Дидактические материалы

Г. И. Лернер

Подготовка учащихся к ЕГЭ 2010 по теме «Эволюционная теория»

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта Профессионалы.ru. Интернет проект Профессионалы.ru – это ведущая отечественная деловая социальная сеть, созданная специально для того, чтобы облегчить Ваш путь вверх по карьерной лестнице. Посетив сайт Профессионалы.ru, Вы найдете информацию о eCOSWAY, и других компаниях, которые позволяют вести сетевой бизнес. Сотрудник требуемой компании ответит на все интересующие Вас вопросы, предоставит прайс-лист и другую документацию. Интернет проект Профессионалы.ru располагается по адресу http://professionali.ru/

Задания части С

В предлагаемой статье даны советы эксперта по подготовке к решению заданий части С экзаменционной работы по биологии. Используются задания, опубликованные в сборниках под грифом Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Авторами-составителями этих заданий являются Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова, В.З. Резникова, Е.Н. Никишова и др. Именно по этим сборникам желательно готовить учащихся, т.к. учебные материалы в них максимально приближены к экзаменационным по форме и содержанию. Все остальные пособия для подготовки к ЕГЭ можно использовать по усмотрению учителя, но лучше в первой половине учебного года.

Задания части С имеют некоторые особенности. Во-первых, это самая сложная часть экзаменационной работы. Во-вторых, решения заданий этой части, с одной стороны, должны отвечать определенным критериям, а с другой – допускают вариации ответов, не искажающих смысл вопроса. В-третьих, эти задания требуют от учащегося:

– внимательного чтения вопроса и точного понимания его смысла;
– выбора знаний и умений, необходимых для ответа на вопрос;
– умения отвечать достаточно лаконично и вместе с тем содержательно и точно.

Напомним, что часть С состоит из 6 заданий общей ценностью 17 баллов. Задание С1 оценивается в 2 балла, задания С2–С6 – в 3 балла каждое. На наш взгляд, наиболее трудными являются вопросы С1–С4, в большей мере, чем остальные, требующие нестандартного мышления.

Опыт показывает, что задания, требующие от учащихся понимания механизмов эволюции, роли ее движущих сил, механизмов видообразования, выполняются слабо. Учащиеся не владеют такими понятиями, как направления эволюции, дрейф генов, дивергенция, способы видообразования, биологический прогресс и биологический регресс и т.д.

Разберем несколько заданий по теме «Эволюционная теория», как правило, на экзамене это задания С2 и С4.

1 (С2). Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.

1. В процессе длительной эволюции у пресмыкающихся возникли приспособления к жизни на суше. 2. Оплодотворение у них наружное. 3. Яйца содержат большой запас питательных веществ и покрыты плотными оболочками, которые защищают развивающийся зародыш от высыхания и механических повреждений. 4. Шейный отдел позвоночника, как и у земноводных, представлен одним позвонком, что затрудняет подвижность головы. 5. Кожный покров богат железами.

 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

Ошибки допущены в предложениях:

2 – оплодотворение у пресмыкающихся внутреннее;
4 – шейный отдел у пресмыкающихся представлен несколькими позвонками, хорошо развит, обеспечивает подвижность головы;
5 – железы в кожном покрове отсутствуют

 

В ответе указаны и исправлены все три ошибки

3

В ответе указаны и исправлены 2 ошибки ИЛИ указаны 3 ошибки, но исправлены только 2 из них

2

В ответе указана и исправлена 1 ошибка ИЛИ указаны 2–3 ошибки, но исправлена 1 из них

1

Ответ неправильный (ошибки определены неверно) ИЛИ указаны 1–3 ошибки, но не объяснена ни одна из них

0

Максимальный балл

3

Комментарий эксперта

Ответ на этот вопрос требует от учащихся не только точного знания предмета, но и очень внимательного прочтения задания. Оно составлено вполне правдоподобно и может легко запутать неподготовленного школьника. Следовательно, учитель, готовя учащихся к экзамену, должен акцентировать их внимание на тщательном прочтении вопроса и осознании его смысла. Опыт показывает, что иногда кажущиеся простыми и понятными тексты заданий таковыми являются вовсе не для каждого ученика.

2 (С2). Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.

1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию. 2. Основными групповыми характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая и пространственная структуры. 3. Совокупность всех генов популяции называется генофондом. 4. Популяция является структурной единицей живой природы. 5. Численность популяции всегда стабильна.

 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

Ошибки допущены в предложениях:

1 – популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию популяции;
4 – популяция является структурной единицей вида;
5 – численность популяций может изменяться в разные сезоны и годы

 

В ответе указаны и исправлены все три ошибки

3

В ответе указаны и исправлены 2 ошибки ИЛИ указаны 3 ошибки, но исправлены только 2 из них

2

В ответе указана и исправлена 1 ошибка ИЛИ указаны 2–3 ошибки, но исправлена 1 из них

1

Ответ неправильный (ошибки определены неверно) ИЛИ указаны 1–3 ошибки, но не объяснена ни одна из них

0

Максимальный балл

3

Комментарий эксперта

В ответе на данный вопрос требуется применить знание понятия «популяция» и отметить его основные признаки, найдя ошибки в тексте. Подобные задания учат критическому отношению к текстам, что очень важно не только на экзамене. Ошибки в тексте хорошо замаскированы в одном-двух словах, не искажающих грамматического смысла фразы. Именно поэтому ученик, не имеющий опыта критического осмысления текста, с трудом справляется с такими заданиями.

3 (С4). Какие особенности строения сформировались у хордовых в процессе эволюции? Приведите не менее трех особенностей.

 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

1 – внутренний осевой скелет;
2 – нервная система в виде трубки на спинной стороне;
3 – щели в пищеварительной трубке

 

В ответе указаны и исправлены все три ошибки

3

В ответе указаны и исправлены 2 ошибки ИЛИ указаны 3 ошибки, но исправлены только 2 из них

2

В ответе указана и исправлена 1 ошибка ИЛИ указаны 2–3 ошибки, но исправлена 1 из них

1

Ответ неправильный (ошибки определены неверно) ИЛИ указаны 1–3 ошибки, но не объяснена ни одна из них

0

Максимальный балл

3

Комментарий эксперта

Отвечая на этот вопрос, учащиеся могут привести и еще один пример эволюционных приобретений большинства хордовых – головной мозг. Важно, чтобы было приведено не менее трех особенностей. Учащиеся, хорошо знающие предмет, могут упомянуть и такие общие признаки хордовых, как вторичная полость тела, вторичный рот, двусторонняя симметрия тела. Однако в этом случае необходимо отметить, что эти признаки были уже у беспозвоночных, но сохранились у хордовых. Даже если не будет приведен один из основных критериев, дополнительные знания могут свидетельствовать в пользу школьника.

4 (С4). Какие ароморфные изменения произошли у предков человека в процессе длительной эволюции? Приведите не менее трех изменений.

 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

1 – увеличение мозга и мозгового отдела черепа;
2 – прямохождение и соответствующие изменения в скелете;
3 – освобождение и развитие руки, противопоставление большого пальца остальным

 

В ответе указаны и исправлены все три ошибки

3

В ответе указаны и исправлены 2 ошибки ИЛИ указаны 3 ошибки, но исправлены только 2 из них

2

В ответе указана и исправлена 1 ошибка ИЛИ указаны 2–3 ошибки, но исправлена 1 из них

1

Ответ неправильный (ошибки определены неверно) ИЛИ указаны 1–3 ошибки, но не объяснена ни одна из них

0

Максимальный балл

3

Комментарий эксперта

Отвечая на этот вопрос, нужно иметь в виду, что в данном случае требуется привести примеры ароморфных изменений. Поэтому не стоит детализировать ответ и приводить в качестве примеров частные изменения. Так как в вопросе не указан характер ароморфных изменений, то не будет ошибкой, если учащийся добавит и пример социального ароморфоза – установление и развитие общественных отношений.

5 (С4). Какие средства защиты позволяют животным избежать уничтожения при непосредственном контакте с хищниками?

 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

1 – защитные образования: панцирь, раковина, иглы, шипы, влажные покровы;
2 – активное использование различных средств защиты: механических (зубы, ногти, когти, копыта); химических (запахи, яды); электрических (электрические органы у рыб);
3 – формы защитной окраски

 

В ответе указаны и исправлены все три ошибки

3

В ответе указаны и исправлены 2 ошибки ИЛИ указаны 3 ошибки, но исправлены только 2 из них

2

В ответе указана и исправлена 1 ошибка ИЛИ указаны 2–3 ошибки, но исправлена 1 из них

1

Ответ неправильный (ошибки определены неверно) ИЛИ указаны 1–3 ошибки, но не объяснена ни одна из них

0

Максимальный балл

3

Комментарий эксперта

Отвечая на этот хороший, с точки зрения биологии, вопрос, учащийся должен обратить внимание на слово «непосредственный». Это значит, что нужно вообразить ситуацию боя, борьбы, схватки между противниками и отметить именно те средства, которые помогают выжить в этой ситуации. Поэтому, например, угрожающая поза, хорошее зрение, обоняние или слух не годятся в качестве примеров. Данный вопрос указывает на возможный диапазон заданий, предлагаемых в теме «Эволюционная теория», и ориентирует учителя на поиск соответствующих вопросов для подготовки учащихся.

6 (С4). Объясните появление мимикрии у одного из видов тараканов, сходного по окраске тела с божьей коровкой.

 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

1 – в исходной популяции тараканов могли возникнуть мутации, обеспечивающие сходство с божьей коровкой;
2 – сходство тараканов с божьей коровкой спасало их от хищников и повышало шанс выживания в борьбе за существование;
3 – в результате естественного отбора мутация закрепилась и распространилась в популяции, что привело к изменению ее генофонда

 

В ответе указаны и исправлены все три ошибки

3

В ответе указаны и исправлены 2 ошибки ИЛИ указаны 3 ошибки, но исправлены только 2 из них

2

В ответе указана и исправлена 1 ошибка ИЛИ указаны 2–3 ошибки, но исправлена 1 из них

1

Ответ неправильный (ошибки определены неверно) ИЛИ указаны 1–3 ошибки, но не объяснена ни одна из них

0

Максимальный балл

3

Комментарий эксперта

Ответ на этот вопрос требует от учащихся знания терминов: мутация, популяция, естественный отбор, борьба за существование. Вывод об изменении генофонда в ответе не обязателен, так как в вопросе нет требования указать на изменения генофонда и последствия этих изменений.

Можно привести еще множество примеров вопросов по эволюционной теории, однако каждый учитель сможет найти их в сборниках заданий авторов-составителей, указанных выше. Мы же остановимся на спектре терминов и понятий, затрагиваемых экзаменационной работой. Готовясь к экзаменам по данному разделу, учащийся должен знать и уметь применять знания по таким темам, как:

• «Эволюционная теория, дарвинизм, ламаркизм»;
• «Факторы и движущие силы эволюции»;
• «Направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, биологический прогресс и регресс»;
• «Дивергенция, формы естественного отбора, искусственный отбор»;
• «Критерии вида»;
• «Приспособленность и ее относительность»;
• «Наследственность. Изменчивость и ее виды»;
• «Антропогенез».

Учащийся должен уметь приводить примеры приспособлений и объяснять механизм их возникновения, прогнозировать события в популяциях при изменениях их генофонда, дифференцировать критерии вида, аргументировать свои ответы.

Отдельно стоит сказать о ситуациях, с которыми может столкнуться ученик при ответе на вопрос. Приведем пример.

Вопрос

Объясните, от чего зависит скорость эволюционного процесса в популяциях.

Ответ ученика:

1) степень изолированности от других популяций;
2) ареал, занимаемый популяцией;
3) среда обитания (водная, наземная);
4) температурный, пищевой факторы;
5) наличие конкуренции с другими видами.

Теперь посмотрим на критерии ответа, которые должен учесть учащийся:

Скорость эволюционного процесса в популяциях зависит от:

1) частоты появления мутаций;
2) сроков наступления половой зрелости;
3) скорости размножения в единицу времени и количества особей в потомстве.

Теперь сравните ответ ученика с критериями. Школьник не учел ни одного из предложенных критериев и должен получить 0 баллов. Справедливо ли это?

Зависит ли скорость эволюции от степени изолированности от других популяций? Конечно! В изолированной популяции эволюционные процессы идут медленнее, чем в популяции, контактирующей с другими популяциями вида.

Играет ли какую-то роль ареал, занимаемый популяцией? Могут играть ограниченность пространства, немногочисленность биотических связей, климатические особенности, рельеф – все это факторы, влияющие на скорость эволюционных процессов. А если учесть, что скорость эволюционных изменений, согласно Дарвину, зависит от темпов изменения среды обитания, от уровня организации организмов и от характера биотических связей, то и остальные факторы, указанные учеником, могут иметь значение. Таким образом, ответ школьника ни в коей мере не заслуживает 0 баллов. Этот пример призван обратить внимание учителей-экспертов на то, что иногда несоответствие ответа критериям не означает, что ответ неудовлетворителен.

В заключение хочу обратить внимание преподавателей, готовящих школьников к экзамену, на то, что основную часть работы по подготовке должны проделать сами учащиеся. Помимо систематической работы с теоретическим материалом, они обязательно должны «набить руку» на решении экзаменационных вариантов открытого сегмента заданий. Этот полезный опыт поможет справиться с большинством заданий на экзамене и обнаружит слабые места при подготовке, что позволит ее вовремя  скорректировать.

Фото с сайтов: www.intensiv.ru; terra-school.ru

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru