Л. В. Степаненко
Земноводные
Урок обобщения знаний, 7-й класс
Оборудование: таблица «Внешнее и внутреннее строение земноводных», идеограмма «Мозг рыбы».
Раздаточный материал: мозаики «Мозг земноводных», графический диктант.
На доске эпиграф:
«Жаба – настоящее благосостояние для места, где она поселилась». А.Брем
Ход урока
Учитель. Сегодня на уроке мы с вами повторим все, что узнали о земноводных.
Лягушкам не повезло, отношение к ним у человека обычно более чем прохладное. Правда, в далекие времена некоторые народы считали лягушек причастными к сотворению мира. Позже врачеватели готовили из жаб лекарства от разных болезней, совали их в рот больному, чтобы излечить его от лихорадки, закапывали в землю – для урожая. Но те времена давно прошли, сейчас если о лягушке и вспомнят, то обычно со словами: «Бр-р! Мокрая, скользкая, холодная!» Но давайте все же попытаемся доказать, что лягушки и жабы не заслуживают такого отношения.
Спонсор публикации статьи: копировальный центр «Копиграф» - более 5 лет предоставляет высококачественные услуги широкоформатной полиграфии, сканирования и копирования в Москве. Воспользовавшись предложением центра, Вы сможете осуществить интерьерную печать без выходных, в любое время суток, по самым выгодным ценам. Современное профессиональное оборудование обеспечивает высокое качество выполняемых работ любых форматов, сложности и объема.
I. Особенности внешнего строения земноводных, их приспособленность к среде обитания
Ответьте на вопросы
1. В умеренном климатическом поясе водится несколько десятков видов земноводных, а в тропиках до 1,5 тыс. видов. Какие условия ограничивают распространение земноводных на Земле?
2. Какое значение в дыхании земноводных имеет кожа?
3. Какое влияние на мускулатуру оказала потеря относительной невесомости тела при выходе на сушу?
4. Какие признаки приобрели земноводные в связи с наземным образом жизни?
5. Почему у класса двойное название?
6. По каким признакам класс земноводных относится к типу Хордовые?
Закончите предложения, записанные на доске
В отличие от рыб, у земноводных тело покрыто … кожей, которая богата … , выделяющими … . Через увлажненную кожу осуществляется … . У некоторых земноводных кожа обладает … свойствами и служит … против врагов.
При изучении зоологии мы часто сталкиваемся с загадками, с фактами, которые не можем объяснить. Например, тритонов углозубов сибирских находили в вековых отложениях льда – и это была загадка. Профессор А.Банников считал, что «во время зимовки углозубы заползали в трещины в почве, иногда очень глубоко. Так попадали они в слой вечной мерзлоты и в трещины ископаемого льда. Он замывался, и животное замуровывалось, вводя ученых в заблуждение». Позже ультразвуковое исследование показало истинный возраст «ископаемых» углозубов. Действительно, он не превышал 100 лет.
Загадок очень много, но на некоторые из них можем ответить и мы с вами. Вот, например...
• Зачем краснобрюхая жерлянка при опасности переворачивается на спину, демонстрируя ярко окрашенное брюшко?
• Земноводные обладают максимальным среди позвоночных обзором зрения – 360° в плоскости. Но у разных видов эта плоскость ориентирована по-разному: у квакши – вниз, у прудовой лягушки – вверх, у серой жабы – горизонтально. Почему?
• Почему слизь, покрывающая тело лягушки, является приспособлением как к наземной, так и к водной среде обитания?
• Раньше в деревнях сажали в бидон с молоком лягушку, если хотели, чтобы молоко долго не скисало. Какой в этом смысл?
А теперь давайте вспомним, чем земноводные отличаются от рыб, и вместе заполним на доске таблицу «Особенности земноводных по сравнению с рыбами» (табл. 1).
Таблица 1. Особенности строения земноводных по сравнению с рыбами
Органы тела |
Черты строения (по сравнению с рыбами) |
1. Голова |
|
Таблица № 2. Особенности развития земноводных
Признаки |
Лягушка |
Головастик |
1. Местообитание |
Суша, вода |
Вода |
2. Передвижение |
На 4 конечностях, прыжки |
Плавание, плавники |
3. Части тела |
Голова–туловище–конечности |
Голова–туловище–плавники |
4. Способ питания |
Заглатывание животной пищи |
Заглатывание растительной пищи |
5. Органы дыхания |
Легкие |
Жабры |
6. Строение сердца |
3-камерное |
2-камерное |
7. Боковая линия |
Нет |
Есть |
8. Кровообращение |
2 круга кровообращения |
1 круг кровообращения |
9. Хорда |
Нет |
Есть |
II. Внутреннее строение земноводных
«Даже натуралисты, не отступающие ни перед чем, всегда проявляли некоторое отвращение к ближайшему наблюдению жаб» (Арман Лейриц, начало ХХ в.).
Мы с вами также не будем уподобляться хирургу и следующий этап своей работы проведем не со скальпелем и жабой, а с бумагой и ручкой, отмечая знаком «+» правильные высказывания и знаком «–» неправильные.
1. Основной причиной изменения скелета земноводных является переход к наземному образу жизни. (+)
2. Плечо, голень, стопа – это составные части передней конечности. (–)
3. В черепе земноводных лучше развит лицевой, а не мозговой отдел. (+)
4. Отсутствие ребер у лягушек связано с появлением конечностей. (+)
5. У земноводных так же, как у рыб, отсутствует пояс задних конечностей. (–)
6. Подвижность головы земноводных связана с наличием шейного позвонка. (+)
А теперь я хочу обратиться к эпиграфу нашего урока: «Жаба – настоящее благосостояние для места, где она поселилась». И предложить вам решить одну математическую задачку, но с зоологическим уклоном.
Задача. Одна лягушка за весну и лето уничтожает 1260 вредителей сельского хозяйства. Сколько вредителей будет уничтожено популяцией лягушек численностью в 500 особей за 2 года?
Ответ: 1 млн 260 тыс.
Как называется такой способ борьбы с вредителями? Где еще вы с ним встречались?
Решая эту задачу, о какой системе органов тела мы вспомним прежде всего? Нарисуйте на доске план строения этой системы и кратко расскажите о сходстве и различиях в органах этой системы у земноводных и рыб.
Герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Базаров на вопрос мальчишки о том, зачем ему лягушка, отвечал: «Я лягушку распластаю да и посмотрю, что у нее внутри делается, а так как мы с тобой те же лягушки, и я буду знать, что у нас внутри делается». Уже сотни лет, с первых опытов Спалланцани, а возможно, и раньше, лягушки «работают» на человека как классические подопытные животные. Миллионами они погублены во имя торжества науки. В Париже перед зданием Пастеровского института установлен памятник лягушке. Еще один такой памятник установлен в Токио на деньги студентов.
В школе, к счастью, мы не проводим опытов на животных, а потому наши знания о кровеносной системе земноводных мы проверим с помощью доски и мела.
В чем же состоит сходство и различие сердца и кровеносной системы рыб и земноводных? Каково значение двух кругов кровообращения? Давайте заполним схемы на доске:
Рыбы: |
|
сердце – тело – сердце. |
Земноводные: |
|
сердце – тело – сердце |
А теперь вспомним строение нервной системы, которая у всех животных регулирует работу органов. Попытайтесь сложить части мозаики, изображающей строение головного мозга земноводных (работа с мозаикой).
Ответьте на вопросы
1. Какие отделы мозга развиты у земноводных лучше, чем у рыб? С чем это связано?
2. Лягушки после удаления переднего мозга продолжают нормально плавать, могут переворачиваться со спины на брюшко, способны глотать мух. Почему?
3. Каким образом головной мозг связан с остальными частями тела?
4. Если лягушку приучить брать корм с деревянной палочки, то будет ли она в дальнейшем хватать палочку, даже если на ней нет корма?
5. Какие органы чувств помогают земноводным ориентироваться во внешней среде? Какое значение имеет расположение их на верхней части головы?
6. Только в России под колесами автомобилей гибнет 10 млн лягушек и жаб. В некоторых странах (Германия) вдоль автострад устанавливают специальные барьеры из проволоки, которые направляют животных к определенным местам перехода, где установлен знак: «Осторожно, лягушки!».
Но лягушка может погибнуть еще до того, как станет взрослой. Какие условия необходимы для размножения земноводных?
7. В период размножения окраска тритонов становится яркой, от затылка до хвоста вырастает гребень с окрашенной каймой и голубой полоской с перламутровым блеском. Какое значение имеют такие изменения во внешнем облике тритона?
8. Почему оплодотворение земноводных называют внешним?
9. Икра травяной лягушки может развиваться от 8 до 28 дней. От чего это зависит?
10. Заполним таблицу на доске. О чем, с точки зрения эволюции, говорят эти особенности?
Ф.Кривин в экологической сказке «Почему вы не любите жабу?» написал: «Неужели жабу нельзя полюбить? Конечно, если судить по внешности… Но ведь по внешности можно и не судить… Можно любить и не только за внешность, есть и другие хорошие качества, и у жабы они тоже есть».
Теперь, ребята, вы многое знаете о земноводных. Давайте попробуем подвести итог нашим знаниям. Кто из вас попробует это сделать? В чем проявилось эволюционное усложнение земноводных по сравнению с рыбами?
Подведение итогов урока, выставление оценок.
Дополнительные задания
Составьте название земноводного
Я ШАГ ЛУК | Лягушка | |
КОЛ ИВА СТОГ | Головастик | |
РАНА САД МАЛ | Саламандра | |
ЖАР ЯК ЛЕН | Жерлянка | |
ВАШ КАК | Квакша |
Кроссворд
(Жаба, квакша, лягушка, саламандра.)
Загадки
Не вручали приз ни разу
Мне друзья в своем кругу.
А ведь я отличным браcсом
Многих обогнать смогу. (Лягушка.)
Повелось уж так издревле,
Что живу я не в воде.
Обитаю на деревьях,
А икру мечу в воде. (Квакша.)
Кто в пруду под ряской пышной,
Как всегда, свободно дышит
Черным сплюснутым хвостом? (Тритон.)
У какой лесной лягушки
Яд такой, друзья мои,
Что куда сильнее яда
Ядовитейшей змеи. (Лягушка кокои из Южной Америки.)