А. Г. Козленко
Информационная культура и/или компьютер на уроке биологии
Проникновение компьютеров и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во все сферы жизни современного человека не могло не затронуть образование. Автор предпринял попытку суммировать накопленный багаж знаний, умений и навыков в данной области и продемонстрировать в данном курсе как достоинства применения разных программ и устройств (программных и аппаратных средств), так и ограниченность их возможностей, а также роль нецифровых, «аналоговых», средств в обучении.
В качестве ключевой идеи для курса выбран тезис о том, что вся деятельность преподавателя нацелена не столько на «впихивание» в головы учеников определенных фактов, сколько на формирование у них тех или иных аспектов информационной культуры. Иными словами, учитель учит не информации, а умению работать с информацией, и чем богаче используемый им арсенал, чем большему количеству таких приемов он сможет обучить своих учеников, тем полезнее его труд.
Существенной частью предложенного курса будет разбор примеров решения интеллектуальных задач, возникающих при преподавании биологии, с использованием разного программного обеспечения (ПО): как офисных программ, так и специализированного ПО, например такого, как визуализаторы молекул. При обсуждении практически каждого применения ИКТ в урочной практике будет предложено альтернативное, бескомпьютерное, решение, дающее учителю выбор средств в зависимости от конкретной ситуации.
Результатом освоения данного курса должно стать расширение арсенала методов, используемых в преподавании биологии, причем не столько за счет приведенных и разобранных в курсе приемов, сколько благодаря расширению общего взгляда на преподавание биологии в XXI в. как универсализирующей дисциплины, содержащей уникальный среди школьных предметов потенциал развития информационной культуры.
Для облегчения запоминания и понимания материала в каждой лекции приведены вопросы для самоконтроля (как показали исследования, наличие в тексте таких заданий повышает уровень усвоения материала на 17%, и никакое дальнейшее усложнение тестов уже не дает такого приращения в эффекте на единицу затрат). Задания сопровождаются условным обозначением () и имеют однотипную нумерацию; ответы приводятся в конце данной статьи, в начале следующей или вообще не приводятся. Так как любое прочтение, обучение, понимание (как картина, согласно восточной философской традиции, создается не только художником, но и зрителем) возникает при обязательном участии не столько автора, сколько читателя, предполагается, что последний может принять участие в формировании содержания данного интеллектуального продукта. Поэтому задание обычно состоит из обязательной части, набранной обычным шрифтом, и необязательной, набранной курсивом. Необязательная часть задания сводится обычно к просьбе присылать автору по мере возможности отчуждаемые продукты/результаты на e-mail: kozlenkoa@gmail.com или на почтовый адрес: 121165, Москва, ул. Киевская, д. 24, «Биология», для Козленко А.Г.; они никак не влияют на оценивание и сертификат, но публикуются на сайте курса (естественно, при соблюдении авторского права).
Источники делятся на рекомендуемую литературу (в конце лекции) и цитируемую литературу (на нее делаются ссылки в тексте в виде сносок); впрочем, никакая библиотека не заменит человеку его мышления, способности понять, оценить и использовать знания, повышая свою информационную культуру.
Учебный план курса
№ газеты
Учебный материал
17
Лекция 1. Информационная культура учителя как высокое искусство авторизации
18
Лекция 2. Уровни работы с текстом на уроке биологии
19
Лекция 3. Математика в биологии: культура числовых заданий
20
Контрольная работа № 1
Лекция 4. Образ и звук: управление мультимедиа на уроке
21
Лекция 5. Биологическое видео: источники и цели применения
22
Контрольная работа № 2
Лекция 6. 3D-модели в биологии: оценка эффективности, анализ альтернатив
23
Лекция 7. Интерактивность на уроке биологии: уровни решений
24
Лекция 8. Оценивание как тест на информационную культуру
Итоговая работа
Задание 1.1. Нарисуйте (аналогово, на бумаге, или в удобной программе) относительную эволюцию основных устройств (мыши и клавиатуры, других по желанию) и покажите что-то цветом, что-то типом линий, выберите какую-то ось (оси) по аналогии с хронологической осью филогенетических деревьев. |
Как уже отмечалось, работа с мышью позволяет сделать очень многое, и действия легко запоминаются, но при большой работе (набор текста) или на уроке (при распределенном внимании) важно уметь многое делать с клавиатуры – особенно в варианте мультимедийного кабинета (как наиболее распространенной конфигурации в естественнонаучном предметном кабинете, рис. 1.1, Б), когда учитель управляет проецируемым на экран с компьютера, обычно продолжая при этом читать лекцию. Вообще работа с клавиатурой и мышью – формирование личного набора мемов, привычных приемов действий: практически для каждого действия в программах есть 2–3–4 разных способа ввода команд – при помощи пунктов меню, иконок, сочетаний клавиш, и ни один из способов не лучше другого…
Задание 1.2. Заполните пропуски в таблице.
|
В каждой из офисных программ можно включить отображение сочетаний клавиш во всплывающих подсказках: пункт меню Сервис – Настройка, закладка Параметры, выключатель «Включать в подсказки сочетания клавиш» (Word, PowerPoint), «Отображать подсказки для кнопок» (Excel). Во время показа презентации при нажатии кнопки F1 (Справка) появляется специальное окно со списком полезных в режиме показа сочетаний клавиш.
Столь же поверхностно, как и железную часть компьютера, хард, опишем и общую иерархию программного обеспечения по уровням и зонам ответственности в образовательном учреждении. В основании пирамиды софта лежит BIOS, базовая система ввода-вывода компьютера, которая для рядового пользователя промелькивает в виде трех-четырех черных экранов при запуске компьютера; она – зона ответственности продавца компьютера (системного администратора школы): изменения в настройках BIOSа касаются в общего поведения компьютера в норме и патологии: какие устройства объединены под названием «персональный компьютер», какую операционную систему запускать и где она находится, что делать, если ее там нет и т.п.
Второй уровень программного обеспечения – операционная система (ОС), комплекс программ, обеспечивающих взаимодействие пользователей с компьютером (интерфейс). Операционки прошли долгий путь от текстового интерфейса, в котором любое действие определялось вводимыми с клавиатуры командами, до графического интерфейса, основанного на активных зонах экрана, «нажатие» на которых при помощи кнопки мыши заменило текстовую команду. Построение взаимодействия с программами на диалоговых окнах с большим числом активных элементов (рис. 1.2) дало название самой распространенной операционной системе – Windows от Microsoft (которая, также прошла долгий версионный путь от Windows 3.1 до Windows ХР и радикально обновленной Windows Vista).
Рис. 1.2. Разные диалоговые элементы в
одной из Windows-программ: главное меню [1] и
выпадающее меню [2] с выбранным пунктом [3]; кнопки
[5], [14]; диалоговые окна [6], [7];
иконки на панели инструментов [4]; полосы
прокрутки [8]; открытые [9] и закрытые [10], [11] списки;
переключатели [12]; выключатели [13]; закладки [15];
счетчики для набора численных значений [16]; поля
текстового ввода [17]
Большинство операционных систем (не только Windows – Macintosh для компьютеров Apple и др.) являются платными, а использование нелицензионного обеспечения, не приобретенного официальным путем у дистрибутора, – уголовно наказуемым; лицензионная чистота софта в школе – зона ответственности ее директора. Это (в сочетании с высокой стоимостью ПО) стало поводом для предпринимаемого Министерством образования и науки РФ эксперимента по переходу на свободно распространяемую ОС Linux, который начат весной 2008 г. в трех пилотных регионах России – Пермском крае, Республике Татарстан и Томской области. Версия этой операционной системы, ALT Linux Junior, позиционируется как среда для новичков и домашних пользователей, которые нуждаются в бесплатной, экономичной и безопасной операционной системе. Конвергенция софта в сторону обеспечения удобства пользователей, в т.ч. работающих в разных операционных системах, привела к тому, что прикладные программы со схожими функциями в разных операционных системах весьма похожи, иными словами, освоив логику взаимодействия с текстовым редактором или процессором таблиц в Windows, можно не бояться аналогичных программ в Linux (хотя, конечно, это оптимистичное упрощение).
Со времен текстового интерфейса следующим уровнем софта обычно называются файл-менеджеры, программы, позволяющие осуществлять сортировку файлов в папках компьютера. Но если в старой ОС DOS (также от Microsoft) управлением файлами занимались специальные программы (FAR, Norton Commander), то Windows – сам себе коммандер: открываемая в разных окнах папочная структура в сочетании с перетягиванием, Drug-n-Drop файлов из папки в папку обеспечивают необходимую функциональность (строго говоря, программой, обеспечивающей представление файлов компьютера в окнах папок, является Internet Explorer, программа для просмотра страниц Интернет). Существуют и специализированные файл-менеджеры для Windows (такие, как Total Commander), но использование их – такой же мем, как и привычка к одному из сочетаний клавиш или типов рукопожатий.
Конечный пользователь почти 90% времени взаимодействует с прикладным программным обеспечением. Основу прикладного ПО составляют «офисные» программы: текстовые редакторы, программы работы с электронными таблицами, редакторы презентаций, графические редакторы, а также средства коммуникаций – почтовые программы для электронной почты и web-броузеры для просмотра Интернет-страниц. Наряду со столь же распространенным, как и сама Windows, офисным набором Microsoft Office, существует изрядный набор офисных пакетов разной стоимости, удобства для пользователей (usability) и функциональности: бесплатный OpenOffice.org (включаемый в дистрибутив ALT Linux Junior), практически бесплатный StarOffice от Sun Microsystems, недорогой SoftMaker Office и др.
С определенной долей упрощения все прикладные программы можно разделить на две группы: редакторы, которые позволяют создавать новые файлы определенных типов (текстовые, графические, видео и т.п.), и программы для просмотра, отображения того, что содержится в файлах определенного типа, которые называют вьюерами (от англ. viewer – программа просмотра), броузерами (англ. browser – средство навигации и просмотра) или же плеерами (англ. player – проигрыватель). Например, если программа MS Word – текстовый редактор, который позволяет создавать, редактировать и форматировать тексты любого уровня сложности и иллюстрированности, то Adobe Acrobat Reader ограничивает нас лишь возможностью прочитать и распечатать подготовленный в другой программе текст (статью, книгу), но не редактировать его. Безусловно, эта деление условно: каждый редактор позволяет открыть для просмотра файл соответствующего типа; большинство вьюеров имеет возможности определенного редактирования (как, например, наиболее распространенная программа быстрого просмотра графических файлов ACD See, которая имеет встроенный редактор изображений). Вдобавок программы могут сохранять собственные файлы в виде, который обеспечивает быстрый просмотр без открытия самой программы-редактора (презентации MS PowerPoint), а в некоторых случаях – и без самой программы-редактора.
В таблице приведены некоторые из наиболее распространенных программ, о которых будет (или не будет) идти речь.
Таблица. Наиболее распространенные программы
|
Редакторы |
Вьюеры или броузеры |
Аналоговый предшественник |
Текст |
Блокнот (Notepad), MS Word, OpenOffice.org Writer, StarOffice Writer, онлайновый интернет-редактор «Документы Google» |
Adobe Acrobat Reader, WinDjVu |
Пишущая машинка, бумага и перо (ручка, карандаш), типографский станок |
Электронные таблицы |
MS Excel, OpenOffice.org Calc, Gnumeric |
Представление информации из электронных таблиц на web-страницах, в документах, презентациях и т.п. |
Бухгалтерская книга, гроссбух |
Презентации |
MS PowerPoint, OpenOffice.org Impress, StarOffice Impress, Corel Presentations, Macromedia Director Shockwave Studio и др. |
Презентации PowerPoint в режиме показа (формат ppt); презентации в других форматах (видео, Flash) |
Школьная доска, мольберт/флипчарт – доска с прикрепленными листами для записей в ходе совещания |
Графика |
MS Paint, Adobe Photoshop, CorelDRAW, CorelPhotoPaint |
ACD See, Google Picasa, IrfanVeiw, Slowview |
Мольберт, блокнот для рисования, альбом репродукций, фотоальбом |
Мультимедиа (звук, видео) |
Adobe Premier |
WinAMP; Windows Media Player, QuickTime, Real Player, WinDVD Player, PowerDVD, FLV Player |
Магнитофон, проигрыватель; пленочный кинопроектор |
Анимации |
GIF-Animator, Adobe (Macromedia) Flash CS3 |
Flash-player (web-броузеры) |
Блокнот с рисунками, аналоговый мультфильм |
Трехмерные объекты (3D-визуализация) |
3D Studio Max, Maya, VRML-editor |
Shockwave-player (web-броузеры), VRML-player; видео-плееры (3D-анимация) |
Реальные объекты и модели |
Химические формулы |
CS ChemDraw, ISIS DRAW |
Графические вьюеры и текстовые редакторы (вставка, как рисунка) |
Бумага и перо (ручка, карандаш) |
Трехмерные модели молекул |
CS Chem3D, HyperChem, программы оптимизации молекул, докинга и т.п. |
RasMol 2.7 Visualization Program (RasWin), Swiss-PdbViewer, ACD/3D Viewer, Molecular Viewer, MolMol и др. |
Конструкторы молекул (деревянные, пластмассовые) |
Системы управления базами данных (СУБД) |
MS Access, MySQL, OpenOffice.org Base, FoxPro, Paradox |
Прикладные базы: SellCode+ |
Каталоги библиотек, музеев и других хранилищ |
Программы тестирования знаний |
Бланки тестовых заданий для программируемого контроля |
||
Web-страницы |
MS FrontPage, Macromedia (Adobe) Dreamwaever; онлайновые редакторы (Wiki, Livejournal и др.). |
Web-броузеры (MS Internet Explorer, Mozilla Firefox, Netscape Communicator, Opera) |
Доска объявлений |
Имя любого файла состоит из собственно названия и, через точку, т.н. расширения – условного сокращения из трех букв (иногда с цифрами или 2–4 букв). Расширение (которое зачастую является аббревиатурой описания формата, как GIF – Graphics Interchange Format, или групп разработчиков, создавших или стандартизировавших формат, как JPЕG – Joint Photographic Experts Group) позволяет соотносить файл с программами, при помощи которых его можно просматривать и/или редактировать. Например, расширение «xls» (файлы *.xls) используется для книг MS Excel, расширение «doc» – для документов MS Word. Иногда именно по расширению называют определенные категории – видеофрагменты в формате AVI или MOV, рисунки GIF, JPG и т.п. И хотя настройки Windows могут не отображать расширений в именах файлов, в дальнейшем мы довольно часто будем указывать их для обозначения того или иного формата.
Программ, позволяющих работать с файлом, может быть несколько. Одна из них устанавливается как заданная по умолчанию – именно ее ярлык отображается над именем файла в папках Windows, и этой программой открывается файл при двойном нажатии мышкой на ярлыке или названии файла. Если на иконке файла нажать правую кнопку мыши, открывшееся контекстное меню покажет, с какими программами этот файл проассоциирован, или можно, выбрав Другая, найти в списке программ ту, которой следует открыть этот файл.
Задание 1.3. Какие из типов файлов на рис. 1.3 открываются «родными» программами, а какие проассоциированы с программами других разработчиков? Рис. 1.3. Типы файлов, расширения и иконки |
Успех компьютерных программ, столь легко распространившихся в массах, во многом обусловлен не только их полезностью в бизнесе и жизни, но и тем, что половина человечества с преобладающим образным мышлением получила в компьютерах с графическим интерфейсом пространственный мир охотников палеолита, до сих пор живущих в каждом из мужчин. По крайней мере очевидно, что традиционная текстовая культура Нового времени замещается на иную, визуально-кинестетическую интерфейсную культуру, которая влияет на все, в т.ч. нецифровые стороны жизни человека.
Архаичность тактильных и зрительных систем восприятия по сравнению с текстовой средой в сочетании с изобилием положительных подкреплений (в терминологии бихевиористов) при освоении компьютерных программ приводит к тому, что начинающий пользователь привыкает к работе с компьютером как к игре. Специалисты по поведению животных и дрессировщики сказали бы, что оба вида деятельности являются самоподкрепляющимися, т.е. такими, в которых выполнение какого-то этапа работы служит положительным подкреплением, стимулом, для продолжения деятельности.
Задание
1.4. (Образная рефлексия). Выполнив все
предыдущие задания, оцените (в долях от единицы) и
нарисуйте на предложенной системе координат
параллелепипед полезности для вас данного
занятия: |
Сколь ни представляется нам ненавистной компьютерная игра как конкурент за занятие времени учеников (социальная функция образования сидит в педагогах глубоко), зададим вопрос: может ли обучение быть столь же интересным, захватывающим – при научности и обучаемости? Можно ли представить школу, где ученики учат историю по Civilization или Age of Imperia, астрономию и физику – по космическим симуляторам, развитие жизни – по Evolution или Spore, этику и психологию – по Sims и т.п.? Конечно, реальные компьютерные игры абсолютизировать нельзя: обучающий вектор в них туп и короток и сохраняется только если не противоречит «играбельности» игры, в противном случае выкорчевывается разработчиками безжалостно. Соотношение времени, проводимого за игрой, и педагогического эффекта явно не в пользу эффекта… Однако в том недалеком от массовости варианте ИТ-насыщенной школы (рис. 1.1, Г), когда каждый ученик будет иметь персональный учебный компьютер, не учитывать существование компьютерных игр (как и цифровых устройств в быту), будет невозможно. И наша задача – сделать игру-работу с компьютером феноменом культуры4 нового уровня, в котором в разных видах деятельности, приемах и заданиях становится доступным и актуализируется широкий набор мыслительных приемов, без которых невозможна информационная культура.
Рекомендуемая литература
Информационные и коммуникационные технологии в общем образовании. Теория и практика. (ЮНЕСКО). – М., 2006.
Информационные технологии в деятельности учителя-предметника. Части I, II: Пособие для системы дополнительного профессионального образования. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007.
Прайор К. Не рычите на собаку. О дрессировке животных и людей. – М.: Селена +, 1995.
Сукиасян Э.Р. Организация знаний в структуре информационной культуры личности // Школьная библиотека. 2006. № 1.
1 Гессе Г. Избранное / Перевод С.Апта, – М.: Радуга, 1991.
2 Галактионов С.Г., Никифорович Г.В. Беседы о жизни. – М.: Молодая гвардия, 1977.
3 Флоренский П.А. Органопроекция // Декоративное искусство СССР, 1969. № 12.
4 «Игра сразу же закрепляется как культурная форма. Однажды сыгранная, она остается в памяти как некое духовное творение или духовная ценность, передается от одних к другим и может быть повторена в любое время». (Хейзинга Й. Homo Ludens; Статьи по истории культуры. – М.: Прогресс – Традиция, 1997.)