Дидактические материалы

Л. М. Ивашина

Проверочные задания по теме «Млекопитающие»

1. Заполните пробелы.

Привет. Я – кролик, представитель класса _____. К названию моего класса – «Млекопитающие» – нельзя добавлять частицу «ся» (как в слове пресмыкающиеся), потому что млекопитающие питают молоком не сами себя, а _____. Наша кожа состоит из _____ и _____. На коже располагается _____ покров. В коже находится много желез: _____, _____, _____. Кроме волос, из эпидермиса образуются _____, _____, _____, _____, _____.

2. Заполните пробелы.

Потовые железы имеют вид _____, выделяемый железами _____ содержит продукты _____. Испарение пота способствует _____. Сальные железы выделяют _____ вещество, покрывающее поверхность _____ и _____, что делает их более _____, предохраняет от высыхания и снашивания. Млечные железы – это видоизмененные _____, они выделяют _____ – ценнейший питательный продукт.

3. Пометьте звездочкой (*) утверждения, относящиеся к классу Млекопитающие:

– холоднокровные;
– хорошо развита кора полушарий головного мозга;
– живородящие;
– в коже нет желез;
– теплокровные;
– есть диафрагма;
– сердце трехкамерное;
– терморегуляция;
– дифференциация зубов;
– глаза без век;
– волосяной покров;
– в коже много желез;
– наличие матки;
– внутреннее оплодотворение.

4. Поставьте рядом с утверждением букву М, если оно характерно для млекопитающих, П – птиц, МП – для обоих классов.

1. Кожа сухая.
2. Дыхание только легочное.
3. Сердце четырехкамерное.
4. Температура тела постоянная.
5. Оплодотворение внутреннее.
6. Имеют волосяной покров.
7. Отсутствует мочевой пузырь.
8. Есть ушная раковина.
9. Развитие прямое.
10. Развивается плацента.
11. Зубы отсутствуют
12. Есть воздушные мешки.

5. Выберите и подчеркните из приведенных в скобках вариантов правильные. 

1. Остевые волосы (прикрывают подшерсток, придают защитную окраску, защищают от механических повреждений, защищают подкожную жировую клетчатку).

2. Испарение пота (способствует охлаждению кожи, выведению некоторых продуктов обмена веществ, поглощению значительного количества тепла, предохраняет кожу от выветривания).

3. Голосовой аппарат находится (в гортани, трахее).

4. Тепло в организме зверей хорошо сохраняется благодаря (эпидермису, волосяному покрову, подкожной жировой клетчатке).

6. Заполните схемы.

7. Составьте смысловые пары.

Резцы

Клыки

Коренные зубы

 

Мощное оружие схватывания
Откусывание пищи
Разрывание добычи
Действуют, как жернова
Умерщвление добычи

8. Заполните пропуски.

Зубы у млекопитающих дифференцированы и сидят в _____. Зуб состоит из _____, _____, _____. Зубы делятся на _____, _____, _____. Особенно сильно клыки развиты у _____.

9. Заполните пропуски.

Продвижение пищевого комка по пищеварительному тракту млекопитающих:

ротовая полость → ..... → ..... → ..... → ..... → ..... кишка  → ..... кишка → ...... кишка → ..... кишка.

10. Расположите номера органов дыхательной системы в порядке прохождения по ним воздуха.

1. Легкие.
2. Носовая полость.
3. Бронхи.
4. Трахея.
5. Гортань.

11. Вычеркните лишнее слово. Ответ поясните.

1. Лучевая
Локтевая
Бедренная
Плечевая

2. Мозжечок
Продолговатый мозг
Спинной мозг
Средний мозг

3. Легочная артерия
Легкие
Аорта
Левое предсердие

12. Найдите смысловые ошибки и исправьте их.

1. У лошадей часто случается перелом ключицы.
2. У собак усиленное испарение влаги происходит с поверхности кожи.
3. У слона в 5 раз больше шейных позвонков, чем у носорога.
4. У млекопитающих грудная полость сообщается с брюшной.

13. Дана нумерация отделов пищеварительного тракта. Распределите пищеварительные соки по отделам, используя их нумерацию.

Отделы:

1) ротовая полость; 2) пищевод; 3) желудок;
4) двенадцатиперстная кишка; 5) тонкая кишка;
6) толстая кишка; 7) слепая кишка;
8) прямая кишка.

Слюна –  ; желудочный сок – ; поджелудочный сок – ; желчь – ; кишечный сок – .

14. На рисунке укажите номера отделов желудка коровы.

Отделы: 1) рубец; 2) сетка; 3) книжка; 4) сычуг.

15. Установите соответствие.

1. Рубец.
2. Сетка.
3. Книжка.
4. Сычуг (настоящий желудок)
A. Имеет ячеистое строение.
Б. Пища накапливается, подвергается действию слюны, перемешивается.
B. Происходит фильтрация.
Г. Пища подвергается брожению.
Д. Происходит обработка кислым желудочным соком; переваривается белковая часть пищи.

Ответ: 1 – Б, Г; 2 – А; 3 – В; 4 – Д.

16. Поставьте соответствующие номера перед названиями элементов кровеносной системы млекопитающих.

Правый желудочек.
Правое предсердие.
Левый желудочек.
Левое предсердие.
Капилляры легких.
Капилляры тела.

17. Выберите определения, соответствующие указанным понятиям.

Понятия

А. Рога.
Б. Зубы.
Д. Диафрагма.
Г. Селезенка.
Д. Вибриссы.
Е. Молочные железы.
Ж. Слюна.
З. Печень.

Определения

1. Мышечная перегородка.
2. Кроветворный орган.
3. Длинные жесткие волосы.
4. Окостеневшие отростки.
5. Обнаженная часть скелета.
6. Первый пищеварительный сок.
7. Продуцирует желчь.
8. Видоизменения потовых.

18. Установите соответствие между кругами кровообращения и их характеристиками.

Круги кровообращения

А. Большой круг.
Б. Малый круг.

Характеристика кругов кровообращения

1. Начинается в правом желудочке.
2. Начинается в левом желудочке.
3. Артериальная кровь превращается в венозную
4. Течет кровь к легким.
5. Венозная кровь превращается в артериальную
6. Кровь течет ко всем органам.

19. Составьте цепочку ответов, в которой обозначьте признаки, присущие ехидне , утконосу , а общие .

1. Имеют клоаку.
2. Есть острые иглы.
3. Пальцы соединены плавательной перепонкой.
4. Плавают и ныряют хорошо.
5. Откладывают яйца.
6. Живут в норах.
7. Морда несет длинный клюв.
8. Нет кожистой сумки.
9. Откладывают одно яйцо
10. Млечные железы тучные, сосков нет.

Ответ:

20. На рисунке изображены черепа млекопитающих: белки, ежа, волка, коровы, кролика, лошади. Определите, где чей череп. Опишите особенности строения их зубной системы и способы питания.

21. Распределите зверей по отрядам, используя приведенную нумерацию последних.

1. Насекомоядные. 2. Хищные. 3. Ластоногие. 4. Грызуны. 5. Рукокрылые.

Выхухоль – ... ; крот – ... ; тушканчик – ... ; медведь – ... ; еж – ... ; бобр – ... ; землеройка – ... ; рыжая вечерница – ... ; сивуч – ... ; шакал – ... ; котик-секач – ... ; кожан – ... ; дикобраз – ... .

22. Составьте смысловые пары.

1. Олень северный.
2. Олень благородный.
3. Олень пятнистый.
4. Лось.
5. Косуля.
6. Кабарга.
А. Самый мелкий вид.
Б. Самый крупный вид
В. Рогов нет.
Г. Марал.
Д. Недоразвившиеся молодые рога.
Е. Самый экономически важный.
Ж. Лопатообразные рога.
З. Имеет мускусные железы.
И. Наличие рогов не только у самцов, но и у самок.

Ответ: 1 – И, Е; 2 – Г; 3 – Д; 4 – Б, Ж; 5 – А; 6 – В, З.

23. Подчеркните одной чертой название животных, относящихся к парнокопытным, двумя – к непарнокопытным.

Верблюд одногорбый, олень пятнистый, татуг, жираф, носорог индийский, антилопа вилорогая, зубр, зебра, як, осел дикий, козел горный, бегемот.

24. Игра-загадка.

«Задержанный показывал, – докладывал инспектор, – что тот апрельский день провел за городом, гулял со своей собакой. Он хорошо помнит, что именно в этот день встретил в лесу лося с удивительно красивыми большими рогами; помнит, что набрал букет ландышей, васильков и ромашек, отдохнул под цветущей липой, а возвращаясь домой, очень спешил, так, что и он сам, и его собака вспотели...»

– Все ясно – сказал майор. – Задержанный врет по всем пунктам, у него и собаки-то никогда не было. На чем основано заключение майора?

25. Английский ученый Ф.Дарлинг, изучая поведение шотландских оленей, проделал такой опыт. Он насыпал в определенные места зерно. Олени наткнулись на подкормку и съели ее. Повторил несколько раз – олени съедали зерно. Потом менял место подкормки, и каждый раз зерно оказывалось съеденным. Однажды он высыпал зерно за мелким ручьем. Олени видели зерно, но не тронули. Почему?

(Ответ. Звери занимают в природе определенную территорию. Ручей служит границей их территории, которую они не решались пересечь.)

26. Утром белочка выглянула из своего гнезда, быстро спустилась вниз, отбежала в сторону, стала рыться в снегу. Вскоре у нее в зубах оказалась шишка. Как могла белочка обнаружить шишку под снегом? (Ответ. Белке помогло хорошее обоняние.)

27. У пятнистого оленя на шкуре белые пятнышки. Долго не могли понять, почему у оленя возле хвоста большой белый кружок, вроде салфетки. Если олень очень испугается и бросится бежать, эта «салфетка» становится шире, заметнее. Объясните эту особенность окраски пятнистого оленя.

(Ответ. Пятнистая шкура – защитное приспособление. Большое белое пятно возле хвоста – своеобразный сигнал опасности для других особей и ориентир для олененка).

28. В сказке «Гадкий утенок» говорится, что, когда началась охота на уток, к гадкому утенку подбежала собака, но она не тронула его. Утенок подумал: «Я такой гадкий, что собака меня не трогает». Так ли это? Объясните с точки зрения биологии поведение собаки.

(Ответ. У собаки был выработан условный рефлекс на уток, а «гадкий утенок» был лебедем.)

29. Известно, что тропические летучие мыши-вампиры находят возможность напиться крови у спящей жертвы, не разбудив ее при этом. Что позволяет вампиру не разбудить спящую жертву?

30. Замечено, что в местах обитания тигра обычно не встречаются волки. На территориях, где живут волки, как правило, не бывает тигров. Объясните этот факт.

31. Выберите правильные утверждения.

1 – уровень организации крысы выше, чем ястреба;
2 – волосы, когти, ногти – производные эпидермиса;
3 – во время линьки окраска волосяного покрова не меняется;
4 – млекопитающие – теплокровные животные;
5 – у млекопитающих хорошо развито обоняние и осязание;
6 – у всех млекопитающих четыре отдела желудка
7 – лошади, тапиры, носороги относятся к отделу непарнокопытных;
8 – у млекопитающих в процессе эволюции возникли органы вынашивания и вскармливания плода – матка и молочные железы;
9 – в структуре органа слуха появляется наружный слуховой проход и ушная раковина.

Ответ: 1, 2, 4, 5, 8, 9.

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru