В. П. Александрова
Элективные курсы для формирования экологической культуры в городе
Сегодняшнее среднее (полное) общее образование, помимо передачи системы знаний, умений и навыков, включает и процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта учащегося при освоении универсальных способов деятельности. Это заставляет учителя пересмотреть цели, формы и методы работы, подходы к отбору содержания и более серьезно отнестись к интеграции учебных предметов и организации социально-педагогического партнерства.
С этой точки зрения особенно интересны элективные курсы, базирующиеся на содержании нескольких учебных предметов. Так, например, элективные курсы биолого-экологической направленности, изучая и решая экологические проблемы с позиций нескольких областей знаний, способствуют формированию у учащихся не только межпредметных и личностных компетенций, но и социализации личности.
Для организации элективных курсов естественнонаучной направленности хотелось бы предложить лабораторно-полевой экологический практикум «Изучаем экологию города»*. Он был подготовлен педагогами Московской городской экспериментальной площадки, работающей по теме «Экологическое образование в столичном мегаполисе: содержание регионального компонента» и рекомендован для профильных экологических классов старшей и средней школы. Его можно использовать и как дополнительный материал при изучении биологии в старших классах, и как учебное пособие к курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие», а также для занятий в кружках и разработки ученических проектов.
Практикум базируется на многолетнем опыте проектной и научно-исследовательской деятельности авторов и содержит общепринятые методики, методики, адаптированные авторами, а также оригинальные авторские разработки по геоэкологии, биоиндикации, социальной экологии и психоэмоциональному восприятию окружающей среды.
Материал изложен в доступной форме и построен в виде лабораторно-полевых занятий (93 работы, объем более 400 страниц). Большое количество информации, иллюстраций, справочных данных и заданий для самостоятельной работы дает возможность учителю организовывать занятия с учетом уровня подготовленности учащихся, их интересов, особенностей социоприродного окружения образовательного учреждения.
В каждой работе приводится комплекс вопросов и заданий для учащихся и необходимый информационный материал в рефлексивных формах «что надо вспомнить?» и «что надо запомнить?».
Спонсор публикации статьи: Центр иностранных языков «АКЦЕНТ» предлагает пройти корпоративное обучение английскому языку. Высококлассные специалисты компании с большим опытом работы разработали эффективные программы обучения, которые позволяют изучать английский и другие иностранные языки прямо в офисе, не только развивая компанию и повышая квалификацию сотрудников, но еще и одновременно проводя тренинги по тимбилдингу. Подробнее ознакомиться с предложением компании можно на сайте Accent-Center.ru
Пособие имеет следующую структуру.
Глава I. Экология Московского столичного региона
1. Общая характеристика Московского столичного региона.
2. Изучение почв города.
3. Изучение загрязненности города.
4. Роль растений и животных в городских экосистемах.
5. Человек в городе. Изучение рекреационной нагрузки.
Глава II. Изучение водных экосистем города
1. Общая физико-географическая характеристика района исследования.
2. Определение морфометрических параметров бассейна речки или пруда.
3. Определение гидрофизических параметров воды.
4. Определение гидрохимических параметров воды.
5. Исследование растительности водных и околоводных экосистем.
6. Исследование животных водных и околоводных экосистем.
7. Изучение влияния деятельности человека на водные экосистемы.
Глава III. Формирование экологической культуры в городе
1. Эмоционально-психическое восприятие природы.
2. Использование этнокультурного опыта в экологическом образовании.
3. Коммуникативные аспекты экологической культуры.
Задания пособия подготовлены для изучения городской и природной среды Московского региона, но предлагаемые методики можно применять для изучения социоприродной среды любого другого города.
Первая глава посвящена изучению климата, гидросети, почв и воздуха города, природных комплексов и рекреационного хозяйства столичного региона. Школьники получают навыки работы с синоптическими приборами, учатся рассчитывать и использовать в работе среднестатистические данные, делать выводы об особенностях микроклимата города, выявлять негативные и позитивные факторы, влияющие на здоровье населения. Работа с пособием, помимо накопления знаний, формирует умение использовать полученные данные для характеристики своего региона и сравнительного анализа. Ребята учатся составлять и использовать в работе графики и таблицы, определять взаимосвязи различных факторов, моделировать климатические ситуации, связанные с изменением одного или нескольких факторов.
Приведем пример.
Из материалов многолетних наблюдений известно, что Москва – «остров» тепла в «океане» столичного региона и Подмосковья. В городе не только температура выше, чем в пригороде, но и в 1,5 раза больше ливневых дождей и меньше солнечных дней. При изучении микроклимата города учащимся предлагается найти объяснение этим фактам.
Действительно, в больших городах создается своеобразный микроклимат, который отличается от климата ближайших районов. Между городом и окрестностями возникает заметная разница в температурах воздуха. Она особенно ощутима в ясную, тихую погоду зимой или в жаркие летние дни. Например, в феврале 1956 г. в Москве было ясное морозное утро и –15 °С, а в Звенигороде, в 50 км к западу, термометр показывал –32 °С. В один из жарких летних дней в июле 1954 г. температура в центре Москвы поднялась до +41 °С, тогда как за городом составляла +34 °С. Разница в 5–10 °С между Москвой и ее ближайшими окрестностями – явление обычное.
Зимой температурные контрасты объясняются «теплым» дыханием города. Это не столько тепло, выходящее из топок, сколько дымовая завеса из продуктов неполного сгорания. Над Москвой постоянно висит огромное серое облако, хорошо заметное в ясную погоду с самолета задолго до приближения к городу. В составе облака – пыль, дым, копоть, поднятые восходящими потоками воздуха до высоты 500–1000 м. Они-то и предохраняют город от чрезмерного охлаждения. Среднемесячная температура января в Москве составляет –9,7 °С.
Летом масса мельчайших частиц, висящих над городом, нагревается солнечными лучами и отдает свое тепло окружающему воздуху. Дополнительный разогрев воздуха происходит от раскаленных мостовых и каменных зданий. Поэтому среднемесячная температура самого жаркого летнего месяца – июля – в Москве +18 ,7 °С. Это в среднем на 2–3 °С выше, чем в Подмосковье. Жаркие летние дни в Москве, как правило, всегда сопровождаются туманами, их в городе в 2,5 раза больше, чем в пригороде. Причина – все те же мельчайшие пылинки, частицы дыма и т.п., которые являются ядрами конденсации, способствуют сгущению водяного пара и образованию тумана.
При изучении почв особое внимание уделяется влиянию антропогенного фактора. Наряду с известными методиками (определение почвенных горизонтов, рН почвы, содержания гумуса) даны методики исследования радиационного фона городских почв, определения содержания катионов свинца.
В конце раздела описывается урбозем как почва городской среды. При строительстве жилых домов, дорог, прокладке коммуникаций почвы крупных городов подвергаются серьезным изменениям по физическим, химическим и морфологическим (смешение слоев) показателям. В почвах городов появляются вещества, им несвойственные: строительный и бытовой мусор, ядовитые и даже радиоактивные вещества (часто с длительными сроками разложения). Такие почвы получили название урбоземов.
Изучение загрязненности воздуха в городе также проводится несколькими методиками: по осадкам, по содержанию сульфатов в коре деревьев, методом лихеноиндикации и др.
Невозможно рассматривать городские экосистемы без изучения роли в них живых организмов. Используя практикум, исследования можно проводить на пришкольном участке, в парке, в лесу, изучать разнообразие комнатных растений в классе и в квартире, проводить мониторинг состояния здоровья людей.
Особое место отведено изучению особо охраняемых природных территорий (ООПТ) города с использованием виртуальной экологической тропы. В настоящее время в Москве наблюдается повышенный интерес к созданию и организации работы экологических троп. Очень популярна у москвичей тропа в заказнике «Воробьевы горы», с участием школьников созданы и работают тропы в Измайлове, Хамовниках и др. Но создание таких троп сопряжено с большими организационными и финансовыми трудностями, к тому же они недоступны зимой, в ненастные осенние дни и т.д. Используя же современные компьютерные технологии, можно создать виртуальную модель экологической тропы, изучить ее, апробировать, просчитать целесообразность остановок и финансовые вложения, а затем уже поэтапно переносить в природную среду. И даже после создания реальной экологической тропы компьютерная модель не умрет, ее можно использовать для организации интересной экологической работы круглый год. Это уменьшит рекреационную нагрузку на природную среду и даст возможность подготовить детей к выходу в природу, потому что, к сожалению, не все учащиеся привыкли бережно относиться к природному наследию города. Не секрет, что экологическая тропа на Воробьевых горах ежегодно страдает от вандалов и хулиганов.
При изучении рекреационной нагрузки в городской среде необходимо уделить больше внимания проблемам ресурсосбережения, особенно одной из самых острых экологических проблем крупных городов – утилизации твердых бытовых отходов. Москва – крупнейший мегаполис, ее площадь составляет 99,3 тыс. га. Ежедневно в столице образуется около 7 тыс. т твердых бытовых отходов, то есть за год это примерно 2,5 млн т, и около 6,5 млн т промышленных отходов.
Переработке подвергается только 10% твердых бытовых отходов и около 60% промышленных отходов. Частично отходы вывозят на загородные полигоны для захоронения, частично они попадают в места неорганизованного хранения (около 10%). Около 6% отходов остается на территории города. В практической работе «Заглянем в мусорное ведро» учащимся предлагается решить проблему мусора в своей квартире, классе. При этом ставятся вопросы: Каковы экологические последствия открытых свалок? Какова эффективность раздельного сбора бытового мусора? Как можно организовать раздельный сбор мусора?
Во второй главе предлагаются новые методики определения гидрофизических и гидрохимических параметров воды, изучения роли живых организмов в водных экосистемах и влияния на них антропогенного фактора. Результатом комплексного изучения водных экосистем может стать разработка и утверждение экологического паспорта водоема. При желании силами школьников можно провести паспортизацию всех водоемов города (бланк размещен в данном пособии), что будет большой практической помощью департаменту природопользования.
Третья глава очень важна для педагога в инновационном смысле. Если предыдущие главы вооружают учащихся современными, иногда очень сложными методиками исследований, учат видеть проблему, выстраивать план работы, формулировать рабочую гипотезу, самостоятельно работать с информацией, то эта направлена на серьезные изменения в сознании учащихся. Авторы учат школьника «видеть и слышать природу», основы аудио- и видеоэкологии интегрируются здесь с материалом литературы, МХК, рисования, психологии. Проводится сравнение городской и природной среды, дается понятие агрессивной среды, изучается влияние природных факторов на психофизиологическое здоровье человека, раскрываются понятия бытийного и дифицитарного отношения к природе. Например, можно любоваться букетом полевых цветов в вазе, а можно научиться любоваться цветущим лугом, не вторгаясь в живую природу. Все это дает возможность использовать данное учебное пособие не только для изучения окружающей среды с позиций практико-ориентированного образования, но и организовать мыследеятельность в обучении. Многие работы в практикуме соответствуют принципам деятельностного образования.
Остановимся на некоторых работах. В разделе «Использование этнокультурного опыта в экологическом образовании» рассказывается об истории взаимоотношения человека с окружающей средой. Формирование культурных ценностей разных народов происходило веками, культура разных народов имеет общие корни, а традиции и обычаи глубоко экологичны. Веками формировались и коммуникативные традиции совместного проживания разных народов. И чтобы исключить непонимание и враждебность, проявления религиозной и национальной нетерпимости в сегодняшних отношениях между людьми, необходимо использовать этот опыт.
Российская столица испокон веков была многонациональным городом. Ее выгодное географическое положение, удобное речное сообщение привлекало внимание иноземцев практически с основания Москвы. Археологические находки в Москве свидетельствует об ее активной торговле с западными странами, широких связях со Средней Азией и Арабским Востоком. Как писал историк И.Е. Забелин, Москва стала «добрым мостом-распутьем для сообщения во все стороны и во все края старинных народных сношений». Часть иноземцев оседали в Москве. В XIV в. в стольный град прибывает много итальянцев, которых здесь называют фрягами или фрязинами (отсюда известные топонимы Фрязино, Фрязево, Фряново – название мест, где они селились). Итальянцы преимущественно были пушечными мастерами, строителями каменных зданий и крепостных стен, ювелирами. Новая родина относилась к ним уважительно: итальянцы удостаивались дворянских званий, им дозволялось приобретать земли в окрестностях Москвы.
Еще раньше москвичи познакомились с греками. Их поселение заняло пространство между соседствующими с Кремлем улицами Никольской и Ильинкой. Об их пребывании в городе напоминает греческий монастырь Святого Николы, возведенный в XIV в., а в XVII в. возникла уже греческая слобода. Греки в Москве служили священниками и помогали местным православным пастырям переводить на русский язык церковные книги. Но в основном они занимались ремеслом и торговлей. Кроме того, греческие мастера участвовали в создании фресок, украшающих Успенский собор Кремля. Среди них были известные нам Максим Грек, Ховрины-Головины, развернувшие в Москве каменное строительство. Потомки грека Стефана Васильевича оставили в русской истории благодарную память о себе, ибо на свои средства построили в Кремле каменные палаты.
Уже при Иване Грозном за Яузой образовалась немецкая слобода, в которой жили англичане, французы, голландцы, испанцы, шведы и другие иностранцы христианского происхождения, названные немцами (немыми), поскольку они не изъяснялись по-русски.
С тюркоязычными народами славяне вступали в различные взаимоотношения с ранних времен. Татарская слобода известна в Москве с XV в. В ней жили переводчики-толмачи, ремесленники, торговцы, погонщики табунов, пригонявшие в белокаменную степных коней. До настоящего времени существуют татарские улицы и переулки. С XV по XVII в. образовались поселения армян и грузин. Справедливости ради следует сказать, что трения на религиозной и национальной почве возникали и тогда, но в целом местное население с большой симпатией относилось к селившимся в Москве инородцам.
В практической работе «Изучение эколого-коммуникативных традиций разных народов, проживающих в Москве» ребятам предлагается изучить историю улиц города, названных в честь иностранцев, и ответить на вопросы: Какую роль сыграли иностранцы в становлении Российского государства? За какой вклад благодарные потомки назвали их именами улицы и районы города? Как уживались разные народы вместе? Как повлияла культура народов, проживающих в Москве, на нашу сегодняшнюю культуру? Какие блюда иностранной кухни вы знаете и любите? Такие проекты можно делать уже в начальной школе. Так, в ГОУ СОШ № 930 г. Москвы учителем начальных классов Зыковой Л.А. на этой основе разработан проект «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!».
В многомиллионной Москве проживают представители различных стран и народов. Не все диаспоры чувствуют себя комфортно, да и москвичи не всегда рады гостям. Взаимоотношения между этносами во многом определяют социальные и экологические проблемы в городе. Например, как относятся некоренные жители Москвы к ее природным и культурным богатствам? Кем чувствуют они себя в городе: «временщиками», вандалами, инертными обывателями или частью живого организма Москвы.
Являясь «зеркалом» общественной жизни страны, школа отражает и концентрирует многие негативные явления. И, входя в многонациональный класс, учитель так или иначе ставит перед собой ряд вопросов: Как строить воспитательный процесс в таком сложном и многоликом городе? Поможет или навредит эколого-этнографическое образование и без того сложным межнациональным отношениям? Как привить детям уважение и интерес к национальным традициям и религиям, не противопоставляя их друг другу? Как показать общность нашего происхождения и развития, сходство обрядов, традиций, бережного отношения к природе?
Лучшее средство вступить в мир народной культуры – это понять его обычаи, обряды, верования, осмыслить символику, прочувствовать этические принципы. Но невозможно научить уважать традиции других народов, не зная собственных. В практических работах «Экология жилья: от избы к современной квартире» и «Культура еды: изучение традиций питания в России» изучаются традиции русского народа. Эти работы в практикуме хорошо иллюстрированы, на фотографиях показаны предметы домашней утвари, предметы быта, одежда и т.д. Для иллюстраций использовались экспонаты школьного краеведческого музея «Живуны» ГОУ СОШ № 930 г. Москвы (рук. Гуревичева Н.Т.). Опираясь на принципы этноэкологии и этнопедагогики, значительно легче формировать систему нравственных, культурных и личностных ценностей у учащихся.
В работе «Культура речи – культура общения», подготовленной учителем русского языка и литературы ГОУ СОШ № 930 Тепляковой Н.П., поднимаются проблемы русского языка.
«Ушло или ослабло представление об изначальной сакральной природе слова. Ведь ставшее у нас почти житейской поговоркой «В начале было Слово» в Евангельском послании означает Господа: «… И Слово было у Бога, И Слово было Бог». Н.Н. Скатов.
Учащимся предлагается, опираясь на данную цитату, написать эссе на одну из следующих тем: «Судьба русского слова сегодня», «Мы сохраним тебя, русская речь». В качестве основы сочинений предлагается использовать произведения русских писателей, содержащие размышления о роли слова в жизни человека:
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» (И.С. Тургенев).
Слово
Молчат гробницы, мумии и кости –
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы на мировом погосте
Звучат лишь Письмена.И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил в дни злобы и страданья
Наш дар бессмертный – речь.(И.А. Бунин)
Мужество
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, –
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!(А.Ахматова)
Рассматриваются различные стили (научный, художественный, публицистический), развивается умение грамотно и рационально излагать свои мысли, делается вывод, что культура речи является частью общей культуры человека.
В 2008 г. лабораторно-полевой экологический практикум стал призером Московского городского заочного конкурса методической литературы по эколого-биологическому образованию детей в номинации «Учебная»; в 2009 г. получил Грант издательства «ВЕНТАНА-ГРАФ» и 2-е место в конкурсе как дополнительное пособие учителям, работающим по программе И.Н. Пономаревой; удостоен Гранта Москвы в сфере образования – 2009.
* Александрова В.П., Гусейнов А.Н., Нифантьева Е.А., Болгова И.В., Шапошникова И.А. Изучаем экологию города. – М.: Бином, 2009.