Я иду на урок

О. С. Панькова

Транспорт веществ в организме позвоночных животных

6-й класс (по учебнику Сонина Н.И. Биология. Живой организм. – М.: Дрофа, 2007.)

Ход урока

1. Вступительное слово

Вы уже знаете о том, как движутся вещества в организме растений и одноклеточных животных. Сегодня мы выясним, как транспортируются вещества в организме позвоночных животных. Как вы думаете, какая система органов может выполнять эту функцию? (Ответ учащихся – кровеносная система.)

Итак, нам предстоит познакомиться со строением кровеносной системы, узнать, что такое кровь, каково ее значение.

Спонсор публикации статьи: компания «Руссдым» - высококачественная установка печей каминов по выгодным ценам. На сайте компании www.BezDima.ru, Вы сможете более детально ознакомиться с представленным ассортиментом печей, каминов, котлов и предоставляемых услуг по установке и монтажу. Высокопрофессиональная работа с 2004 года, доверие и признание клиентов, высокое качество предоставляемого оборудования – являются гарантом того, что все услуги будут соответствовать самым высоким стандартам качества и надежности.

2. Изучение нового материала

Организация работы учащихся в группах. Формирование групп и постановка задачи для каждой группы. Самостоятельная работа с текстом учебника.

Если в группу входят хорошо подготовленные учащиеся, то они сами определяют содержание своей работы и оформление ее результата. Если в группе учащиеся слабо подготовленные, то им предлагается карточка-консультант, в которой есть информация, помогающая успешно справиться с заданием.

1-я группа.

1. Прочитать текст на с. 76.
2. Посмотреть видеофрагмент «Загадки крови» и составить вопросы к нему.

(Видеофрагмент «Загадки крови» из видеофильма «Земля. Развитие жизни», видеостудия «Кварт», г. Москва.)

Карточка-консультант

Для составления вопросов используйте шаблон.

1. У каких животных … ?
2. В связи с чем … ?
3. Чем можно объяснить … ?
4. Как вы считаете, … ?

2-я группа.

1. Прочитать текст на с. 76.
2. Составить схемы к данному тексту.

Карточка-консультант

3-я группа.

1. Прочитать текст на с. 76.
2. Составить мини-словарик основных понятий темы.

Карточка-консультант

1. Гемоглобин – … .
2. Артерии – … .
3. Вены – … .
4. Капилляры – … .
5. Гемолимфа – … .
6. … –

4-я группа.

1. Прочитать текст на с. 76.
2. Составить тест из 5–6 заданий по теме. Алгоритм составления теста предлагается в карточке-консультанте.

Карточка-консультант

Алгоритм составления теста.

1. Прочитать текст.
2. Выделить важнейшие понятия (взаимосвязи, закономерности).
3. Поставить вопросы к этим понятиям (закономерностям).
4. Предложить три варианта ответа, один из которых верный.

5-я группа.

1. Прочитать текст на с. 76.
2. Составить кроссворд, используя основные понятия по данной теме.

Карточка-консультант

Правила составления кроссворда.

1. В кроссворде употребляются только имена существительные в единственном числе в именительном падеже.
2. Определение (вопрос) должно состоять из одного предложения.
3. Клетки кроссворда, куда вписываются первые буквы слов, последовательно нумеруются.

3. Презентация результатов работы

Группы 1-, 2- и 3-я по очереди представляют результаты своей работы. По ходу работы учащиеся вносят в тетрадь основную информацию.

1-я группа.

Класс смотрит видеофрагмент «Загадки крови». Группа задает вопросы. Ответы корректируются и оцениваются.

Возможные варианты вопросов:

– У каких животных впервые появилась кровеносная система?
– Чем объясняется появление кровеносной системы?
– Чем можно объяснить тот факт, что солевой состав крови близок к солевому составу морской воды? 

2-я группа.

Группа оформляет схемы на доске и предлагает остальным учащимся заполнить их. Ответы оцениваются.

3-я группа.

Группа записывает основные понятия на доске и предлагает учащимся класса дать определения. Ответы оцениваются.

Варианты ответов:

Гемоглобин – особый пигмент красного цвета, соединяясь с кислородом, разносит его по организму.
Артерии – сосуды, несущие кровь от сердца.
Вены – сосуды, несущие кровь к сердцу.
Капилляры – мельчайшие кровеносные сосуды.
Гемолимфа – бесцветная или зеленоватая жидкость, выполняющая функции, сходные с функциями крови.

Задания 4- и 5-й групп сдаются на проверку учителю. Они будут предложены учащимся (индивидуально или фронтально) для работы на следующем уроке на этапе контроля знаний по изученной теме и для проверки домашнего задания.

Варианты выполнения заданий.

4-я группа.

Тест.

1. Система органов, отвечающая за транспорт веществ:

а) пищеварительная;
б) кровеносная;
в) дыхательная.

2. Состав крови:

а) только плазма;
б) плазма и клетки крови;
в) только клетки крови.

3. Защитную функцию выполняют:

а) красные клетки крови;
б) плазма;
в) белые клетки крови.

4. Сосуды, несущие кровь от сердца, называются:

а) вены;
б) артерии;
в) капилляры.

5. Сердце птиц и млекопитающих:

а) трехкамерное;
б) двухкамерное;
в) четырехкамерное.

6. Обмен веществами между кровью и тканями происходит в:

а) венах;
б) капиллярах;
в) артериях.

7. У моллюсков и насекомых кровеносная система:

а) отсутствует;
б) замкнутая;
в) незамкнутая.

5-я группа.

Кроссворд

1. Вещество, которое придает крови красный цвет. (Гемоглобин.)
2. Сосуды, несущие кровь от сердца. (Артерии.)
3. Из чего состоит кровеносная система? (Сосуды.)
4. Мельчайшие сосуды. (Капилляры.)
5. Что циркулирует по сосудам? (Кровь.)
6. Как называется кровь у насекомых и моллюсков? (Гемолимфа.)
7. Отдел сердца. (Предсердие.)
8. Кровеносная система, в которой кровь течет только по сосудам. (Замкнутая.)

4. Подведение итогов урока. Домашнее задание

1. Прочитать дома текст в учебнике, запомнить основные понятия.
2. Творческое задание.

Задача «Экспертиза»

Преступник, чтобы скрыть следы преступления, сжег окровавленную одежду жертвы. Однако судебно-медицинская экспертиза на основании анализа пепла установила наличие крови на одежде. Каким образом?

(Ответ. После сгорания в пепле остаются химические элементы, входящие в состав сгоревшего объекта. Кровь отличается от любой ткани более высоким содержанием железа, входящего в состав гемоглобина. Если в пепле обнаружится повышенное содержание железа, значит, на одежде была кровь.)

ЛИТЕРАТУРА:

Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ: Пособие для учителей – СПб: Акцидент, 1998.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru