Я иду на урок

Л. В. Степаненко

Земноводные

Урок обобщения знаний, 7-й класс

Оборудование: таблица «Внешнее и внутреннее строение земноводных», идеограмма «Мозг рыбы».

Раздаточный материал: мозаики «Мозг земноводных», графический диктант.

На доске эпиграф:

«Жаба – настоящее благосостояние для места, где она поселилась». А.Брем

Ход урока

Учитель. Сегодня на уроке мы с вами повторим все, что узнали о земноводных.

Лягушкам не повезло, отношение к ним у человека обычно более чем прохладное. Правда, в далекие времена некоторые народы считали лягушек причастными к сотворению мира. Позже врачеватели готовили из жаб лекарства от разных болезней, совали их в рот больному, чтобы излечить его от лихорадки, закапывали в землю – для урожая. Но те времена давно прошли, сейчас если о лягушке и вспомнят, то обычно со словами: «Бр-р! Мокрая, скользкая, холодная!» Но давайте все же попытаемся доказать, что лягушки и жабы не заслуживают такого отношения.

Спонсор публикации статьи: копировальный центр «Копиграф» - более 5 лет предоставляет высококачественные услуги широкоформатной полиграфии, сканирования и копирования в Москве. Воспользовавшись предложением центра, Вы сможете осуществить интерьерную печать без выходных, в любое время суток, по самым выгодным ценам. Современное профессиональное оборудование обеспечивает высокое качество выполняемых работ любых форматов, сложности и объема.

I. Особенности внешнего строения земноводных, их приспособленность к среде обитания

Ответьте на вопросы

1. В умеренном климатическом поясе водится несколько десятков видов земноводных, а в тропиках до 1,5 тыс. видов. Какие условия ограничивают распространение земноводных на Земле?

2. Какое значение в дыхании земноводных имеет кожа?

3. Какое влияние на мускулатуру оказала потеря относительной невесомости тела при выходе на сушу?

4. Какие признаки приобрели земноводные в связи с наземным образом жизни?

5. Почему у класса двойное название?

6. По каким признакам класс земноводных относится к типу Хордовые?

Закончите предложения, записанные на доске

В отличие от рыб, у земноводных тело покрыто … кожей, которая богата … , выделяющими … . Через увлажненную кожу осуществляется … . У некоторых земноводных кожа обладает … свойствами и служит … против врагов.

При изучении зоологии мы часто сталкиваемся с загадками, с фактами, которые не можем объяснить. Например, тритонов углозубов сибирских находили в вековых отложениях льда – и это была загадка. Профессор А.Банников считал, что «во время зимовки углозубы заползали в трещины в почве, иногда очень глубоко. Так попадали они в слой вечной мерзлоты и в трещины ископаемого льда. Он замывался,  и животное замуровывалось, вводя ученых в заблуждение». Позже ультразвуковое исследование показало истинный возраст «ископаемых» углозубов. Действительно, он не превышал 100 лет.

Загадок очень много, но на некоторые из них можем ответить и мы с вами. Вот, например...

• Зачем краснобрюхая жерлянка при опасности переворачивается на спину, демонстрируя ярко окрашенное брюшко?

• Земноводные обладают максимальным среди позвоночных обзором зрения – 360° в плоскости. Но у разных видов эта плоскость ориентирована по-разному: у квакши – вниз, у прудовой лягушки – вверх, у серой жабы – горизонтально. Почему?

• Почему слизь, покрывающая тело лягушки, является приспособлением как к наземной, так и к водной среде обитания?

• Раньше в деревнях сажали в бидон с молоком лягушку, если хотели, чтобы молоко долго не скисало. Какой в этом смысл?

А теперь давайте вспомним, чем земноводные отличаются от рыб, и вместе заполним на доске таблицу «Особенности земноводных по сравнению с рыбами» (табл. 1).

Таблица 1. Особенности строения земноводных по сравнению с рыбами

Органы тела

Черты строения (по сравнению с рыбами)

1. Голова
2. Позвоночник
3. Конечности
4. Покровы тела

 

Таблица № 2. Особенности развития земноводных

Признаки

Лягушка

Головастик

1. Местообитание

Суша, вода

Вода

2. Передвижение

На 4 конечностях, прыжки

Плавание, плавники

3. Части тела

Голова–туловище–конечности

Голова–туловище–плавники

4. Способ питания

Заглатывание животной пищи

Заглатывание растительной пищи

5. Органы дыхания

Легкие

Жабры

6. Строение сердца

3-камерное

2-камерное

7. Боковая линия

Нет

Есть

8. Кровообращение

2 круга кровообращения

1 круг кровообращения

9. Хорда

Нет

Есть

II. Внутреннее строение земноводных

«Даже натуралисты, не отступающие ни перед чем, всегда проявляли некоторое отвращение к ближайшему наблюдению жаб» (Арман Лейриц, начало ХХ в.).

Мы с вами также не будем уподобляться хирургу и следующий этап своей работы проведем не со скальпелем и жабой, а с бумагой и ручкой, отмечая знаком «+» правильные высказывания и знаком «–» неправильные.

1. Основной причиной изменения скелета земноводных является переход к наземному образу жизни. (+)
2. Плечо, голень, стопа – это составные части передней конечности. (–)
3. В черепе земноводных лучше развит лицевой, а не мозговой отдел. (+)
4. Отсутствие ребер у лягушек связано с появлением конечностей. (+)
5. У земноводных так же, как у рыб, отсутствует пояс задних конечностей. (–)
6. Подвижность головы земноводных связана с наличием шейного позвонка. (+)

А теперь я хочу обратиться к эпиграфу нашего урока: «Жаба – настоящее благосостояние для места, где она поселилась». И предложить вам решить одну математическую задачку, но с зоологическим уклоном.

Задача. Одна лягушка за весну и лето уничтожает 1260 вредителей сельского хозяйства. Сколько вредителей будет уничтожено популяцией лягушек численностью в 500 особей за 2 года?

Ответ: 1 млн 260 тыс.

Как называется такой способ борьбы с вредителями? Где еще вы с ним встречались?

Решая эту задачу, о какой системе органов тела мы вспомним прежде всего? Нарисуйте на доске план строения этой системы и кратко расскажите о сходстве и различиях в органах этой системы у земноводных и рыб.

Герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Базаров на вопрос мальчишки о том, зачем ему лягушка, отвечал: «Я лягушку распластаю да и посмотрю, что у нее внутри делается, а так как мы с тобой те же лягушки, и я буду знать, что у нас внутри делается». Уже сотни лет, с первых опытов Спалланцани, а  возможно, и раньше, лягушки «работают» на человека как классические подопытные животные. Миллионами они погублены во имя торжества науки. В Париже перед зданием Пастеровского института установлен памятник лягушке. Еще один такой памятник установлен в Токио на деньги студентов.

В школе, к счастью, мы не проводим опытов на животных, а потому наши знания о кровеносной системе земноводных мы проверим с помощью доски и мела.

В чем же состоит сходство и различие сердца и кровеносной системы рыб и земноводных? Каково значение двух кругов кровообращения? Давайте заполним схемы на доске:

Рыбы:

 

сердце – тело – сердце.

     

Земноводные:

 

сердце – тело – сердце
сердце – легкие – сердце.

А теперь вспомним строение нервной системы, которая у всех животных регулирует работу органов. Попытайтесь сложить части мозаики, изображающей строение головного мозга земноводных (работа с мозаикой).

Ответьте на вопросы

1. Какие отделы мозга развиты у земноводных лучше, чем у рыб? С чем это связано?

2. Лягушки после удаления переднего мозга продолжают нормально плавать, могут переворачиваться со спины на брюшко, способны глотать мух. Почему?

3. Каким образом головной мозг связан с остальными частями тела?

4. Если лягушку приучить брать корм с деревянной палочки, то будет ли она в дальнейшем хватать палочку, даже если на ней нет корма?

5. Какие органы чувств помогают земноводным ориентироваться во внешней среде? Какое значение имеет расположение их на верхней части головы?

6. Только в России под колесами автомобилей гибнет 10 млн лягушек и жаб. В некоторых странах (Германия) вдоль автострад устанавливают специальные барьеры из проволоки, которые направляют животных к определенным местам перехода, где установлен знак: «Осторожно, лягушки!».

Но лягушка может погибнуть еще до того, как станет взрослой. Какие условия необходимы для размножения земноводных?

7. В период размножения окраска тритонов становится яркой, от затылка до хвоста вырастает гребень с окрашенной каймой и голубой полоской с перламутровым блеском. Какое значение имеют такие изменения во внешнем облике тритона?

8. Почему оплодотворение земноводных называют внешним?

9. Икра травяной лягушки может развиваться от 8 до 28 дней. От чего это зависит?

10. Заполним таблицу на доске. О чем, с точки зрения эволюции, говорят эти особенности?

Ф.Кривин в экологической сказке «Почему вы не любите жабу?» написал: «Неужели жабу нельзя полюбить? Конечно, если судить по внешности… Но ведь по внешности можно и не судить… Можно любить и не только за внешность, есть и другие хорошие качества, и у жабы они тоже есть».

Теперь, ребята, вы многое знаете о земноводных. Давайте попробуем подвести итог нашим знаниям. Кто из вас попробует это сделать? В чем проявилось эволюционное усложнение земноводных по сравнению с рыбами?

Подведение итогов урока, выставление оценок.

Дополнительные задания

Составьте название земноводного

Я ШАГ ЛУК   Лягушка
КОЛ ИВА СТОГ   Головастик
РАНА САД МАЛ   Саламандра
ЖАР ЯК ЛЕН   Жерлянка
ВАШ КАК   Квакша

Кроссворд      

(Жаба, квакша, лягушка, саламандра.)

Загадки

Не вручали приз ни разу
Мне друзья в своем кругу.
А ведь я отличным браcсом
Многих обогнать смогу. (Лягушка.)

Повелось уж так издревле,
Что живу я не в воде.
Обитаю на деревьях, 
А икру мечу в воде. (Квакша.)

Кто в пруду под ряской пышной,
Как всегда, свободно дышит
Черным сплюснутым хвостом? (Тритон.)

У какой лесной лягушки
Яд такой, друзья мои,
Что куда сильнее яда
Ядовитейшей змеи. (Лягушка кокои из Южной Америки.)

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru