История науки

В. И. Абрамов

Эрнст Генрих Геккель

Статья подготовлена при поддержке образовательного портала «uchistut.ru». Если Вы решили поступить в учебное заведение, но не знаете какое заведение выбрать, то оптимальным решением станет зайти на образовательный портал «uchistut.ru». Перейдя по ссылке: «в какой колледж можно поступить», вы сможете, не отходя от экрана монитора, узнать более подробную информацию о колледжах, институтах и университетах, а также условия приема в них. В образовательном портале «uchistut.ru» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы.

Что известно об этом ученом обывателю? Ничего. Учитель биологии и старательный ученик могут вспомнить, что его имя связано с биогенетическим законом Геккеля–Мюллера. Вот и все. Попробуем восполнить этот пробел.

«Я докажу!» – было девизом всей его жизни. И Геккель доказывал, не очень стесняясь в средствах. Случалось даже, что он рисовал несуществующих животных или видел в микроскопе не то, что там было, а то, что он хотел видеть. Он «доказывал» всю свою жизнь и умер, будучи уверен в своей победе. Он верил во все, о чем говорил, а говорил и писал все, что только подсказывала ему его богатая фантазия. Некоторые его взгляды и обобщения вышли за пределы точного знания в область предположений, а потому многое в них оказалось позднее неверным или односторонним. И тем не менее Эрнст Геккель оставил весьма заметный след в науке, и не только в ней.

Эрнст Генрих Геккель родился 16 февраля 1834 г. в Потсдаме. Изучал медицину и естествознание в Берлинском, Вюрцбургском и Венском университетах и в 1857 г. получил диплом врача. В 1865–1909 гг. он профессор Йенского университета. В Йене Геккель создал научную школу сравнительной анатомии, эмбриологии и филогенетики. Среди его многочисленных учеников были и наши соотечественники зоолог и этнограф Н.Н. Миклухо-Маклай и палеонтолог В.О. Ковалевский.

Личность Геккеля как мыслителя и трибуна привлекала к нему молодежь со всей Европы. Он был прекрасным оратором и популяризатором науки. Вот, например, как он описывал медузу сифонофору: «Представьте себе изящное стройное комнатное растение, листья и разноцветные цветки которого прозрачны, как стекло, и которое, извиваясь, рассекает воду грациознейшими и проворнейшими движениями, и у вас будет представление об этом удивительном, красивом и изящном животном». Эрнст Геккель был ученым и художником в одном лице. В начале своей карьеры он даже хотел стать ландшафтным архитектором. Красота организмов привела его в науку.

Более 20 лет своей жизни он посвятил изучению одноклеточных животных. Фундаментом этой работы стала его «Монография о радиоляриях» (1862). По орнаментальным структурам радиолярий Геккель защитил докторскую диссертацию. Двадцать пять лет спустя он опубликовал еще одну монографию о радиоляриях по результатам экспедиции на судне «Челленджер». В ней он описал более 4 тыс. видов этих животных и восхищался сказочным богатством мира радиолярий, извлеченных в ходе этой экспедиции на свет из глубин Мирового океана. Часто обрамленные шипами, изящно перфорированные решетчатые скелеты радиолярий, построенные из кремнезема, предстают в непостижимом разнообразии форм.

Геккель был разносторонний и плодовитый ученый. Он провел множество лабораторных и полевых исследований, собрал богатый материал, использованный затем другими учеными. Для своего времени его труды были очень прогрессивны. Именно Геккель ввел термин «экология». Сильнейшее воздействие на Геккеля оказали дарвиновские идеи. Он принял на веру теорию Дарвина, даже толком не ознакомившись с ней, и принялся защищать ее от оппонентов с таким жаром, что Чарльз Дарвин как-то отозвался о нем: «Лучше бы он любил поменьше».

В то время как Дарвин продолжал трудиться в затворничестве в Дауне, Геккель боролся за признание его учения в университетских аудиториях и на конгрессах, в широкой печати и в специальных сочинениях. Но этим его деятельность не ограничивалась.

В 1863 г. Геккель выступил с публичной речью о дарвинизме на заседании Немецкого научного общества, а в 1866 г. вышла его книга «Общая морфология организмов». В ней он не только защищал теорию Дарвина, но и пытался ее дополнить. Он говорил: «Физиологи смотрят на организм как на машину. Зоологи и морфологи глядят на него с таким же удивлением, как дикари на пароход. Это неправильно». И Геккель принялся доказывать, что на организм нужно смотреть по-особенному.

В двух толстых томах, насчитывающих более тысячи страниц, набранных мелким шрифтом, было изложено все, что только смог придумать и обобщить автор. Спустя два года появилась «Естественная история миротворения», где развиваемый им эволюционный подход излагался в более популярной форме.

В 1866 г. Эрнст Геккель вместе с Ф.Мюллером сформулировали биогенетический закон, согласно которому онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза, т.е. каждый организм в индивидуальном развитии повторяет стадии эволюционного развития. Этот закон знаком нам по школьному курсу биологии: эмбрион человека сначала похож на рыбку, потом на амфибию, а затем на млекопитающее.

В 1866 г. Э.Геккель построил первое трехцарственное филогенетическое древо позвоночных и древо млекопитающих, но лишь в 1874 г. попытался представить на едином генеалогическом древе историю происхождения человека от примитивных одноклеточных монер до человекообразных обезьян. Древо венчалось человеком. Справедливости ради нужно отметить, что в создании такого древа первым был не Эрнст Геккель, а русские ученые А.П. Богданов и П.С. Паллас, но об их работах немецкий ученый ничего не знал.

В 1874 г. Геккель опубликовал работу «Антропогения, или История развития человека», в которой обсуждались проблемы эволюции человека. Ему принадлежит мысль о существовании в историческом прошлом формы, промежуточной между обезьяной и человеком, названной им питекантропом.

Никакая другая фантазия Геккеля не вызвала такой резкой критики современников. Невзирая ни на что, Геккель продолжал отстаивать свои взгляды. Идеи Геккеля так захватили молодого голландского врача Эжена Дюбуа, что тот уехал на Зондские острова в 1884 г. и начал вести раскопки в надежде найти питекантропа. В 1891 г. поиски Дюбуа увенчались успехом, и спустя три года, в 1894 г., было опубликовано сообщение о находке первых останков питекантропа.

Во всех старых университетах мира преподавание курса зоологии начинается с демонстрации поразительных по точности и красоте рисунков радиолярий, выполненных самим Геккелем. Хорошо известны не только зоологические зарисовки Геккеля, но и его прекрасные акварели.

Книгу Эрнста Геккеля «Красота форм в природе» без преувеличения можно назвать работой эпохальной. В любом состоятельном доме она была не просто украшением: при каждом удобном случае ее доставали с полки, показывали гостям и с великим удовольствием разглядывали сами – все, от самых маленьких до самых старших членов семьи. Это поистине «opus magicum» – и таинственные струны страниц его «Мировых загадок» и «Чудес природы» из книги «Чудо жизни» постепенно посвящают нас в свое созвучие. Сейчас, как и раньше, книга продолжает пленять воображение своими сказочными картинами.

Удивительные рисунки морфологических форм иногда выглядят такими же простыми и наивными, как рисунки из детской книжки. Своей простотой и четкостью они подчас напоминают композиции Карла Ларсона, а светлая прозрачность цвета роднит их с творениями Рунге, особенно с его аллегорической картиной «Утро». Композиция рисунка таит в себе ритмичную динамику, похожую на повторяющиеся ритмы «Болеро» Равеля. Это удивительное свойство центральной композиции – уникальная находка Эрнста Геккеля – было разработано специально для этой книги. Здесь все служит тому, чтобы с помощью наглядных рисунков раскрыть для читателя идею экологии.

Из огромного фонда биологических препаратов, большая часть которых была исследована и классифицирована им самим, Геккель отбирает отдельные образцы, а затем рисует их, детально описывая каждый объект. При этом он старается расположить рисунок симметрично относительно центра листа так, чтобы главная форма и формы, отходящие от нее к краям страницы, отражали взаимосвязь этих организмов в природе. Ни характерная среда, ни условия их обитания, как, впрочем, и особенности взаимодействия между этими особями, здесь не были отображены; в этой работе Геккель следовал прежде всего художественным принципам композиции. Самые разные природные формы представлены в довольно гармоничном порядке, а их пластичность удачно передана с помощью цвета. Очарование мудрости жизни, излучаемое этими иллюстрациями, реализовано через симметричную форму, введенную Геккелем и названную им «органической формой», которая вошла в историю искусства как «форма органического развития».

Во время своих многочисленных путешествий Геккель посетил страны Европы, Мадейру, Цейлон, Египет, Алжир, Сирию, изучал их флору и фауну. Из этих поездок он привозил не только описания, но и замечательные акварельные рисунки, дающие представление о природе этих мест и об уникальной растительности.

Рисунки Эрнста Геккеля можно использовать на уроках биологии. В 6-м классе на уроках ботаники при изучении одноклеточных водорослей и мхов его акварели могут проиллюстрировать все разнообразие тропической растительности, разных форм стеблей. В 7-м классе на уроках зоологии его рисунки послужат прекрасным иллюстративным материалом при изучении одноклеточных животных, кишечнополостных животных, голожаберных и головоногих моллюсков. Есть замечательные рисунки, которые можно продемонстрировать при изучении разнообразия черепах, ящериц 1.

После 1891 г. Геккель целиком уходит в разработку философских аспектов эволюционной теории. Геккель очень не любил католическую церковь и яростно нападал на нее, но религию он не отвергал, просто выдумывал свою собственную. Он становится страстным апологетом монизма – научно-философской теории, призванной, по его мнению, заменить религию, и основывает «Лигу монистов». «Мы будем строить храмы в честь новой религии. Мы создадим новую религию, великую и разумную, основанную на научных началах. Тогда все человечество переродится», – уверял он своих слушателей.

Скончался Эрнст Геккель в Йене 9 августа 1919 г. Немецкие ученые заботливо сохраняют как Филетический музей, основанный Геккелем в 1908 г., так и «Виллу Медуза» – дом Геккеля, в котором в 1916 г. он организовал свой «Филетический архив». Здесь, помимо библиотеки Геккеля, находится и архив, содержащий более 30 тыс. писем Геккеля и его окружения, свыше 800 акварелей.


1 Рисунки Эрнста Геккеля содержатся в его книге «Красота форм в природе», выпущенной издательством Вернера Регена в Санкт Петербурге в 2007 г. Также они размещены на сайте http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Ernst Haeckel.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru