Копилка опыта

Л. А. Гусева

Использование элементов устного народного творчества на уроках биологии

За годы работы мною собрано более 500 загадок, около 100 пословиц и поговорок, большое количество примет, преданий и легенд о живых организмах. Весь этот материал я использую на различных этапах урока, в разных формах при изучении биологии в 6–7-х классах.

Задачи:

– развитие общеучебных умений и навыков (внимания, памяти, речи);
– повышение интереса к изучаемому предмету;
– формирование творческой познавательной активности, самостоятельности;
– воспитание коммуникативной культуры школьников;
– снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении.

Статья опубликована при поддержке интернет проекта "Agysik Ru/". Веб студия - разработка дизайна сайтов, продвижение, создание интернет-магазинов, сайтов компаний, индивидуальные проекты. Качественно, быстро, выгодно, доступные цены. Узнать подробнее о компании, посмотреть портфолио, цены и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://agysik.ru/.

Индивидуальные карточки-задания с загадками

Тема: «Отдел Голосеменные растения

1. У меня длинней иголки,
Чем у елки,
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветки только на макушке.
(Сосна.)

Вопросы и задания

• Что это за растение?
• Какие условия необходимы для роста этого растения?
• Почему в лесу у него отмирают нижние ветки?

2. Есть у этой чудо-елки
Неколючие иголки.
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки.
(Лиственница.)

Вопросы и задания

• Что это за растение?
• Объясните, почему это растение имеет такое название.

3. Ты – растение, кустарник,
Синь в осенней желтизне.
Дай мне ягодку, растенье,
Подари колючку мне.
(Можжевельник.)

Вопросы и задания

• Что это за растение?
• Какую жизненную форму имеет это растение?
• Где оно встречается на территории нашей области?

Тема: «Плоды. Способы распространения плодов и семян»

1. Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла –
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, его клюют.
(Рябина.)

Вопросы и задания

• Что это за растение?
• Какие еще плоды распространяются птицами?
• Какие у плодов для этого есть приспособления?

2. Расту на дереве,
Кругла, как шар,
Вкусна, как мед,
Красна, как кровь.
(Вишня.)

Я сладкий, рос на юге,
Как солнышко в листве.
Оранжевый и круглый,
Я нравлюсь детворе.
(Апельсин.)

Солнце жжет мою макушку,
Хочет сделать погремушку.
(Мак.)

Вопросы и задания

• Что это за растения?
• Дайте характеристику плодам: название, тип (сухой или сочный, одно- или многосеменной).

3. На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар.
(Одуванчик.)

Вопросы и задания

• Что это за растение?
• Назовите растения, плоды и семена которых распространяются
ветром. Какие приспособления у них для этого имеются?

Тема: «Классификация растений»

1. Встали в ряд богатыри,
Верно службу служат,
Голова у них внутри,
Борода снаружи.
(Кукуруза.)

Вопросы и задания

• Что это за растение?
• Опишите систематическое положение этого растения.
Расскажите о приемах его агротехники.

2. Цветок – напрасный,
Плод – опасный,
А поле все засажено.
(Картофель.)

Вопросы и задания

• Что это за растение?
• Опишите систематическое положение этого растения.
Для чего выращивают эту культуру, если плоды несъедобны?

3. Вертится Антошка
На одной ножке:
Где солнце встанет,
Туда он и глянет.
(Подсолнечник.)

Вопросы и задания

• Что это за растение?
• Назовите родину этого растения.
• Какова история распространения этого растения в Европе и
в нашей стране?

4. В поле росла,
Под жерновом была,
Из печки на стол
Караваем пришла.
(Пшеница.)

Вопросы и задания

• Что это за растение?
• Дайте морфо-биологический анализ этого растения по плану:

1. Место обитания.
2. Жизненная форма.
3. Долголетие.
4. Тип корневой системы.
5. Листья (простые или сложные, черешковые или сидячие, форма листовой пластинки и края листа).
6. Особенности строения стебля, листорасположение.
7. Одиночный цветок или соцветие, его тип.
8. Формула цветка.
9. Тип плода.

Тема: «Класс Млекопитающие. Отряд Грызуны»

Работящие зверьки
Строят дом среди реки.
Если в гости кто придет,
Знайте, что из речки вход.
(Бобры.)

Зверька мы узнаем с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом.
(Белка.)

Вопросы и задания

• Что это за животные?
• Дайте систематическое положение этих животных и сравнительную характеристику по плану: место обитания, размеры, чем питаются, строение зубов, значение в природе и жизни человека.

Тема: «Класс Земноводные»

Скачет завирушка.
Не рот, а ловушка,
Попадут в ловушку
И комар и мушка.
(Лягушка.)

Вопросы и задания

• Что это за животное?
• Чем питается это животное, что вы знаете об особенностях этого процесса?

Тема: «Класс Пресмыкающиеся»

1. Она, как змейка,
В траве мелькает,
Хвостом виляет.
Хвост оборвет –
Другой наживет.
(Ящерица.)

Вопросы и задания

• Что это за животное?
• Как называется процесс, о котором говорится в загадке?
• Для каких других животных он тоже характерен?

2. Лежит веревка.
Шипит плутовка.
Брать ее опасно –
Укусит, ясно?
(Змея.)

Вопросы и задания

• Что это за животное?
• Где у этого животного вырабатывается яд и как он попадает в жертву?

Тема: «Класс Птицы. Отряд Воробьинообразные»

Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик над окном
Из травы и глины.
(Ласточка.)

Дом построен над водой
На тростинке молодой.
Тростинка чуть сгибается,
Как люлька, дом качается.
(Ремез.)

Вопросы и задания

• О каких птицах идет речь?
• Расскажите, какой материал для постройки гнезд используют другие птицы этого отряда.

Тема: «Естественные биоценозы»

Он в своей лесной палате
Носит пестренький халатик.
Он деревья лечит,
Постучит – и легче.
(Дятел.)

Вопросы и задания

• О какой птице идет речь?
• Расскажите о значении этой и других птиц – обитателей леса.

Работа по группам

Класс разбивается на группы по 2–4 человека. Каждая группа получает карточки-задания. Из отдельных слов, записанных на карточках, нужно составить пословицу или поговорку, записать в тетрадь и объяснить ее смысл.

Тема: «Семейство Злаки»

1. Пример: калина, пока, сеют, цветет, ячмень.
(Ячмень сеют, пока цветет калина.)
2. Когда на дороге грязь, тогда овес князь.
3. Сей хлеб – не спи, будешь жать – не станешь дремать.
4. Овес сеять хоть в воду, да в пору, а рожь – обожди часок, да посей в песок.
5. Рой в глубь пласта – будет рожь густа.
6. Радуйся хлебу не на корню, а в амбаре.

Тема: «Минеральное питание растений»

1. Клади навоз густо – в амбаре не будет пусто.
2. Накормишь землю – она накормит тебя.
3. Коню – овес, земле – навоз.
4. Кто землю лелеет, того и земля жалеет.
5. Земля хоть и кормит, но и сама есть просит.
6. Без хозяина земля – круглая сирота.

Тема: «Класс Птицы»

1. Старого воробья на мякине не проведешь.
2. На обед пичужке довольно и мушки.
3. Невелика птичка, да коготок востер.
4. Гусь летит – зимушку на хвосте тащит.
5. Всяк кулик свое болото хвалит.
6. Грач на горе – зима на дворе.
7. Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
8. Одна ласточка весны не делает.

Тема: «Млекопитающие»

1. Русак лежит в степи и на пашне, беляк – в лесу и на опушке.
2. У лисицы во сне ушки на макушке.
3. Волк каждый год линяет, а обычая не меняет.
4. Волка ноги кормят.
5. Ходила лиса кур красть, да попала в пасть.
6. От волка бежал, да на медведя напал.
7. Цена зайцу две деньги, а побежит – сто рублей.

Игровой момент «Живые барометры»

Учащимся раздаются карточки, на которых записаны народные приметы с пропусками отдельных слов. Задание: вписать недостающие слова и объяснить смысл приметы.

Обобщающий урок по теме: «Насекомые»

1. Пчелы осенью плотнее леток закрывают – .... (к холодному лету).
2. Большие муравьиные кучи осенью – .... (на суровую зиму).
3. Если сверчок кричит – время пахать .... (под рожь).
4. Если пчелы роем гудят на цветущей рябине – завтра будет ... (ясный день).
5. Много муравьев вокруг муравейника –  к ... (хорошей погоде).
6. Пчелы сидят на стенках улья – к .... (сильной жаре).
7. Появление комаров поздней осенью – к ... (мягкой зиме).

Тема урока: «Растительные сообщества»

1. Если зимой лес шумит, ожидай ... (оттепели).
2. Если с дерева лист не чисто опадет, будет ... (холодная зима).
3. Много желудей на дубу – к ... (лютой зиме).
4. Бывает особенно холодно, когда ... (дуб развернется).
5. Когда цветет черемуха, всегда ... (холод).
6. Хорошо пахнет жимолостью – к ... (дождю).
7. Если береза перед ольхой лист распустит, лето будет ... (сухое).

Обобщающий урок по теме: «Птицы»

1. Сова кричит ... (на холод).
2. Синичка с утра начинает пищать –  ... (жди мороза).
3. Курица на одной ноге стоит – к ... (стуже).
4. Утки разыгрались – к ... (дождю).
5. Чибисы с вечера кричат – к ... (ясной погоде).
6. Жаворонки сидят надувшись – к ... (холоду).
7. Воробьи в пыли купаются – к ... (дождю).

Фото с сайтов: blog.meta.ua; www.za14onok.narod.ru

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru