И. В. Болгова
Десять советов ученикам и учителям по написанию реферата
Термин «реферат» имеет латинские корни и в дословном переводе означает «докладываю, сообщаю». Словари определяют его значение как «краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения, научной проблемы, результатов научного исследования; доклад на определенную тему, освещающий ее на основе обзора литературы и других источников». Защита реферата – одна из возможных форм экзамена или зачета в школе, колледже или вузе. Она предполагает предварительный выбор учащимся интересующей его проблемы, ее глубокое изучение, изложение результатов и выводов.
Совет первый. Выберите тему и правильно сформулируйте ее.
Тему может определить преподаватель, а может выбрать ученик. Но в любом случае она должна быть сформулирована грамотно с литературной точки зрения. Тематика реферата может включать: различные исследовательские задачи (постановка серии экспериментов по какой-либо теме курса и т.п.), теоретические вопросы, выходящие за рамки программы курса, исторические исследования (роль каких-либо открытий в развитии науки, деятельность ученых и ее значение и т.п.). В названии реферата следует определить четкие рамки рассмотрения темы или вопроса, которые не должны быть слишком широкими или слишком узкими. Тема «Витамины» – слишком широкое понятие, а вот тема «Роль витаминов в обменных процессах человека» подходит для реферативной работы. Необходимо по возможности воздержаться от использования в названии спорных с научной точки зрения терминов, излишней наукообразности, а также от чрезмерного упрощения формулировок. Тема реферата «Лудомания как одна из форм психологической и социальной аддикции» будет довольно сложна для школьников, а тема «Чем человек похож на других животных и чем он от них отличается?» слишком просто сформулирована для студентов. Желательно также избегать длинных названий.
Необходимо помнить, что тема должна быть актуальной с научной точки зрения или с точки зрения практики.
Совет учителю. Обязательно проконтролируйте тему, которую выбрал ученик, а если ему трудно, то помогите ребенку определиться с выбором темы, не оставляйте это ему на откуп (возможно, это его первая работа). Медлительному ученику вряд ли стоит рассматривать многоплановые темы с огромным объемом материала, ему подойдет конкретная тема с узким профилем. Такому ученику лучше посоветовать рассмотреть «Заболевания пищеварительной системы, методы их изучения и пути профилактики» вместо «Эволюции пищеварительной системы». Подвижному и любознательному ученику лучше предложить тему с элементами исследовательской работы, например «Грипп: почему с ним так трудно справиться?», «Современные достижения в области хирургии сердца». Спокойному и уравновешенному учащемуся можно посоветовать темы более фундаментальные: «Функции белков в живом организме».
Вполне возможно, что на первых этапах работы над рефератом возможны занятия в группах, именно так проще, понятнее для детей обсуждения тем, целей, задач. Возможно коллективное обсуждение выбора темы реферата, постановка целей, формулирование задач. Когда каждый высказывается, как он видит ту или иную тему, возникает целый спектр взглядов, которые есть смысл рассмотреть, отфильтровать, расширить.
Совет второй. Определите вид (тип) реферативной работы.
Возможны три варианта реферативной работы. Первый вариант – аналитический обзор. Данный вид реферата может быть построен двояко: либо в виде изложения истории изучения проблемы (что нового внесли те или иные исследователи), либо в виде анализа современного состояния проблемы. «История учения о развитии клетки», «Развитие взглядов на процесс видообразования» – это примеры работ с историческим изложением проблемы. «Загрязнение окружающей среды и заболевания дыхательной системы», «Биологические ритмы и их роль в жизни человека» – это примеры работ с анализом современного состояния проблемы. Вторым вариантом реферативной работы может быть критический анализ дискуссии – данная тема может рассматриваться в связи с невыясненностью вопроса в науке, а также в связи с многочисленными теориями и спорами, которые возникают вокруг нее: «Пересадка органов: решенные и нерешенные проблемы», «Клонирование: за и против», «Мифологические и религиозные представления о жизни». И третьим вариантом может быть развернутая рецензия, в которой необходимо обосновать актуальность темы, изложить теорию, дать анализ теоретической позиции: «Теория функциональных систем П.К. Анохина», «Работы И.П. Павлова в области физиологии пищеварения».
Необходимо помнить, что независимо от вида любой реферат должен заканчиваться выводами: в первом случае – с выделением новых аспектов, подлежащих изучению; во втором – с выявлением сущности спора; в третьем – с уточнением ценности и сомнительных положений работы.
Совет учителю. Вполне возможно одну и ту же тему изложить с разных позиций. Помогите ребенку определиться с типом реферативной работы, выбрать близкую ему точку зрения. Если ученик заинтересовался, например, темой о зародышевом развитии организма, то возможны варианты: либо исторический обзор «История учения о развитии зародыша», либо «Жизнь до рождения (о зародышевом развитии организма человека)», либо развернутая рецензия учений современных эмбриологов.
Совет третий. Составьте план работы и поставьте задачи реферата.
Если тема реферата является целью работы, то задачи работы – это ее составные части. Разработайте как можно более подробный план реферата. Этот план может быть предварительным и претерпеть изменения по мере работы. Определите (исходя из вида реферативной работы) количество глав основной части. Как правило, это может быть показ различных точек зрения, исследования в различных исторических эпохах или рассмотрение различных аспектов проблемы. В реферате «Болезни органов пищеварительной системы, их лечение и пути профилактики» можно выделить четыре задачи: изучение строения и функционирования пищеварительной системы; освещение методов диагностики и лечения пищеварительной системы; краткая характеристика распространенных болезней пищеварительной системы и выявление их причин; формулирование приемов профилактики заболеваний пищеварительной системы.
Необходимо помнить, что задачи реферата должны соответствовать главам в содержании работы.
Совет учителю. Обязательно проконтролируйте поставленную цель и выделенные задачи, корректно посоветуйте убрать лишние и добавить недостающие. Лучше это сделать в начале работы, высказав свое мнение, чем исправлять ошибки перед защитой реферата. Если задачи будут поставлены неверно, то реферат получится или «однобоким», или слишком объемным и будет похож на пересказ всех вопросов и аспектов, связанных с темой. Правильно составленный план и грамотно поставленные задачи – это половина «ситуации успеха» выполнения реферативной работы.
Совет четвертый. Внимательно поработайте с литературными источниками.
Составьте список литературы, которую следует прочитать, читая ее, отмечайте и выписывайте все то, что должно быть включено в работу. Возле каждого пункта и подпунктов плана укажите, из какой книги или статьи следует взять необходимый материал. Не забудьте потом (в тексте реферативной работы) указать в пронумерованных подстрочных сносках, откуда взяты приведенные в тексте цитаты и факты. Желательно, чтобы литературный обзор включал не менее 8–10 источников различной направленности: учебной, научной, научно-популярной, энциклопедической.
Необходимо помнить, что «Список использованной литературы» – это составная часть реферата, литературные источники должны быть перечислены на отдельном листе в алфавитной последовательности фамилий авторов или названий сборников с указанием места издания, названия издательства и года издания.
Совет учителю. Лучше, если ученик начнет обзор литературы с внимательного изучения содержания глав, параграфов учебника (если таковой материал имеется в рамках программы), в которых изложены первоначальные сведения по теме. Иногда стоит рассмотреть материал «чуть выше», чем данный уровень, есть смысл ознакомиться с данной темой, изложенной в учебных материалах для специальных учебных заведений. Например, при написании реферативной работы по биологии или химии можно использовать учебники для медицинских колледжей (вполне возможно, ученик уже определился с будущей специальностью). Нет смысла составлять реферативную работу только по энциклопедической литературе (хотя использовать ее в работе необходимо, для того, чтобы ориентироваться в терминологии) или только по научно-популярной. Не стоит упрощать написание реферата, используя книги типа «Я познаю мир» или «Биология для малышей», лучше заранее поднять планку, приучая ученика к культуре научной работы.
Совет пятый. Отнеситесь серьезно к введению.
Начните введение с общеизвестных положений, относящихся к данной теме. Укажите цель работы, кратко обоснуйте ее актуальность, приведите примеры, факты, цитаты, поясняющие значимость работы. Перечислите все задачи работы, которые требуется решить для реализации цели, кратко опишите их содержание. Сделайте обзор литературы, в котором укажите взятый из того или иного источника материал, проанализируйте его сильные и слабые стороны. Поясните обозначения в реферате: для чего и как выделены понятия, термины.
Необходимо помнить, что введение – это одна из частей реферативной работы, и его объем должен составлять две-три страницы текста.
Совет учителю. Лучше, если ученик самостоятельно напишет эту часть реферата сначала в виде плана или тезисно. В идеале введение нужно сделать до написания основной части реферата, но, как показывает практика, учащиеся полностью осознанно написать введение могут только после выполнения всей реферативной работы.
Совет шестой. Грамотно постройте основную часть реферата.
Основная часть реферата должна содержать только тот материал, который отобран для рассмотрения проблемы. Весь материал лучше всего распределить по главам, согласно поставленным задачам. Каждая глава должна иметь название, отражающее ее основное содержание. Последовательно раскройте все предусмотренные планом вопросы, обоснуйте, разъясните положения, подкрепив их конкретными примерами и фактами. Пишите грамотно, точно, разделяя текст на абзацы, не допускайте повторений. В пронумерованных подстрочных сносках укажите, откуда взяты приведенные в тексте цитаты и факты, а также укажите номер источника из списка литературы в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки. Если в главе несколько проблем, положений, взглядов, методов, то лучше всего использовать подпункты с указанием названия каждой проблемы. Так вы не только не запутаетесь сами, но и упростите изучение вашей работы рецензентом, а также продемонстрируете логику изложения материала. Основная часть реферата, кроме содержания, выбранного из различных источников, может также включать собственное мнение самостоятельно сформулированные выводы, опирающиеся на приведенные факты. Не перегружайте основную часть иллюстративным материалом, его можно вынести в приложение (об этом совет ниже). Не стремитесь к написанию очень объемных по количеству страниц рефератов (помните, что реферат – это краткое изложение), средний объем основной части – 10–15 страниц.
Необходимо помнить, что оптимальное количество глав в основной части реферата – 3–5.
Совет учителю. Обязательно прочитайте все главы работы, чтобы при защите не было недоразумений (в работе ученика московской школы текст содержал выражение «Мы, сибиряки…»), старых, уже опровергнутых фактов, данных двадцатилетней давности, поданных как новые, и т.п. Этот этап работы сугубо индивидуальный, требующий ответственности от ученика и внимательности и адекватности от учителя. Иногда, работая над основной частью, ученик «уходит от темы», если это допустимо по смыслу, содержанию, то лучше откорректируйте тему или видоизмените ее. Возможно, ученику более понятна или близка какая-то иная точка зрения, позиция или взгляд.
Совет седьмой. Не забудьте про заключение.
В этой части реферата подводятся итоги работы или формулируются выводы по главам, дается обобщенный вывод по теме, предлагаются рекомендации. Сделайте заключение четким, кратким, вытекающим из основной части. Не путайте заключение с литературным послесловием, где представлен материал, продолжающий изложение проблемы. Объем заключения – 2–3 страницы.
Необходимо помнить, что в заключении нужно обратить внимание на выполнение поставленных во введении задач и целей, задачи должны быть выполнены, а цели – достигнуты.
Совет учителю. Заключение, как и введение, лучше всего написать самостоятельно, подведя итог всем перечисленным положениям. Последние фразы заключения должны быть оптимистическими, завершенными.
Совет восьмой. Не поленитесь сделать приложение к реферату.
Чтобы реферативная работа не была перегружена иллюстративным материалом, вынесите все графики, таблицы, рисунки, схемы, пояснения с фотографиями, гравюрами и т.п. из основной части. С одной стороны, вы избежите увеличения основной части, а с другой – продемонстрируете культуру научной работы. Каждое приложение поместите на отдельном листе, пронумеруйте, обозначьте его (Приложение 1. Рекомендуемые ежедневные нормы витаминов для различных категорий людей), под названием аккуратно поместите иллюстративный материал, если необходимо, то под иллюстрацией поместите пояснения. Не увлекайтесь иллюстрированием приложения, хотя именно это делает работу наглядной, яркой, доступной, «живой».
Необходимо помнить, что в основном тексте работы необходимо делать ссылки на приложения в скобках.
Совет учителю. Помогите ученику подобрать не только подходящую фотографию, но и составить график, таблицу или схему, пояснив, что они могут отражать. Лучше, если в приложение будет несколько вариантов форм, а не только, например, одни рисунки с обозначениями.
Совет девятый. Соблюдайте правила оформления и сроки написания реферата.
Объем реферата обычно составляет 15–20 печатных страниц и состоит из пяти частей: введения, основной части, заключения, списка литературы и приложений. Делайте размер шрифта 12–14, Times New Roman, обычный; интервал между строк – 1,5; размер полей: левого – 30 мм, правого – 10 мм, верхнего и нижнего по 20 мм каждый. Печатайте текст на одной стороне листа, сноски и примечания печатайте на той же странице, к которой они относятся, через 1 интервал, более мелким шрифтом, чем текст. Все страницы нужно нумеровать начиная с титульного листа. Номер страницы ставят либо вверху по центру страницы (на титульном листе номер страницы не ставят), либо в правом верхнем углу, либо в правом нижнем. Титульный лист является первой страницей и заполняется по определенным правилам. В верхнем поле указывается полное название учебного заведения. В среднем поле указывается название реферата без слова «тема» и без кавычек. Ниже, под названием указывается вид работы и учебный предмет (экзаменационный реферат по биологии). Еще ниже, ближе к правому краю титульного листа указывается фамилия, имя, отечество ученика, класс. Еще ниже – фамилия, имя, отчество и должность руководителя и консультантов (если таковые имелись). В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова «год»). Следующим после титульного листа идет оглавление с указанием страниц.
Время работы над рефератом может быть различным: от нескольких недель до нескольких месяцев. Реферат в черновом варианте проверяется учителем или преподавателем. Не позднее чем за две недели реферат необходимо предоставить на рецензию.
Необходимо помнить, что реферат сдается на рецензирование и нередко не возвращается, поэтому для процедуры защиты нужно иметь копию или черновик работы.
Совет учителю. В кабинете на стенде поместите требования к оформлению реферативной работы. Поместите на стенде примерные варианты тем по данному предмету, образцы титульного листа, содержания с указанием страниц, советы «Как написать библиографический список». Обратите внимание учеников на этот стенд, более половины вопросов «отпадут» у учеников после ознакомления с содержанием данного стенда.
Совет десятый. Подготовьтесь основательно к защите.
Во время защиты нет смысла полностью пересказывать основную часть работы. Очень важно, чтобы в течение 10–15 минут, отведенных для защиты, выступающий мог рассказать об актуальности темы реферата, поставленных целях, задачах, изученной литературе, структуре основной части, сделанных в ходе работы выводах. Составьте план защиты и распределите по минутам время, так вы сможете избежать механического пересказа реферата и сосредоточиться на научном обосновании проблемы. Защита реферативной работы не должна превращаться в «вечер вопросов и ответов», так как это не дает возможности высказаться, не учит строить грамотно и логически обоснованно свой ответ.
Необходимо помнить, что в итоге оценка за реферат складывается из нескольких составляющих: соблюдения формальных требований к реферату, грамотного раскрытия темы, умения четко рассказать о проделанной работе, способности понять суть задаваемых по работе вопросов и четко формулировать ответы на них.
Совет учителю. Проведите предварительную защиту реферата для учеников, чтобы они смогли «оценить свои силы», увидеть свои сильные и слабые стороны, постараться ликвидировать какие-либо пробелы. Чтобы лучше отработать умение «публично выступать», предоставьте возможность выступить ученику перед учащимися своего (параллельного, младшего) класса, на факультативе, кружке, особенно если «подгадать тему» реферата под тему урока, а также продемонстрировать, как работать над рефератом и т.п.
Всем, кто решил испытать себя в таком нелегком труде, как реферативная работа, терпения и настойчивости! Не бывает нереальных целей, не бывает невыполнимых задач, не бывает непроходимых путей, самое главное – желание познать новое, попробовать свои силы, испытать себя в неизведанном и подняться на очередную ступень саморазвития и самопознания!