Е. А. Заикина
Будь здоров
Элективный курс для учащихся 8–11-х классов
Человек – познай себя.
СОКРАТЧеловек – сотвори себя.
КОНФУЦИЙ
Пояснительная записка
Предлагаемый курс предназначен для учащихся 8–11-х классов и призван восполнить отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья у населения нашей страны. Он предполагает воспитание у учащихся культуры здоровья, формирование потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье. Курс рассчитан на 68 ч.
Программа модернизации образования в России определяет приоритет здоровьесберегающих технологий в образовании и воспитании. Вся педагогическая деятельность должна быть направлена на создание условий для сохранения и укрепления здоровья школьников, воспитание культуры здоровья.
Потребность быть здоровым – биологическая потребность. Быть здоровым – значит чувствовать себя защищенным, способным к саморазвитию, быть устремленным в будущее. У всех народов мира принято желать здоровья. Как стать здоровым? Как научить ребенка быть здоровым?
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Педагогическая литература дает следующие определения.
• Здоровье физическое – это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде.
• Здоровье психическое – это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.
• Здоровье социальное – это моральное самообладание, адекватная оценка своего «я», самоопределение личности в социальных условиях микро- и макросреды.
Здоровье – ключевая ценность для любого человека независимо от его местожительства. В Древней Греции ценилась гармония духа и тела. В Европе на смену культа тела пришло презрение к плоти. Несмотря на взаимное проникновение культур, мотивация на сохранение здоровья на Западе и Востоке разнится. Западный человек для достижения конкретных целей стремится развивать определенные качества тела, ставит перед собой узкие цели, например закалить тело, накачать мускулы, избавиться от лишнего веса. Он тренирует тело, чтобы получить власть над обстоятельствами. Восточный человек стремится к единению с миром. Занятия спортом нужны ему для того, чтобы получить радость слияния с миром, найти гармонию с собой и миром. Во всем нужна мудрая мера.
Задачи курса:
– ознакомить учащихся с научным пониманием сущности здоровья и здорового образа жизни, определением связи между правом человека на здоровье и обязанностью ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
– помочь овладеть способами и методиками самодиагностики состояния здоровья;
– сформировать культуру приобретения навыков личной гигиены, двигательной активности, полезных привычек;
– дать знания в области профилактики вредных привычек и зависимостей;
– сформировать умения по оказанию первой медицинской помощи и навыки безопасного поведения;
– ознакомить с культурой межличностных отношений, со стратегиями и технологиями саморазвития;
– развить способности подвергать сомнению существующие ценности и мнения, уметь делать выбор и нести за него ответственность.
В структуру занятий входят лекции, беседы, игры, встречи с медицинскими работниками, спортсменами и т.д. Но все же ведущая роль отводится активным формам и методам обучения. Решение познавательных и ситуативных задач, моделирование проблемных ситуаций позволяет обсудить поведенческие реакции и найти оптимальные пути решения. В подобном исследовании наиболее острых, личностно и социально значимых вопросов, публичном обсуждении какой-либо проблемы наиболее результативными являются тренинги, которые проводятся с учащимися и их родителями. Для ученика они решают задачи развития личности, учителю дают аналитический материал.
Приводятся некоторые доступные для учащихся системы оздоровления организма, которые позволяют cформировать здоровьесберегающие привычки.
Материалы курса можно использовать как на специальных занятиях, так и в любое свободное время; на проведение валеопауз достаточно 5–10 минут.
По окончании узучения элективного курса учащиеся должны знать:
– составляющие понятий «здоровье», «здоровый образ жизни»;
– функции и показатели здоровья;
– факторы риска, воздействие неблагоприятных факторов на здоровье человека;
– наследственные болезни и наследственная предрасположенность к некоторым заболеваниям, способы их предупреждения;
– болезни, зависящие от образа жизни и привычек;
– способы профилактики вредных привычек;
– о стрессе как реакции адаптации;
– о влиянии социума на состояние здоровья;
– особенности природной среды как источника инфекционных заболеваний, что такое эндемичные заболевания.
Учащиеся должны уметь:
– вести здоровый образ жизни;
– заботиться о собственном здоровье;
– корректировать воздействие окружающей среды;
– повышать адаптационные способности организма;
– проводить самодиагностику состояния здоровья;
– анализировать состояние городской среды, влияние условий жилого помещения на здоровье;
– прогнозировать состояние здоровья;
– использовать методики оздоровления;
– осуществлять профилактику заболеваний.
Содержание курса
Учебно-тематический план
Тема |
Количество часов |
|||
Теория |
Практические |
Проекты |
Тренинги |
|
1. Потребность быть здоровым |
7 |
2 |
3 |
2 |
2. Потребность знать свой организм |
1 |
5 |
1 |
1 |
3. Потребность жить в благоприятной окружающей среде |
12 |
2 |
2 |
4 |
4. Потребность вести здоровый образ жизни |
7 |
2 |
1 |
7 |
5. Потребность заботиться о здоровье |
3 |
1 |
1 |
4 |
Тема 1. Потребность быть здоровым (14 ч)
Сущность здоровья. Функции и показатели здоровья. Совершенство физическое, духовное, социальное. Физическая и духовная красота человека в русском искусстве. Здоровье как ценность. Народные традиции и культура здорового образа жизни.
Наследственные болезни и наследственная предрасположенность к заболеваниям. Диагностика и лечение наследственных болезней. Предупреждение наследственных болезней.
Болезни, зависящие от образа жизни и привычек.
Право на здоровье и обязанность ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Управление здоровьем.
Практические работы
1. Анализ статистических данных по России, области и городу (рождаемость и смертность, естественный прирост населения, причины смертности).
2. Составление и анализ родословных.
Проектная деятельность
• Представление презентаций «Физическая и духовная красота человека в русском искусстве».
• Проект «Учащиеся школы о здоровье и здоровом образе жизни», знакомство с методами социологических исследований (опрос, анкетирование).
Тренинги: «Здоров будешь – все добудешь», «Кто я? Кто ты?», «Право на здоровье».
Тема 2. Потребность знать свой организм (8 ч)
Методы самодиагностики состояния здоровья. Определение гармоничности физического развития по соматометрическим, физиометрическим, соматоскопическим данным. Прогнозирование состояния здоровья.
Практические работы по самодиагностике состояния здоровья.
Проектная деятельность: составление паспорта здоровья.
Тренинг: «Составляем паспорт здоровья».
Тема 3. Потребность жить в благоприятной окружающей среде (20 ч)
Здоровье – основное право человека. Факторы, влияющие на здоровье. Факторы риска.
Человек среди людей. Культура общения и здоровье. Стресс как реакция адаптации организма.
Человек в окружающей среде. Биологические ритмы. Погода и самочувствие. Природная среда как источник болезней. Инфекционные болезни: возбудители, пути передачи инфекции, профилактика. Эндемичные неинфекционные заболевания.
Факторы окружающей среды, влияющие на здоровье. Среда жилого помещения.
Практические работы
1. Уровень здоровья, оценка состояния иммунитета.
2. Проба по Бутейко.
Проекты: «Идеальный дом», «Город, в котором хорошо всем».
Тренинги: «Долгожители», «Душа обязана трудиться», «Был бы в здоровом теле здоровый дух», «Баллы тревоги», «Исцеляющая сила мысли», «Укротите свой гнев», «Сила слова».
Тема 4. Потребность вести здоровый образ жизни (17 ч)
Образ жизни. Вредные привычки и зависимости. Навыки личной гигиены, двигательная активность, полезные привычки в поддержании здоровья.
Культура питания, культура движения. Семья и здоровье. Химическая зависимость. Социальные болезни.
Практические работы
1. Определение состояния пищеварительной системы.
2. Определение общего состояния дыхательной системы.
Проект: «Здоровые потребности».
Тренинг: «Хочу, могу, буду», «Твоя формула здоровья», «Урожай привычек», «Как надо выбирать невесту», «Зачем люди курят?», «Право выбора», «Привычка – вторая натура», «Идеальный вес», «Как составить рацион питания», «Правила питания в пословицах», «О пище, хозяйке и о многом другом».
Тема 5. Потребность заботиться о здоровье (9 ч)
Знакомство с методиками оздоровления. Творческая активность, здоровье и долголетие.
Практическая работа «Определение степени закаленности».
Проект «Как стать долгожителем?».
Тренинги: «Хочешь быть здоровым – будь им», «Взгляни на одни и те же события по-разному», «Где взять калории радости?», «Родословное древо моей семьи», «Счастливое или ужасное завтра», «Правда о холестерине».
Самодиагностика состояния здоровья
Состояние здоровья характеризуется определенным уровнем работы основных систем органов. Самодиагностику состояния здоровья обычно проводят на основе антропометрических и физических данных с учетом функциональной деятельности различных органов.
В приведенных методиках все цифровые показатели даны для 14–16-летних подростков.
1. Определение гармоничности физического развития по антропометрическим данным
Измерение роста
Встать на платформу ростомера, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком.
Рассчитать средний рост (в см) для своего возраста и пола можно по формуле (для среднего типа телосложения, возраст в годах):
девочки – рост = 6 × возраст + 76;
мальчики – рост = 6 × возраст + 77.
Отклонение от средних величин не должно превышать 2,5 см для девочек, 3,5 см для мальчиков. Если результаты расходятся на 20%, это указывает на эндокринные нарушения.
Измерение массы тела
Массу тела обычно измеряют с помощью медицинских весов, но ее можно и рассчитать по формулам:
а) М =10 + 2п,
где М – масса тела, кг; п – возраст подростка, полных лет.
б)
Измерение окружности грудной клетки (ОГ)
Испытуемый поднимает руки, экспериментатор накладывает сантиметровую ленту так, чтобы она проходила по нижним углам лопаток сзади, по среднегрудинной точке спереди. Окружность изменяется в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания (в паузе), при максимальном вдохе и максимальном выдохе.
Экскурсия грудной клетки – это разница между величинами окружности на вдохе и выдохе. У здоровых молодых людей должна быть от 6 до 9 см.
Теоретический расчет окружности грудной клетки для лиц, не занимающихся спортом, проводят по формулам (для 13–17 лет):
ОГ мальчиков = 4,1 × возраст + 20;
ОГ девочек = 2,2 × возраст + 45.
Сравните расчетные данные с результатами ваших измерений.
Определение пропорциональности телосложения (А)
Вариант 1. Воспользуйтесь формулой:
Оценка полученных результатов: 87–92% – пропорциональное физическое развитие, меньше 87% – относительно малая длина ног, более 92% – большая длина ног.
Вариант 2. Воспользуйтесь формулой:
При нормальном телосложении соотношение составляет 50–55%. Меньше 50% – развитие слабое, более 55% – высокое.
Соотношение между окружностью талии и ростом в норме составляет 45%.
Весо-ростовой индекс
Это соотношение между ростом человека и его весом.
Норма упитанности – 220–260 г/см.
2. Определение гармоничности физического развития по соматоскопическим данным
Оценка гибкости позвоночника
Вариант 1. Школьник встает на кушетку или на стул и руками старается дотянуться до сиденья, которое принимают за нулевую отметку. Ноги сгибать нельзя. Если человек не может дотянуться до него, то гибкость обозначается со знаком минус, если наклоняется ниже – со знаком плюс. От нулевой отметки до кончиков пальцев расстояние измеряется линейкой. Благоприятным считается результат с положительным значением.
Вариант 2 (по Д.Макунину). Поставьте ноги вместе и максимально наклонитесь вперед. Если вы коснулись пола ладонями – 4 балла, пальцами – 3 балла, не смогли дотянуться до пола – 0 баллов.
Поставьте ноги на ширине плеч. Не двигая тазом, наклонитесь влево, затем вправо, скользя рукой по ноге. Если вы коснулись икр – 4 балла, достали до колена – 3 балла, не дотянулись до колена – 0 баллов.
Лежа на спине, поднимите ноги и постарайтесь коснуться пола за головой. Если сможете коснуться пола прямыми ногами – 4 балла, сильно согнутыми ногами – 2 балла, не смогли коснуться – 0 баллов.
Если вы набрали 8–12 баллов, у вас отличная гибкость позвоночника. Если набрали 4–7 баллов, вам желательно заниматься спортом. Если вы набрали менее 4 баллов, вам необходимо заниматься спортом.
Определение наличия плоскостопия
Испытуемый встает мокрыми ногами на лист чистой бумаги. Получившийся отпечаток обводится карандашом. С помощью линейки измеряется ширина плюсневой части ноги в см (Р), определяется ширина стопы в ее средней части (К). Расчет производится по формуле:
У здорового человека П меньше 33%.
Правильность осанки
Вариант 1. Для вычисления показателя состояния осанки. (Ос) измеряют расстояние между крайними костными точками, выступающими над правым и левым плечевым суставами. Измерение спереди характеризует ширину плеч, а сзади – величину дуги спины.
В норме этот показатель колеблется в пределах 100–110%, менее 90% и более 125% – имеется выраженное нарушение осанки.
Вариант 2. Встаньте спиной к стене, плотно прижмитесь к ней затылком, лопатками, ягодицами, икрами и пятками. Затем сзади одну ладонь приставьте ребром к шейному изгибу, а другую – к изгибу позвоночника в области талии.
При нормальной осанке глубина изгибов будет примерно равна ширине ладони.
Определение степени развития мускулатуры плечевого пояса (Мп)
У испытуемого измеряется окружность плеча (ОП): а) при свободно свисающей руке (ОПа), б) при горизонтально поднятой, напряженной руке (ОПп), в) при согнутой в плечевом суставе руке (ОПс). Измерения проводятся на обеих руках.
Если полученная величина менее 5%, это указывает на недостаточное развитие мускулатуры, ее ожирение. Значение 5–12% показывает нормальное развитие. Выше 12% – сильное развитие мускулатуры плеча.
Прыжок в длину с места
Длина прыжка должна быть не менее 90 см.
Проверка координации движений
С расстояния 3 м надо ударить теннисным мячом о стенку и поймать отскочивший мяч 3 раза правой и 3 раза левой рукой. Кидая мяч правой рукой, надо поймать правой, кидая левой – поймать левой. Отличный показатель 6 раз, хороший – 5 раз.
Определение состояния подошвенных мышц
Вариант 1. Встаньте босиком на гладкий пол и подравняйте носки. Одновременно сгибая и разгибая пальцы стоп и не отрывая пятки от пола, двигайтесь вперед. Измерьте сантиметровой лентой расстояние, которое вы сумели пройти за 20 секунд. Результат должен быть не менее 30 см.
Вариант 2. Попробуйте пройти на носках в полном приседе 20 м. Если у вас гибкие суставы стопы, то вы не испытаете затруднений.
Проверка на равновесие (проба Ромберга)
Испытуемый встает на одну ногу, закрывает глаза, вторую ногу сгибает в колене и упирается в бедро. Пытается стоять, сохраняя равновесие.
Хорошим считается результат близкий к 30 секундам.