С. Волков
«Биологические» идиомы
Агнец божий
Помните басню Крылова о волке и ягненке?
Волк силен, груб и зол, а ягненок – само воплощение
кротости и послушания. В церковнославянском
языке ягненок назывался агнец, а божьим агнцем
принято теперь именовать (хотя в большей степени
иронически) ласкового, незлобивого, кроткого
человека, не способного к насилию и жестокости. В
этом значении, возможно, осталась память о том,
что в древности часто именно ягнят-агнцев
приносили в жертву при исполнении различных
обрядов.
Иногда слово агнец путают со словом ангел –
может быть, потому, что ангелом (или ангелом во
плоти) тоже называют непорочного, чистого
человека.
Белены объесться
Человеку, совершившему какую-нибудь
из ряда вон выходящую глупость, начавшему
буянить и чудить, можно задать вопрос: «Ты
что, белены объелся?». Это даже не вопрос, а скорее
замаскированное под него требование одуматься,
прекратить чудачества. Потому что и так понятно,
что белены этот буян не ел, – просто его
поведение напоминает поведение человека,
попробовавшего семена этого ядовитого растения.
Белена – растущий на свалках куст с
грязно-желтыми, плохо пахнущими цветками. Ее
семена опьяняюще, одурманивающе действуют на
человека. Умопомрачение нередко заканчивается
смертью, поэтому экспериментировать с беленой не
стоит. Об этом люди знали уже очень давно – вот и
вошла белена в пословицу с такой отрицательной
окраской.
Белая ворона
Так, чаще всего неодобрительно, говорят
про человека, который резко отличается от
остальных, выделяется из общей массы. Эффект
этого оборота построен на сочетании
несочетаемых, противоположных понятий. Вороны
обычно серо-черные, белая ворона – это огромная
редкость (такие экземпляры называются
альбиносами).
Считается, что первым употребил выражение «белая
ворона» римский поэт-сатирик Ювенал, живший в I–II
вв. Его слова тоже о происходящем исключительно
редко: «Раб может выйти в цари, пленник –
дождаться триумфа. Только удачник такой
редкостней белой вороны».
Есть и другие связанные с цветом выражения,
подчеркивающие особое положение человека. «Что
я, рыжий, что ли?» – в сердцах может воскликнуть
тот, кого хотят, например, нагрузить какой-то
неприятной для него обязанностью. И хотя рыжие
люди встречаются гораздо чаще белых ворон,
однако язык наделил именно этот цвет значением
странности, исключительности.
Беречь как зеницу ока
Когда хотят сказать, что какую-то вещь
нужно усиленно охранять, беречь особо
тщательно, заботиться о ней, то употребляют
выражение «беречь как зеницу ока». Устаревшее
книжное слово зеница обозначает зрачок – самую
важную часть ока (глаза), без которой глаз
перестает выполнять свою функцию.
Часто в поэтических текстах зеницами называли и
глаза целиком как органы зрения. «Отверзлись
вещие зеницы // Как у испуганной орлицы», – читаем
мы в стихотворении А.С. Пушкина «Пророк».
У слова зеницы есть родственное слово – зенки
(оно употребляется в просторечии, в грубоватом
выражении «вылупить зенки» – вытаращиться).
Бирюком жить
Это выражение означает жить одиноко,
угрюмо, сторониться людей, быть неразговорчивым.
Именно так, по представлениям людей, живет волк
(что на самом деле неверно). В южных местностях
России волка называют бирюком (от тюркского бир
– один). Поэтому жить бирюком означает жить, как
волк, хмуро, одиноко, нелюдимо.
Это выражение широко вошло в литературный язык
после появления рассказа И.С. Тургенева «Бирюк»
(в цикле «Записки охотника»), где речь идет об
угрюмом и суровом леснике, который строго
наказывал крестьян за незаконную рубку леса и
был прозван ими Бирюком.
Блоху подковать
У замечательного русского писателя
Николая Лескова есть «Сказ о тульском косом
левше и стальной блохе». Герой этого сказа –
чудо-мастер Левша: ему удалось подковать
механическую блоху, заводящуюся ключиком и
исполняющую танец. Эту микроскопическую блоху
сделали англичане и очень гордились своей тонкой
и умелой работой. Однако наш Левша с товарищами
их переплюнул: без всяких технических
приспособлений они сумели изготовить подковки,
вырезать на них свои имена и прибить эти подковки
к ножкам блохи совсем уже невидимыми гвоздиками.
После появления этого рассказа и вошло в язык
выражение «подковать блоху» со значением проявить
необыкновенную выдумку, смекалку, филигранно
выполнить какую-то работу.
Буриданов осел
Буриданов осел – жертва эксперимента.
Правда, эксперимента мысленного, так что
защитники животных не смогут усмотреть в нем
какого-либо преступления. Считается, что
провести этот эксперимент предложил французский
философ XIV в. Жан Буридан (вот почему осел –
Буриданов).
Вот в чем суть этого умозрительно опыта. Если
взять голодного осла и на равном расстоянии от
его морды, справа и слева, разместить две
одинаковые охапки сена, то осел, как считал
Буридан, неминуемо… умрет с голоду. Потому что
никак не сможет выбрать, с какой охапки ему
начать. Так Буридан доказывал отсутствие свободы
воли в человеческих поступках. С той поры нерешительных,
колеблющихся людей, которые никак не могут
совершить свой выбор, стали называть
буридановыми ослами.
В мгновение ока
Этот распространенный фразеологизм со
значением «очень быстро» пришел к нам из
глубокой древности, когда только еще
складывалась система измерения времени. Наряду с
большими временными отрезками (год, месяц, день)
человек выделял и мельчайшие. Задолго до
появления понятий «минута» и «секунда» уже
существовали «миг» и «мгновение». Они связаны с
самым быстрым движением в человеческом
организме – движением глазных век, морганием.
Слова миг и мгновение происходят от глагола
мигать. Мгновение ока – это то неопределенно
короткое время, что-то около десятой доли
секунды, которое нужно векам, чтобы прикрыть глаз
и тут же разомкнуться. Во многих фразеологизмах,
обозначающих быстрое действие, сохраняется эта
связь со скоростью мигания: в один миг, мигом,
моргнуть не успеешь.