Копилка опыта

Л. А. Шевырталова

Из опыта преподавания биологии в 6-м классе по УМК И.Н. Пономаревой

Окончание. См. № 17/2009

Урок 4. Биологическая лаборатория, работа в ней

Дидактическая цель: создать условия для применения знаний и умений в различных учебных ситуациях.

Цели по содержанию.

Образовательные: закрепить знания  о строении, росте и делении клеток.

Развивающие: развивать умения сравнивать объекты, находить черты сходства и различия; выполнять творческие задания.

Воспитательные: воспитывать культуру труда, умение организовывать свою работу, проводить самооценку.

Оборудование: таблицы по теме, наборы лабораторного оборудования.

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

Приветствует учащихся, проверяет готовность рабочего места

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку

Мотивация и целеполагание

Ставит задачи урока, записывает тему, план работы на урок.

1. Выполни лабораторные работы № 3, 4.
2. Выполни творческое задание.
3. Выполни задание по выбору (одно из трех)

Слушают. Выбирают задание

Актуализация

Фронтальный опрос по вопросам.

1. Что такое ткань?
2. Какие виды тканей вы знаете? (Схема на доске.) Каковы их функции?
3. Каковы признаки живого?
4. Что такое обмен веществ?

Отвечают на вопросы. Выполняют схему на доске

Применение знаний:

– в знакомой ситуации (типовые)

Предлагает вспомнить правила работы с микроскопом, установить его в рабочее положение; выполнить лабораторные работы № 3, 4 из учебника (с. 29, 31).

Проверяет, консультирует, ставит оценку. Предлагает сравнить клетки мякоти томата и кожицы лука.

Устанавливают микроскопы. Выполняют работу.

Выполняют задания, получают оценку.

Выполняют  работу на выбор

– в измененной ситуации (конструктивные)

– в новой ситуации (проблемные)

Предлагает составить чайнворд, кроссворд, тесты по теме «Клетка». Проверяет, оценивает.

1. Предлагает работу с тестом (см. ниже).
2. Предлагает работать в парах с конструктивными заданиями.
3. Предлагает проблемный вопрос «Какие части клетки самые главные? Почему?»

Проверяет, оценивает

Информация о домашнем задании

Предлагает:

1. Подготовиться к уроку обобщения. §6–9.
2. Приготовить вопросы в рубрику «Ты мне – я тебе».

Записывают в дневник.

Задают вопросы

Рефлексия

Оцени свою работу.

«5» – выполнил все задания, отвечал на вопросы.
«4» – выполнил все задания, но ошибался при ответах на вопросы.
«3» – часто ошибался, выполнил половину заданий.
«2» – почти ничего не смог выполнить правильно.

 

Тест по теме «Клетка»

1. Определите правильную последовательность действий при работе с микроскопом:

а) глядя сбоку, опустить тубус → поместить микропрепарат на предметный столик → добиться равномерного освещения → глядя в окуляр, поднимать тубус до появления четкого изображения;

б) добиться равномерного освещения → поместить микропрепарат на предметный столик → глядя в окуляр, поднимать тубус до появления четкого изображения → глядя сбоку, опустить тубус;

в) глядя в окуляр, поднимать тубус до появления четкого изображения, глядя сбоку, опустить тубус → поместить микропрепарат на предметный столик → добиться равномерного освещения;

г) добиться равномерного освещения → поместить микропрепарат на предметный столик → глядя сбоку, опустить тубус → глядя в окуляр, поднимать тубус до появления четкого изображения.

2. При работе с микроскопом сначала, глядя сбоку, опускают зрительную трубку, приближая объектив к микропрепарату, чтобы:

а) не затенять микропрепарат;
б) не повредить микропрепарат;
в) не мешать соседу;
г) сразу увидеть объект.

3. Сходство ручной лупы и микроскопа состоит в том, что они имеют:

а) предметный столик;
б) зрительную трубку;
в) штатив;
г) увеличительные стекла.

4. Фотосинтез происходит в:

а) хлоропластах;
б) ядре;
в) вакуолях;
г) цитоплазме.

5. Передачу наследственных признаков обеспечивают:

а) клеточная оболочка;
б) хромосомы;
в) вакуоли;
г) пластиды.

6. Клеточная оболочка обеспечивает:

а) деление клетки;
б) накопление питательных веществ;
в) фотосинтез;
г) защиту содержимого клетки.

7. Окраску и вкус мякоти сочных плодов обеспечивают:

а) хромосомы;
б) вакуоли с клеточным соком;
в) цитоплазма;
г) ядро.

8. Клетка живая, так как она:

а) питается, дышит, размножается;
б) покрыта оболочкой;
в) содержит ядро;
г) содержит цитоплазму.

9. Группу клеток, имеющих сходное строение и выполняющих определенные функции, называют:

а) организмом;
б) растительным организмом;
в) тканью;
г) органом;

10. Растения растут за счет:

а) увеличения количества цитоплазмы в клетке;
б) деления клеток;
в) удвоения хромосом;
г) увеличения в клетке количества пластид.

11. В процессе деления из одной исходной клетки образуется:

а) 1 клетка;
б) 2 клетки;
в) 5 клеток;
г) 8 клеток.

12. Деление клеток обеспечивает у растений их:

а) питание;
б) дыхание;
в) движение;
г) рост.

Урок 5. Обобщение и систематизация знаний и умений в форме игры «Счастливый случай»

Дидактическая цель: создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.

Цели по содержанию.

Образовательные: обобщить знания учащихся о клеточном строении растений.

Развивающие: продолжить развитие общебиологического понятия о взаимосвязи строения и функций.

Воспитательные: воспитывать коллективизм, ответственность каждого за результат.

Оборудование: таблицы по теме, микроскоп, инструментарий для приготовления микропрепарата, игровое поле, волчок со стрелкой, плюшевая скатерть, задания для игроков.

Организация урока

Класс делится на две команды – игроков и болельщиков. Болельщики набирают жетоны, отвечая на вопросы, если команда не знает ответа на этот вопрос или ответ команды требует дополнений.

За стол с игровым полем приглашаются две команды по 5 человек. Помощник ведущего объясняет правила игры. Он же фиксирует в таблице на доске количество очков, полученных командами в каждом гейме.

Название команды

Название команды

1 гейм 1+1+0=2 (очка)
2 гейм 1+0=1
3 гейм ….
4 гейм ….
Всего:

1 гейм 1+1+3=5 (очков)
2 гейм 0+0=0
3 гейм ….
4 гейм ….
Всего:

1 гейм. «Гонка за лидером»

Игровое поле разделено на сектора, обозначенные цифрами. Цифры – это номера вопросов. Один сектор обозначен как «счастливый случай».

Капитан команды вращает волчок со стрелкой, которая указывает номер вопроса. Ведущий задает вопрос, а участники команд, посовещавшись, отвечают и получают в случае правильного ответа 1 очко. Если выпал сектор «счастливый случай», то за правильный ответ команда получает 3 очка.

Вопросы.

1. Что является главной частью увеличительных приборов?
2. Какая разница между хлоропластом и хлорофиллом?
3. Как вы думаете, можно ли по внешнему виду растения определить состояние его клеток?
4. Какое значение имеет обмен веществ?
5. Поясните, какие процессы жизнедеятельности клетки можно наблюдать под микроскопом.
6. Есть ли у старой сосны и дуба образовательные ткани?
7. В каких частях клетки откладываются запасные питательные вещества? Приведите примеры.
8. «Счастливый случай»: что может произойти с растением, у которого нарушена покровная ткань? 

2 гейм. «Спешите видеть…»

Участники команд получают задания от ведущего и выполняют их на скорость (если  задания одинаковые) или по очереди. За правильное выполнение задания – 1 очко.

Задания.

1. Выдается микроскоп. Рассказать историю его появления, объяснить устройство, правила работы с ним.

2. Выдается инструментарий для приготовления временного микропрепарата. Показать, как готовится микропрепарат, рассказать, что можно увидеть под микроскопом.

3. Выдается модель клетки из пластилина. Определить, что это. Показать части клетки, назвать ос-
новные функции органоидов.

3 гейм. «Ты мне – я тебе»

Участники команд задают друг другу вопросы, приготовленные заранее самостоятельно и проверенные учителем. Можно использовать задания чайнвордов и кроссвордов, составленных на предыдущем уроке, загадки и т.д. За правильный ответ – 1 очко.

4 гейм. «Дальше, дальше…»

Ведущий задает вопросы по очереди каждой команде. За правильный ответ – 1 очко.

Вопросы 1-й команде

1. Для рассмотрения под микроскопом части изучаемого растения надо приготовить … . (Микропрепарат.)
2. Клеточная стенка, ограничивающая содержимое клетки, … . (Оболочка.)
3. Бесцветное вязкое вещество, в котором находятся все органоиды клетки, … . (Цитоплазма.)
4. Рост, размножение и жизнедеятельность клетки обеспечивает … .  (Ядро.)
5. Сложный процесс химических реакций, дающих клетке энергию, это … . (Дыхание.)
6. Основная структурная единица любого организма, обладающего всеми признаками живого, – … . (Клетка.)
7. Ткань, осуществляющая передвижение растворенных веществ по растению, … .  (Проводящая.)
8. Наука, изучающая царство растений, называется, … . (Ботаника.)

Вопросы 2-й команде

1. Чтобы тонкий препарат не высох, его кладут в каплю воды и сверху накрывают … . (Покровным стеклом.)
2. Полость с клеточным соком, содержащая сахара, другие органические вещества и соли, это … . (Вакуоль.)
3. Зернистые образования различной формы и цвета в клетке, это … . (Пластиды.)
4. Темное плотное образование, являющееся основной частью клетки, это … . (Ядро.)
5. Процесс, обеспечивающий рост растения, – это … . (Деление клеток.)
6. Группы клеток, сходных по строению, функциям и имеющих общее происхождение, называется … . (Тканью.)
7. Ткань, выполняющая в организме растения такие функции, как создание и накопление веществ, … . (Основная.)
8. Особенности живой природы и её разнообразие изучает наука … . (Биология.)

Рефлексия

1. Что запомнилось на уроке?
2. Чему научились сегодня на уроке?
3. Какие вопросы больше всего понравились?
4. Как работать комфортнее – в группе или индивидуально?

В конце урока подводятся итоги, делается вывод, выставляются оценки (по количеству набранных жетонов).

Домашнее задание

Повторить определения темы «Клеточное строение растений».

ЛИТЕРАТУРА

Иванов Т.В. Тесты по биологии 6–11-й классы. – М.: АСТ, 2001.
Падалко Н.В. и др. Пособие для учителя. Методика обучения ботанике. – М.: Просвещение, 1982.
Пономарева И.Н. и др. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Учебник для 6-го класса. – М.: Вентана-Граф, 2004.
Пономарева И.Н. и др. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6-й класс. Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2004.
Розенштейн А.М. Пособие для учителя. Самостоятельные работы учащихся по биологии. Растения. – М.: Просвещение, 1988.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru