В. Г. Смелова
И все-таки она существует!
Спонсор публикации статьи: интернет проект "Образование: путь к успеху" предлагает ознакомиться с последними новостями в сфере образования города Уфы и республики Башкортостан. На страницах газеты "Образование: путь к успеху", которая располагается по адресу www.Obrazovanie-Ufa.ru, Вы найдете большое количество статей, публикаций и интервью, которые расскажут про учебу в школе, высших учебных заведениях, образовательных курсах и многом другом. Информация, представленная в газете, будет полезна и интересна как учащимся, так и педагогам.
23 марта 2010 г. в Московском институте открытого образования состоялась научно-методическая конференция «Проблемы преподавания теории биологической эволюции в средней школе», организованная кафедрой методики преподавания биологии, возглавляемой профессором Г.И. Лернером.
Ни для кого не секрет, что современный учитель биологии находится в очень неоднозначной ситуации по вопросу преподавания теории эволюции. С одной стороны, Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии жестко регламентирует «знание эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира». Причем учение Ж.Б. Ламарка и синтетическая теория эволюции выделены в тексте Стандарта курсивом как материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
С другой стороны, всякий более или менее продвинутый школьник, имеющий доступ к сети Интернет и иногда, желая повысить уровень своей подготовки по общей биологии, в эту сеть заглядывающий, знает, что мы живем в эпоху неоламаркизма. А еще этот школьник принадлежит к многоконфессиональному составу ученической аудитории, да и школа у нас, похоже, уже не отделена от церкви, о чем свидетельствует введение курса «Основы религиозной культуры». Вот и попробуй здесь быть толерантным естественником. Получается, что однозначная трактовка классического дарвинизма в курсе школьной программы по биологии в современных условиях практически невозможна.
Разрешить эти противоречия и попытались участники конференции, среди которых были ученые-эволюционисты Москвы и Санкт-Петербурга, научные сотрудники Российской академии наук и Российской академии образования, методисты, учителя биологии города Москвы, учащиеся московских школ.
Первое выступление было необычным для конференций подобного уровня, но сразу задало тон и высокий научный уровень обсуждения проблемы. Это был фрагмент открытого урока-семинара, который вместе со своими учениками представил Е.Б. Бабенко, учитель биологии Центра образования № 218. На семинаре «Альтернативные естественнонаучные эволюционные концепции» была представлена теория прерывистого равновесия (рассматривающая эволюционные механизмы с точки зрения синтеза палеонтологии и молекулярной генетики), являющаяся альтернативной по отношению к доминирующей синтетической теории эволюции (сочетание классического дарвинизма и популяционной генетики). Семинар должен был продемонстрировать, что макроэволюция (появление надвидовых таксонов, таких, как род, семейство, отряд и т.п.) имеет особые механизмы. В ходе дискуссии учитель с учениками пытались эти гипотетические (и не только) механизмы изложить с точки зрения современной молекулярной генетики.
Естественно, часть учительской аудитории не до конца понимала суть происходящего, поскольку далеко не все учителя биологии ведут углубленный курс в специализированных классах и вникают в подобные тонкости. Вместе с тем следует порадоваться за учеников, которым эволюционная теория преподается на столь высоком уровне, в чем несомненная заслуга Евгения Борисовича Бабенко – учителя высшей категории, Почетного работника общего образования.
Второй доклад – «Соотношение микро- и макроэволюции» был представлен А.С. Северцовым – доктором биологических наук, профессором, заведующим кафедрой биологической эволюции биологического факультета МГУ. Алексей Сергеевич – автор и соавтор всех программ по теории эволюции для университетов России. Он много лет читает курс «Теории эволюции» на биофаке МГУ, ведет спецкурсы «Введение в теорию эволюции» и «Направленность эволюции» на кафедре теории эволюции и является автором учебника «Основы теории эволюции» (М.: МГУ, 1987). Полностью доклад А.С. Северцова можно прочитать в журнале «Биология в школе» (2009 г., № 10).
В докладе доктора биологических наук, профессора Института биологии развития РАН М.В. Мина «Проблема вида вчера и сегодня» после краткого экскурса в историю вопроса (начиная с Ч.Дарвина) был продемонстрирован слайд, отражающий 24 современные концепции вида, что вызвало неподдельный интерес аудитории к заявленной теме. На конкретном примере гибридизации леща и плотвы было показано, что, даже имея факты разнообразия форм одного вида у рыб, обитающих в одном озере, не удается доказать, что они принадлежат к разным таксонам, ибо они не изолированы и свободно скрещиваются. Таким образом, взаимоотношения видов – очень непростой процесс и ответить на вопрос «что такое вид?» в наше время достаточно сложно. По мнению профессора, решение проблемы вида возможно, если не абсолютизировать это понятие, а исследовать его в чистом виде.
Методическую часть конференции открыл доклад кандидата биологических наук, доцента кафедры методики преподавания биологии МИОО С.В. Багоцкого «Формирование эволюционных представлений в школьном курсе биологии». По мнению Сергея Владимировича, основная проблема возникающих затруднений изучения теории эволюции в старших классах состоит в том, что существующее учебное содержание разделов курса биологии основной школы «не эволюционизировано». Необходимо целенаправленно и последовательно развивать эволюционное мышление учащихся задолго до изучения основ общей биологии. Например, в разделе «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» в настоящее время отсутствует четко выраженная преемственность между споровыми и семенными растениями. В разделе «Животные», изучая зоологию позвоночных, необходимо представлять эволюцию кровеносной, дыхательной и других систем органов. В разделе «Человек и его здоровье», по мнению докладчика, «в настоящее время изучается не человек как неотъемлемая часть биосферы, а некий кадавр, лишенный эмоций, чувств и полностью оторванный от окружающей среды». Огромный пропедевтический потенциал содержит и раздел «Экология». Доклад сопровождался яркими примерами ароморфозов, идиоадаптаций, дегенераций из техники, истории, искусства, литературы, которые отражали сферу научных интересов С.В. Багоцкого: интегративный подход к преподаванию биологии вообще и теории эволюции в частности.
Настоящим подарком присутствующим учителям биологии было выступление доктора биологических наук, профессора кафедры нормальной физиологии Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии, автора учебников по биологии А.П. Пуговкина «Преподавание биологии в условиях активизации религиозной жизни». Аргументированно, со ссылкой на соответствующие статьи Конституции Российской Федерации, Андрей Петрович показал, что введение основ религиозной культуры в образовательный процесс средней школы является нарушением существующего законодательства. Были представлены данные соцопросов по существующей проблеме, которые демонстрируют практически полное невежество и сумятицу умов как в области религии, так и в части эволюционных представлений большей части населения. Обоснованно и доказательно А.П. Пуговкин подвел аудиторию к мысли, что, по сути, христианское учение и эволюционная теория не противоречат друг другу, о чем было заявлено, например, в Резолюции парламента ассамблеи Совета Европы № 1580 по докладу Комиссии по культуре, науке и образованию № 11375 (2007 г.). В конце выступления докладчик рекомендовал учителям биологии обратиться к известным работам К.Льюиса «Просто христианство», П.Тейяра де Шардена «Феномен человека» и другим, представляющим синтез теологии и эволюционного учения, для того, чтобы компетентно отвечать на возможные вопросы верующих учеников.
Высокий академический уровень выступлений, толерантность к альтернативным мнениям, нерешенность заявленной проблемы и огромный к ней интерес переполненного зала – все это сделало конференцию незабываемым научным событием.
Все участники конференции продемонстрировали высокую культуру ведения научных дискуссий. Единственным исключением было откровенно агрессивное поведение полковника К.К. Карпова, который, выйдя на военную пенсию, почему-то решил остаток жизни посвятить борьбе с эволюционным учением, не стесняясь при этом в выборе средств и не особо выбирая слова и выражения. Но его присутствие и бесплодные попытки перевести научную дискуссию в русло базарной демагогии только сплотило присутствующую учительскую аудиторию, о чем свидетельствовала ее реакция на выступление кандидата военных наук.
Уважаемые коллеги! Пусть теория эволюции и не находит в настоящее время стопроцентного подтверждения, тем не менее, в отличие от креационизма, это замечательно удобная гипотеза, которая позволяет нам и нашим ученикам постоянно находиться в поисках ответа на вопрос: было или нет? Другими словами, эволюционное учение развивает наше мышление. Просто напрашивается аналогия с Библией, текст которой породил тысячу толкований. Так и эволюционная теория волнует умы и толкуется очень по-разному на протяжении многих лет, и процесс этот далек от завершения.
В заключение приведу слова из выступления Е.Б. Бабенко: «Стандартный учитель обучает основам наук. Талантливый учитель создает школу единомышленников. Учитель (с большой буквы) воспитывает коллег, способных к свободному и, может быть, альтернативному выражению мысли». Так что мы на правильном пути!