Г. И. Лернер
Сборник заданий для подготовки к ЕГЭ
Продолжение. См. № 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8/2009
6. Почему появление третьего зародышевого слоя в типе Плоские черви оказалось прогрессивным событием в мире животных? |
Элементы правильного ответа
1. Появление третьего слоя – мезодермы – обеспечило развитие мышечных, костных, хрящевых тканей у животных.
2. Из мезодермы развиваются кровеносная и выделительная системы.
3. Появление третьего зародышевого слоя обеспечило развитие новых систем органов, которых у двуслойных животных нет.
Ответьте самостоятельно
• Какими ароморфозами сопровождалось появление плоских червей?
• В чем заключается более высокий уровень организации плоских червей по сравнению с кишечнополостными животными?
7. Зачем плоским червям нужна смена хозяев при паразитическом образе жизни? |
Вопрос достаточно сложный, однако на вопросы такого уровня нужно уметь отвечать. Это поможет и при ответе на более простые вопросы.
Отвечая на этот вопрос, нужно привести пример одного из жизненных циклов паразитического животного, проходящего со сменой хозяев. Удобно сделать это на примере печеночного сосальщика или бычьего цепня.
Элементы правильного ответа
1. Паразитические черви произошли от свободноживущих. Личиночные стадии сохранили некоторые особенности предков.
2. Так как физиология личинок и взрослых особей паразита различается, то нужна смена хозяев. Личинки дышат кислородом, растворенным в воде, а взрослый сосальщик переходит к анаэробному дыханию в организме окончательного хозяина.
3. Взрослый паразит и его личинка питаются разной пищей, или одна из стадий может не питаться вообще (личинки печеночного сосальщика живут за счет запаса питательных веществ).
4. Наличие промежуточного хозяина облегчает попадание в окончательного.
Ответьте самостоятельно
• Какие приспособления к паразитическому образу жизни есть у ленточных червей?
• Какие приспособления к паразитическому образу жизни есть у круглых червей?
• Какие меры борьбы с гельминтозами необходимо предпринимать?
8. Чем отличается планария от печеночного сосальщика? |
Элементы правильного ответа
1. Планария – свободноживущее животное, сосальщик – паразит крупного рогатого скота.
2. Планария развивается без превращений, сосальщик развивается с метаморфозом, проходя стадии личинок.
3. В цикле развития сосальщика происходит смена хозяев.
4. У планарии нет органов прикрепления, у сосальщика есть присоски.
Отвечая на этот вопрос, можно назвать также наличие ресничек у планарии, разные размеры этих червей, различия в строении кишечника.
9. Каковы основные отличия аскариды от дождевого червя? |
Элементы правильного ответа
1. Аскарида – представитель типа Круглые черви, а дождевой червь – представитель типа Кольчатые черви.
2. У круглых червей сегментации тела нет. Тело кольчатых червей сегментировано.
3. Дождевой червь – свободноживущее животное. Аскарида – паразит человека.
4. У дождевого червя есть кровеносная система, у аскариды ее нет.
5. Дождевые черви – гермафродиты, аскариды раздельнополы.
6. Различна роль этих животных в природе.
Ответьте самостоятельно
• Каковы основные отличия круглых червей от плоских?
• Какие ароморфозы появились у круглых червей по сравнению с плоскими.
10. Дайте характеристику моллюскам-фильтраторам. |
Элементы правильного ответа
1. К моллюскам-фильтраторам относятся двустворчатые моллюски: беззубка, перловица и некоторые другие.
2. Фильтраторы имеют вводной и выводной сифоны, через которые процеживается вода со взвешенными частицами.
3. Твердые органические частицы используются моллюском в качестве пищи.
4. Моллюски-фильтраторы играют заметную роль в биологической очистке водоемов от органических остатков.
Ответьте самостоятельно
• Какова роль двустворчатых моллюсков в природе и жизни человека?
• Назовите представителей типа Моллюски и укажите черты их сходства и различия.
• В типе Моллюски насчитывается, по разным источникам, от 70 до 150 тыс. видов. Чем объясняется столь большое разнообразие представителей этого типа?
11. Дайте характеристику типа Членистоногие. |
Элементы правильного ответа
1. Членистоногие – двустороннесимметричные животные.
2. Тело членистоногих сегментировано на отделы (голова, грудь, брюшко или головогрудь и брюшко) и снабжено членистыми конечностями.
3. У всех членистоногих есть хитиновый покров, выполняющий функции наружного скелета.
4. В тип входят классы: Ракообразные, Паукообразные и Насекомые.
5. Представители классов отличаются друг от друга строением, количеством конечностей, особенностями развития, средой обитания.
Ответьте самостоятельно
• Какие особенности строения сформировались у членистоногих в процессе эволюции?
• Назовите основные ароморфозы членистоногих и докажите, что это ароморфозы.
• Какие особенности кровеносной, нервной и половой систем органов являются общими для всех классов членистоногих?
• Опишите и сравните типы развития насекомых.
• Каким образом конечности членистоногих приспособлены к образу жизни своих хозяев?
• Какие типы ротовых аппаратов членистоногих вам известны и как они связаны с образом жизни животного?
12. Какие преимущества дает общественный образ жизни некоторым насекомым? |
Элементы правильного ответа
1. Общественные насекомые – пчелы, муравьи, термиты – совместно строят жилища.
2. Они вместе ухаживают за потомством и добывают пищу.
3. В популяциях общественных насекомых существует разделение труда, что существенно облегчает существование.
4. Существование матки, трутней и рабочих особей обеспечивает воспроизводство и регуляцию численности популяции.
Ответьте самостоятельно
• Какие «одомашненные» насекомые вам известны? Какова их роль в жизни человека?
• Что общего в поведении муравьев, пчел, термитов? На каких физиологических механизмах это поведение основано?
13. Какие прогрессивные черты строения появились у рыб в процессе их возникновения и расцвета? |
Элементы правильного ответа
1. Появился внутренний скелет – хрящевой и затем костный.
2. Появился череп, снабженный челюстями для захвата пищи.
3. Органами передвижения служат парные плавники.
4. Развились органы зрения, слуха, обоняния, боковая линия.
5. Развился головной мозг, состоящий из пяти отделов, и сформировался спинной мозг.
6. Сформировалась кровеносная система с двухкамерным сердцем.
Ответьте самостоятельно
• Назовите черты приспособленности рыб к водному образу жизни.
• Назовите особенности строения рыб, доказывающие их родство с земноводными.
• Назовите факторы окружающей среды, которые влияют на численность рыб в водоемах.
• С помощью каких органов чувств ориентируются рыбы?
14. Докажите, что земноводные находятся на более высоком уровне организации, чем рыбы. |
Отвечая на этот и сходные вопросы, вы должны аргументировать свои доводы.
Элементы правильного ответа
Земноводные ведут одновременно водный и наземный образ жизни. В связи с этим у них сформировались следующие особенности анатомического строения и физиологии.
1. Кожа покрыта слизью. В слизи растворяется атмосферный кислород при кожном дыхании.
2 Пятипалые конечности для передвижения по суше.
3. Четко дифференцированный на отделы скелет.
4. Сегментированная мускулатура тела.
5. Легкие для атмосферного дыхания.
6. Два круга кровообращения и трехкамерное сердце, обеспечивающее частичное разделение крови на венозную и артериальную.
7. Хорошо развиты такие отделы головного мозга, как обонятельные и зрительные доли.
8. Появляется среднее ухо, отделенное от внутреннего барабанной перепонкой.
Ответьте самостоятельно
• Назовите черты приспособленности травяной лягушки к образу жизни.
• Некоторые тропические и древесные виды земноводных вынашивают икринки у себя на спине, в сумках, голосовых мешках, специально построенных гнездах. Какой биологический смысл это имеет?
• Какие физиологические особенности позволяют переживать лягушкам холодное время года?
Отвечая на этот вопрос, нужно отметить такие особенности лягушек, как замедление обмена веществ при понижении температуры, образование антифризов, удаление лишней воды из клеток.
15. Какие прогрессивные черты строения появились у рептилий по сравнению с земноводными? |
Элементы правильного ответа
У рептилий в связи с переходом к сухопутному образу жизни сформировались следующие прогрессивные особенности строения.
1. Ячеистые легкие, верхние дыхательные пути – гортань и трахея.
2. Неполная перегородка в желудочке сердца (у крокодилов перегородка полная).
3. Яйца покрыты скорлупой и развиваются на суше.
4. В головном мозге появляется первичная кора – скопление тел нейронов.
Ответьте самостоятельно
• Дайте краткую характеристику отрядам пресмыкающихся.
• В чем заключается преимущество строения яйца рептилий перед строением икринки земноводных?
• Каковы различия в циклах развития рептилий и земноводных?
16. Какие ароморфозы птиц обеспечили их расцвет и способность летать? |
Элементы правильного ответа
Наиболее важными ароморфозами, обеспечившими расцвет птиц, были следующие.
1. Развитие головного мозга, особенно коры больших полушарий и мозжечка.
2. Возникновение четырехкамерного сердца с полным разделением крови на артериальную и венозную.
3. Возникновение теплокровности и повышение уровня обмена веществ. Двойное дыхание.
4. Сращение некоторых отделов скелета, наличие в костях полостей и появление крыльев.
5. Общее уменьшение массы тела (за счет облегчения органов размножения, особенностей выделительной системы).
Ответьте самостоятельно
• Дайте характеристику классу Птицы.
• Докажите, что птицы имеют специальные приспособления к полету.
• В каких случаях и каким образом птицы общаются между собой?
• Разные виды птиц откладывают разное количество яиц, которые различаются и своими размерами. С чем связаны эти различия?
• Какие признаки зародыша птиц указывают на их родство с земноводными и пресмыкающимися?
17. Какие ароморфозы млекопитающих обес-печили их расцвет на Земле? |
Элементы правильного ответа
У млекопитающих возникли следующие ароморфозы, позволившие им занять практически все среды обитания.
1. Сформировалась кора головного мозга с бороздами и извилинами.
2. Волосяной покров, сальные и потовые железы. Их появление привело к улучшению терморегуляции организма.
3. Внутриутробное плацентарное развитие.
4. Млечные железы, позволяющие вскармливать детенышей.
Ответьте самостоятельно
• Почему человека относят к классу Млекопитающие?
• Чем отличаются первозвери и сумчатые от настоящих зверей?
• По каким морфологическим признакам различаются хищные и травоядные млекопитающие (на примере бобра и волка)? С чем могут быть связаны эти различия?
• Каким образом расходуется энергия, поступившая в организм вместе с пищей?
Вопросы уровня С4
Обобщение и применение знаний о биологических системах
1. Какова роль животных в природных сообществах? |
Элементы правильного ответа
1. Животные в сообществах выполняют функцию консументов 1–4 порядков, т.е. являются потребителями растительной и животной пищи.
2. Животные в сообществах выполняют функцию вредителей растений.
3. Хищные животные играют роль санитаров и регулируют численность популяций своих жертв. Паразитические животные регулируют численность популяций своих хозяев.
4. Продукты жизнедеятельности животных участвуют в круговороте веществ и формировании биосферы.
5. Животные участвуют в процессах опыления и расселения растений.
2. Чем объяснить, что определенный биогеоценоз населен определенными животными? |
Элементы правильного ответа
1. Каждый вид приспособлен к конкретным условиям среды.
2. Пищевые сети в биогеоценозах формируются в процессе эволюции и относительно устойчивы.
3. Организмы приспосабливаются к совместному существованию длительное время, создают среду обитания и регулируют численность друг друга.
3. Как скажется на биоценозе леса замещение соболя куницами? |
Элементы правильного ответа
1. Соболь и куница питаются одинаковой животной и растительной пищей.
2. Соболь и куница, живущие в одном лесу, могут конкурировать за среду обитания.
3. Замещение в лесном биоценозе соболя куницей не изменит его.
4. В чем заключается почвообразующая деятельность животных? |
Элементы правильного ответа
1. Почва формируется под воздействием многих организмов, в том числе животных.
2. Животные, например дождевые черви, разрыхляют и перемешивают почву, создавая условия для роста растений.
3. Выделения животных удобряют почву.
4. Животные, роющие норы, влияют на рельеф местности.
5. Какую роль играют животные в поддержании качества воды в водоемах? |
Элементы правильного ответа
1. Животные фильтруют воду. Животных-фильтраторов используют в промышленных масштабах для очистки сточных вод.
2. Животные поедают останки других животных, предотвращая их гниение.
6. Какую роль играют животные в распространении инфекционных заболеваний? Подтвердите свой ответ примерами. |
Развернутый ответ на этот вопрос может оказаться слишком пространным. Поэтому приведите не более трех примеров, показывающих роль животных – переносчиков инфекционных заболеваний.
Элементы правильного ответа
1. Возбудители малярии, лейшманиоза переносятся кровососущими насекомыми – комарами, москитами – от грызунов к человеку.
2. Чумная бацилла переносится крысами, сусликами, сурками.
3. Возбудитель энцефалита (вирус) переносится клещами, комарами.
7. Какие факторы среды могут влиять на колебания численности млекопитающих животных и каким образом? |
Элементы правильного ответа
На численность млекопитающих могут влиять многие факторы. Некоторые связаны с климатическими колебаниями, природными катаклизмами и т.п. Другие группы факторов связаны с плотностью популяций. Например, если численность травоядных животных слишком увеличивается, кормовая база становится недостаточной.
Можно привести следующие примеры.
1. Обеспеченность кормом особенно влияет на животных с узкой пищевой специализацией.
2. Погодные условия: обильные снега или наводнения могут вызвать гибель животных.
3. Большая численность хищников влияет на численность медленно размножающихся животных.
4. Большое количество паразитов снижает плодовитость животных и облегчает охоту хищникам.
8. Как могла появиться маскировочная окраска у животных? |
Элементы правильного ответа
При ответе на любой вопрос, касающийся возникновения приспособлений к определенному образу жизни, вы можете использовать приведенные ниже элементы ответа.
1. Мутация, накопление которой вело к появлению маскировочной окраски, могла возникнуть у предков конкретной популяции.
2. Эта мутация оказалась полезной и подверглась естественному отбору.
3. В результате отбора мутация распространилась и закрепилась в популяциях данного вида животных. (Можно привести пример индустриального меланизма у бабочек – березовых пядениц.)
9. В чем заключается относительность такого приспособления, как смена цвета шерсти зайца зимой и летом? |
Элементы правильного ответа
1. Заяц меняет окраску шерсти благодаря сезонной линьке.
2. Белая шерсть незаметна на фоне снега, но заметна на фоне проталин и темных стволов деревьев.
3. При изменении климатических условий (например, потеплении) белая окраска шерсти зайца зимой перестает быть приспособительным признаком.
Человек и его здоровье
Вопросы уровня С1
1. Какие преимущества и недостатки имеет строение позвоночника человека по сравнению с его строением у приматов? |
Элементы правильного ответа
1. Позвоночник человека имеет 4 изгиба, что обеспечивает амортизацию при ходьбе, беге, прыжках.
2. У приматов нагрузка на позвоночник распределена относительно равномерно, у человека в связи
с прямохождением основная нагрузка приходится на нижние отделы.
3. В результате неравномерной нагрузки возникают грыжи, смещения позвонков и другие заболевания позвоночника.
4. В результате смещения центра тяжести и особенностей строения позвоночника беременность и роды у человека протекают сложнее, чем у других млекопитающих.
Ответьте самостоятельно
• Какие черты сходства существуют между человеком и человекообразными обезьянами?
• Какие различия существуют между человеком и человекообразными обезьянами?
• Объясните причины различий в строении стопы человека и человекообразных обезьян.
2. По описанию ткани назовите ее виды и функции. «Ткань состоит из клеток и хорошо развитого межклеточного вещества. Ткань может быть образована твердыми, желеобразными и жидкими составляющими элементами». |
Элементы правильного ответа
1. По основным характеристикам – это соединительная ткань.
2. По характеру образующих ткань структур ясно, что она может быть представлена костными, хрящевыми, волокнистыми, жировыми клетками, а также клетками и плазмой крови.
3. Функции этой ткани: опорная, защитная, кроветворная, запасающая, транспортная, питательная, дыхательная.
Ответьте самостоятельно
• По описанию ткани назовите ее виды и функции.
«Ткань состоит из клеток и слабо развитого межклеточного вещества. Выстилает покровы тела, железы, слизистые оболочки».
• По описанию ткани назовите ее виды и функции.
«Ткань состоит из клеток с длинными и короткими отростками. В местах контактов клеток этой ткани выделяются химические вещества – медиаторы».
• Что общего между разными видами тканей одного типа, например эпителиальной ткани?
3. Объясните, почему для нормальной жизнедеятельности клеток и тканей необходимо жидкое межклеточное вещество. |
Элементы правильного ответа
1. В жидкой среде растворяются необходимые клетке питательные вещества, которые проникают через клеточную мембрану.
2. Жидкая среда обеспечивает вывод продуктов распада из клетки.
3. В жидкой среде происходят все биохимические реакции.
4. Жидкая среда способствует поддержанию относительного постоянства физических свойств и химического состава клетки.
Ответьте самостоятельно
• Чем и как питается костная ткань взрослого человека?
• Как распределяется жировая ткань в организме человека и какие функции она выполняет?
4. Представьте себе, что вы несете очень дорогую фарфоровую чашку с горячим чаем. Вам горячо, но вы терпите и не выпускаете чашку из рук. Какие процессы происходят в вашей нервной системе в это время? Почему вы не выпускаете чашку из рук, несмотря на то, что вам больно? |
Ответ на этот вопрос требует некоторых рассуждений. Их логика может быть примерно следующей.
Чашка горячая, и боль трудно терпеть, значит, я могу выпустить ее из рук. Однако если я разобью чашку, то родители будут ругаться. Следовательно, нужно терпеть. Реакция на боль – безусловный рефлекс. Способность преодолеть боль (воля) основана на условных рефлексах. Значит, условно-рефлекторное возбуждение коры головного мозга тормозит возбуждение, вызывающее безусловный рефлекс.
Элементы правильного ответа
1. Импульсы, несущие информацию о возможном ожоге, тормозятся импульсами, несущими информацию о том, что чашка дорогая и ее нельзя разбивать.
2. Условно-рефлекторная реакция тормозит защитную безусловно-рефлекторную реакцию организма на боль.
Ответьте самостоятельно
• Почему собака, у которой отнимают еду, может укусить даже хозяина?
• Докажите, что посещение столовой сопровождается как условно-рефлекторными, так и безусловно-рефлекторными реакциями.
5. Австралийский физиолог Отто Леви в 1921 г. обратил внимание на следующий факт: при раздражении электрическим током веточки блуждающего нерва, подходящего к изолированному сердцу лягушки, замедляется частота сокращений этого сердца. Леви выкачал кровь из желудочка сердца и перенес ее в изолированное сердце другой лягушки. Второе сердце также стало сокращаться реже. Объясните этот факт, применив свои знания о механизмах проведения нервного импульса. |
Элементы правильного ответа
1. Нервный импульс проводится электрическим путем и с помощью химических медиаторов в синапсах.
2. Так как частота сердечных сокращений в первом опыте замедлилась, то следует предположить, что раздражение блуждающего нерва приводит к замедлению работы сердца.
3. Замедление работы сердца другой лягушки после введения туда крови от первой лягушки доказало наличие вещества-медиатора ацетилхолина, замедляющего сердечный ритм.
Ответьте самостоятельно
• Какими способами передается информация от одной нервной клетки другой?
• Каким способом информация передается быстрее: химическим или электрическим?
• Опишите этапы передачи нервного импульса, происходящие в синапсе.
Приведенные выше вопросы достаточно сложны и, скорее всего, не будут даны в экзаменационной работе. Однако знать электрическую природу нервного импульса (потенциал действия), механизм химической передачи возбуждения с нейрона на нейрон с помощью медиаторов, нужно для ответа на более легкие вопросы по этой теме.
6. Чем отличаются соматические рефлексы от вегетативных? |
Элементы правильного ответа
1. При соматических рефлексах возбуждение передается по двигательным нейронам к скелетным мышцам.
2. При вегетативных рефлексах возбуждение передается к внутренним органам.
Ответьте самостоятельно
• Чем объяснить, что люди кашляют с разной силой и частотой?
• Может ли человек управлять реакциями вегетативной нервной системы? Ответ поясните.
7. Почему прекращение кровоснабжения мозга на 5–8 мин может привести к необратимым изменениям в нем и даже к смерти? |
Элементы правильного ответа
1. Вместе с кровью в мозг поступают питательные вещества и кислород.
2. Недостаток кислорода, необходимого для дыхания клеток мозга и глюкозы как источника энергии, приводит к гибели мозга.
Ответьте самостоятельно
• За сутки в мозге взрослого человека (начиная с 30 лет) отмирает до 1 тыс. нейронов. Чем можно объяснить, что и в старости многие люди способны к обучению и интеллектуальной деятельности?
• Каким образом влияют на работу мозга алкоголь, наркотики, токсические вещества?
• Какова роль кислорода в жизнедеятельности человека?
8. Объясните результаты следующего эксперимента. Испытуемый должен с закрытыми глазами найти среди предметов, разложенных на столе, кофейную чашку. Выполняя задание, он нашел бокал и стакан, но отставил их в сторону. Найдя чашку, он сразу же закончил поиски. |
Элементы правильного ответа
1. В мозгу испытуемого существует образ кофейной чашки.
2. Предметы, не совпадающие с этим образом, отставляются в сторону.
3. Мозг работает по принципу обратной связи: анализирует импульсы от рецепторов и заканчивает поиск при совпадении результатов анализа с хранящимся в памяти образом (чашки), т.к. требуемый результат достигнут.
Ответьте самостоятельно
• Контролирует ли кора головного мозга деятельность нервных центров, расположенных в продолговатом мозге? Приведите примеры.
• К каким последствиям приведет повреждение поясничного отдела спинного мозга?
9. Чем объясняется гибкость костей младенцев и хрупкость костей стариков? |
Элементы правильного ответа
1. В костях младенцев содержание органических соединений выше, чем неорганических.
2. В костях стариков синтез органических соединений замедлен и их содержание ниже, чем неорганических.
3. Органические соединения обеспечивают гибкость кости, а неорганические – их прочность.
Ответьте самостоятельно
• Как можно экспериментально доказать наличие в костях органических и неорганических соединений?
• Чем объясняется появление рахита у маленьких детей?
10. Какими особенностями строения определяется гибкость тела человека? |
Элементы правильного ответа
1. Гибкость тела определяется эластичностью суставных связок.
2. Гибкость тела определяется сохранностью и эластичностью хрящевых полуподвижных соединений костей.
Ответьте самостоятельно
• Чем различаются по строению и функциям плечевой и тазобедренный суставы?
• Что произойдет с суставом, если из него вытечет суставная жидкость?
11. Почему физические упражнения (гимнастику) с грудным ребенком делает взрослый? |
Элементы правильного ответа
1. Грудной ребенок не способен к сознательному управлению своим телом.
2. У грудного ребенка преобладают безусловные рефлексы.
3. Взрослый использует эти рефлексы, упражняя определенные группы мышц младенца. Например, если щекотать подошвы ребенку, то у него возникнет рефлекс ползания.
12. Почему человек не может долго дышать чистым кислородом? |
Элементы правильного ответа
1. Избыток кислорода приводит к сужению сосудов мозга.
2. Сужение сосудов может вызвать их спазм и нарушить кровообращение мозга.
Ответьте самостоятельно
• Что произойдет с кровеносными сосудами, если содержание кислорода в крови уменьшится?
• Какие газы и каким образом транспортируются кровью?