В. Н. Кузнецов
Что читать по биологии
Продолжение. См. № 20/2008
Экология
Бондарев В.П., Долгушин Л.Д., Залогин Б.С. и др. Экологическое состояние территории России. Учебное пособие / Под ред. С.А. Ушакова, Я.Г. Каца (2-е изд.). – М.: Изд. центр «Академия», 2005.
В пособии дается оценка современного экологического состояния территории России, ее природных ландшафтов, состояния атмосферы, почв, снежного покрова, описаны состояния морей и поверхностных вод, опасные природные процессы и явления. Пособие иллюстрировано картами, графиками, диаграммами.
Горелов А.А. Экология. Учебник. – М.: Изд. центр «Академия», 2001.
В книге рассматриваются современные экологические проблемы. Раскрываются их естественнонаучные и гуманитарные аспекты. Особое внимание уделяется путям предотвращения экологической катастрофы и гармонизации взаимоотношений природы и общества. Каждый раздел учебника включает курс лекций, практикум к семинарским занятиям и справочные материалы.
Донченко В.К., Питулько В.М., Сорокин Н.Д. и др. Экологическая экспертиза. Учебное пособие /Под ред. В.М. Питулько (4-е изд.). – М.: Изд. центр «Академия», 2005.
В пособии рассмотрены теория, методика и практические приемы геоэкологического обоснования хозяйственной деятельности, принципы проектирования природоохранных и защитных объектов. Дана методика проведения экологической экспертизы для оценки антропогенного воздействия на окружающую среду.
Константинов В.М. Охрана природы. Учебное пособие (2-е изд.). – М.: Изд. центр «Академия», 2000.
В пособии излагаются современные проблемы прикладной экологии, рассматриваются социально-экологические связи, приводятся характеристика современного состояния природной среды и природных ресурсов, методы оптимизации взаимодействия общества и биосферы, обосновываются перспективы реализации устойчивого развития человечества и природы. Книга будет полезна учителям биологии, экологии и географии.
Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования. Учебное пособие (6-е изд.). – М.: Изд. центр «Академия», 2005.
В пособии рассматривается современное состояние природных ресурсов и окружающей среды; приведены теоретические основы рационального природопользования, основы природоохранного законодательства, освещены вопросы охраны природы в России и международного сотрудничества в этой области, показана роль экологического образования в рациональном природопользовании.
Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Устойчивое развитие: вводный курс. Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Университетская книга; Логос, 2006.
В пособии рассмотрены последствия антропогенного влияния на биосферу. Представлены основные положения концепции устойчивого развития, проанализирован первый опыт ее реализации. Изложены ключевые проблемы перехода к устойчивому развитию (регулирование роста народонаселения, обеспечение человечества энергией, продовольствием, промышленными ресурсами). Приведены экономические и правовые механизмы рационального природопользования.
Прохоров Б.Б. Социальная экология. – М.: Изд. центр «Академия», 2005.
Книга посвящена проблемам урбанизации, войн, массовых миграций, продовольственной проблеме, болезням, освоению космоса, вопросам пионерного освоения территорий, проблемам рекреации и пр. Все они характерны для современного общества. Рассматриваются также вопросы эволюции человека, роль религии в истории человечества.
Прохоров Б.Б. Экология человека. Учебник (3-е изд.). – М.: Изд. центр «Академия», 2005.
В учебнике изложены теоретические и практические аспекты влияния окружающей среды на жизнедеятельность людей, дано определение места экологии человека в системе наук, приводятся антропоэкологические аксиомы, составляющие теоретическую основу новой науки, и развивается концепция антропоэкосистем – объекта изучения экологии человека. Рассматриваются связи экологии с демографией и медициной, условия жизни людей в различные эпохи. Освещены проблемы нормирования качества окружающей среды, осуществления практической деятельности в области экологии человека.
Титов Е.В. Олимпиада школьников по экологии: подготовка и проведение. – М.: Школьные технологии, 2004.
В пособии впервые даются методические рекомендации по подготовке, организации и проведению экологических олимпиад любого уровня. Подробно описывается содержание всех мероприятий олимпиады (экотуров, культурных, экоразвлекательных и краеведческих экскурсионных программ). В 32 приложениях подробно описаны литературные источники для подготовки, приведены образцы бланков для оформления экопроектов, для ответов практического тура, информационная структура тестовых заданий, образцы ведомостей результатов всех туров и др.
Книга предназначена для руководителей образовательных учреждений, органов управления образованием; для педагогов, готовящих своих учеников к олимпиаде, и учащихся, интересующихся исследовательской деятельностью и желающих принять участие в будущих олимпиадах.
Трифонова Т.А., Селиванова Н.В., Мищенко Н.В. Прикладная экология. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экологическим специальностям. – М.: Академический Проект; Традиция, 2005.
В пособии изложены принципы прикладной экологии, основывающиеся на использовании методов защиты биосферы от загрязнений и организации природоохранной деятельности. Рассмотрены основы функционирования экосистем различного иерархического уровня; организация экологического мониторинга, включая слежение за состоянием различных природных сред и биоты, экотоксикологический мониторинг и мониторинг биоразнообразия. Рассмотрены вопросы обеспечения экологической безопасности и рисков, даются примеры расчетов и экологических оценок, нормы использования природных ресурсов; приведены примеры учебных исследований, посвященных мониторингу окружающей среды.
Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. Учебное пособие. – М.: Изд. центр «Академия», 2006.
В пособии рассматриваются основы классической (биологической) экологии и ее направления, вопросы экологической безопасности, математические и экспериментальные методы экологических исследований. Особое внимание уделено вопросам взаимодействия человека, использующего современные технологии преобразования материалов и энергии, с окружающей средой, а также влияния загрязнения окружающей среды на человека. Рассмотрены пути формирования экологической культуры школьников, даются рекомендации по организации школьной и внешкольной работы в сфере безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды. Приложение содержит лабораторный практикум по экологии человека, школьный экологический мониторинг и методику выполнения экологических проектов школьниками.