И. В. Болгова
Методические рекомендации по созданию элективного курса естественнонаучного цикла
Концепция профильного обучения направлена на реализацию личностно ориентированного учебного процесса и предполагает широкоеиспользование элективных учебных предметов, учебных практик, проектов исследовательской деятельности учащихся.
Федеральный базисный учебный план при организации профильного обучения учащихся 10–11-х классов предусматривает наряду с преподаванием базовых и профильных курсов, обязательные элективные курсы по выбору учащихся. В пояснительной записке к Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации сказано: «Элективные учебные предметы – обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения.
Элективные учебные предметы выполняют три основные функции:
1) развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи Единого государственного экзамена;
2) «надстройка» профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным;
3) удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности».
Минимальное количество часов, отводимое базисным учебным планом на изучение элективных предметов, – 4 ч в неделю в течение двух лет, т.е. всего 280 ч. Соотношение объема база : профиль : электив определяется пропорцией 50 : 30 : 20. Например, в учебных планах биолого-географического или химико-биологического профиля элективные курсы должны занимать 4–6 ч учебной нагрузки в неделю.
Основные требования к элективным курсам
1. Характерные особенности элективного курса:
– избыточность – наличие в учебном курсе такой информации, овладение которой не служит достижению целей обучения, но повышает надежность знаний, упрощает понимание и усвоение;
– вариативность – способность образовательной системы предоставить учащимся достаточно большое многообразие полноценных, качественных и привлекательных вариантов образовательных траекторий;
– краткосрочность – форма обучения, получившая широкое распространение благодаря непродолжительности обучения: от 4 недель (8-часовой курс) до нескольких месяцев (16–34-часовой курс);
– оригинальность – определяется личным вкладом автора;
– нестандартность – отступление от эталонов.
2. По структуре и содержанию элективные курсы должны:
– иметь социальную и личностную значимость как для педагога, так и для учащегося;
– ориентироваться на приобретение образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда, осознанного профессионального самоопределения;
– служить для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий старшеклассников;
– дополнять содержание профильного курса, в этом случае такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным;
– быть направлены на удовлетворение познавательных интересов, выходящих за рамки выбранного учащимся профиля;
– формировать универсальные учебные действия;
– обладать значительным развивающим потенциалом, способствовать формированию целостной картины мира.
3. Организация элективных курсов:
– программы элективных курсов разрабатываются, принимаются и реализуются образовательными учреждениями самостоятельно;
– количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть таким, чтобы было из чего выбрать;
– продолжительность курса может быть произвольная, но не более 70 ч: четверть – 8–10 ч, полугодие – 16–18 ч, один год – около 34 ч;
– сдача экзамена не предусмотрена, но должна быть та или иная форма отчетности.
4. Возможно использование различных структур изложения содержания: линейная, концентрическая, спиральная, смешанная, модульная.
Основные типы элективных курсов
1. Предметно ориентированные:
– обеспечивают повышенный уровень изучения того или иного предмета, развивают содержание одного из базовых курсов, включая углубление отдельных тем базовых общеобразовательных программ;
– дают ученику возможность реализации личных познавательных интересов в выбранной им образовательной области;
– создают условия для качественной подготовки к итоговой аттестации.
2. Профильно ориентированные:
– ориентированы на получение образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда, т.е. данные курсы являются дополнением содержания профильного курса;
– уточняют готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на профильном уровне.
3. Межпредметные:
– обеспечивают межпредметные связи и дают возможность изучения смежных предметов на профильном уровне;
– поддерживают мотивацию ученика, способствуя внутрипрофильной специализации.
4. Надпредметные:
– обеспечивают реализацию познавательных интересов школьников, выходящих за рамки традиционных предметов и распространяющихся на области деятельности человека вне выбранного ими профиля;
– знакомят школьников с комплексными проблемами, требующими синтеза знаний по ряду предметов и способами их разработки в различных профессиональных сферах, способствуют профессиональной ориентации.
5. Углубляющие: решают задачи освоения углубленного учебного материала, значительно превышающего требования государственного стандарта, базового и профильного уровня.
6. Профориентационные: направлены на приобретение школьниками представлений о возможных профессиях и практических умений для успешного продвижения на рынке труда.
7. Прагматические: способствуют социальной адаптации учащихся к объективным требованиям современной жизни, формируют актуальные знания и умения, необходимые в повседневной жизни человека.
8. Гносеологические: «собственно ученической» направленности, способствуют освоению гностических умений, умений познавать, учиться, приобретать, организовывать и применять знания на практике.
Элементы учебной программы
Элементы учебной программы |
Содержание элементов |
Пояснительная записка |
1. Кому адресована программа: тип (общеобразовательная, специальная, др.), вид (лицей, гимназия, др.) образовательного учреждения и определение класса обучения. |
Содержательная часть |
1. Содержание теоретической и практической частей. |
Учебно-тематический план |
1. Перечень тем или разделов, последовательность их изучения. |
Требования к умениям и навыкам |
1. Образовательный продукт (материалы, которые будут разработаны обучающимися на занятиях в ходе учебной, исследовательской деятельности: проект, тезисы, эксперимент, макет, схема, стихи и др.). |
Информационное обеспечение |
1. Литература, использованная при подготовке программы. |
Учебно-методические материалы |
1. Основные понятия курса. |