом золотом кольце с печаткой микенской культуры (XVII–XII вв. до н.э.) изображено высокое, подобное дереву, растение с морщинистым стеблем, у основания которого на глыбе отвердевшего латекса сидит молодая женщина. Археологи утверждают, что это Афродита, богиня любви, а растение ботаники посчитали стилизованным изображением ферулы. На левой стороне за этим крупным растением видна маленькая девочка, а с правой стороны три женские фигуры, приближающиеся к сидящей Афродите и передающие ей в дар растения, подобные тому, под которым она сидит.

Таким образом, в микенскую эпоху латекс ферулы как стимулирующий препарат играл важную роль в почитании Афродиты. Богиня по материнской линии была прабабушкой Диониса, бога растительности, покровителя виноградарства и виноделия у древних греков. Это было наиболее популярное среди простых людей божество. В его честь устраивались веселые празднества с шествиями. Спутники Диониса на таких шествиях несли его атрибут – тирс из стебля ферулы (скипетр, украшенный плющом и виноградными листьями, увенчанный шишкой пинии) как символ мужского созидающего начала, вдохновения и ораторского искусства.

Католики назвали полый легкий прут, сделанный от этого растения, ферула. Такие пруты использовали как пастырский посох, как шины, накладываемые при переломах, для помешивания кипящих жидкостей, для телесных наказаний наподобие наказания розгами.

Еще несколько тысячелетий назад между людьми и растениями существовали отношения, основанные не только на использовании их в питании, быту, для лечения, в культовых церемониях, но и в качестве элемента художественного оформления зданий, помещений, могил, посуды и т.п. Нашими предками растения рассматривались как помощники в сохранении, укреплении и возобновлении жизни.

Во многих случаях подобие растения (или другого организма) тому или иному человеческому органу вселяло веру в его исцеляющее воздействие. В качестве примера можно упомянуть перелеску, или печеночницу благородную (Hepatica triloba), ассоциируемую с печенью, или легочницу (Lobaria pulmonaria) – лишайник, похожий на легкие.

Развитие науки поколебало представления о символах, господствовавшие в древности и Средневековье. Разнообразие и равновесие между всеми существующими на всей Земле организмами ныне считаются важнейшей предпосылкой продолжения жизни. Изображения большинства растений воспринимаются нами как художественное оформление, а не как скрытый язык цветов, свойственный или приписываемый им людьми в предшествующих столетиях.

И все же при общении друг с другом мы придаем символическое значение некоторым красивым цветам. Вспомним, например, выражение «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви». С другой стороны, изображения цветов нередко можно увидеть на картинах современных живописцев, их выковывают из металла художники-кузнецы, их ткут на коврах. Но представляют ли эти изображения некий символ? Это может объяснить только автор художественного произведения. А автор, как правило, не объясняет.

И по прошествии столетий искусствоведы по- своему истолковывают смысл изображений. Многие, вероятно, видели репродукцию, а возможно, и подлинник картины Сандро Боттичелли «Весна» (Primavera), написанную в 1478 г. На ней изображены 9 человеческих фигур, 40 видов растений, причем почти все растения на картине представлены несколькими особями. Об этом произведении написано множество книг, в том числе и изданная в 1983 г. на итальянском языке монография, посвященная интерпретации изображений растений с привлечением астрологии, алхимии и данных об особенностях семьи Медичи, заказавшей картину.

Сам художник никаких письменных свидетельств о картине не оставил. Но интерпретаторы придают символическое значение каждому цветку, изгибу рук изображенных людей, направлениям их взглядов и т.д. Подтвердить или опровергнуть эти интерпретации невозможно. Особенно если доказательства основаны на магии, астрологии и других далеких от науки приемах. Но можно с уверенностью сказать, что много тысячелетий назад люди понимали и ценили красоту, были способны ее запечатлеть, причем во многих случаях гораздо интереснее, чем некоторые современные живописцы.

 По материалам: Kandeler R., Ullrich W.R. Symbolism of plants: examples from European-Mediterranean culture presented with biology and history of art//Journal of Experimental Botany. 2009. Vol. 60. No. 3. P. 715–717.

Фото с сайтов: www.sno.pro1.ru; www.valbrembanaweb.it; www.molbiol.ru; www.liveinternet.ru

Ботаника

Л. Г. Бязров

Растения-символы

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru