Копилка опыта

Л. Н. Анищенко ;
Л. И. Булавинцева

Работа с терминами на уроках биологии

Методические рекомендации для учителей

Продолжение. См. № 17, 18/2008

Тема: «Опорно-двигательная система»

Задание 18

A. Ознакомьтесь с терминоэлементами.

Б. Сконструируйте термины изученной темы с использованием указанных терминоэлементов, запишите их в тетрадь.

B. Выделите орфограммы в терминах, проверьте написанное по учебнику.

Г. Расшифруйте смысловое значение терминов, сконструированных вами.

Osteon (греч.) – кость.
Os (лат.) – кость.
Chondros (греч.) – хрящ.
Musculus (лат.) – мышца, мускул.
Epiphysis (греч.) – нарост, шишка.
Apophysis (лат.) – выступающая часть.
Diaphysis (лат.) – тело.
Atlas (лат.) – атлант, несущий.
Epistrepho (греч.) – поворачиваюсь, вращаюсь.
Sceletos (греч.) – высушенный.
Cytos (греч.) – клетка.
Logos (греч.) – наука.
Blastos (греч.) – росток, зародыш.
Motio (лат.) – движение.
Locus (лат.) – место.
Antagonisma (греч.) – спор, борьба.
Syn (греч.) – вместе.
Abductor (лат.) – отводящий.
Depressor (лат.) – опускающий.
Sphingo (греч.) – сжимаю.
Livator (лат.) – поднимающий.
Adductor (лат.) – приводящий.
Tensor (лат.) – напрягающий.
Extensor (лат.) – разгибатель.
Flexor (лат.) – сгибающий.

Задание 19

А. Ознакомьтесь с терминоэлементами к заданию 18.

Б. Выясните смысловое содержание терминов, раскрывающих функциональную характеристику основных групп мышц: антагонисты, синергисты, флексоры, экстензоры, аддукторы, абдукторы, леваторы, депрессоры, сфинктеры, тензоры.

Статья опубликована при поддержке интернет-ресурса "DEALSFREE.RU". "DEALSFREE.RU" - это удобный и выгодный шоппинг. На сайте Вы найдёте промокоды (промокоды связной) и купоны для скидок в популярных магазинах, только лучшие предложения. Удобный поиск товаров по категориям. Узнать подробнее Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://dealsfree.ru/.

Тема: «Репродуктивная система человека»

Задание 20

A. Ознакомьтесь с терминоэлементами.

Б. Сконструируйте термины изученной темы с использованием указанных слов, запишите их в тетрадь.

B. Выделите орфограммы в терминах, проверьте написанное по учебнику и дополнительной литературе.

Г. Расшифруйте смысловое значение сконструированных вами терминов.

Gamete (греч.) – жена.
Gametes (греч.) – муж.
Folliculus (лат.) – мешочек.
Ovum (лат.) – яйцо.
Organon (греч.) – орган.
Zoon (греч.) – живое существо.
Spermatos (греч.) – семя.
Ооп (греч.) – яйцо.
Genesis (греч.) – происхождение.
Placenta (лат.) – лепешка, пирог.
Gone (греч.) – порождающие.
Re (лат.) – возобновление.
Producto (лат.) – создаю.
Tropos (греч.) – направление.
Ontos (греч.) – сущее.
Genitalis (лат.) – детородный.
Diploos (греч.) – двойной.
Haploos (греч.) – одиночный.
Zigotos (греч.) – вместе.
Embrion (греч.) – зародыш.
Pubertas (лат.) – возмужалость.
Pollution (англ.) – загрязнение.
Chorion (греч.) – оболочка, послед.
Monos (лат.) – один.

Задание 21

А. Ознакомьтесь с терминоэлементами к заданию 20.

Б. Обозначьте термином основное содержание понятия.

1. Различные формы размножения организмов, при которых новый организм развивается из зиготы, осуществляемые двумя физиологически различными особями, формирующими гаметы, – ... .
2. Органы, выполняющие функцию размноже-ния, – ... .
3. Индивидуальное развитие особи от оплодотворения до смерти – ... .
4. Половые клетки – ... .
5. Женские половые клетки, образующиеся из первичных половых клеток, способные к делению, – ... .
6. Образование половых клеток у организма – ... .
7. Совокупность последовательных процессов развития женских половых клеток – ... .
8. Незрелые мужские половые клетки – ... .
9. Зрелая мужская половая клетка – ... .
10. Процесс развития мужских половых клеток – ... .
11. Органы, образующие половые клетки и половые гормоны, – ... .
12. Гормоны, регулирующие эндокринную функцию половых желез, – ... .
13. Женские половые железы, в которых образуются яйцеклетки и половые гормоны, – ... .
14. Мужские половые железы, в которых образуются сперматозоиды и половые гормоны, – ... .
15. Жидкость, состоящая из сперматозоидов и семенной жидкости, – ... .
16. Период в индивидуальном развитии человека, в течение которого организм становится способным к половому размножению, – ... .
17. Извержение семени из мочеиспускательного канала – ... .
18. Цикл женского организма, внешним проявлением которого является кровотечение, – ... .
19. Слияние женской и мужской половых клеток – ... .
20. Клетка, образующаяся в результате слияния гамет, – ... .
21. Высокоспециализированные женские половые клетки, содержащие питательные вещества для развития зародыша, – ... .
22. Парный проток, служащий для выведения зрелых половых клеток, – ... .
23. Полые образования для развития яйцеклеток – ... .
24. Мешковидный орган женской половой системы, служащий вместилищем яиц или эмбрионов, – ...
25. Парный орган, служащий для проведения спермы, – ... .
26. Выход зрелых яйцеклеток (ооцитов) из яичника в полость тела при разрыве фолликулов – ... .
27. Орган, напоминающий лепешку, осуществляющий связь между организмом матери и зародышем в период внутриутробного развития, – ... .
28. Тяж, соединяющий плод с плацентой и через нее с организмом матери, – ... .
29. Зародышевая оболочка, заполненная жидкостью, предохраняющая зародыш от высыхания и механических повреждений, – ... .
30. Зародышевая оболочка, обеспечивающая обмен веществ между организмом матери и плода, – ... .
31. Зародышевая оболочка, покрывающая амнион и желточный мешок, служащая органом дыхания и местом сбора продуктов обмена веществ зародыша, образующая сосуды пуповины, – ... .
32. Наружные половые органы – ... .
33. Одинарный набор хромосом – ... .
34. Два гомологичных набора хромосом в клетке организма – ... .
35. Близнецы, развивающиеся из одного оплодотворенного яйца (зиготы), – ... .
36. Животный организм в ранний период развития – ... .

Раздел «Общая биология»

Тема: «Пути и направления эволюции»

Задание 22

A. Ознакомьтесь с терминоэлементами.

Б. Сконструируйте термины изученной темы с использованием указанных слов, запишите их в тетрадь.

B. Выделите орфограммы в терминах, проверьте написанное по учебнику и дополнительной литературе.

Г. Расшифруйте смысловое значение сконструированных вами терминов.

Genesis (греч.) – происхождение.
Homologia (греч.) – соответствие.
Morphosis (греч.) – форма, вид.
Divergere (лат.) – отклоняться.
Airo (греч.) – поднимаю.
Convergere (лат.) – приближаться.
Area (греч.) – площадь.
Mimicry (лат.) – подражательный.
Phylon (греч.) – племя, род.
Makros (греч.) – большой.
Recapitulatio (греч.) – повторение.
Mikros (греч.) – малый.
Monos (лат.) – один.
Evolutio (лат.) – развертываю.
Isolation (франц.) – разобщение.
Degenerare (лат.) – вырождаться.
Adaptatio (лат.) – приспособление.
Idios (греч.) – своеобразный.
Radio (лат.) – излучаю.
Allos (греч.) – другой.
Analogia (греч.) – соответствие, сходство.

Тема: «Развитие органического мира»

Задание 23

A. Ознакомьтесь с терминоэлементами.

Б. Сконструируйте термины изученной вами темы с использованием указанных слов, запишите их в тетрадь.

B. Выделите орфограммы в терминах, проверьте написанное по учебнику и дополнительным источникам.

Г. Расшифруйте смысловое значение сконструированных вами терминов.

Proteros (греч.) – более ранний.
Vitalis (лат.) – животворный.
Psylos (греч.) – голый.
Katastrophe (греч.) – перепиши.
Pro (лат.) – вперед.
Transformo (лат.) – превращаю.
Karion (лат.) – ядро.
Creatio (лат.) – создание.
Pan (греч.) – всё.
Pteris (греч.) – птица.
Phyton (греч.) – растение.
А (греч.) – отрицание.
Zoe (греч.) – жизнь.
Sperma (греч.) – семя.
Palaios (греч.) – древний.
Ontos (греч.) – сущее.
Coacervatio (лат.) – накопление.
Logos (греч.) – наука.
Bios (греч.) – жизнь.
Genesis (греч.) – происхождение.
Arche (греч.) – древность.
Еu (греч.) – хорошо.
Evolutio (греч.) – развертываю.
Metamorphosis (греч.) – превращение.
Finalis (лат.) – конечный.
Ordovices (лат.) – древнее кельтское племя.
Phaneros (греч.) – видимый, явный.

Тема: «Антропосоциогенез»

Задание 24

A. Ознакомьтесь с терминоэлементами.

Б. Сконструируйте термины изученной вами темы с использованием указанных слов, запишите их в тетрадь.

B. Выделите орфограммы в терминах, проверьте написанное по учебнику и дополнительной литературе.

Г. Расшифруйте смысловое значение сконструированных вами терминов.

Anthropos (греч.) – человек.
Morphe (греч.) – форма.
Phagos (греч.) – поедать.
Genesis (греч.) – происхождение.
Transphormatio (лат.) – изменение.
Homo (греч.) – человек.
Homos (греч.) – равный.
Australis (лат.) – южный.
Phylon (греч.) – род, племя.
Evolutio (лат.) – развертываю.
Rudimentum (лат.) – зачаток.
Syn (греч.) – вместе.
Archaios (греч.) – древний.
Neos (греч.) – новый.
Monos (греч.) – один.
Poly (греч.) – много.
Palaios (греч.) – древний.
Razza (итал.) – род.
Pithecos (греч.) – обезьяна.
Ontos (греч.) – сущее.
Retardatio (лат.) – замедление.
Atavus (лат.) – предок.

Тема: «Размножение и развитие организмов»

Задание 25

A. Ознакомьтесь с терминоэлементами.

Б. Сконструируйте термины изученной темы с использованием указанных слов, запишите их в тетрадь.

B. Выделите орфограммы в терминах, проверьте написанное по учебнику и дополнительной литературе.

Г. Расшифруйте смысловое значение сконструированных вами терминов.

Genero (лат.) – произвожу.
Gaster (лат.) – желудок.
Gamete (греч.) – жена.
Gametes (греч.) – муж.
Blastos (греч.) – зародыш.
Meros (греч.) – часть.
Poros (греч.) – отверстие.
Entos (греч.) – внутри.
Derma (греч.) – кожа.
Embrion (греч.) – зародыш.
Ektos (греч.) – снаружи.
Mezos (греч.) – средний.
Cytos (греч.) – клетка.
Telos (греч.) – конец.
Parthenos (греч.) – девственный.
Genesis (греч.) – развитие.
Ontos (греч.) – сущее.
Myxis (греч.) – смешение.
Meta (греч.) – за, после.
Mesos (греч.) – средний.
Centrum (лат.) – центр.
*Valens (лат.) – сильный.
Diploos (греч.) – двойной.
Di (греч.) – дважды.
Zygotos (греч.) – соединенный вместе.
Zygon (греч.) – пара.
–ploos (греч.) – кратный.
Inter (лат.) – между.
Phasis (греч.) – появление.
Para (греч.) – возле, мимо.
Haploos (греч.) – одиночный, простой.
Karion (греч.) – ядро, орех.
Chroma (греч.) – цвет.
Soma (греч.) – тело.
Kinesis (греч.) – движение.
Pro (греч.) – до, перед.
Organon (греч.) – орудие, инструмент.
Ооп (греч.) – яйцо.
Morula (греч.) – тутовая ягода.
Mitos (греч.) – нить.
Meiosis (греч.) – уменьшение, убывание.
Ana (греч.) – противо-.
*Lecitos (греч.) – желток.
Bi (лат.) – двойной.

Задание 26

А. Ознакомьтесь с терминоэлементами, указанными в задании 25.

Б. По основному содержанию понятий определите соответствующие термины:

1. Участок хромосомы, контролирующий ее движения, место прикрепления нитей веретена деле-ния – ... .
2. Утолщенные, плотно спирализованные участки дезоксирибонуклеопротеиновых нитей, образующихся в результате местного скручивания, – ... .
3. Пара гомологичных хромосом, соединенных между собой в мейозе, – ... .
4. Яйцо, в котором желток равномерно распределен по всей цитоплазме (в центре), за исключением периферического слоя – ... .
5. Яйцо с неравномерным распределением желтка, ядро в котором находится ближе к анимальному полюсу, – ... .
6. Яйцо, в котором желток равномерно (гомогенно) распределен, – ... .

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru