У истоков медицины
Спонсор публикации статьи – компания "Гидромеханика". Одно из направлений работы компании – производство и гарантийное обслуживание гидравлических грейферов для транспортировки леса, погрузки/разгрузки металлолома и сыпучих материалов. Грейферы изготовлены из высококачественной стали, предусмотрена установка ротатора поворота. На подобный грейфер цена от 190 тысяч рублей. Компания также занимается изготовлением и продажей ломовозов Москве и Московской области.
На стенах древнеегипетских храмов в Карнаке, Эдфу и на острове Филе сохранились изображения сидящего на троне мужчины с жезлом в руках, подписанные иероглифом «анх», означающим жизнь. Это бог врачевания – Имхотеп. В Древнем Египте все достижения в медицине связывались с его именем. В его честь сооружались храмы, где жрецы излечивали страдающих от различных недугов, руководствуясь наставлениями Имхотепа.
Долгое время считали, что Имхотеп – это мифический образ, созданный народной фантазией. Некоторые египтологи видели в нем земное воплощение бога Пта или обожествление часто упоминаемой в древнеегипетских текстах формулы «им-хотеп» – «идущий в мире». При более тщательном изучении документов было получено множество свидетельств того, что Имхотеп – это реально существовавшая личность, удивительно талантливый и разносторонне одаренный человек.
Из расшифрованных надписей, посвящений, текстов, сохранившихся на стенах храмов, статуях, стелах, папирусах, об Имхотепе известно, что родился он в городе Лихтоу, недалеко от Мемфиса, столицы Древнего Египта, между 2800 и 2700 гг. до н.э. День же его рождения известен точно: это 16-й день третьего месяца периода сбора урожая, по нашему календарю 31 мая. На протяжении тысячелетий эта дата торжественно отмечалась в Древнем Египте.
О продолжительности жизни Имхотепа точных сведений не сохранилось. Известно лишь, что умер он в преклонном возрасте в 17-й день четвертого месяца периода сбора урожая, т.е. 1 июля.
О популярности этого египетского врачевателя можно судить по богатой коллекции изображений, хранящихся в музеях мира. В Английском музее истории медицины находится 48 статуэток Имхотепа, в Государственном Эрмитаже – 10. Типичную бронзовую статуэтку Имхотепа можно увидеть в ГМИИ имени А.С. Пушкина. Ее высота 14,5 см, создана она, как полагают, в VII–IV вв. до н.э. Имхотеп изображен сидящим (ноги утрачены), на поясе – короткое плиссированное одеяние, на шее – три ряда ожерелий, состоящих из трубочек и лепестков лотоса. В руках он держит свиток папируса с надписью «Имхотеп». В редких случаях Имхотеп изображался без папируса или стоящим.
О развитии медицины во времена Имхотепа трудно сделать какие-либо определенные выводы. Но тот факт, что уже в глубокой древности египтяне смогли подняться до больших высот в области врачебного искусства, подтверждают дошедшие до нас рукописи медицинских трактатов. Как правило, это третьи или четвертые списки древних медицинских свитков. Древность этих источников подтверждается прямыми ссылками в текстах.
От эпохи Древнего Египта до наших дней сохранилось всего 10 медицинских папирусов, получивших свои названия по имени первых владельцев (Эдвин Смит, Херст, Честер Битти, Карлсберг), или по месту находки (Кахунский, из Рамзессума), или по названию города, где хранятся (Берлинский, Лондонский, Лейденский), или по имени первого издателя (Эберс). Сравнение отдельных предписаний в сохранившихся папирусах показывает, что они взяты из одного и того же древнего источника.
Наиболее древним считается Кахунский папирус, датированный примерно 1850 г. до н.э. Он посвящен описанию женских болезней, акушерским проблемам. Имеются в нем и фрагменты о лечении животных. В столь же древнем папирусе из Рамзессума даются советы по гинекологии и лечению так называемой негибкости членов.
В папирусе, названном Берлинским, имеются главы, посвященные ревматизму, приводятся способы распознавания, сможет ли женщина родить. Для установления пола ребенка рекомендуется смочить зерна ячменя и пшеницы мочой беременной женщины и посмотреть, что прорастет раньше: если первой прорастет пшеница, будет девочка, а если ячмень, то мальчик.
В Лондонском папирусе на 18 страницах приведены в основном магические приемы лечения. Но есть и рациональные рецепты, например применение бычьей печени, богатой витамином А, для лечения куриной слепоты; использование клещевины, содержащей касторовое масло, при желудочных заболеваниях.
В папирусе Херста на 17 страницах описываются болезни костей.
Наибольшее познавательное значение имеет папирус Эберса, содержащий 108 листов. Это – справочник врачей-практиков, датированный 1500 г. до н.э. Он содержит выдержки из более древних трактатов с рецептами лечения различных болезней, диагностическими описаниями, советами, что надо предпринять при укусах насекомых и крупных животных. В косметическом разделе папируса помещены советы по разглаживанию морщин, удалению родинок, изменению цвета кожи, окраске волос и бровей, усилению роста волос и даже исправлению косоглазия. В качестве лекарственных средств рекомендуются растения, минералы, вещества животного происхождения. В 877 параграфах, помимо рецептов, излагаются мысли о проблемах жизни, здоровья и смерти. Дается теоретическое обоснование учения о сердце и кровеносных сосудах. Указывается, что от сердца кровь по 22 сосудам поступает ко всем членам.
Оценивая эти сведения, академик В.В. Струве писал: «В ряде египетских медицинских папирусов мы находим свидетельство существования замечательного учения, названного «Тайна врача – знание хода сердца и знание сердца». Это первый засвидетельствованный в истории человечества проблеск научной теории о возникновении болезни. Он устанавливает, что основной причиной болезни человеческого организма является изменение в системе кровеносных сосудов, связанных с сердцем, а не чары магов, ведьм и злых духов».
В знаменитом хирургическом папирусе Эдвина Смита на 22 страницах описаны 48 видов травм головы, горла, ключицы, предплечья, грудной клетки, позвоночника и способы их рационального лечения. Приводятся указания, как проводить обследования больного. Начать надо с опроса, затем провести детальный осмотр его, изучить пульс и сообщить, как требовала этика того времени, одно из трех возможных мнений врача о болезни пациента: болезнь, от которой я буду лечить; болезнь, с которой я буду бороться; болезнь, от которой нельзя вылечить.
Примечателен и подход врачей к проблеме, сообщать ли пациенту всю правду о его болезни. Их аргументы: «Нас трое: ты, я, твой врач, и болезнь. Если мы с тобой возьмемся за болезнь, она останется одна и отступит». «Тот, кто ложью хочет лишить тебя ответственности за самого себя, за свою судьбу, за свою болезнь, свою смерть, делает тебя слабее».
Помимо чисто практических советов, в папирусе упомянут явно безнадежный случай, имевший для врача только теоретический интерес. Описываются трагические последствия падения человека вниз головой с большой высоты, в результате чего голова вошла в плечи, позвоночник в трех местах сломался и один позвонок вдавился в другой. Пострадавший потерял слух, речь, у него оказались парализованными руки и ноги. И далее следует свидетельство замечательнейшего открытия, которое когда-либо было сделано в древней науке: повреждение мозга влечет за собой болезненное состояние других частей тела. По поводу такого состояния пациента врач уверенно говорил: «Это болезнь, от которой нельзя вылечить».
Об организации медицинской помощи в Древнем Египте известно немного. Мы не можем точно сказать, каждый ли жрец был врачом или врачи входили в состав жреческой касты. Известно, что их число было велико и занимали они очень высокое социальное положение. Врачи в Египте были как бы чиновниками, они жили при храмах и на доходы, получаемые от земель, принадлежавших храмам. Дополнительно на их содержание выделялась часть государственных сборов. Особо отмечается, что врачи не получали никакого вознаграждения от пациентов.
В своей практике врачи были обязаны строго придерживаться указаний, изложенных в папирусах, подобных, по всей видимости, сохранившимся папирусам Эберса и Э.Смита. Таких сборников было всего шесть. Одновременно, как сообщают греческие авторы, в Египте существовало еще 36 медицинских трактатов, таких, как «Книга сердца», «Книга глазных болезней». Доступ к этим книгам имели только верховные жрецы.
При лечении по этим книгам принимались в расчет целительная сила души и некие внеземные силы. По всей видимости, число медицинских книг – 36 – не случайно. Это число в Древнем Египте имело некий магический смысл: в сутках древних египтян было 36 часов, в году – 36 декад, на небе – 36 ярких звезд, особо почитаемых.
Лечение в значительной степени заключалось в разработанной системе внушения, практиковалось воздействие на психику человека во сне. При многих заболеваниях, в том числе и острых, лечение в течение первых четырех дней было выжидательным. Это обосновывалось тем, что несвоевременным и неуместным вмешательством можно нарушить естественное течение болезни и отрицательным образом повлиять на целительную силу природы.
Само лечение состояло в употреблении несильных целительных средств. Обязательным при болезни было соблюдение диеты. Для лечения от любой болезни существовало несколько рецептов, и врач принимал во внимание то, что одни лекарства действуют быстро, другие – медленно, что не все лекарства могут быть применены во все времена года. Египтяне полагали, что каждый орган в большей степени, чем обычно, предрасположен для воздействия в определенный час дня.
Современные специалисты по биоритмам подтвердили эти наблюдения древнеегипетских врачей. Установлено, например, что «биологическое расслабление» печени происходит около 19 ч, а мочевой системы – в 3 ч ночи.
Египетский врач должен был считаться с возрастом больного. Лекарства из пивных дрожжей, зеленых фиг и некоторых растительных веществ, которые назначались взрослым, запрещено было давать детям. Припарки вокруг тела из папируса, пропитанного различными маслами, чаще всего назначались детям. Различия делались и между детьми.
Таким образом, врачи Древнего Египта с большим вниманием относились к обобщенным практическим выводам, что можно считать началом медицинской науки. Определенный интерес могут представить достижения древних египтян в различных областях медицины.
Гигиена была одной из наиболее развитых областей медицины Древнего Египта. Проведение в жизнь гигиенических предписаний облегчалось тем, что они имели форму религиозных правил и заповедей, опирающихся на принцип, что болезнь легче предупредить, чем излечить. Для египтянина это было очевидным. Так, например, в профилактических целях и здоровому человеку рекомендовалось раз в десять дней принимать рвотные и слабительные лекарства.
Египтянам предписывалась умеренность в еде, опрятность, обязательность частых омовений и растирание тела мазями. Они обязаны были носить чисто выстиранное полотняное нижнее белье. Крайне негативно они относились к ношению шерстяной одежды – в такой одежде запрещалось входить в храм. Египтяне серьезно относились к закаливанию в детском возрасте, их дети обязаны были ходить босиком. Правила требовали и обязательного истребления насекомых в домах.
Трудно объяснить, как египтяне получили сведения о дезинфицирующих свойствах ароматических смол – ладана, мирры и т.п., т.к. деревья, из которых их получают, в Египте не растут. Эти смолы они приобретали в многотрудных и многомесячных экспедициях в страну Пунт (теперешнее Сомали). Первые упоминания об использовании в храмах при больших скоплениях людей ладана и мирры, обладающих антисептическими и противомикробными свойствами, относятся ко времени жизни Имхотепа.
Итак, соблюдение гигиенических предписаний, а также благоприятный климат делали египтян самыми здоровыми из всех древних народов. Своим умением сохранить себя здоровыми они казались до того искусными, что на каждого египтянина иностранцы смотрели как на врачевателя всех болезней.
Физическая культура. Древнегреческий философ Платон после посещения Египта восторженно писал: «Искони, видимо, было признано египтянами то положение, которое мы сейчас высказали: у молодых людей должно войти в привычку занятие прекрасными телодвижениями и прекрасными песнями. Установив, что прекрасно, египтяне объявляли об этом на священных празднествах, и никому – ни живописцам, ни другому кому-то, кто создает возможные изображения, ни вообще тем, кто занят музическим искусством, не дозволено было вводить новшества и измышлять что-либо иное, не отечественное. Не допускается это и теперь».
Наиболее древний из известных рельефов на спортивную тематику изображает победу фараона в культовом состязании по бегу. Позднее эти испытания были вытеснены борьбой, лучше выражающей превосходство в силе и ловкости. Наиболее ранний памятник, связанный с борьбой, датируется серединой III тысячелетия до н.э. – это изображение серии движений в гробнице в Саккаре. Оно свидетельствует о владении фараоном техникой борьбы и о его боевом настрое.
В древних гробницах много изображений танцующих фигур, причем движения их рук похожи на движения при гребле. Упражнения с поворотами, «мосты», по нынешним понятиям, ближе к гимнастике, нежели к танцам.
На рисунках и рельефах Древнего Египта часто изображались парные игры с мячом. На них можно видеть только бросающих мяч или бьющих по мячу игроков, но никогда не борющихся за мяч. Видимо, игры с мячом культивировались больше для эстетического воспитания и веселого времяпрепровождения, а не как командные игры.
На стенах храмов запечатлены соревнования гребцов, зрелищные бои на лодках, фехтование на палицах, демонстрирующие устрашающее превосходство воинов фараона.
Фармакология. В сохранившихся папирусах содержится множество рецептов лекарств. В состав большинства мазей, примочек, микстур, припарок входят растения. Сохранился рецепт одной из припарок, состоящей из 37 ингредиентов. При изучении рецептов древнеегипетских врачей удалось расшифровать названия отдельных растений. Среди них встречаются известные нам: алоэ, анис, белена, семена льна, подорожник, лук, мак, финики, можжевельник. Но есть и неразгаданные рецепты.
Интересны описания процессов приготовления лекарств. Например, чтобы изготовить мазь для роста волос, нужно «когти борзой собаки, цветы финиковой пальмы, ослиные копыта сварить в масле до готовности, растереть и втирать в голову».
Эти прописи не так уж нелепы, как кажется на первый взгляд. Ведь копыта, рога и когти состоят из белка кератина, отличающегося большим количеством серусодержащих аминокислот, при термической обработке которых выделяются сернистые соединения. А сера почти неизменно входит в состав различных современных лекарственных средств. Только для ее получения сейчас нет необходимости сжигать или варить рога и копыта.
В папирусе Эберса описаны обезболивающие и снотворные свойства диа-диа – бесстеблевого растения с длинными широкими листьями и сложным корнем. Это мандрагора, растение, обладающее целым рядом замечательных свойств. Напиток, приготовленный из диа-диа, приводил человека в бесчувственное состояние на несколько часов. Интересно, что мандрагору, не произраставшую в Европе севернее Средиземноморья, на Руси тем не менее знали как «сонное зелье», «сон-траву». Русские сказочные жар-цвет, Перунов цвет, скакун-трава и многие другие ведут свою родословную от мандрагоры. Условия их поиска, обставленные обрядами и заклинаниями, и то, что они даются в руки только в определенное время и только богом избранным людям, поразительно одинаковы.
Физиология. Египетские врачи с древних времен стремились понять механизм осуществления функций живого организма и достигли в этом больших успехов. Особое внимание они уделяли крови, но более важной субстанцией считали «пневму» – невидимое вещество, будто бы содержащееся в воздухе. С вдыхаемым воздухом пневма поступает в легкие, оттуда в сердце, а затем по артериям разносится по всему телу. Пока свойства крови и пневмы нормальные, человек остается здоровым. Изменение свойств (чаще всего гниение) приводит к болезни. Верность этих наблюдений подтвердит любой современный врач.
До недавнего времени египтологи не могли объяснить значение слова «мету». Так в древнеегипетских текстах назывались линии, связывающие некоторые части лица, носа, пальцев, ступней ног с внутренними органами. В частности, одна из таких мету связывала сердце и мизинец. Отсюда и обычай погружать мизинец в жертвенные напитки как доказательство особой сердечности.
Несколько десятилетий назад была выдвинута гипотеза о существовании, помимо нервной и гуморальной, еще одной регулирующей системы, которая передает информацию внутренним органам от периферийных частей тела, связанных с внешней средой. Основываясь на этой гипотезе, президент английского общества акупунктуры Феликс Манн доказал, что на Лондонском папирусе изображена схема меридианов – мету тела человека. Выявить существование меридианов в наше время удалось только путем тщательного анализа воздействий на определенные внешние участки тела. Невероятно, но открытие третьей регулирующей системы было сделано египетскими врачами-практиками 3,5 тыс. лет назад, а возможно, и ранее.
Хирургия. В Древнем Египте были известны способы лечения переломов костей, не многим отличающиеся от современных методов. Хотя подобных описаний и нет в сохранившихся папирусах, основание для такого утверждения дают многочисленные находки хорошо сросшихся костей мумий, захороненных даже в начале I тысячелетия до н.э. В отдельных случаях сохранились лубки вокруг конечностей с материалом, напоминающим бинты.
Судя по изображениям в храмах, египетские хирурги делали ампутации, перевязывали гноящиеся раны, ставили банки, для чего использовали рога животных. Отваживались они и на более сложное хирургическое вмешательство. Скальпели, ножи, иглы с тщательно отполированной поверхностью известны нам по находкам в гробницах. Там же найдены средства для прижигания, используемые для разрушения опухолей и остановки кровотечений.
Стоматология. В древнеегипетских текстах встречается выражение «он, который заботится о зубах». Обследование черепов, найденных во время раскопок, показало, что египетские дантисты производили сложные операции по удалению гноя при воспалении надкостницы, занимались они и протезированием: скрепляли шатающийся зуб с соседним золотой проволокой.
Зубную боль и разрушение зуба египтяне объясняли наличием «червя, который растет в зубе». Для оздоровления полости рта, укрепления зубов и прекращения процесса воспаления десен врачи рекомендовали прикладывать пасты и проводить полоскание рта растворами и настоями некоторых трав.
Офтальмология. Повышенное внимание в Египте уделялось лечению глазных болезней. Так, в папирусе Эберса болезням глаз посвящено немало страниц текста. Кроме обычных страданий, как, например, слепота, кровь в глазу, воспаление глаз, описываются катаракта (помутнение хрусталика глаза), лейкома (бельмо) и т.п. Подробно описываются методы лечения глазных болезней. Некоторые рецепты в папирусе помечены красными чернилами: «Обрати внимание – это действительно хорошее средство».
Врачи Древнего Египта прекрасно знали о существовании связи между заболеваниями глаз и ушей. Это отчасти можно объяснить их представлениями о распределении кровеносных сосудов, которые направляются сперва к вискам и ушам, а затем к глазам, и наблюдениями, что при заболеваниях глаз постоянно отмечаются сверлящие и мучительные боли в ушах.
Бальзамирование. На развитие медицинских познаний в Египте, несомненно, оказал положительное влияние обычай бальзамировать трупы. Он привел к раннему знакомству с внутренним строением человеческого тела. Обычай бальзамирования трупов соответствовал религиозному убеждению египтян в том, что жизнь человека бесконечна и продолжается и после смерти, но непременным условием для этого является сохранение тела.
Первые попытки бальзамирования относятся к III тысячелетию до н.э. При раскопках древнего захоронения этого периода был обнаружен труп молодой женщины, обернутый 16 рядами бинтов, который считается самой древней египетской мумией.
О самом процессе бальзамирования было известно тысячам людей, но до наших дней дошло единственное сообщение «очевидца». Геродот, греческий путешественник, побывавший в Египте в V в. до н.э., процедуру бальзамирования в целом описал верно, кроме одного, важнейшего нюанса. Он написал, что труп на длительное время помещали в ванну с водным раствором солей. В настоящее время считается доказанным, что при бальзамировании не могли использоваться водные растворы, а применялись соли, которые содействовали удалению влаги из мертвого организма.
Использовались при бальзамировании также смолы и различные травы, состав которых попытались установить французские ученые, исследуя мумию фараона Рамзеса II. Результаты оказались настолько неожиданными, что широкую общественность решили об этом не информировать: палеоботаник Мишель Ласко обнаружил на бинтах, вынутых из брюшной полости фараона, пылинки табака и измельченного черного перца. Мало того, М.Ласко доказывал, что непременной частью бальзамирующих смол являлся никотин.
Проведенные контрольные испытания подтвердили наличие алкалоида из листьев табака. Но во времена Рамзеса II растения из семейства пасленовых, содержащие в своих листьях никотин, встречались только в Америке и на островах Тихого океана близ Австралии, а черный перец мог попасть в Египет только из районов Дальнего Востока. Если это так, то можно считать, что египтяне в древности совершали длительные, почти кругосветные путешествия.
Со временем используемые при бальзамировании средства и смолы (в частности, «иудейская» и «иллирийская») в условиях сухого и теплого климата Египта превратились в массу, получившую название «мум» в персидском языке и «мумие» в арабском. О целительных свойствах мумие стало широко известно в XIII в. Многие ученые и врачи настойчиво рекомендовали использовать мумие в качестве лечебного средства. Мумие было одной из основных причин разграбления древнеегипетских захоронений.
Под влиянием достижений медицины египтян и вавилонян развивалось врачебное искусство Греции. Многие греческие врачи посещали страны Востока. Перенимая накопленный там опыт, греки в 900–950 гг. до н.э. создали культ Асклепия, своего бога врачевания. Асклепий обычно изображался с большим посохом, вокруг которого обвилась змея. Дочерьми Асклепия считались Гигиея, богиня предупреждения болезней, и Панакея, богиня лекарственной терапии.
По версии Гомера, Асклепий, «великий и беспорочный врач», живший в Фессалии, был обожествлен после смерти. Два сына Асклепия, врачи-воины, участники Троянской битвы, были воспеты Гомером в «Илиаде». По преданиям, Асклепий похоронен в Эпидавре (Пелопоннес), где и был сооружен величественный храм.
Храмы Асклепия были созданы по всей Греции. В них больные до лечения проходили подготовку с помощью различных религиозных церемоний, молитв, жертвоприношений, омовений. Жрецы активно пропагандировали возможности божественной силы Асклепия.
В Древнем Риме культ бога врачевания возник значительно позже. По преданиям, когда в Риме вспыхнула эпидемия тяжелой моровой язвы (293 г. до н.э.), в священных книгах нашли пророчество, что эпидемия прекратится, если перевезти в Рим из Эпидавра священную змею бога Асклепия. Туда срочно была направлена представительная делегация. Змея, догадавшись о целях приезда этой делегации, добровольно последовала за римлянами на их корабль и по прибытии в Рим выбрала для своего обитания Тибрский остров. Этого было достаточно, чтобы эпидемия прекратилась.
В ознаменование такого события на острове был построен храм в честь греческого бога медицины, которого римляне стали называть Эскулапом. Во II в. н.э. римляне выпустили памятные монеты в честь 900-летия основания своего города. На одной из них они изобразили божество реки Тибр, которое приветствует прибытие в его владения змеи бога Асклепия.
Красивая легенда! В действительности долгое время в Древнем Риме не было ни настоящей медицины, ни врачей. Лишь рабы из Греции учили своих господ благодеяниям врачебного искусства. Возможно, по их советам и были приняты необходимые меры по предотвращению распространения язвы.
По сообщению Плиния, только в 219 г. до н.э. римляне по достоинству оценили важность медицинских познаний. В этот год в Рим прибыл первый греческий врач Архагат, которого жители города встретили с восторгом и ликованием. Архагату были торжественно предоставлены права римского гражданина.
Однако начало римской медицины принято относить не к 219, а к 40 г. до н.э., когда был издан указ Цезаря о предоставлении прав римского гражданина всем свободным иностранцам, занимающимся врачебной практикой. Характерно, что этот указ Цезарь издал после возвращения из Египта, где воочию убедился в успехах древнеегипетской медицины.
Таким образом, культы широко известных в настоящее время богов медицины возникли намного позже культа египетского бога врачевания, а главное – после того как греки, а затем и римляне могли ознакомиться с достижениями древнеегипетской медицины.
По материалам статьи: Марченко Ю.Ф. Имхотеп – величайший корифей древности.