В. А. Демидов
Проект «Экологическая тропа»
Теоретическое обоснование и практическая реализация
Любовь к природе у детей не приходит сама собой – ее нужно пробудить. Дети школьного возраста, включая старшеклассников, проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых имеют достаточно глубокие и разносторонние знания, в других случаях в их поведении проявляется нейтрально-безразличное, а нередко и отрицательное отношение. Особенность экологического обучения и воспитания на экологических тропах или маршрутах состоит в том, что он строится на основе не сухого дидактически-назидательного изложения, а непринужденного усвоения информации, ценностных ориентаций и идеалов, норм поведения в природном окружении в процессе непосредственного соприкосновения ученика с природой. Достигается это путем органического сочетания отдыха и процесса познания во время движения по маршруту тропы. Что касается связи воспитания с отдыхом, то где, как не на природе, можно показать ее красоту и убедить ребенка в том, что природа, по выражению Е.Евтушенко, сама «просит нашей помощи, защиты и любви».
Экологическая тропа являет собой некий «природоведческий ликбез», то есть расширяет у школьников элементарные сведения об объектах, процессах и явлениях окружающей природной среды, является своеобразным кабинетом биологии под открытым небом. Проходя по ней, дети учатся замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в районе маршрута тропы, комплексно оценивать результаты воздействия деятельности человека на окружающую среду, прогнозировать изменения, которые могут произойти в природе под влиянием человеческой деятельности, предлагать свои пути решения экологических проблем.
Создание тропы как таковой не должно быть самоцелью – это одна из творческих форм работы в системе экологического образования и воспитания подрастающего поколения. Если ее правильно организовать, она позволит раскрыть детям свои творческие способности, сочетать умственный и физический труд, применить на практике знания, почерпнутые из школьных курсов биологии, химии, экологии, географии. А самостоятельная исследовательская работа учащихся укрепит взаимосвязь интеллектуального и эмоционального начал, сделает ученический коллектив сплоченнее. Итог – выход на важнейшее свойство личности – убежденность в необходимости беречь природу и приумножать ее богатства, с опорой не только на знания, полученные из книг, но и с учетом личного опыта школьника.
В процессе общения с природой у ребенка вырабатываются навыки правильного поведения, разумного, сознательного отношения к природе. И далеко не последнюю роль в этом играет экскурсионное обслуживание тропы силами самих учащихся. А ситуации, в которых учащиеся становятся организаторами, «учителями» и пропагандистами, не только повышают их экологическую грамотность, но и формируют важнейшие качества человеческой личности, в том числе такие, как социализация.
Учебные экологические тропы – это специализированные образовательные маршруты, создаваемые, в первую очередь, для непосредственного обучения учащихся в природе. Их протяженность редко превышает 2–3 км (что соответствует времени проведения учебных экскурсий за 1–3 учебных часа). Они должны быть легкодоступны и находиться в зеленых зонах вблизи населенных пунктов недалеко от учебного заведения.
Основные посетители тропы – организованные учебные группы учащихся, родителей, педагогов.
Цели создания экологической тропы:
– расширение элементарных сведений об
объектах, процессах и явлениях окружающей
природы;
– акцентирование внимания учащихся на различных
проявлениях антропогенного фактора, которые
можно наблюдать в зоне маршрута тропы;
– развитие навыков комплексной оценки состояния
окружающей среды;
– освоение простейших методик по изучению
состояния тех или иных природных объектов;
– воспитание экологической культуры поведения в
природе как части общей культуры
взаимоотношений людей друг с другом, так и
отношений человека и природы.
Задачи:
– экологическое обучение и воспитание;
– изучение нового материала по предметам
естественнонаучного цикла непосредственно в
живой природе;
– отдых посетителей тропы на природе;
– сохранение природных объектов в районе
экологической тропы, в том числе памятников
природы.
Основные требования к выбору маршрута экологической тропы
1. Привлекательность:
– эстетическая выразительность
окружающего ландшафта в местности, где проходит
экологическая тропа;
– каждая тропа должна быть непохожей на другие;
– тропа должна включать как можно больше
разнообразных природных объектов, не должна быть
монотонной.
2. Доступность:
– расположение тропы на незначительном
уда-лении от населенного пункта, учебного
заведения;
– наличие хорошей пешеходной или подъездной
дороги к тропе в целях экономии учебного времени;
– безопасность выбранного маршрута с точки
зрения угрозы здоровью школьников;
– отсутствие серьезных трудностей при
продвижении учебных групп по маршруту, так чтобы
физическая усталость не возобладала над
эмоциональной стороной восприятия материала в
процессе движения по тропе.
3. Информативность:
– возможность удовлетворить
познавательные потребности посетителей в
области географических, биологических,
экологических, химических и иных вопросов;
– включение максимально возможного количества
разнообразных природных объектов местности.
Оборудование экологической тропы
Одним из мероприятий по охране природы на тропе является ее оборудование. Нельзя забывать также об обеспечении достаточной комфортности пути и безопасности передвижения экскурсантов.
Основные виды работ по созданию учебной экологической тропы
Укрепление дорожно-тропиночного полотна, создание мест костровищ, расчистка тропинок: отсыпка щебенкой и гравием, укладка плоского дикого камня, снятие дерна и помещение его на другие участки земной поверхности, обсыпка песком краев костровищ, механическое удаление кустарников, сучьев и т.п., мешающих прохождению групп по тропе.
Разработка проекта, изготовление и установка малых архитектурных форм: информационные доски и опоры для них, смотровые площадки, скамьи, знаки и указатели, ограждения муравейников, по возможности наличие питьевого источника, мостики и др.
На тропе устанавливаются информационные щиты и знаки. Они должны быть эстетически привлекательными и помогать организовывать движение посетителей по маршруту. Можно использовать следующие типы информационных текстов и знаков: общий указатель и схема тропы; правила поведения в природе; лозунги и призывы; сведения об отдельных природных объектах и явлениях; сведения о памятниках природы, расположенных в зоне тропы; поэтические тексты, рисунки, плакаты о взаимоотношениях человека и природы; экологические дорожные знаки и указатели.
Правила поведения на экологической тропе
В целях сохранения природной среды в максимально нетронутом виде и одновременного обеспечения комфортности для посетителей, каждый участник экскурсии на тропе обязан подчиняться определенным правилам:
– категорически запрещается срывать
любые (а не только охраняемые) наземные и водные
растения;
– с тропы нельзя выносить никакие сувениры:
красивые камни, интересные коряги и т. п., –
только знания, впечатления и фотографии;
– в зоне тропы категорически запрещена любая
охота, рыбалка;
– топоры и пилы можно использовать только на
многодневных маршрутах в малообжитых удаленных
районах;
– в качестве топлива можно использовать только
сухостой и валежник, а на растопку – мелкие сухие
ветки или сухую бересту (категорически
запрещается использовать бересту с живых
деревьев);
– курить и разводить костры можно только в
специально отведенных для этих целей местах;
– двигаясь по тропе, нельзя шуметь, чтобы не
вызывать беспокойства у животных, категорически
запрещается брать с собой на экскурсию
радиоприемники и магнитофоны;
– ни в коем случае нельзя брать с собой на
экскурсию собак;
– нельзя оставлять после себя мусор;
– нужно бережно относиться к оборудованию тропы
– транспарантам, аншлагам, оборудованным местам
отдыха.
При выборе маршрута тропы следует учитывать перечисленные выше требования. Желательно чередование открытых пространств с лесными тропинками – монотонные однотипные природные сообщества утомляют ребенка, делают маршрут неинтересным. Наряду с привлекательностью тропа должна быть информативной. Наибольшей популярностью у школьников пользуются биологические объекты: растения, грибы, животные. Изучение видового разнообразия прямо отвечает выполнению требований учебной программы по ботанике, зоологии и экологии. При выборе маршрута тропы необходимо стремиться к тому, чтобы охватить не только уникальные, но и типичные объекты местной природы, разнообразные типы леса, луга, водоемы, характерные формы рельефа. В качестве зрительного образа могут использоваться и элементы антропогенного ландшафта: разнообразные дороги, линии электропередачи, сельскохозяйственные угодья, пастбища, свалки. Опираясь на эти реальные проявления человеческой деятельности, можно рассказывать о характере природопользования, возникающих проблемах охраны окружающей среды, путях и способах решения этих проблем, об участии учащихся школы и жителей населенного пункта в решении экологических проблем своего села.
Продолжительность экскурсий зависит от состава группы. Так, самые продолжительные экскурсии (до 3 ч) рассчитаны на педагогов, воспитателей и студентов, взрослых жителей населенного пункта. Для детей младших возрастов могут проводиться ознакомительные экскурсии на части учебной тропы (знакомятся с основными объектами тропы или той ее частью, которая необходима для усвоения материала, например, предыдущего урока), рассчитанные на 30–45 мин. Дети старшего возраста могут проходить весь маршрут тропы, но выбор представляемых объектов будет менее полным; продолжительность маршрута около 2 ч.
Внимание посетителей любого возраста привлекают результаты труда школьников по защите и улучшению природного окружения. Поэтому целесообразно, чтобы вдоль маршрута учащиеся создавали микрозаказники для насекомых, площадки с искусственными гнездами и кормушками для птиц, огородили муравейники и т.д. Такие объекты в дальнейшем могут использоваться для проведения школьниками исследовательских работ.