Л. Н. Анищенко ;
Л. И. Булавинцева
Работа с терминами на уроках биологии
Методические рекомендации для учителей
Продолжение. См. № 17/2008
Тема: «Гуморальная регуляция функций организма»
Задание 6
A. Ознакомьтесь с предложенными терминоэлементами.
Б. Сконструируйте термины изученной темы с использованием указанных слов и запишите их в тетради.
B. Выделите орфограммы в терминах, проверьте написанное по учебнику.
Г. Расшифруйте смысловое значение сконструированных вами терминов.
Hormao (греч.) – привожу в движение, побуждаю.
Ad (лат.) – приставка со значением: 1)
направленности, 2) зачина, 3) дополнительности, 4)
присоединения, 5) близости.
Renales (лат.) – вторичный.
Logos (греч.) – наука.
Meta (греч.) – между, после.
Hypophysis (греч.) – отросток.
Secretio (лат.) – отделение.
Talamus (греч.) – комната, опочивальня.
Hypo (греч.) – под, вниз, снизу.
Stress (англ.) – напряжение.
Neuron (греч.) – нерв.
Endon (греч.) – внутри.
Krino (греч.) – отделяю, выделяю.
Cretin (франц.) – слабоумный.
Муха (греч.) – слизь.
Oidema (греч.) – опухание, отек.
Thyreoidea (лат.) – щитовидная железа.
Statim (лат.) – неподвижно.
Oistros (греч.) – страсть.
Genos (греч.) – рождение.
Andros (греч.) – мужчина.
Liberalis (лат.) – свободный.
Задание 7
А. Повторите терминоэлементы, указанные в задании 4.
Б. Обозначьте термином основное содержание понятия.
1. Специализированные органы, выделяющие во
внутреннюю среду организма (кровь, лимфу)
гормоны, – ... .
2. Органы (железы), осуществляющие как внутреннюю,
так и внешнюю секрецию, – ... .
3. Один из способов регуляции и координации
работы внутренних органов и их систем,
осуществляемый путем воздействия на них
биологически активных веществ, доставляемых
циркулирующими в организме жидкостями, – ... .
4. Биологически активные вещества,
вырабатываемые эндокринными железами или же
специализированными группами клеток различных
органов, –
... .
5. Часть головного мозга, расположенная под
таламусом, высший вегетативный центр, играющий
роль в поддержании гомеостаза, являющийся
связующим звеном между нервной и гуморальной
системами регуляции, – ... .
6. Железа внутренней секреции из трех долей,
вырабатывающая тропные гормоны
(адренокортикотропный, фолликулостимулирующий,
тиреотропный, пролактин, соматотропин,
лютеинизирующий), – ... .
7. Гормон, выделяемый клетками островков
Лангерганса поджелудочной железы, участвующий в
регуляции углеводного и жирового обмена, – ... .
8. Гормон надпочечников, секреция которого
усиливается в ситуациях, требующих адаптивных
перестроек метаболизма, – ... .
9. Гормон, выделяемый клетками островков
Лангерганса поджелудочной железы,
контролирующий обмен сахаров, – ... .
10. Женские половые гормоны, оказывающие влияние
на развитие женских половых признаков, появление
вторичных половых признаков, – ... .
11. Мужские половые гормоны, вырабатываемые
клетками семенников, оказывающие влияние на
развитие мужских половых признаков и вторичных
половых признаков, – ... .
12. Йодсодержащий гормон щитовидной железы,
повышающий уровень обмена веществ, – ... .
13. Биологически активные вещества,
вырабатываемые гипоталамусом, оказывающие
активизирующее действие на выделение тропных
гормонов передней доли гипофиза, – ... .
14. Биологически активные вещества,
вырабатываемые гипоталамусом, оказывающие
тормозящее влияние на выделение тропных
гормонов гипофиза – ... .
15. Синтез и выделение нервными клетками
биологически активных веществ (нейрогормонов),
по-ступающих в кровь, лимфу и влияющих на
деятельность органов-мишеней, – ... .
Задание 8
Укажите признаки следующих заболеваний эндокринного характера: кретинизм, микседема, гипотиреоз, диабет. Какие органы и системы органов могут быть поражены? Какие меры профилактики и лечения можно предложить?
Тема: «Дыхательная система»
Задание 9
A. Ознакомьтесь с терминоэлементами.
Б. Сконструируйте термины изученной темы с использованием предложенных терминоэлементов, запишите их в тетрадь.
B. Выделите орфограммы в терминах, проверьте написанное по учебнику.
Г. Расшифруйте смысловое значение сконструированных вами терминов.
Pneuma (греч.) – воздух.
Pneumon (греч.) – легкое.
Arteria (греч.) – дыхательное горло, или трахея,
кровеносный сосуд.
Tracheya arteria (греч.) – шероховатое
дыхательное горло.
Pleuro (греч.) – ребро, бок, сторона.
Diaphragma (греч.) – грудобрюшная преграда.
Bronchia (греч.) – бронхи.
Alveolus (лат.) – ячейка, пузырек.
Larynx (лат.) – гортань.
Pharynx (лат.) – глотка.
Pulmo (лат.) – легкое.
Задание 10
А. Ознакомьтесь с терминоэлементами, предложенными в задании 9.
Б. Обозначьте термином основное содержание понятия.
1. Процесс обеспечения клеток организма
кислородом, осуществления
окислительно-восстановительных реакций и
выделения углекислого газа – ... .
2. Система органов, обеспечивающая снабжение
тканей кислородом, осуществляющая удаление
образовавшейся углекислоты, – ... .
3. Объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха – ... .
4. Интервал от начала одного вдоха до начала
следующего – ... .
5. Начальный отдел дыхательного горла – ... .
6. Часть дыхательной системы, непарный участок
воздухоносных путей, расположенный между
гортанью и бронхами, – ... .
7. Часть дыхательной системы, участок
воздухоносных путей, образующийся в результате
развет-вления трахеи на две трубки, идущие к
легким, – ... .
8. Конечная, слепо заканчивающаяся часть
воздухоносных путей, являющаяся функциональной
единицей легкого, – ... .
9. Собственно орган дыхания – ... .
10. Оболочка, выстилающая часть общей полости
тела, внутри которой заключены легкие, и
переходящая на легкие, – ... .
11. Процесс обмена газами между организмом и
средой – ... .
Задание 11
Опираясь на указанные ранее терминоэлементы (задание 9), раскройте понятийное содержание терминов темы «Гигиена дыхательной системы»: ларингит, фарингит, пульпит, трахеит, плеврит. Какие меры гигиены можно предложить?
Тема: «Пищеварение»
Задание 12
A. Ознакомьтесь с терминоэлементами.
Б. Сконструируйте термины изученной темы с использованием указанных слов, запишите их в тетрадь.
B. Выделите орфограммы в терминах, проверьте написанное по учебнику.
Г. Расшифруйте смысловое значение сконструированных вами терминов.
Appendix (лат.) – придаток.
Нераtia (греч.) – печень.
Dentis (лат.) – зуб.
Diaphragma (греч.) – грудобрюшная преграда.
Chymus (греч.) – сок.
Vita (лат.) – жизнь.
Peristalticos (греч.) – обхватывающий.
Secretio (лат.) – отделение.
Pulpa (лат.) – мякоть.
Gingivae (лат.) – десна.
Gaster (лат.) – желудок.
Duodenum (лат.) – двенадцатиперстная кишка.
Sphingo (греч.) – сжимаю.
Metabole (греч.) – перемена, превращение.
Pepsis (греч.) – пищеварение.
Email (франц.) – плавить.
Stasis (греч.) – остановка.
Homoios (греч.) – одинаковый.
Fermentum (лат.) – брожение, закваска.
Задание 13
A. Ознакомьтесь с терминоэлементами, указанными в задании 12.
Б. Раскройте понятийное содержание терминов раздела «Гигиена пищеварительной системы»: дуоденит, гастрит, пульпит, гингивит, гепатит, аппендицит. Какие меры профилактики заболеваний можно предложить?
B. Обозначьте термином основное содержание понятия.
1. Сухожильно-мышечное образование, отделяющее
грудную полость от брюшной, – ... .
2. Процесс трансформации (физической и химической
обработки) пищи, в результате которой образуются
вещества, пригодные для участия в реакциях
обмена веществ, – ... .
3. Часть пищеварительной системы, система
органов, представленная кишечной трубкой и
железами пищеварительной системы, – ... .
4. Совокупность всех химических реакций,
протекающих в живом организме, – ... .
5. Эпителиальная ткань, покрывающая коронку зуба,
– ... .
6. Плотное вещество, разновидность костной ткани,
находящееся под эмалью, составляющее главную
массу зуба, – ... .
7. Мягкая ткань в центре зуба с кровеносными
сосудами и нервами – ... .
8. Пищевая масса после смешивания с желудочным
соком – ... .
9. Образование и выведение веществ из клетки во
внешнюю среду – ... .
10. Вещества белковой природы, катализаторы
биохимических реакций, происходящих в организме
– ... .
11. Волнообразные сокращения мускулатуры полых
трубчатых органов – ... .
12. Вырост слепой кишки – ... .
13. Обособленный начальный отдел тонкого
кишечника, где происходит гидролиз веществ до
мономеров и их всасывание, – ... .
14. Фермент, компонент желудочного сока,
осуществляющий гидролиз белков (с образованием
полипептидов), – ... .
15. Кольцевая мышца, обеспечивающая суживание или
сжимание отверстий, часто находящаяся на границе
полых органов, – ... .
16. Пищеварительными железами являются ... .
Тема: «Обмен веществ»
Задание 14
A. Ознакомьтесь с терминоэлементами.
Б. Сконструируйте термины изученной вами темы с использованием указанных слов, запишите их в тетрадь.
B. Выделите орфограммы в терминах, проверьте написанное по учебнику и дополнительной литературе.
Г. Расшифруйте смысловое значение сконструированных вами терминов.
Katabole (греч.) – разрушение.
Anabole (греч.) – подъем.
Vita (лат.) – жизнь.
Allos (греч.) – другой.
Ergon (греч.) – действие.
Therme (греч.) – тепло.
Regulo (лат.) – упорядочиваю.
Secretio (лат.) – отделение.
Stasis (греч.) – остановка.
Homoios (греч.) – одинаковый.
Assimilatio (лат.) – уподобление, сходство.
Fermentum (лат.) – брожение, закваска.
Bios (греч.) – жизнь.
Synthesis (греч.) – образование.
Dis (греч.) – обратный процесс.
Задание 15
А. Ознакомьтесь с терминоэлементами к заданию 14.
Б. Обозначьте термином характеристику понятий.
1. Совокупность биохимических реакций,
происходящих в организме, приводящих к
образованию простых соединений из сложных, – ... .
2. Совокупность биохимических реакций, в процессе
которых происходит синтез сложных веществ из
простых, – ... .
3. Сторона обмена веществ, образование
органических веществ из более простых
соединений, происходящее в живых организмах под
действием биокатализаторов, – ... .
4. Распад сложных органических соединений до
более простых, сопровождающийся выделением
энергии, идущей на поддержание процессов
жизнедеятельности, – ... .
5. Совокупность реакций, обеспечивающих
по-требление питательных веществ и синтез
сложных веществ из простых, – ... .
6. Совокупность всех химических реакций,
протекающих в живом организме, – ... .
7. Динамическое постоянство внутренней среды
организма, поддерживаемое в постоянно
изменяющихся условиях среды, – ... .
8. Совокупность химических реакций и
сопутствующих им физических процессов в
организме, в результате которых происходит
поступление веществ, их усвоение и выведение
некоторых соединений в окружающую среду, – ... .
9. Биологически активные вещества, необходимые в
малых количествах для нормальной
жизнедеятельности организма, – ... .
10. Совокупность процессов в организме,
опре-деляющих величину теплопродукции и
теплоотдачи в соответствии с условиями внешней
среды, – ... .
Тема: «Кожа. Органы выделения»
Задание 16
A. Ознакомьтесь с терминоэлементами.
Б. Сконструируйте термины изученной темы с использованием указанных слов, запишите их в тетрадь.
B. Выделите орфограммы в терминах, проверьте написанное по учебнику и дополнительной литературе.
Г. Расшифруйте смысловое значение сконструированных вами терминов.
Ren (лат.) – почка.
Epi (греч.) – на, над.
Thele (греч.) – сосок.
Ureteres (лат.) – мочеточник.
Urina (лат.) – моча.
Kystis (греч.) – мочевой пузырь.
Nephros (греч.) – почка.
Derma (греч.) – кожа.
Excretum (лат.) – выделение.
Pili (лат.) – волосы.
Homoios (греч.) – одинаковый.
Therme (греч.) – теплота.
Regeneraitio (лат.) – восстановление.
Secretio (лат.) – отделение.
Absorbtio (лат.) – поглощение.
Regulo (лат.) – направляю.
R-e (лат.) – обратное действие.
Osmos (греч.) – толчок, давление.
Задание 17
А. Ознакомьтесь с терминоэлементами к заданию 16.
Б. По основному содержанию понятий определите соответствующие термины.
1. Динамическое постоянство внутренней среды
организма, поддерживаемое в постоянно
меняющихся условиях среды, – ... .
2. Выделение и выведение из организма различных
веществ (продуктов жизнедеятельности,
избыточных количеств воды, минеральных солей),
осуществляемое специальными органами, – ... .
3. Система органов, принимающих участие в
удалении из организма продуктов метаболизма,
образующихся в процессе жизнедеятельности, – ... .
4. Совокупность физико-химических процессов,
обеспечивающих относительное постоянство
концентрации осмотически активных веществ во
внутренней среде организма, – ... .
5. Обратное всасывание воды и растворенных в ней
веществ из ультрафильтрата плазмы – ... .
6. Всасывание воды из ультрафильтрата плазмы – ...
.
7. Совокупность процессов в организме,
определяющих величину теплопродукции и
теплоотдачи в соответствии с условиями внешней и
внутренней среды, – ... .
8. Восстановление организмом утраченных или
поврежденных органов и тканей – ... .
9. Выводные протоки почек позвоночных животных,
выводящие мочу в мочевой пузырь, – ... .
10. Полый мышечный орган, в котором накапливается
моча перед выведением, – ... .
11. Жидкость, образующаяся в выделительных
органах и выводимая из организма, – ... .
12. Синтез и выделение клетками веществ – ... .
13. Структурная и функциональная единица почек
позвоночных животных, обеспечивающая
мочеобразование, – ... .
14. Сложный процесс, непрерывно происходящий в
почках, включающий выработку и выведение мочи из
организма, – ... .
15. Внутренний слой кожи, содержащий коллагеновые
волокна соединительной ткани, – ... .
16. Наружный слой кожи с интенсивно делящимися
клетками – ... .
17. Ткань, покрывающая тело у многоклеточных
животных и выстилающая его полости в виде пласта,
составляющая основной функциональный компонент
большинства желез, – ... .
18. Слой кожи под дермой, формирующий жировую
ткань, – ... .
19. Производные эпидермиса, роговые нити,
образующие покров, защищающий поверхность ко-жи,
– ... .