Экология

Г. П. Кошлай

Использование технологии «творческие мастерские» на уроках биологии

…Образование есть то, что остается после того,
когда забывается все, чему нас учили в школе…

АЛЬБЕРТ ЭЙНШТЕЙН

Современный мир диктует новые условия и возможности в образовании. Учителю и ученику жизнь предъявляет новые качественные требования.

В «Концепции модернизации Российского образования до 2010 г.» говорится, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Безусловно, эти качества необходимы и ученику, и учителю для достойного выживания в условиях современного мира.

Как воспитать эти качества у наших учащихся? Эту практическую задачу учитель должен выполнять изо дня в день, из урока в урок. Для того чтобы провести урок по-новому, необходимо осмыслить собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и прежде всего измениться самому. 

Рассмотрим современный урок биологии с точки зрения применения открытой образовательной технологии «творческие мастерские». Для успешного проведения урока недостаточно просто владеть алгоритмом данной технологии, необходимо осознать и принять принципы и правила ведения мастерской.

Спонсор публикации статьи: Ищите, где купить цветы? Предлагаем Вам заказать букет с доставкой на сайте Заказ-Букета.РУ. Воспользовавшись предложением магазина, Вы получите красивые букеты для любого торжества. Первоклассные дизайнеры флористы составят разнообразные букеты на 8 марта, композицию из цветов для определённого знака зодиака, цветочное панно и многое другое. Удобная система онлайн-заказа на сайте www.Zakaz-Buketa.ru, быстрая доставка цветов домой или в офис, различные способы оплаты, сделают покупку букета легкой и удобной.

Принципы и правила ведения мастерской

1. Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера – руководителя мастерской. На уроке нет «начальников» и «подчиненных».

2. Право каждого на ошибку. Отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской. Самостоятельное исправление ошибки – путь к истине.

3. Безоценочная деятельность. Создание условий эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализация принципов «педагогики успеха», оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией.

4. Элемент неопределенности. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой – психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс. Так же, как право выбора, дает  ощущение внутренней свободы.

5. Предоставление свободы. Свобода в рамках принятых правил реализуется, во-первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); во-вторых, в праве не участвовать на этапе «предъявления продукта»; в-третьих, в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.

6. Диалог – главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Не спор, даже не дискуссия, а диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой, диалог с научным или художественным авторитетом – необходимое условие личностного освоения элементов культуры, восхождения к новым истинам. Диалог дает возможность постижения любого явления с разных позиций, в разных «цветах», которые лишь совместно дают ощущение «радуги» мира.

7. Организация и перестройка пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Это может быть общее пространство, отдельные места для индивидуальной работы, пространство для импровизаций, пантомим и т.д.

8. Ограничение участия мастера-руководителя (учителя) на всех этапах мастерской. Задача его состоит скорее в некотором фиксировании достигнутого участниками. Мастер не ставит вопросов и не отвечает на них. В ряде случаев он может включиться в работу на равных.

Учителю очень сложно преодолеть традиционный стереотип  поведения на уроке. Возникает огромное желание подойти к ученику и исправить ошибки, подсказать, объяснить попросту, выложить готовый ответ. С этой же трудностью сталкиваются и учащиеся: им непривычно видеть учителя в роли не «указки», а помощника, организатора познавательной деятельности. Достаточно сложно и учителю, и учащимся соблюдать принцип безоценочной деятельности, отсутствия критических замечаний в адрес любого участника мастерской. К сожалению, надо признать, что и некоторые дети любят на уроках покритиковать учителя. Но данная технология тем и уникальна, что она формирует мотивацию на процесс познания, совершенствование личности как обучающегося, так и учителя.

Технология творческих мастерских имеет определенный алгоритм, точное описание последовательности действий (шагов), соблюдение которых на уроке обязательно для достижения поставленных целей и задач.

Алгоритм мастерской

I. Индукция (наведение) – создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого, включение чувств, подсознания, формирования личностного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – образ, фраза, текст, предмет, звук, мелодия, рисунок – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. Предлагается неожиданное, в чем-то загадочное и обязательно личностное задание.

II. Работа с материалом (при работе с материалом этапы могут повторяться несколько раз в разных последовательностях).

Деконструкция – работа с материалом (текстом, звуками, веществами, красками, моделями и др.) и превращение его в хаос – смешение слов, явлений, событий.

Реконструкция – создание своего мира, текста, гипотезы, проекта, решения.

Социализация – соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных: работа в паре, малой группе, представление всем промежуточного, а потом и окончательного результата своего труда. Задача не столько оценить работу другого, сколько дать самооценку и провести самокоррекцию.

Афиширование – презентация итогов работы (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) перед аудиторией.

III. Разрыв – кульминация творческого процесса: озарение, новое видение предмета, явления, внутреннее сознание неполноты или несоответствия своего старого знания новому, побуждающие к углублению в проблему, к поиску ответов, сверке нового знания с литературным или научным источником. Появляется информационный запрос, у каждого свой (могут использоваться словари, энциклопедии, учебники, Интернет).

IV. Рефлексия – отражение, самоанализ, обобщение чувств, ощущений, возникших в мастерской. Не оценочные суждения «Это хорошо, это плохо», а анализ движения собственной мысли, чувства, знания, мироощущения. Это богатейший материал для рефлексии самого мастера, усовершенствования им мастерской, дальнейшей работы.

Использование технологии «творческие мастерские» на уроке биологии дало мне возможность увидеть новые качества в учениках, проблемы, которые необходимо решать. Только применив этот подход на практике, я оценила его необходимость и важность. В качестве примера использования технологии «творческие мастерские» приведу разработку урока в 11-м классе по теме «Деление клетки. Митоз и мейоз».

Деление клетки. Митоз и мейоз

Цель: повторение материала о формах размножения клеток.

Задачи:

– сформировать и закрепить знания о двух видах деления клеток, о значении деления клеток для одноклеточных и многоклеточных организмов, о процессах, происходящих в различные фазы митоза и мейоза, о различиях мейоза и митоза;

– развивать умение работать в группе, характеризовать (описывать), сравнивать (распознавать, узнавать, определять), обосновывать (объяснять, сопоставлять, делать выводы), применять знания, оценивать себя и свои знания;

– воспитывать уважительное отношение друг к другу, эстетические чувства, интерес и любовь к предмету.

Оборудование: листы ватмана, листы писчей бумаги, фломастеры, клей, скотч, ножницы, файлы с заданиями, карточки-инструкции, два чистых стенда.

Подготовка учащихся к уроку

1. Учащимся накануне зачитываются и поясняются принципы и правила ведения мастерской.

2. Так как тема «Деление клетки» изучалась в 9-м классе и ребята основательно все подзабыли, предварительно класс получил домашнее задание повторить материал по теме «Деление клетки» и ознакомиться с исторической справкой (Приложение 1).

(Примечание: столы в классе расставлены таким образом, чтобы было удобно работать в командах.)

Ход урока

I. Индукция (наведение)

Деление класса на команды.

1. Каждому учащемуся предлагается выбрать любой вопрос из записанных на листке бумаги (очевидно, что выбор падет на тот вопрос, на который ученик знает ответ).

Вопросы

– В чем заключается биологический смысл мейоза?
– В чем различия митоза и мейоза?
– В чем заключается биологический смысл митоза?

2. Каждый ученик складывает из этого листка самолетик. Встав в круг, все одновременно по команде учителя запускают самолетики, затем поднимают самолетики, упавшие рядом, и снова запускают их в полет.

3. Учащиеся подбирают упавшие рядом самолетики, раскрывают их и читают вопрос на листе, а затем распределяются на три команды по одинаковым вопросам.

II. Работа с материалом

Деконструкция

Учитель раздает командам файлы с заданиями (Приложения 2–4). Первая команда получает синий файл, вторая – зеленый, третья – красный. Все содержимое файла необходимо разделить на три части: 1 – слова, 2 – определения, 3 – рисунки, схемы.

Реконструкция

Из предлагаемых терминов (Приложение 2) необходимо выбрать те, которые имеют отношение к теме «Деление клетки. Митоз. Мейоз».

Социализация

Команды зачитывают выбранные слова вслух.

Реконструкция

Из предлагаемых определений (Приложение 3) подберите определения, соответствующие выбранным словам из  предыдущего задания. Будьте внимательны! Некоторые определения заменены, поэтому, чтобы выполнить это задание правильно, необходимо найти и попросить свое определение у другой команды. Терминами меняться нельзя!

Социализация

Взаимодействие учащихся с другими командами. Взаимопомощь.

Реконструкция

К процессам, протекающим в клетке во время митоза или мейоза, подберите соответствующие рисунки (Приложение 4).

Приклейте на ватман слова, определения и рисунки в логической последовательности. Подготовьте небольшой рассказ о данном биологическом процессе.

Афиширование

Команды вывешивают свои работы на стенде. Учащиеся рассказывают о процессе, изображенном на ватмане.

III. Разрыв

Ответьте на вопрос, который записан на вашем листке-самолетике. Ответ запишите в тетради. (При выполнении этого задания можно пользоваться литературой).

Социализация

Работа в команде.

Афиширование

Каждая команда зачитывает свой ответ на вопрос вслух.

IV. Рефлексия

Вариант 1 (если времени достаточно). Приведите 2–3 аргумента в пользу того, что  тему «Деление клетки. Митоз. Мейоз» необходимо изучать в курсе общей биологии средней школы.

Вариант 2 (если времени недостаточно). Довольны ли вы уроком; своей работой на уроке; каково ваше эмоциональное состояние? Ответы запишите на листочке и, уходя, прикрепите на стенд.

V. Домашнее задание

Ответьте на вопросы.

1. Какие факторы вызывают нарушение митоза и мейоза?
2. К каким последствиям это может привести? (Ответ оформить в виде таблицы.)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Историческая справка

Флемминг Вальтер (1843–1905), немецкий гистолог. Профессор университетов в Праге (с 1873) и Киле (1876–1901). Основные труды по гистологии моллюсков, регенерации тканей, изучению соединительной и жировой тканей, строения фолликулов, клеток спинальных ганглиев и др. Особую известность приобрели его исследования тонкого строения клетки. С помощью разработанных им методов фиксации (жидкость Ф.) и окраски изучал структуру протоплазмы, ядра, центросом и особенно детально – деление клетки (прямое и непрямое). Эти исследования имели большое значение для развития цитологии; его методы фиксации и окраски получили широкое распространение в лабораторной практике.

Страсбургер Эдвард (1844–1912), немецкий ботаник, по происхождению поляк, член Польской АН в Кракове (1888). Учился в Варшаве, Бонне и Йене. Доцент Варшавского (1867–1869), профессор Йенского (1869–1880) и Боннского (1880–1911) университетов. Основные труды в области цитологии, анатомии и эмбриологии растений. Исследовал митоз. Описал мейоз  у высших растений, объяснил биологическое значение редукции  числа хромосом. Изучал процесс оплодотворения, явления партеногенеза и апогамии. Работы Страсбургера имели большое значение для подготовки хромосомной теории наследственности и развития представлений о генетическом единстве высших растений. Усовершенствовал методику цитологических исследований. Соавтор переиздававшегося курса ботаники («Учебник ботаники», 1894, 30-е изд. – 1971), переведенного на ряд языков, в том числе на русский.

Чистяков Иван Дорофеевич (1843–1877), русский ботаник. Окончил Московский университет (1868) и был оставлен при нем, с 1871 г. профессор и заведующий ботаническим садом. Основоположник московской школы эмбриологов и цитологов растений. Одним из первых наблюдал и описал митоз у растений (1874).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Термины

(Подчеркнутые слова – верный выбор учащихся; все слова на отдельных листочках.)

Команда 1 (синий файл)

Митоз, профаза, метафаза, анафаза, телофаза, амитоз, клеточный цикл, фотосинтез.

Команда 2 (зеленый файл)

Мейоз, 1-е деление, профаза 1, метафаза 1, анафаза 1, телофаза 1, кроссинговер, эволюция.

Команда 3 (красный файл)

Мейоз, 2-е деление, профаза 2, метафаза 2, анафаза 2, телофаза 2, интерфаза, полимеры.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Определения

(Каждое определение на отдельном листочке.)

Команда 1 (синий файл)

• … – это способ деления эукариотических клеток, при котором каждая из двух вновь возникающих клеток получает такой же генетический материал, как в исходной клетке.

• … – хромосомы спирализуются и становятся хорошо заметными в световой микроскоп, исчезает ядрышко, две центриоли расходятся к полюсам клетки, отходящие от них микротрубочки, формируют веретено деления, ядерная оболочка распадается.

• … – ? (отсутствует определение метафазы).

• … – стадия, во время которой сестринские хроматиды, ставшие самостоятельными хромосомами, расходятся к противоположным полюсам клетки.

• … – вокруг собранных у полюсов хромосом формируется ядерная оболочка. Хромосомы деспирализуются (из компактных превращаются в тонкие и длинные, неразличимые в световой микроскоп). Образуются ядрышки. Эта стадия заканчивается цитокинезом (разделением цитоплазмы) и образованием двух диплоидных клеток.

• … – прямое деление ядер путем перетяжки не всегда заканчивается цитокинезом, в результате обычно возникают многоядерные клетки. После амитоза клетки не способны приступить к митотическому делению. Этот процесс характерен для отмирающих клеток.

• … – период жизни клетки от деления до деления, основная часть жизни клетки.

• ... (от лат. inter – между) – период между делениями. Клетка интенсивно растет, увеличивается количество структур и веществ клетки, количество хромосом удваивается. (Лишнее определение.)

Команда 2 (зеленый файл)

• … (от греч. meiosis – уменьшение) – это способ деления эукариотических клеток, при котором происходит редукция (уменьшение) числа хромосом, т.е. из диплоидной (содержащей двойной набор хромосом) клетки образуются гаплоидные (содержащие одинарный набор хромосом).

• … – первое деление мейоза.

• … – хромосомы начинают конденсироваться и становятся различимыми в световой микроскоп. Затем гомологичные хромосомы начинают сближаться друг с другом – конъюгировать. Пару конъюгирующих хромосом называют бивалентом (каждый бивалент образован 4 хроматидами). Заканчивается репликация ДНК. Фаза заканчивается исчезновением ядерной оболочки и ядрышка.

• … – биваленты выстраиваются в экваториальной плоскости клетки. К центромерам прикрепляются нити веретена деления.

• … – бивалент распадается на две хромосомы, которые отходят к разным полюсам клетки.

• … – хромосомы деконденсируются (из компактных превращаются в тонкие и длинные, неразличимые в световой микроскоп). Вокруг собранных у полюсов хромосом формируется ядерная оболочка. Образуются ядрышки. Эта стадия заканчивается цитокинезом (разделением цитоплазмы) и образованием двух диплоидных клеток.

• …– ? (отсутствует определение кроссинговера).

• … – все хромосомы выстраиваются в экваториальной плоскости клетки, на этой стадии их можно хорошо различать и сосчитать. (Лишнее определение.)

Команда 3 (красный файл)

• … (от греч. meiosis – уменьшение) – это способ деления эукариотических клеток, при котором происходит редукция (уменьшение) числа хромосом, т.е. из диплоидной (содержащей двойной набор хромосом) клетки образуются гаплоидные (содержащие одинарный набор хромосом).

• … – второе деление мейоза.

• …– хромосомы спирализуются и становятся хорошо заметными в световой микроскоп, исчезает ядрышко, две центриоли расходятся к полюсам клетки, отходящие от них микротрубочки, формируют веретено деления.

• … – все хромосомы выстраиваются в экваториальной плоскости клетки, на этой стадии их можно хорошо различать и сосчитать в клетке.

• … – стадия, во время которой сестринские хроматиды, ставшие самостоятельными хромосомами, расходятся к противоположным полюсам клетки.

• … – вокруг собранных у полюсов хромосом формируется ядерная оболочка. Хромосомы деспирализуются (из компактных превращаются в тонкие и длинные, неразличимые в световой микроскоп). Образуются ядрышки. Эта стадия заканчивается цитокинезом (разделением цитоплазмы) и образованием четырех гаплоидных клеток.

• … – ? (отсутствует определение интерфазы).

• … (от англ. сrossing-over – прекрест) – обмен идентичными участками гомологичных хромосом. (Лишнее определение.)

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Схемы митоза и мейоза

(Схемы не подписаны; фазы на отдельных листах.)

Команда 1 (схема митоза, синий файл)

Команда 2 и 3 (схема мейоза, зеленый и красный файлы)

ЛИТЕРАТУРА

1. Зачесова Е.В., Родионова О.А. Опыт включения ООТ в структуру повышения квалификации педагогических кадров. – М.: МИОО, 2007.
2. Мейчик Г.А. Лекции курсов повышения квалификации, 2008/2009 учебный год.
3. Педагогические мастерские: теория и практика / Сост. Н.И. Белова, И.А. Мухина. – СПб., 1998.
4. Прокофьева Л.Б., Зачесова Е.В. Реализация принципа открытости в повышении квалификации школьных команд в условиях становления гражданского общества. – М.: МИОО, 2007.
5. Сайт кафедры открытых образовательных технологий Московского института открытого образования: www.oot-kaf.ru.
6. Тьюторское сопровождение и открытые образовательные технологии в современном образовании. Сборник статей. – М.: МИОО, 2008.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru