О. В. Петунин
Закономерности наследственности
Поурочное планирование (28 ч)
Продолжение. См. № 6/2009
2) Исходя из результатов скрещиваний чалого быка с коровами трех мастей (схемы скрещиваний приведены в № 6/2009), следует вывод о том, что фермер может завести быка любой масти. При любой масти быка 50% будут красными и белыми и пойдут на продажу.
Ответ:
♀ Красная × ♂ Чалый – красные и чалые (1:1);
♀ Белая × ♂ Чалый – белые и чалые (1:1);
♀ Чалая × ♂ Чалый – белые, чалые, красные (1:2:1).
Фермер может завести взамен Фердинанда быка любой масти.
Задача № 5. При скрещивании растений с белыми и розовыми цветками были получены такие же потомки примерно в равных соотношениях. Скрещивание двух растений с розовыми цветками дало в потомстве растения с белыми, розовыми и красными цветками. На основе приведенных данных выскажите и сформулируйте предположение о характере наследования окраски цветков у растения. Введите нужные генетические обозначения, обозначьте ими генотипы.
Дано:
А – красная
а – белая
Аа – розовая
Р – ? F – ?
Решение:
Исходя из условия задачи делаем вывод о промежуточном характере наследования окраски цветков у данного растения (неполное доминирование). Вводим необходимые генетические обозначения и записываем схемы скрещиваний:
|
||||||||||||||||||||||||
|
Ответ: наследование цветков у растения осуществляется по типу неполного доминирования.
Статья опубликована при поддержке центра профориентации Эльмиры Давыдовой "ПрофГид". Бесплатная профориентация школьников и взрослых- список профессий, развитие мышления, выявление способностей детей от 6 до 12 лет, тесты и многое другое. Узнать подробную информацию о центре и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.profguide.ru/.
Задача № 6. Какие группы крови возможны у детей, если у их матери II группа, а у отца IV группа крови?
Дано:
ii – I группа
IA – II группа
IB – III группа
IAIB – IV группа
F – ?
Решение:
Из условия задачи невозможно сделать вывод о генотипе матери. У человека с II группой крови он может быть как гомозиготным, так и гетерозиготным (IAIA или IAi). В схеме скрещивания укажем оба варианта генотипа матери, но один вариант запишем в скобках:
Р |
♀ II группа |
× |
♂ IV группа |
|
IAIA (IAi) |
|
IAIB |
G |
IA (IA i) |
× |
IA IB |
F |
IAIA IAIB (IAIA IAIB IAi IBi) |
||
|
II гр. IVгр. (II гр. IVгр. II гр. III гр.) |
||
|
(1:1) |
|
(2:1:1) |
Ответ: II гр.; IVгр.; (II гр.; IV гр.; II гр.; III гр.).
III. Домашнее задание
Повторить теоретический материал предыдущего урока и решить следующую задачу.
На планете Фаэтон все растения триплоидны. При образовании гамет клетка, из которой они возникают, делится на три клетки. При оплодотворении сливаются три гаметы трех родительских растений. На этой планете получено первое поколение гибридов от трех родителей, из которых два несут только доминантные аллели некоторого признака, а у третьего аллели этого признака рецессивны. Какое расщепление по этому признаку можно ожидать во втором поколении? Какие генотипы и в каком соотношении возникнут?
Урок № 7–8. Природа рецессивных и доминантных признаков. Летальные и полулетальные гены. Генеалогический метод и составление родословной
Оборудование: таблицы по общей биологии и схемы, иллюстрирующие особенности наследования летальных и полулетальных генов, рисунки с изображением условных знаков, используемых при составлении родословных.
Ход урока
I. Проверка знаний
1. Проверка решения задачи дома
Дано:
А – доминантный признак
а – рецессивный признак
F1 и F2 – ?
Решение:
1) |
P |
Домин. |
× |
Домин. |
× |
Рецесс. |
|
|
ААА |
|
ААА |
|
ааа |
|
G |
А А А |
× |
А А А |
× |
а а а |
|
F1 |
|
|
ААа |
|
|
|
|
Доминантный признак |
||||
|
|
|
|
|
|
|
2) |
Р |
Домин. |
× |
Домин. |
× |
Рецесс. |
|
|
ААа |
|
ААа |
|
ААа |
|
G |
А А а |
× |
А А а |
× |
А А а |
|
F2 |
ААА ААА ААа ААА ААА ААа Ааа Ааа ааа |
||||
|
|
Дом. Дом. Дом. Дом. Дом. Дом. Дом. Дом. Рец. |
||||
|
|
|
|
(8:1) |
|
|
Ответ: 4ААА : 2ААа : 2Ааа : 1ааа.
2. Самостоятельная работа
(Каждый учащийся получает карточку с текстом генетической задачи и решает ее в тетради).
Задача № 1. Среди 143 жеребят, родившихся от скрещивания 124 нормальных кобыл с жеребцом бельгийской породы Годваном, обнаружилось 65 особей с редким признаком – полным отсутствием радужной оболочки глаз (аниридия). Годван сам страдал аниридией, но его отец и мать были нормальными, а в родословной не было отмечено случаев появления аниридии. Как объяснить появление этого редкого дефекта у 65 жеребят; у Годвана? Как наследуется аниридия? Не будет ли ошибкой использовать в селекции нормальное потомство Годвана?
Задача № 2. В результате скрещивания с одним и тем же черным быком красная корова Зорька родила черного теленка, черная корова Майка – черного же теленка, а черная корова Вятка – красного теленка. Что можно сказать о генотипах указанных животных, если известно, что черная окраска шерсти доминирует над красной?
Задача № 3. Мех платиновой норки стоит во много раз дороже, чем мех стандартной, но может резко снизиться в цене, когда мода изменится. Как нужно вести скрещивание, чтобы от имеющихся на ферме стандартной самки и платинового самца в кратчайший срок (пока не прошла мода!) получить максимальное количество платиновых потомков? Ген платиновости рецессивен.
Задача № 4. В потомстве двух голубых песцов получено 11 голубых и 2 белых щенка. Отец этих щенков при скрещивании с белой самкой дал 8 белых и 5 голубых песцов. У матери же от скрещивания с одним из своих голубых сыновей, родилось 10 голубых щенков. Определить тип наследования голубой и белой окраски у песцов и генотипы животных.
Задача № 5. Плоды томата бывают круглыми и грушевидными. Ген круглой формы доминирует. В парниках высажена рассада, выращенная из гибридных семян. 31 750 кустов этой рассады дали грушевидные плоды, а 95 250 кустов – плоды круглой формы. Сколько среди них гетерозиготных кустов?
Задача № 6. При скрещивании самца ангорского (длинношерстного) кролика с короткошерстными самками в первом поколении получено 35 короткошерстных животных, а при скрещивании гибридов между собой в потомстве получилось 25 короткошерстных и 9 ангорских кроликов. Как наследуется ангорский тип шерсти у кроликов? Каковы генотипы особей родительского поколения?
Задача № 7. Петуха с розовидным гребнем (А) скрестили в первом случае с курицей, имеющей розовидный гребень. В потомстве оказались цыплята с розовидными гребнями. Во втором случае этого же петуха скрестили с курицей, имеющей простой гребень (а), но из ее яиц вывелись цыплята тоже только с розовидными гребнями. Определите генотипы петуха, курицы и цыплят от первой и второй куриц.
Задача № 8. На экспериментальной ферме есть две породы кур: леггорн (доминантна белая окраска) и ньюгемпшир (рецессивна красная окраска). Необходимо получить чистопородных цыплят обеих пород и реципрокных гибридов. Как разместить кур и петухов в минимальном количестве секций, чтобы по фенотипу цыплят можно было судить об их происхождении?
Задача № 9. В стаде черно-пестрого скота новый бык. От него получено 26 телят, из них 5 оказались красно-пестрыми. Только бык в этом «виноват» или коровы тоже? Как это выяснить? Какова вероятность того, что любая из черных телок, полученных от нового быка, будет носителем нежелательного гена красной окраски?
Задача № 10. При разведении «в себе» горностаевых кур в потомстве, состоящем из 67 цыплят, было получено 30 горностаевых, 17 черных и остальные белые. Как наследуется горностаевая окраска оперения?
II. Изучение нового материала
Природа доминантных и рецессивных генов
Ответить на вопрос о том, почему один ген является доминантным, а другой – рецессивным, по большей части совсем не просто, но иногда причина этого бывает ясна.
Мутантная ДНК, не кодирующая никакой белок, или кодирующая белок, лишенный активности, – представляет собой рецессивный ген. У гетерозиготных индивидуумов нормальный ген обеспечивает синтез нормального белка, а рецессивный ген никакого вклада в синтез функционального белка не вносит. Такая особь – нормальная по фенотипу.
У индивидуума, гомозиготного по данному рецессивному гену, соответствующий белок не образуется, поэтому нормальное проявление признака невозможно. Рецессивный фенотип – это отсутствие нормального признака; так, белый экземпляр растения – это результат отсутствия хлорофилла. А карликовость – результат отсутствия ростовых веществ. Если одна копия «нормального» гена не обеспечивает образования его белкового продукта в количестве, достаточном для нормального функционирования организма, то по данному гену наблюдается неполное доминирование.
Таким образом, рецессивность – это мутантный ген, кодирующий белок, лишенный активности. Доминантность – это нормальный ген.
Летальные и полулетальные гены
Если белок, о котором идет речь, необходим для жизни данного организма, то организм, неспособный образовывать активную форму этого белка, обречен на гибель, а дефектный ген называется в этом случае летальным (то есть летальные гены – это мутантные гены, вызывающие гибель организма, так как не обеспечивают синтеза жизненно важных белков).
Доминантные летальные гены тоже существуют. Но они быстро исчезают, так как организмы, их несущие, погибают, не давая потомства.
Рецессивные летальные гены (они называются полулетальными) могут не причинять вреда гетерозиготному организму, поэтому они способны распространяться в популяции чрезвычайно широко (человек в среднем гетерозиготен по 30 полулетальным генам).
Примерами полулетальных генов служат: ген платиновой окраски меха у лисиц Tl (полулетальным генам присваивается индекс l), ген серповидности (Аl) эритроцитов у человека и т.д.
Решение задач на наследование полулетальных генов
Задача № 1. Для генетического анализа приводим два факта из работы звероводческой фермы:
а) никак не удается вывести чистопородных платиновых лисиц. При многочисленных скрещиваниях платиновых по фенотипу самок с такими же самцами в любом случае происходит расщепление, в результате чего в потомстве, кроме платиновых по фенотипу лисят, всегда оказывается несколько серебристых;
б) от скрещивания между собой платиновых лисиц получено 185 лисят, из них 127 платиновых, 58 серебристых.
Объясните:
1) Почему в потомстве платиновых лисиц всегда происходит расщепление?
2) Какой генотип у платиновых и серебристых лисиц?
3) Отличается ли полученное расщепление потомства от ожидаемого по законам Менделя?
Дано:
Аl – платиновая
а – серебристая
P – ?
Решение:
Факты из работы звероводческой фермы, приведенные в задаче, свидетельствуют о том, что признак платиновой окраски является полулетальным. По этой причине чистопородных платиновых лисиц, то есть носителей генотипа АlАl не может быть в природе. Все платиновые лисицы имеют генотип Аlа, то есть являются гетерозиготными.
Р |
♀ Платиновая |
× |
♂ Платиновая |
|
Аlа |
|
Аlа |
G |
Аl а |
× |
Аl а |
F |
АlАl |
2Аlа |
аа |
|
Гибнут |
Платин. |
Серебр. |
|
|
(2:1) |
|
Ответ:
1) ген платиновости полулетален, поэтому гомозиготные особи по этому гену нежизнеспособны, поэтому чистопородных платиновых лисиц не бывает;
2) генотип платиновых лисиц – Аlа, а серебристых – аа;
3) в случае полулетальности доминантного гена при скрещивании двух гетерозиготных особей наблюдается расщепление 2:1, а не 3:1, как следовало бы ожидать по второму закону Менделя.
Задача № 2. Одна из пород кур отличается укороченными ногами. Признак этот доминантный. Управляющий им ген вызывает также и укорочение клюва, при этом у гомозиготных цыплят он так мал, что они не в состоянии пробить скорлупу и погибают, не вылупившись из яйца. В инкубаторе хозяйства, разводящего коротконогих кур, получено 3300 цыплят. Сколько среди них коротконогих?
Дано:
Аl – укороченные ноги
а – ноги нормальной длины
F(коротконогие) – ?
Решение:
Из условий задачи следует, что ген укороченных ног у кур является полулетальным, так как гомозиготные по нему особи погибают еще в яйце. Исходя из этого составляем схему скрещивания.
Р |
♀ Укороченные |
× |
♂ Укороченные |
|
Аlа |
|
Аlа |
G |
Аl а |
× |
Аl а |
F |
АlАl |
2Аlа |
аа |
|
Гибнут |
Укороч. |
Норм. длина |
|
|
(2:1) |
|
|
|
(2200:1100) |
|
Ответ: получено 2200 коротконогих цыплят.
Генеалогический метод и составление родословной
Генеалогический метод состоит в изучении родословной. Этот метод помог выявить закономерности наследования очень большого числа признаков у человека, установить наследственный характер многих заболеваний и прогнозировать рождение больных детей в семьях с наследственной патологией.
При составлении родословной пользуются следующими условными знаками:
□ |
– квадратиками обозначают мужчин; |
○ |
– кружками обозначают женщин; |
◊ |
– пол не выяснен; |
□ ← |
– пробанд (лицо, с которого начинается родословная); |
─ |
– горизонтальные линии показывают браки; |
│ |
– вертикальные линии – дети; |
= |
– двойные горизонтальные линии – родственные браки; |
■ |
– носитель изучаемого признака; |
∆ |
– рано умер. |
III. Домашнее задание
Изучить параграф учебника (природа доминантных и рецессивных генов, летальные и полулетальные гены, генеалогический метод).
Урок № 8–9. Дигибридное и полигибридное скрещивания. Третий закон Г.Менделя
Оборудование: таблицы по общей биологии, иллюстрирующие третий закон Менделя.
Ход урока
I. Проверка знаний
Устная проверка знаний по вопросам:
1) природа доминантных и рецессивных генов;
2) летальные и полулетальные гены;
3) генеалогический метод и составление родословной.
II. Изучение нового материала
Дигибридное скрещивание
Мы рассмотрели закономерности наследования при моногибридном скрещивании. Однако организмы различаются по многим генам. Установить закономерности наследования двух и более пар альтернативных признаков можно путем дигибридного и полигибридного скрещиваний.
Для дигибридного скрещивания Мендель взял гомозиготные растения гороха, отличающиеся по двум парам признаков. Одно из скрещиваемых растений имело желтые (А) гладкие (В) семена, другое – зеленые (а) морщинистые (b). В первом поколении все гибридные растения имели желтые гладкие семена:
Р |
♀ Желтый |
× |
♂ Зеленый |
|
АА ВВ |
|
аа bb |
G |
АВ |
× |
аb |
F1 |
|
АаВb |
|
|
Желтые гладкие (100%) |
От самоопыления 15 гибридов F1 было получено 556 семян, из них 315 желтых гладких, 101 желтое морщинистое, 108 зеленых гладких и 32 зеленых морщинистых. Для записи схемы скрещивания гибридов первого поколения между собой построим таблицу, которая получила название решетки Пеннета, по имени генетика, впервые предложившего таким способом определять соотношение фенотипических классов.
|
||||||||
(9АВ:3Аb:3аВ:1аb)
Анализируя полученное потомство, Мендель прежде всего обратил внимание на то что наряду с сочетаниями признаков исходных сортов (желтые гладкие и зеленые морщинистые) при дигибридном скрещивании появляются и новые сочетания признаков (желтые морщинистые и зеленые гладкие). Он обратил внимание на то, что расщепление по каждому отдельно взятому признаку соответствует расщеплению при моногибридном скрещивании. Из 556 семян 3/4 были гладкими, 1/4 – морщинистыми, 3/4 семян имели желтую окраску, а 1/4 – зеленую.
Анализ количественных соотношений групп гибридов F2, имеющих определенное сочетание признаков, привел к такому заключению: расщепление по фенотипу при скрещивании дигетерозиготных особей происходит в соотношении 9:3:3:1. В F2 9/16 растений обладали обоими доминантными признаками (желтые гладкие семена); 3/16 были желтыми и морщинистыми; 3/16 были зелеными и гладкими; 1/16 растений F2 обладали обоими рецессивными признаками (морщинистые семена зеленого цвета).
При моногибридном скрещивании родительские организмы отличаются по одной паре признаков (желтые и зеленые семена) и дают во втором поколении два фенотипа (21 = 2) в соотношении 3 + 1.
При дигибридном скрещивании родительские особи отличаются по двум парам признаков и дают во втором поколении четыре фенотипа (22 = 4) в соотношении (3 + 1)2 = 32 + 3 + 3 + 12. Легко подсчитать, сколько фенотипов и в каком соотношении будет образовываться во втором поколении при тригибридном скрещивании: 23 – восемь фенотипов в соотношении (3 + 1)3.
Четыре фенотипа скрывают девять разных генотипов: 1 – ААВВ; 2 – ААВb; 1 – ААbb; 2 – АаВВ; 4 – АаВb; 2 – Ааbb; 1 – ааВВ; 2 – ааВb; 1 – ааbb. Если расщепление по генотипу при моногибридном скрещивании в F2 было 1:2:1, т.е. было три разных генотипа (31), то при дигибридном скрещивании образуется 9 разных генотипов – 32, при тригибридном (33) – 27 разных генотипов.
Г.Мендель пришел к выводу, что расщепление по одной паре признаков не связано с расщеплением по другой паре. Для семян гибридов характерны не только сочетания признаков родительских растений (желтое гладкое семя и зеленое морщинистое семя), но и возникновение новых комбинаций признаков (желтое морщинистое семя и зеленое гладкое семя).
Проведенное исследование позволило сформулировать закон независимого наследования и комбинирования генов (третий закон Г.Менделя): при скрещивании двух гетерозиготных особей, отличающихся друг от друга по двум и более парам альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга в соотношении 3:1 и комбинируются во всех возможных сочетаниях.
Третий закон Менделя справедлив только для тех случаев, когда анализируемые гены находятся в разных парах гомологичных хромосом.
Цитологические основы третьего закона Менделя
Остановимся на цитологических основах закона независимого наследования генов. При скрещивании гибридов первого поколения (АаВb) между собой каждый из них способен дать по четыре сорта гамет. Механизм этого процесса объясняется тем, что аллели одного гена всегда попадают в разные гаметы. Расхождение одной пары не влияет на расхождение генов другой пары.
Если в мейозе хромосома с геном А отошла к одному полюсу, то к этому же полюсу, то есть в эту же гамету, может попасть как хромосома с геном В, так и хромосома с геном b. Следовательно, с одинаковой вероятностью ген А может оказаться в одной гамете и с геном В, и с геном b. Оба этих события равновероятны. Поэтому количество гамет АВ и Аb будет одинаковым. Такое же рассуждение справедливо и для гена а, то есть число гамет аВ всегда равно числу гамет аb. В результате независимого распределения хромосом в мейозе I гибрид АаВb образует четыре сорта гамет: АВ, Аb, аВ, ав в равных количествах.
Таким образом, цитологической основой третьего закона Менделя является независимое расхождение хромосом в мейозе. Также к цитологическим основам закона независимого наследования и комбинирования генов и признаков можно отнести независимое сочетание гомологичных хромосом при оплодотворении.
III. Закрепление знаний
Обобщающая беседа по ходу изучения нового материала; решение генетических задач на третий закон Менделя.
Задача № 1. У томатов круглая форма плодов (А) доминирует над грушевидной (а), красная окраска плодов (В) – над желтой (b). Растение с красными округлыми плодами скрещено с растением, обладающим грушевидными желтыми плодами. Среди гибридов 25% растений дают красные округлые плоды, 25% – красные грушевидные, 25% – желтые округлые и 25% – желтые грушевидные плоды. Каковы генотипы родителей и гибридов?
Дано:
А – круглые
а – грушевидные
В – красные
b – желтые
Генотипы P и F – ?
Решение:
В условии задачи сказано, что одно из родительских растений является носителем двух рецессивных признаков – грушевидная форма плодов и желтая их окраска, значит, генотип этого растения мы можем определить точно – ааbb. Второе растение является носителем двух доминантных признаков, но у гибридов наряду с обоими доминантными признаками обнаруживаются и оба рецессивных признака, что возможно только в случае, если носитель доминантных признаков гетерозиготен по обоим парам аллелей, то есть генотип растения с округлыми красными плодами АаВb.
Р |
♀ Круглые |
× |
♂ Грушевидные |
||
|
АаВb |
|
ааbb |
||
G |
АВ Аb аВ аb |
× |
аb |
||
F1 |
АаВb Ааbb |
|
ааВb ааbb |
||
|
Кругл. |
Кругл. |
|
Груш. |
Груш. |
|
(1:1:1:1) |
Ответ:
Р ♀ Кругл. красн. (АаВb) × ♂ Груш. желт. (ааbb); гибриды – AaBb, Aabb, aaBb и aabb в равных количествах.
Задача № 2. У кролика белая окраска шерсти рецессивна по отношению к серой, а волнистая шерсть доминирует над гладкой. Серый волнистый кролик скрещивается с серой гладкой самкой. В потомстве обнаружены белые волнистые кролики. Как, используя гибридов F1, получить как можно больше белых волнистых кроликов?
Дано:
А – серая
а – белая
В – волнистость
b – гладкость
P, F1 – ?
Решение:
1) |
Р |
♀ Серый гладкий |
× |
♂ Серый волнистый |
|
|
Ааbb |
|
АаВВ |
|
G |
Аb аb |
× |
АВ аВ |
|
F1 |
ААВb АаВb |
|
АаВb ааВb |
|
|
Сер. волн. Сер. волн. |
|
Сер. волн. Бел. волн. |
|
|
|
(3:1) |
|
2) Чтобы получить больше белых волнистых кроликов, нужно скрестить следующих особей из F1:
Р |
♀ Серый волнистый |
× |
♂ Белый волнистый |
|
АаВb |
|
АаВВ |
G |
АВ Аb аВ аb |
× |
аВ аb |
F2 |
АаВВ АаВb АаВb Ааbb ааВВ ааВb ааbb ааВb |
||
|
С.в. С.в. С.в. С.г. Б.в. Б.в. Б.г. Б.в. |
||
|
|
(3:1:3:1) |
|
Ответ: для получения как можно большего количества белых волнистых кроликов выгоднее всего скрещивать между собой следующих гибридов F1: АаВb × ааВВ.
IV. Домашнее задание
Изучить параграф учебника (дигибридное и полигибридное скрещивания, третий закон Г.Менделя и его цитологические основы); решить задачи в конце параграфа.
Урок № 10–11. Обобщение и закрепление знаний темы «Третий закон Г.Менделя»
Оборудование: таблицы по общей биологии, иллюстрирующие ход дигибридного скрещивания и третий закон Менделя.
Ход урока
I. Проверка знаний
Устная проверка знаний по вопросам:
1) дигибридное и полигибридное скрещивания;
2) третий закон Менделя – закон независимого наследования и комбинирования генов и признаков;
3) цитологические основы третьего закона Менделя.
Проверка решения задач из учебника.
II. Решение задач в классе
Задача № 1. У томатов пурпурная окраска стебля доминантна, зеленая окраска – рецессивна. Рассеченные листья контролируются доминантным геном, цельнокрайние – его рецессивным аллелем. При скрещивании двух сортов томатов, один из которых имел пурпурный стебель и рассеченный лист, другой – зеленый стебель и рассеченный лист, было получено потомство, состоящее из 320 растений с пурпурным стеблем и рассеченным листом; 101 – с пурпурным стеблем и цельнокрайним листом; 310 – с зеленым стеблем и рассеченным листом; 107 – с зеленым стеблем и цельнокрайним листом. Каковы наиболее вероятные генотипы родительских растений?
Дано:
А – пурпурный стебель
а – зеленый стебель
В – рассеченные листья
b – цельнокрайние листья
Генотипы P – ?
Решение:
Третий закон Менделя гласит, что пары генов и признаков, ими кодируемых, наследуются независимо. Исходя из этого проанализируем наследование гибридами двух пар альтернативных признаков по отдельности. Соотношение среди гибридного поколения растений с пурпурной и зеленой окраской стебля (320+101) : (310+107), то есть примерно как 1:1. Подобное соотношение у гибридов наблюдается при скрещивании гетерозиготы с рецессивной гомозиготой (Аа × аа). Соотношение среди гибридов по второй паре альтернативных признаков (форма края листовой пластинки) (320+310) : (101+107), то есть примерно как 3:1. Подобное расщепление среди гибридов обнаруживается при скрещивании двух гетерозигот (Вb × Вb). Значит, генотипы исходных родительских растений были следующими: АаВb × ааВb.
Р |
♀ Пурпурный рассеч. |
× |
♂ Зеленый рассеч. |
|
АаВb |
|
ааВb |
G |
АВ Аb аВ аb |
× |
aВ аb |
F1 |
АаВВ АаВb АаВb Ааbb ааВВ ааВb ааВb ааbb |
||
|
П.р. П.р. П.р. П.ц. З.р. З.р. З.р. З.ц. |
||
|
(3 (320) : 1 (101) : 3 (310) : 1 (107)) |
Ответ: ♀ пурпурный рассеченный (АаВb) × ♂ зеленый рассеченный (ааВb).
Задача № 2. У тыквы белая окраска плодов (В) доминирует над желтой (b), а дисковидная форма плодов (С) – над шаровидной (с). Скрещивается тыква, имеющая белые дисковидные плоды с растением, имеющим белые шаровидные плоды. В результате этого скрещивания 3/8 потомков имело белые дисковидные плоды, 3/8 – белые шаровидные плоды, 1/8 желтые дисковидные и 1/8 – желтые шаровидные плоды. Определите генотипы родительских растений.
Дано:
В – белые плоды
b – желтые плоды
С – дисковидные плоды
с – шаровидные плоды
Генотипы P – ?
Решение:
В задаче речь идет о скрещивании двух растений, носителей доминантного признака (белые плоды). В результате этого скрещивания часть гибридов оказалась носителями признака рецессивного (желтые плоды). Значит, по первой паре аллелей родительские растения были гетерозиготными (Вb). Генотип одного растения по второй паре аллелей (носитель рецессивного признака – шаровидные плоды) мы знаем точно – сс. У второго родительского растения форма плода дисковидная (доминантный признак), но у гибридов по второй паре признаков наблюдается расщепление. Это говорит о гетерозиготности этого растения и по второй паре аллелей – Сс.
Р |
♀ Белые дисковидные |
× |
♂ Белые шаровидные |
|
ВbСс |
|
Вbсс |
G |
ВС Вс bС bс |
|
Вс bс |
F1 |
ВВСс ВbСс ВВсс Вbсс ВbСс bbСс Вbсс bbсс |
||
|
Б.д. Б.д. Б.ш. Б.ш. Б.д. Ж.д. Б.ш. Ж.ш. |
||
|
|
(3:3:1:1) |
|
Ответ: Р ♀ВbСс × ♂ Вbсс.
Задача № 3. При скрещивании растений пшеницы, имеющих плотный остистый колос, с растениями, имеющими рыхлый безостый колос, в F1 все растения имели безостые колосья средней плотности. В F2 было получено:
• безостых с плотным колосом – 58;
• безостых с рыхлым колосом – 62;
• безостых с колосом средней плотности – 125;
• остистых с плотным колосом – 18;
• остистых с колосом средней плотности – 40;
• остистых с рыхлом колосом – 21.
Как наследуются изучаемые признаки? Каковы генотипы родительских растений?
Дано:
А – плотный колос
а – рыхлый колос
Аа – средняя плотность
В – безостость
b – остистость
Генотипы P – ?
Решение:
По результатам описанных в задаче скрещиваний можно сделать вывод о характере наследования рассматриваемых признаков. Плотность колоса наследуется как неполно-доминантный признак. Остистость наследуется как полностью доминантный признак.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
(3:3:6:1:2:1)
Ответ: плотность колоса наследуется как не-полно-доминантный признак, а остистость – полностью доминантный признак; Р ♀ ААbb × ♂ ааВВ.