Копилка опыта

Л. Н. Анищенко ;
Л. И. Булавинцева

Работа с терминами на уроках биологии

Методические рекомендации для учителей

Продолжение. См. № 17/2008

Тема: «Гуморальная регуляция функций организма»

Задание 6

A. Ознакомьтесь с предложенными терминоэлементами.

Б. Сконструируйте термины изученной темы с использованием указанных слов и запишите их в тетради.

B. Выделите орфограммы в терминах, проверьте написанное по учебнику.

Г. Расшифруйте смысловое значение сконструированных вами терминов.

Hormao (греч.) – привожу в движение, побуждаю.
Ad (лат.) – приставка со значением: 1) направленности, 2) зачина, 3) дополнительности, 4) присоединения, 5) близости.
Renales (лат.) – вторичный.
Logos (греч.) – наука.
Meta (греч.) – между, после.
Hypophysis (греч.) – отросток.
Secretio (лат.) – отделение.
Talamus (греч.) – комната, опочивальня.
Hypo (греч.) – под, вниз, снизу.
Stress (англ.) – напряжение.
Neuron (греч.) – нерв.
Endon (греч.) – внутри.
Krino (греч.) – отделяю, выделяю.
Cretin (франц.) – слабоумный.
Муха (греч.) – слизь.
Oidema (греч.) – опухание, отек.
Thyreoidea (лат.) – щитовидная железа.
Statim (лат.) – неподвижно.
Oistros (греч.) – страсть.
Genos (греч.) – рождение.
Andros (греч.) – мужчина.
Liberalis (лат.) – свободный.

Задание 7

А. Повторите терминоэлементы, указанные в задании 4.

Б. Обозначьте термином основное содержание понятия.

1. Специализированные органы, выделяющие во внутреннюю среду организма (кровь, лимфу) гормоны, – ... .
2. Органы (железы), осуществляющие как внутреннюю, так и внешнюю секрецию, – ... .
3. Один из способов регуляции и координации работы внутренних органов и их систем, осуществляемый путем воздействия на них биологически активных веществ, доставляемых циркулирующими в организме жидкостями, – ... .
4. Биологически активные вещества, вырабатываемые эндокринными железами или же специализированными группами клеток различных органов, –
... .
5. Часть головного мозга, расположенная под таламусом, высший вегетативный центр, играющий роль в поддержании гомеостаза, являющийся связующим звеном между нервной и гуморальной системами регуляции, – ... .
6. Железа внутренней секреции из трех долей, вырабатывающая тропные гормоны (адренокортикотропный, фолликулостимулирующий, тиреотропный, пролактин, соматотропин, лютеинизирующий), – ... .
7. Гормон, выделяемый клетками островков Лангерганса поджелудочной железы, участвующий в регуляции углеводного и жирового обмена, – ... .
8. Гормон надпочечников, секреция которого усиливается в ситуациях, требующих адаптивных перестроек метаболизма, – ... .
9. Гормон, выделяемый клетками островков Лангерганса поджелудочной железы, контролирующий обмен сахаров, – ... .
10. Женские половые гормоны, оказывающие влияние на развитие женских половых признаков, появление вторичных половых признаков, – ... .
11. Мужские половые гормоны, вырабатываемые клетками семенников, оказывающие влияние на развитие мужских половых признаков и вторичных половых признаков, – ... .
12. Йодсодержащий гормон щитовидной железы, повышающий уровень обмена веществ, – ... .
13. Биологически активные вещества, вырабатываемые гипоталамусом, оказывающие активизирующее действие на выделение тропных гормонов передней доли гипофиза, – ... .
14. Биологически активные вещества, вырабатываемые гипоталамусом, оказывающие тормозящее влияние на выделение тропных гормонов гипофиза – ... .
15. Синтез и выделение нервными клетками биологически активных веществ (нейрогормонов), по-ступающих в кровь, лимфу и влияющих на деятельность органов-мишеней, – ... .

Задание 8

Укажите признаки следующих заболеваний эндокринного характера: кретинизм, микседема, гипотиреоз, диабет. Какие органы и системы органов могут быть поражены? Какие меры профилактики и лечения можно предложить?

Тема: «Дыхательная система»

Задание 9

A. Ознакомьтесь с терминоэлементами.

Б. Сконструируйте термины изученной темы с использованием предложенных терминоэлементов, запишите их в тетрадь.

B. Выделите орфограммы в терминах, проверьте написанное по учебнику.

Г. Расшифруйте смысловое значение сконструированных вами терминов.

Pneuma (греч.) – воздух.
Pneumon (греч.) – легкое.
Arteria (греч.) – дыхательное горло, или трахея, кровеносный сосуд.
Tracheya arteria (греч.) – шероховатое дыхательное горло.
Pleuro (греч.) – ребро, бок, сторона.
Diaphragma (греч.) – грудобрюшная преграда.
Bronchia (греч.) – бронхи.
Alveolus (лат.) – ячейка, пузырек.
Larynx (лат.) – гортань.
Pharynx (лат.) – глотка.
Pulmo (лат.) – легкое.

Задание 10

А. Ознакомьтесь с терминоэлементами, предложенными в задании 9.

Б. Обозначьте термином основное содержание понятия.

1. Процесс обеспечения клеток организма кислородом, осуществления окислительно-восстановительных реакций и выделения углекислого газа – ... .
2. Система органов, обеспечивающая снабжение тканей кислородом, осуществляющая удаление образовавшейся углекислоты, – ... .
3. Объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха – ... .
4. Интервал от начала одного вдоха до начала следующего – ... .
5. Начальный отдел дыхательного горла – ... .
6. Часть дыхательной системы, непарный участок воздухоносных путей, расположенный между гортанью и бронхами, – ... .
7. Часть дыхательной системы, участок воздухоносных путей, образующийся в результате развет-вления трахеи на две трубки, идущие к легким, – ... .
8. Конечная, слепо заканчивающаяся часть воздухоносных путей, являющаяся функциональной единицей легкого, – ... .
9. Собственно орган дыхания – ... .
10. Оболочка, выстилающая часть общей полости тела, внутри которой заключены легкие, и переходящая на легкие, – ... .
11. Процесс обмена газами между организмом и средой – ... .

Задание 11

Опираясь на указанные ранее терминоэлементы (задание 9), раскройте понятийное содержание терминов темы «Гигиена дыхательной системы»: ларингит, фарингит, пульпит, трахеит, плеврит. Какие меры гигиены можно предложить?

Тема: «Пищеварение»

Задание 12

A. Ознакомьтесь с терминоэлементами.

Б. Сконструируйте термины изученной темы с использованием указанных слов, запишите их в тетрадь.

B. Выделите орфограммы в терминах, проверьте написанное по учебнику.

Г. Расшифруйте смысловое значение сконструированных вами терминов.

Appendix (лат.) – придаток.
Нераtia (греч.) – печень.
Dentis (лат.) – зуб.
Diaphragma (греч.) – грудобрюшная преграда.
Chymus (греч.) – сок.
Vita (лат.) – жизнь.
Peristalticos (греч.) – обхватывающий.
Secretio (лат.) – отделение.
Pulpa (лат.) – мякоть.
Gingivae (лат.) – десна.
Gaster (лат.) – желудок.
Duodenum (лат.) – двенадцатиперстная кишка.
Sphingo (греч.) – сжимаю.
Metabole (греч.) – перемена, превращение.
Pepsis (греч.) – пищеварение.
Email (франц.) – плавить.
Stasis (греч.) – остановка.
Homoios (греч.) – одинаковый.
Fermentum (лат.) – брожение, закваска.

Задание 13

A. Ознакомьтесь с терминоэлементами, указанными в задании 12.

Б. Раскройте понятийное содержание терминов раздела «Гигиена пищеварительной системы»: дуоденит, гастрит, пульпит, гингивит, гепатит, аппендицит. Какие меры профилактики заболеваний можно предложить?

B. Обозначьте термином основное содержание понятия.

1. Сухожильно-мышечное образование, отделяющее грудную полость от брюшной, – ... .
2. Процесс трансформации (физической и химической обработки) пищи, в результате которой образуются вещества, пригодные для участия в реакциях обмена веществ, – ... .
3. Часть пищеварительной системы, система органов, представленная кишечной трубкой и железами пищеварительной системы, – ... .
4. Совокупность всех химических реакций, протекающих в живом организме, – ... .
5. Эпителиальная ткань, покрывающая коронку зуба, – ... .
6. Плотное вещество, разновидность костной ткани, находящееся под эмалью, составляющее главную массу зуба, – ... .
7. Мягкая ткань в центре зуба с кровеносными сосудами и нервами – ... .
8. Пищевая масса после смешивания с желудочным соком – ... .
9. Образование и выведение веществ из клетки во внешнюю среду – ... .
10. Вещества белковой природы, катализаторы биохимических реакций, происходящих в организме – ... .
11. Волнообразные сокращения мускулатуры полых трубчатых органов – ... .
12. Вырост слепой кишки – ... .
13. Обособленный начальный отдел тонкого кишечника, где происходит гидролиз веществ до мономеров и их всасывание, – ... .
14. Фермент, компонент желудочного сока, осуществляющий гидролиз белков (с образованием полипептидов), – ... .
15. Кольцевая мышца, обеспечивающая суживание или сжимание отверстий, часто находящаяся на границе полых органов, – ... .
16. Пищеварительными железами являются ... .

Тема: «Обмен веществ»

Задание 14

A. Ознакомьтесь с терминоэлементами.

Б. Сконструируйте термины изученной вами темы с использованием указанных слов, запишите их в тетрадь.

B. Выделите орфограммы в терминах, проверьте написанное по учебнику и дополнительной литературе.

Г. Расшифруйте смысловое значение сконструированных вами терминов.

Katabole (греч.) – разрушение.
Anabole (греч.) – подъем.
Vita (лат.) – жизнь.
Allos (греч.) – другой.
Ergon (греч.) – действие.
Therme (греч.) – тепло.
Regulo (лат.) – упорядочиваю.
Secretio (лат.) – отделение.
Stasis (греч.) – остановка.
Homoios (греч.) – одинаковый.
Assimilatio (лат.) – уподобление, сходство.
Fermentum (лат.) – брожение, закваска.
Bios (греч.) – жизнь.
Synthesis (греч.) – образование.
Dis (греч.) – обратный процесс.

Задание 15

А. Ознакомьтесь с терминоэлементами к заданию 14.

Б. Обозначьте термином характеристику понятий.

1. Совокупность биохимических реакций, происходящих в организме, приводящих к образованию простых соединений из сложных, – ... .
2. Совокупность биохимических реакций, в процессе которых происходит синтез сложных веществ из простых, – ... .
3. Сторона обмена веществ, образование органических веществ из более простых соединений, происходящее в живых организмах под действием биокатализаторов, – ... .
4. Распад сложных органических соединений до более простых, сопровождающийся выделением энергии, идущей на поддержание процессов жизнедеятельности, – ... .
5. Совокупность реакций, обеспечивающих по-требление питательных веществ и синтез сложных веществ из простых, – ... .
6. Совокупность всех химических реакций, протекающих в живом организме, – ... .
7. Динамическое постоянство внутренней среды организма, поддерживаемое в постоянно изменяющихся условиях среды, – ... .
8. Совокупность химических реакций и сопутствующих им физических процессов в организме, в результате которых происходит поступление веществ, их усвоение и выведение некоторых соединений в окружающую среду, – ... .
9. Биологически активные вещества, необходимые в малых количествах для нормальной жизнедеятельности организма, – ... .
10. Совокупность процессов в организме, опре-деляющих величину теплопродукции и теплоотдачи в соответствии с условиями внешней среды, – ... .

Тема: «Кожа. Органы выделения»

Задание 16

A. Ознакомьтесь с терминоэлементами.

Б. Сконструируйте термины изученной темы с использованием указанных слов, запишите их в тетрадь.

B. Выделите орфограммы в терминах, проверьте написанное по учебнику и дополнительной литературе.

Г. Расшифруйте смысловое значение сконструированных вами терминов.

Ren (лат.) – почка.
Epi (греч.) – на, над.
Thele (греч.) – сосок.
Ureteres (лат.) – мочеточник.
Urina (лат.) – моча.
Kystis (греч.) – мочевой пузырь.
Nephros (греч.) – почка.
Derma (греч.) – кожа.
Excretum (лат.) – выделение.
Pili (лат.) – волосы.
Homoios (греч.) – одинаковый.
Therme (греч.) – теплота.
Regeneraitio (лат.) – восстановление.
Secretio (лат.) – отделение.
Absorbtio (лат.) – поглощение.
Regulo (лат.) – направляю.
R-e (лат.) – обратное действие.
Osmos (греч.) – толчок, давление.

Задание 17

А. Ознакомьтесь с терминоэлементами к заданию 16.

Б. По основному содержанию понятий определите соответствующие термины.

1. Динамическое постоянство внутренней среды организма, поддерживаемое в постоянно меняющихся условиях среды, – ... .
2. Выделение и выведение из организма различных веществ (продуктов жизнедеятельности, избыточных количеств воды, минеральных солей), осуществляемое специальными органами, – ... .
3. Система органов, принимающих участие в удалении из организма продуктов метаболизма, образующихся в процессе жизнедеятельности, – ... .
4. Совокупность физико-химических процессов, обеспечивающих относительное постоянство концентрации осмотически активных веществ во внутренней среде организма, – ... .
5. Обратное всасывание воды и растворенных в ней веществ из ультрафильтрата плазмы – ... .
6. Всасывание воды из ультрафильтрата плазмы – ... .
7. Совокупность процессов в организме, определяющих величину теплопродукции и теплоотдачи в соответствии с условиями внешней и внутренней среды, – ... .
8. Восстановление организмом утраченных или поврежденных органов и тканей – ... .
9. Выводные протоки почек позвоночных животных, выводящие мочу в мочевой пузырь, – ... .
10. Полый мышечный орган, в котором накапливается моча перед выведением, – ... .
11. Жидкость, образующаяся в выделительных органах и выводимая из организма, – ... .
12. Синтез и выделение клетками веществ – ... .
13. Структурная и функциональная единица почек позвоночных животных, обеспечивающая мочеобразование, – ... .
14. Сложный процесс, непрерывно происходящий в почках, включающий выработку и выведение мочи из организма, – ... .
15. Внутренний слой кожи, содержащий коллагеновые волокна соединительной ткани, – ... .
16. Наружный слой кожи с интенсивно делящимися клетками – ... .
17. Ткань, покрывающая тело у многоклеточных животных и выстилающая его полости в виде пласта, составляющая основной функциональный компонент большинства желез, – ... .
18. Слой кожи под дермой, формирующий жировую ткань, – ... .
19. Производные эпидермиса, роговые нити, образующие покров, защищающий поверхность ко-жи, – ... .

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru