Л. А. Гусева
Использование элементов устного народного творчества на уроках биологии
За годы работы мною собрано более 500 загадок, около 100 пословиц и поговорок, большое количество примет, преданий и легенд о живых организмах. Весь этот материал я использую на различных этапах урока, в разных формах при изучении биологии в 6–7-х классах.
Задачи:
– развитие общеучебных умений и навыков (внимания, памяти, речи);
– повышение интереса к изучаемому предмету;
– формирование творческой познавательной активности, самостоятельности;
– воспитание коммуникативной культуры школьников;
– снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении.
Статья опубликована при поддержке интернет проекта "Agysik Ru/". Веб студия - разработка дизайна сайтов, продвижение, создание интернет-магазинов, сайтов компаний, индивидуальные проекты. Качественно, быстро, выгодно, доступные цены. Узнать подробнее о компании, посмотреть портфолио, цены и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://agysik.ru/.
Индивидуальные карточки-задания с загадками
Тема: «Отдел Голосеменные растения
1. У меня длинней иголки, |
Вопросы и задания • Что это за растение? |
2. Есть у этой чудо-елки |
Вопросы и задания • Что это за растение? |
3. Ты – растение, кустарник, |
Вопросы и задания • Что это за растение? |
Тема: «Плоды. Способы распространения плодов и семян»
1. Осень в сад к нам пришла, |
Вопросы и задания • Что это за растение? |
2. Расту на дереве, Я сладкий, рос на юге, Солнце жжет мою макушку, |
Вопросы и задания • Что это за растения? |
3. На зеленой хрупкой ножке |
Вопросы и задания • Что это за растение? |
Тема: «Классификация растений»
1. Встали в ряд богатыри, |
Вопросы и задания • Что это за растение? |
2. Цветок – напрасный, |
Вопросы и задания • Что это за растение? |
3. Вертится Антошка |
Вопросы и задания • Что это за растение? |
4. В поле росла, |
Вопросы и задания • Что это за растение?
|
Тема: «Класс Млекопитающие. Отряд Грызуны»
Работящие зверьки Зверька мы узнаем с тобой |
Вопросы и задания • Что это за животные? |
Тема: «Класс Земноводные»
Скачет завирушка. |
Вопросы и задания • Что это за животное? |
Тема: «Класс Пресмыкающиеся»
1. Она, как змейка, |
Вопросы и задания • Что это за животное? |
2. Лежит веревка. |
Вопросы и задания • Что это за животное? |
Тема: «Класс Птицы. Отряд Воробьинообразные»
Прилетает к нам с теплом, Дом построен над водой |
Вопросы и задания • О каких птицах идет речь? |
Тема: «Естественные биоценозы»
Он в своей лесной палате |
Вопросы и задания • О какой птице идет речь? |
Работа по группам
Класс разбивается на группы по 2–4 человека. Каждая группа получает карточки-задания. Из отдельных слов, записанных на карточках, нужно составить пословицу или поговорку, записать в тетрадь и объяснить ее смысл.
Тема: «Семейство Злаки»
1. Пример: калина, пока, сеют, цветет, ячмень.
(Ячмень сеют, пока цветет калина.)
2. Когда на дороге грязь, тогда овес князь.
3. Сей хлеб – не спи, будешь жать – не станешь дремать.
4. Овес сеять хоть в воду, да в пору, а рожь – обожди часок, да посей в песок.
5. Рой в глубь пласта – будет рожь густа.
6. Радуйся хлебу не на корню, а в амбаре.
Тема: «Минеральное питание растений»
1. Клади навоз густо – в амбаре не будет пусто.
2. Накормишь землю – она накормит тебя.
3. Коню – овес, земле – навоз.
4. Кто землю лелеет, того и земля жалеет.
5. Земля хоть и кормит, но и сама есть просит.
6. Без хозяина земля – круглая сирота.
Тема: «Класс Птицы»
1. Старого воробья на мякине не проведешь.
2. На обед пичужке довольно и мушки.
3. Невелика птичка, да коготок востер.
4. Гусь летит – зимушку на хвосте тащит.
5. Всяк кулик свое болото хвалит.
6. Грач на горе – зима на дворе.
7. Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
8. Одна ласточка весны не делает.
Тема: «Млекопитающие»
1. Русак лежит в степи и на пашне, беляк – в лесу и на опушке.
2. У лисицы во сне ушки на макушке.
3. Волк каждый год линяет, а обычая не меняет.
4. Волка ноги кормят.
5. Ходила лиса кур красть, да попала в пасть.
6. От волка бежал, да на медведя напал.
7. Цена зайцу две деньги, а побежит – сто рублей.
Игровой момент «Живые барометры»
Учащимся раздаются карточки, на которых записаны народные приметы с пропусками отдельных слов. Задание: вписать недостающие слова и объяснить смысл приметы.
Обобщающий урок по теме: «Насекомые»
1. Пчелы осенью плотнее леток закрывают – .... (к холодному лету).
2. Большие муравьиные кучи осенью – .... (на суровую зиму).
3. Если сверчок кричит – время пахать .... (под рожь).
4. Если пчелы роем гудят на цветущей рябине – завтра будет ... (ясный день).
5. Много муравьев вокруг муравейника – к ... (хорошей погоде).
6. Пчелы сидят на стенках улья – к .... (сильной жаре).
7. Появление комаров поздней осенью – к ... (мягкой зиме).
Тема урока: «Растительные сообщества»
1. Если зимой лес шумит, ожидай ... (оттепели).
2. Если с дерева лист не чисто опадет, будет ... (холодная зима).
3. Много желудей на дубу – к ... (лютой зиме).
4. Бывает особенно холодно, когда ... (дуб развернется).
5. Когда цветет черемуха, всегда ... (холод).
6. Хорошо пахнет жимолостью – к ... (дождю).
7. Если береза перед ольхой лист распустит, лето будет ... (сухое).
Обобщающий урок по теме: «Птицы»
1. Сова кричит ... (на холод).
2. Синичка с утра начинает пищать – ... (жди мороза).
3. Курица на одной ноге стоит – к ... (стуже).
4. Утки разыгрались – к ... (дождю).
5. Чибисы с вечера кричат – к ... (ясной погоде).
6. Жаворонки сидят надувшись – к ... (холоду).
7. Воробьи в пыли купаются – к ... (дождю).
Фото с сайтов: blog.meta.ua; www.za14onok.narod.ru