Л. А. Шевырталова
Из опыта преподавания биологии в 6-м классе по УМК И.Н. Пономаревой
Учебник И.Н. Пономаревой «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6-й класс». – М.: Вентана-Граф, 2005 развивает концепцию, в основе которой лежит системно-структурный подход к обучению биологии: формирование биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни. Обучение на основе данного подхода было начато в 5-м классе.
В учебнике присутствует материал, касающийся общих вопросов биологии (царства живой природы, уровни организации живой природы, признаки живого, эволюция органического мира, классификация организмов); методов изучения растений; особенностей строения и функционирования клеток и органов растения; основных процессов жизнедеятельности в растительном организме; многообразия растений; роли растений, бактерий и грибов в экосистемах. Последовательность разделов учебника определяется логикой развития основных понятий – от организменного уровня к надорганизменному – биогеоценотическому. В ходе изложения материала последовательно показано, что взаимосвязь клеток, тканей и органов составляет основу целостности растительного организма, а взаимосвязи растений, бактерий, грибов с окружающей средой – основу растительного сообщества.
Учебник интересен, его содержание соответствует обязательному минимуму биологического образования, также в нем присутствует и дополнительный материал для углубленного изучения предмета. Однако если бы учебник был организован как двухуровневый (его содержание позволяет это сделать), это сделало бы его более универсальным. Кроме того, к недостаткам можно отнести перегруженность некоторых параграфов новыми понятиями и терминами.
Модели уроков блока «Клеточное строение растений»
(глава 2-я рассматриваемого учебника. 5 ч.)
Развитие общебиологического понятия о клеточном строении живых организмов – одна из важнейших задач школьного курса биологии.
Первоначальные представления и понятия о клетке и клеточном строении живого организма формируются у школьников в 5-м классе в разделе «Жизнь на Земле», в темах «Живые клетки», «Большой мир маленьких клеток». На основе полученных знаний представляется возможным развивать в последующих темах понятие о клеточном строении органов растения, состоящих из разнообразных тканей. Усвоение этого материала необходимо для понимания жизненных процессов, происходящих в растительном организме: роста, питания, передвижения веществ в организме, размножения.
Воспитательное значение темы вытекает из ее содержания, вызывающего у школьников большой интерес к изучению ранее неизвестного им внутреннего строения растительного организма с помощью увеличительных приборов и другого лабораторного оборудования. Приготовление микропрепаратов, работа с микроскопом способствуют развитию у школьников аккуратности, наблюдательности, воображения, логического мышления.
Объекты, на которых можно проводить первоначальное знакомство с клеточным строением растений и строением клеток, описаны в учебнике. Однако на практике могут быть использованы и другие объекты. Например, пыльцевые зерна тыквы и других тыквенных, а также мальв, представляющих собой отдельные крупные клетки. Можно использовать листья традесканции и волоски кожицы стебля традесканции. Волоски на семенах хлопчатника – это тоже клетки длиной от 1 до 5 см и более.
Затем учащиеся изучают строение клетки, ее части, видимые в школьный микроскоп: оболочку, цитоплазму, ядро, пластиды, вакуоли с клеточным соком. При этом от учеников требуется знание не только названий частей живой клетки, но и взаимного их расположения. В этой теме даются элементарные понятия о процессах, протекающих в клетке: движении цитоплазмы, поступлении веществ в клетку, делении и росте.
Учащиеся осваивают приемы изготовления простейших микропрепаратов, знакомятся с правилами пользования лупой и микроскопом.
Представленный в учебнике материал по теме доступен, логично изложен и соответствует возрастным особенностям учащихся. Трудности могут возникнуть при изучении темы «Жизнедеятельность клетки», когда идет формирование знаний об обмене веществ, о поступлении и удалении веществ из клетки. Формируя общее представление о клеточном строении, я предлагаю включить в блок «Клеточное строение растений» урок «Химический состав клетки. Органические и неорганические вещества». На этом уроке уместно показать опыты по обнаружению органических и неорганических веществ в органах растений.
Календарно-тематическое планирование по блоку «Клеточное строение растений»
Тема урока |
Неделя, месяц |
Тип урока |
Практическая часть |
Творчество |
Контроль |
Примечание |
1. Приборы для изучения строения растений. Строение растительной клетки |
4-я неделя сентября |
Комбинированный урок |
Лабораторная работа |
|
Тесты |
|
2. Химический состав клетки. Жизнедеятельность клетки |
1-я неделя октября |
Урок изучения нового материала и первичного закрепления |
Практическая работа |
|
Тесты |
|
3. Ткани, их виды и строение |
1-я неделя октября |
Урок изучения нового материала и первичного закрепления |
|
Изготовление клетки из пластилина |
Тесты |
|
4. Биологическая лаборатория, работа в ней |
2-я неделя октября |
Урок комплексного применения знаний |
Лабораторная работа |
Составление чайнворда |
Тесты, инд. карточки |
|
5. Обобщение знаний в форме игры «Счастливый случай» |
2-я неделя октября |
Урок обобщения и систематизации знаний и умений |
|
Игра «Счастливый случай» |
Оценка работы групп |
|
Урок 1. Приборы для изучения строения растений. Строение растительной клетки
Дидактическая цель: создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.
Цели по содержанию.
Образовательные: повторить материал об устройстве увеличительных приборов – лупы и микроскопа и правилах работы с ними; показать технику приготовления микропрепаратов; сформировать знания о частях растительной клетки, научить делать схематические зарисовки клетки и обозначать ее части.
Развивающие: развить умение работать с микроскопом и приготовлять временные микропрепараты.
Воспитательные: воспитывать аккуратность, бережное отношение к оборудованию урока.
Оборудование: таблица «Строение растительной клетки»; увеличительные приборы – лупа и световой микроскоп; инструментарий для приготовления микропрепаратов; разноцветные карточки.
Структура урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Оргмомент |
Приветствует учащихся, проверяет готовность рабочего места, создает рабочую, доброжелательную обстановку |
Приветствуют учителя, проверяют наличие средств обучения |
Мотивация и целеполагание |
Мотивирует учеников на работу с увеличительными приборами, на изучение и углубление знаний о клетке. Предлагает сформулировать задачи урока |
Формулируют задачи урока |
Актуализация знаний и умений |
Проверяет знания о четырех средах жизни растений, об особенностях существования растений в каждой из них (фронтальный и индивидуальный опрос с использованием дидактической карточки № 6). |
Отвечают на вопросы, выполняют задания дидактической карточки |
Первичное усвоение учебного материала |
Демонстрирует увеличительные приборы, рассказывает об их использовании в биологических, в частности ботанических, исследованиях и об истории открытия клеточного строения организмов |
Слушают учителя |
Осмысление учебного материала |
Проводит беседу об устройстве светового микроскопа после самостоятельной работы. Объясняет правила работы с микроскопом. Демонстрирует технику приготовления микропрепарата из мякоти плода томата, кожицы мясистого листа лука |
Самостоятельно работают с рис. 20 и текстом §6 учебника. Принимают участие в беседе. Слушают, следят за учителем |
Систематизация знаний и умений |
Рассказывает с опорой на рис. 21 учебника о внутреннем строении клетки, дает характеристику органоидов, делает схематический рисунок на доске, обращает внимание на правильность оформления рисунка |
Следят за рассказом по рис. 21 учебника. Рисуют схему, делают надписи |
Применение знаний |
Предлагает выполнить Лабораторную работу № 5 «Строение клетки мясистого листа лука» |
Выполняют лабораторную работу, работая в парах |
Проверка уровня усвоения материала |
Выдает задание для контроля знаний и умений (см. ниже) |
Выполняют задание |
Информация о домашнем задании |
1. Изучить §6 и 7 учебника, выполнить задание 1 и 3 в Рабочей тетради № 1. |
Записывают задания, задают учителю уточняющие вопросы |
Рефлексия |
Предлагает игру «Светофор». |
Комментируют показанный цветовой сигнал |
Задание для контроля знаний
Для каждой из предложенных частей клетки подберите нужные характеристики и запишите соответствующие им цифры в таблицу.
Пластиды |
Оболочка |
Цитоплазма |
Ядро |
Вакуоль |
4 |
1 |
3 |
5 |
2 |
Характеристики частей клетки:
1. Клеточная стенка, ограничивающая внутреннюю часть клетки.
2. Полость с клеточным соком, содержащая сахара, другие органические вещества и соли.
3. Бесцветное вязкое вещество, в котором находятся все части клетки.
4. Зернистые образования различной формы и цвета.
5. Темное, плотное образование, являющееся основной частью клетки.
Урок 2. Химический состав клетки. Жизнедеятельность клетки
Дидактическая цель: создать условия для осмысления блока новой учебной информации.
Цели по содержанию.
Образовательные: дать элементарное представление о веществах, из которых состоит растение, познакомить с проявлениями жизнедеятельности клетки; сформировать представление о движении, питании, дыхании, обмене веществ, росте и размножении растительных клеток.
Развивающие: развивать понятие о клетке как живой единице растительного организма.
Воспитательные: воспитывать культуру труда.
Оборудование: таблица «Рост и деление клеток»; срезанная зеленая трава, сухие растения, плоды растений: подсолнечника, пшеницы, фасоли; льняные волокна, хлопковая вата; мука, марля 15×15 см, йод, два стакана с водой, картофель, побег элодеи, предметные стекла, 4 микроскопа, пипетка.
Структура урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Оргмомент |
Приветствует учащихся, проверяет готовность рабочего места, просит показать модели клеток из пластилина |
Приветствуют учителя, показывают модели клеток |
Актуализация знаний и умений |
Предлагает самостоятельную работу по двум вариантам (см. ниже) |
Выполняют задания самостоятельной работы. Сдают учителю |
Мотивация и целеполагание |
Показывая плоды яблока, банана, апельсина мотивирует на изучение темы урока. Предлагает сформулировать тему урока, записать в тетради план урока (см. ниже) |
Записывают в тетради тему и план урока |
Первичное усвоение материала |
Демонстрирует (с элементами беседы) опыты по обнаружению в растениях воды, минеральных веществ, органических веществ. Предлагает записать на доске схему «Вещества» (см. ниже).Предлагает сделать вывод о химическом составе клетки. |
Смотрят опыты. Отвечают на вопросы. Записывают схему в тетрадь. Делают вывод, записывают в тетрадь. |
Просит перечислить основные процессы жизнедеятельности растений. Задет вопрос: «На каком уровне они осуществляются?» Делает вывод. |
Перечисляют, пытаются ответить на вопрос, сделать вывод. |
|
Объясняет, демонстрируя опыт, движение цитоплазмы в листе элодеи. Рассказывает о питании и дыхании клетки, обмене веществ. Предлагает работать с текстом учебника к рис. 23 и рассказать о делении клетки. Поправляет рассказ, помогает сделать вывод |
Смотрят опыт. Слушают, отвечают на вопросы. Работают с текстом учебника, рассказывают по рисунку |
|
Осмысление учебной информации |
Предлагает выполнить задание, используя учебник на с. 22–23 (см. ниже). Проверяет правильность выполнения, оценивает |
Выполняют задание |
Первичное закрепление учебного материала |
Предлагает вопросы для фронтальной беседы о процессах жизнедеятельности растительной клетки и их значении, о химическом составе клетки |
Отвечают на вопросы |
Информация о домашнем задании |
1. Изучить §8, выполнить задания 1 и 2 из Рабочей тетради №1. |
Записывают задание в дневник |
Рефлексия |
Предлагает ответить на вопросы: |
Отвечают на вопросы, комментируют свои ответы |
Самостоятельная работа
1 вариант
А. Рассмотрите рисунок. Какие части клетки обозначены цифрами 1–6?
Б. Объясните, какое значение в клетке имеют ядро, вакуоль, клеточная оболочка.
В. Выбери и подчеркни правильный ответ.
1. К низшим растениям относятся:
а) грибы;
б) водоросли;
в) мхи;
г) все перечисленное.
2. Содержание воды в листьях и стеблях клевера составляет:
а) 45%;
б) 55%;
в) 65%;
г) 75%.
3. Углеводы в клубнях картофеля это:
а) белок;
б) минеральные вещества;
в) крахмал;
г) все перечисленное.
4. Растение, содержащее много сахара:
а) фасоль;
б) подсолнечник;
в) сахарный тростник;
г) пшеница.
2 вариант
А. Сделайте схематический рисунок клетки и обозначьте клеточную оболочку, клеточную мембрану, ядро, вакуоль.
Б. Объясните, какое значение в клетке имеют клеточная мембрана, цитоплазма, пластиды.
В. Выбери и подчеркни правильный ответ.
1. Белков особенно много в семенах:
а) фасоли;
б) льна;
в) конопли;
г) хлопчатника.
2. Много крахмала содержат плоды:
а) томата;
б) огурца;
в) банана;
г) подсолнечника.
3. Жиров много в семенах:
а) подсолнечника;
б) горчицы;
в) сои;
г) верны все ответы.
План урока
І. Вещества, образующие клетку.
1. Неорганические.
2. Органические.
ІІ. Процессы жизнедеятельности клетки.
1. Движение.
2. Питание.
3. Дыхание.
4. Обмен веществ.
5. Рост и размножение.
Задание для контроля знаний
Для каждой из предложенных частей клетки подберите выполняемые ей функции и запишите соответствующие им цифры в таблицу:
Пластиды |
Оболочка |
Цитоплазма |
Ядро |
Вакуоль |
3 |
5 |
4 |
1 |
2 |
Функции частей клетки:
1. Обеспечивает рост, размножение и жизнедеятельность клетки. При отсутствии его клетка гибнет.
2. Накапливает питательные вещества и продукты обмена веществ клетки.
3. Содержат вещества (пигменты), придающие растению окраску.
4. Обеспечивает связь между всеми частями клетки, способна к движению.
5. Предохраняет клетку от внешних воздействий, служит опорой и придает форму.
Урок 3. Ткани, их виды и строение
Дидактическая цель: создать условия для осмысления блока новой учебной информации.
Цели по содержанию.
Образовательные: сформировать представления о растительных тканях и их многообразии; раскрыть особенности строения и функций растительных тканей.
Развивающие: развивать мыслительные способности, умения сравнивать и обобщать.
Воспитательные: воспитывать культуру труда, аккуратность при работе с таблицей.
Оборудование: таблицы «Внутреннее строение стебля», «Внутреннее строение листа», микропрепараты «Анатомия растений».
Структура урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Оргмомент |
Приветствует учащихся, проверяет готовность рабочего места |
Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку |
Мотивация и целеполагание |
Сообщает тему и цели урока. Предлагает вылепить на плоскости модель клетки из пластилина в определенной последовательности: сначала оболочку, затем цитоплазму и т.д. |
Записывают в тетради. |
Актуализация знаний и умений |
Предлагает работу по карточкам (см. ниже). |
Работают с карточками. Работают у доски и отвечают. |
Первичное усвоение материала |
Рассказывает с демонстрацией таблиц о тканях, формулирует понятие ткани. Предлагает самостоятельную работу с текстом §9 учебника о видах растительных тканей. |
Записывают определение в тетрадь. |
Осмысление учебной информации |
Предлагает заполнить таблицу «Виды тканей» (см. ниже) |
Заполняют таблицу, работая индивидуально |
Первичное закрепление учебного материала |
Предлагает взаимопроверку заполненных таблиц с последующей коррекцией. Делает вывод о работе с таблицей |
Корректируют таблицу |
Информация о домашнем задании |
1. Изучить §9 учебника и ответить на вопросы рубрики «Какие утверждения верны?» |
Записывают в дневник, задают вопросы |
Рефлексия |
Предлагает учащимся оценить их работу на уроке: |
|
Работа по карточкам
Карточка 1. Рассмотрите обозначенные цифрами рисунки разных стадий деления растительной клетки. Выпишите цифры в порядке, соответствующем последовательности стадий и кратко опишите ход процесса деления. |
Карточка 2. Рассмотрите рисунок. Каким номером обозначена самая молодая клетка, а каким – самая старая? Кратко опишите, чем отличаются молодые клетки от старых. |
Таблица. Виды тканей
Вид ткани |
Где располагаются клетки |
Строение клеток ткани |
Значение клеток ткани |
1. Образовательная | |||
2. Основная | |||
3. Покровная | |||
4. Проводящая | |||
5. Механическая |